Заспівайте Богові, уся земля,
(Музична пауза).
(Музична пауза).
(Музична пауза).
Толкование Далласской семинарии
Толкование Псалма 65
Автор этой благодарственной песни Господу не указан, как и конкретный повод ее написания. Израильский народ призывается здесь «воспеть славу имени Господа» за великий, благоговейный страх, вызывающий дела, которые Он совершил для него. Поклониться Богу Израиля и воздать Ему хвалу призываются и все другие народы.
А. Пойте славу имени Его (65:1−12)
Стихи 1−9 обращены к «народам», стихи 10−12 — к Богу.
Пс 65:1−4. Вся земля (т. е. все ее обитатели) призываются славить Господа радостными восклицаниями и пением — по причине удивительных дел, явивших миру несравненную Его силу, противостать которой не могут враги Его.
Пс 65:5−7. Как примеры таких дел приводятся переход евреев через Чермное море, а затем переход их через реку Иордан (стих 6). Поразительные эти факты, как и многие другие, имевшие место в истории Его народа, становились достоянием язычников, в окружении которых существовал Израиль, и это не могло не производить на них сильное впечатление. Псалмопевец призывает языческие народы понять, что в могуществе Своем (стих 7) Бог евреев владычествует… вечно и над ними; да не возносятся мятежники! — восклицает он.
Пс 65:8−9. На основании всего сказанного прежде (повторяется мысль о сохранении Господом еврейского народа; стих 9) псалмопевец призывает все народы славить и хвалить Его (стих 8).
Пс 65:10−12. Тут в образной форме передана мысль о том, что через многие тяжкие испытания, опасности, невзгоды, рабское состояние (положил оковы на чресла наши), вражеские осады или осаду (Посадил человека на главу нашу; некоторые полагают, что в стихе 12 подразумевается осада Иерусалима при царе Езекии ассирийским царем Сеннахиримом, — 4Цар 18−19) провел Господь Свой народ, подвергая его мучительной для него переделке (Ты… переплавил нас, как переплавляют серебро: стих 10). Но Ты же вывел нас затем на свободу, с благодарностью восклицает псалмопевец.
Б. Обращение псалмопевца к Богу (65:13−20)
Он выступает здесь как лицо, представляющее еврейский народ и ответственное за него, в качестве такового псалмопевец предлагает Богу жертвоприношения и возносит Ему хвалу.
Пс 65:13−15. В благодарность за избавление (подразумевается в стихе 13; сравните с «Ты вывел нас на свободу» в предыдущем стихе) псалмопевец выражает намерение войти в дом Божий со всесожжениями — во исполнение своих обетов, которые произнес в дни скорби своей (стих 14).
Пс 65:16−20. Призыв к еврейскому народу прийти и послушать, что сотворил Бог для псалмопевца по молитве его. Я воззвал к Нему, и услышал… меня Господь и внял гласу моления моего, говорит он, потому что сердце мое было чисто перед Ним (со. Притч 28:9; Ис 59:2).
В этой части псалма подчеркнуто звучит мысль о необходимости «приходить» к Господу с искренней молитвой и сердцем, очищенным от греха. Только тогда Он слышит и не отвращает от молящегося милости Своей.
Благословен Бог, слышащий и милующий! — завершает свою благодарственную песнь псалмопевец.