Псалмів 43 псалом

Книга Псалмів
Українська Біблія. Турконяк → Толкование Далласской семинарии

Українська Біблія. Турконяк

1 На закінчення. Пісня для синів Корея — на повчання.
2 Боже, ми своїми вухами почули, наші батьки розповіли нам про справу, яку Ти здійснив у їхні дні, у давні дні.
3 Твоя рука вигубила народи: їх Ти поселив, а народи Ти розгромив і вигнав їх.
4 Адже не своїм мечем вони набули в спадок землю, не їхня рука врятувала їх, але Твоя правиця, Твоя сила, сяйво Твого обличчя, — бо Ти їх уподобав.
5 Саме Ти є моїм царем і моїм Богом, що проголошуєш спасіння Якову.
6 З Твоєю допомогою ми поборемо наших ворогів, Твоїм Іменем матимемо за ніщо тих, які повстають проти нас.
7 Адже я не покладаюся на свій лук, і мій меч мене не врятує.
8 Бо Ти нас врятував від наших гнобителів; Ти засоромив тих, які нас ненавиділи.
9 Тож будемо Богом хвалитися весь день, Твоїм Іменем будемо висловлювати хвалу повік.
(Музична пауза).
10 Та тепер Ти відкинув нас і засоромив, не будеш іти з нашим військом.
11 Ти довів нас до втечі перед нашими ворогами, а наші ненависники захопили собі наше майно.
12 Наче овець, Ти віддав нас на поталу, розсіяв нас між народами.
13 За безцінь віддав Ти Свій народ, — небагато Ти отримав, коли їх виміняв.
14 Ти виставив нас на глузування перед нашими сусідами, на наругу й посміховисько тим, які оточують нас.
15 Ти зробив так, що ми стали притчею між народами, щоб між народами кивали на нас головами.
16 Увесь день моя ганьба переді мною, і соромом покрилося моє обличчя
17 від голосу того, хто поносить і пліткує, від обличчя ворога і гонителя.
18 Усе це прийшло на нас, та ми Тебе не забули і не порушили Твого завіту.
19 Наше серце не відступило назад, і Ти допустив, щоб наші стежки звернули з Твоєї дороги.
20 Адже Ти нас упокорив на місці, де нам чинили зло, і нас покрила тінь смерті.
21 Якщо би ми забули Ім’я нашого Бога і почали здіймати наші руки до чужого бога,
22 то хіба Бог цього не дослідить? Адже Він знає таємниці серця.
23 Тож за Тебе вбивають нас щодня, нас вважають за овець, призначених на заріз.
24 Устань, чому спиш, Господи? Підіймись, не відкинь назавжди!
25 Чому відвертаєш Своє обличчя, не пам’ятаєш про нашу убогість і наше поневолення?
26 Адже нашу душу втоптали в порох, наше нутро прилипло до землі.
27 Устань, Господи, допоможи нам, визволи нас — задля Свого Імені!

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 43

Первому стиху псалма соответствует надпись с указанием Начальнику хора и пояснением Учение (что может пониматься не только как «наставление», но и как «размышление»; евр. маскил). Сынов Кореевых. Из последней фразы следует, что или кто-то из рода Корея был автором этого псалма, или он предназначался к исполнению ими. Но кем бы ни был автор Псалма 43, звучит он как всенародная жалоба на беспримерное военное поражение.

Народ, между тем, знает, каким верным и сильным помощником был Бог «отцам» его, и, веруя в Него так же, как веровали они. молит о даровании «спасения Иакову» (стих 5) и теперь. Мольба эта звучит с тем большим чувством, что просящим непонятно, почему Бог позволил врагам их нанести им столь жестокий разгром.

В плане провозглашения всенародной веры в Иегову Пс 43 может быть назван уникальным; богословы рассматривают его как контраст по отношению к Плач 3.

А. Народ верен упованию отцов (43:2−9)

Пс 43:2−4. Израиль вспоминает о деле, совершенном для него Господом во дни древние, т. е. о чудесном даровании ему палестинской земли о дни Иисуса Навина. Израильтяне признают, что не мечом предки их приобрели эту землю, и что не их сила спасла их, но Бог, благоволивший к ним, сражался на их стороне, и Его силой одерживали они победы; это Он истребил языческие народы и насадил в их земле Израиля.

