Псалмів 101 псалом

Книга Псалмів
Українська Біблія. Турконяк → Толкование Далласской семинарии

Українська Біблія. Турконяк

1 Молитва вбогого, коли він ослаб і виливає перед Господом своє благання.
2 Господи, вислухай мою молитву, — нехай дійде до Тебе моє благання.
3 Не відверни від мене Свого обличчя. У день, коли приходить скрута, прихили до мене Своє вухо. Того дня, коли я закличу до Тебе, вислухай мене негайно.
4 Адже мої дні зникли, як дим; мої кості висохли, як сухі поліна.
5 Я потолочений, як трава, і моє серце засохло, — я навіть забував їсти свій хліб.
6 Від зойків і мого стогону тіло моє присохло до моїх кісток.
7 Я уподібнився до пелікана, що в пустелі, — я став, як та сова в розваленому домі.
8 Я не спав — став, як той самотній горобець на даху.
9 Упродовж цілого дня наді мною глумилися мої вороги, і ті, які мене хвалили, стали проклинати мене.
10 Адже, наче хліб, я їв попіл, а свій напій я розводив сльозами —
11 через Твій гнів і обурення, оскільки, звеличивши мене, Ти скинув додолу.
12 Мої дні промайнули, наче тінь, я висох, як трава.
13 А Ти, Господи, перебуваєш навіки, і пам’ять Твоя — з роду в рід.
14 Тож, піднявшись, змилуйся над Сіоном, бо пора його помилувати, оскільки прийшов час.
15 Адже Твої раби вподобали його каміння й будуть жаліти його пил.
16 І народи боятимуться Господнього Імені, — усі царі землі — Твоєї слави.
17 Адже Господь збудує Сіон, Він з’явиться у Своїй славі.
18 Він зглянувся на молитву покірних і не погордував їхнім благанням.
19 Нехай це буде записано для наступного покоління, і відроджений народ хвалитиме Господа.
20 Бо Він поглянув зі Своєї святої висоти, — Господь поглянув із неба на землю,
21 аби почути стогін скованих, визволити синів, виданих на смерть,
22 сповіщати в Сіоні Господнє Ім’я і хвалу Його в Єрусалимі,
23 коли народи й царства зберуться разом, щоби служити Господу.
24 Він відповів йому на дорозі його сили: Сповісти мені короткочасність моїх днів.
25 Не забери мене в половині моїх днів, — Твої роки з роду в рід.
26 Ти, Господи, на початку заснував землю, і небеса — діло Твоїх рук.
27 Вони загинуть, а Ти — стоятимеш; і всі, мов одяг, постаріють. Ти їх заміниш, наче одяг, — будуть замінені вони.
28 А Ти — Той Самий, і рокам Твоїм не буде кінця.
29 Сини Твоїх рабів житимуть, і їхнє потомство йтиме вперед навіки.

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 101

Необычная надпись, соответствующая первому стиху этого псалма, говорит о нем как о псалме-размышлении в тягостных обстоятельствах, как о псалме личной печали (каковым он в большей своей части и является). Мысли, содержащиеся в нем, перекликаются с таковыми в Пс 21, 68, 78. Известное сходство наблюдается также между этим псалмом и некоторыми размышлениями и высказываниями в Ис 40−66.

А. Скоро услышь меня. Ибо сердце мое поражено (101:2−12)

Пс 101:2−12. Страждущий, который обращается к Господу, испытывает крайнюю нужду в скором ответе Его, ибо скорбь его, уныние и печаль достигли предела. Услышь… скоро услышь меня! — молит он. На языке образов аллегорий описывает он свою бедственную ситуацию. Быстро бегущие дни свои, которые проводит в страдании, псалмопевец уподобляет дыму, бесследно тающему в воздухе; горечь мыслей, преследующих его, так глубоко проникает в него, что и кости его словно обожжены ею и уподобились головне.

Сердце его поражено, и иссохло, как трава (часто встречающийся в Библии образ бедствия, гибели: сравните стих 12; Пс 36:2; 102:15−16; Ис 40:6−8). Страждущий лишился аппетита (стих 5), и от этого, как и от постоянных стенаний своих, настолько исчах, что остались от него «кожа да кости» (стих 6). В стихах 7−8 — образы его одиночества.

Он знает, что враги клянут (стих 9) именем его тех, кому хотят несчастья (т. е. желают им таких же несчастий, какие обрушились на псалмопевца). В стихе 10 можно видеть сугубо образное выражение, но фраза Я ем пепел, как хлеб, может подразумевать и то, что в знак печали псалмопевец постоянно посыпает пеплом голову. Причину своих страданий он видит в гневе Господа, у Которого когда-то он знал блаженные дни (Ты вознес меня), но теперь он низринут Им в пучину бедствия. Я иссох, как трава, повторяет он (стих 12 сравните со стихом 5). Жизнь его ненадежна и неустойчива, как уклоняющаяся тень.

В. Господь умилосердится над Сионом (101:13−23)

Пс 101:13−14. Внезапный «поворот темы» — от эфемерности существования псалмопевца к вечности Божиего бытия. Очевидно, причина страданий автора связана была со страданиями всего Сиона (Иерусалима), и сам псалом написан был в связи с каким-то бедствием, постигшим город. Но вот в псалме возникает мажорная нота, ибо поющий его выражает уверенность в том, что Господь умилосердится над Сионом, ибо… пришло время… помиловать его.

Пс 101:15−18. Он напоминает Господу о безмерной любви к Иерусалиму его жителей, которым дороги не только камни его, но и пыль («прах»), покрывающая его улицы. И проникается все большей верой в то, что Господь откликнется на молитву беспомощных и вновь созиждет Иерусалим; он уже не сомневается в возвращении в город главы Господней, которой убоятся… все цари земные.

Пс 101:19−23. И о том, что произойдет, узнают потомки; ибо об этом напишется, и они тоже вознесут хвалу Господу, Который внимательно всматривается с небес в то, что происходит на земле (стих 20). Он слышит стон узников и посылает освобождение обреченным на смерть (оконч. Стих 21). По этой причине с благодарностью возвестят на Сионе имя Господне и хвалу Ему в Иерусалиме в тот день, когда соберутся народы вместе и для служения Господу (стих 23), провидит псалмопевец.

В. Лета Твои не кончатся (101:24−29)

Пс 101:24−29. И опять неожиданный «поворот темы»: снова сетует псалмопевец на изнурившее его страдание, попущенное Господом, которое сократило дни его (стих 24). Он просит не восхищать души его теперь, когда он прожил лишь половину дней своих. Жизнь Самого Господа бесконечна (Твои лета в роды родов: стих 25), так пусть же Он в милости Своей хоть несколько продлит и его жизнь, подразумевает псалмопевец.

В стихах 26−28 — краткий, но торжественный гимн величию и неизменности в вечности Бога-Творца, которые подчеркиваются бренностью и «изменяемостью» творения (сравните 2Пет 3:10; Откр 21:1).

«Гимн» этот цитируется автором послания к Евреям (Евр 1:10−12). Псалмопевец обращается в стихе 26−28 к вечному Господу, с Которым новозаветный писатель отождествляет Иисуса Христа как того Бога, Который создал этот мир и «содержит» его силой Своей.

В стихе 29 автор псалма выражает надежду на осуществление идеального предназначения еврейского народа, на то, что он будет жить в согласии с Господними заповедями и из рода в род утверждаться пред лицем Господа. Народ этот, однако, «уклонился» от путей, указанных ему, и на «сегодняшний день» предназначение это осуществляется христианами.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.