Пс 43:5−9. Израиль признает Бога своим «царем» и, исходя из того, что Он — тот же, что в древние дни, молит о даровании спасения от врагов, в стихе 5 обращение к Богу от первого лица: Боже, царь мой? Но на основании всего контекста псалма единственное число здесь следует, вероятно, воспринимать как выражение единого упования народа, его «коллективной души».

Полагают, что в Пс 43 подразумеваются страшные бедствия, обрушенные на Израиль идумеями со стороны южных границ его, когда царь Давид вел войну с сирийцами на севере; множество иудеев было тогда уведено идумеями в плен и продано в рабство в соседние страны. Возможно, именно идумеи названы в стихе 6 «восстающими на нас».

Ответное поражение, признает Израиль, мы сможем нанести им, только если Ты будешь с нами (С Тобою… во имя Твое; стих 6). На древнем Востоке символом силы животного были его рога (а в переносном смысле — силы вообще); отсюда фраза избодаем рогами в стихе 6. В стихах 7−9 — выражение упования на Бога; спасенный Им от ненавидящих его, Израиль станет хвалить и прославлять Господа вовек.

Б. Плач Израиля об унизительном поражении (43:10−17)

Пс 43:10−13. Для евреев Господь был не только «царем», но и невидимым военачальником всех их боевых сил. Его присутствие в войске символизировалось ковчегом, который несли левиты. Там, где Израиль обращен был в бегство от врага, там Бог «не выходил» с войсками его — такова мысль в стихе 10; Ты отринул и посрамил нас, и предал в руки грабителей (стихи 10−11). Враги «попирали» беззащитных иудеев, как овец, и они были рассеяны между народами (стих 12); под «рассеянием» здесь можно понимать продажу иудеев в рабство во многие соседние страны. Взятых (идумеями?) в плен было так много, что их продавали за бесценок (стих 13).

Пс 43:14−17. И сделался народ Божий притчею (предметом издевательских пересудов) между народами; иноплеменники насмешливо кивали в его сторону головами. Ед. число может быть понято так же, как в стихе 5.

В. Мольба невиновных о заступничестве (43:18−23)

Пс 43:18−23. Смятение народа усиливается сознанием не заслуженности обрушившегося на него бедствия. Ведь мы не забыли Тебя, и не нарушили завета Твоего… не уклонились от пути Твоего, утверждается в псалме.

Слово, переведенное как драконов, правильнее перевести как шакалов. Иудеи, в беспомощности своей, уподобляются здесь трупам (Ты… покрыл нас тенью смертною), которыми питаются шакалы (под ними подразумеваются их враги и мучители). А ведь мы не забыли Бога нашего, напоминают они, и не простирали рук к богам язычников. Если бы это было так, то Иегова, Который знает все тайны сердца, дал бы им знать, что наказывает их за это. Но Ему известно, что этим они не согрешили (стихи 21−22), а, напротив, за верность Ему умерщвляют их враги их всякий день, в их глазах они, как овцы, обреченные на заклание (стих 23).

Г. Заключительная молитва (43:24−27)

Пс 43:24−27. Восстань же, Господи! пробудись… не отринь нас навсегда! — горестно восклицает Израиль, не понимающий, почему Господь «спит» и скрывает от него лице Свое, забывая о скорби Своего народа и угнетенном положении его. В стихе 26 — образное выражение предельной униженности и безграничной скорби. В стихе 27-заключительный вопль о помощи.

Следует отметить, что Пс 43 учит всякого истинно верующего правильной реакции на происходящее в его жизни. Несмотря на то, что в данной ситуации Израиль не понимает причины своего бедствия и унижения и даже склонен думать, что Бог отвернулся от него, он продолжает верить в то, что избавление, в конечном счете, придет от Него. Господь по-прежнему остается предметом его упования. Сравните с упованием Иова на Господа, Который, по словам этого страдальца, «убивает его» (Иов 13:15).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.