Малахия 1 глава

Книга пророка Малахии
Подстрочник Винокурова → Толкования Августина

Подстрочник Винокурова

1
Λῆμμα Основа   N-NASN
λόγου сло́ва 3056 N-GSM
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
ἐπὶ к 1909 PREP
τὸν   3588 T-ASM
Ἰσραηλ Израилю 2474 N-PRI
ἐν в 1722 PREP
χειρὶ руке 5495 N-DSF
ἀγγέλου ангела 32 N-GSM
αὐτοῦ· Его; 846 D-GSM
θέσθε положи́те 5087 V-2AMM-2P
δὴ поэтому 1211 PRT
ἐπὶ на 1909 PREP
τὰς   3588 T-APF
καρδίας сердца́ 2588 N-APF
ὑμῶν. ваши. 5216 P-2GP
2
Ἠγάπησα Я полюбил 25 V-AAI-1S
ὑμᾶς, вас, 5209 P-2AP
λέγει говорит 3004 V-PAI-3S
κύριος. Господь. 2962 N-NSM
καὶ А 2532 CONJ
εἴπατε вы сказали: 2036
Ἐν В 1722 PREP
τίνι чём 5100 I-DSN
ἠγάπησας Ты полюбил 25 V-AAI-2S
ἡμᾶς нас? 2248 P-1AP
οὐκ [Разве] не 3756 PRT-N
ἀδελφὸς брат 80 N-NSM
ἦν был 3739 V-IAI-3S
Ησαυ Исав 2269 N-PRI
τοῦ   3588 T-GSM
Ιακωβ Иакова? 2384 N-PRI
λέγει говорит 3004 V-PAI-3S
κύριος· Господь; 2962 N-NSM
καὶ а 2532 CONJ
ἠγάπησα Я полюбил 25 V-AAI-1S
τὸν   3588 T-ASM
Ιακωβ, Иакова, 2384 N-PRI
3
τὸν   3588 T-ASM
δὲ же 1161 CONJ
Ησαυ Исава 2269 N-PRI
ἐμίσησα Я возненавидел 3404 V-AAI-1S
καὶ и 2532 CONJ
ἔταξα определил 5021 V-AAI-1S
τὰ   3588 T-APN
ὅρια пределы 3725 N-APN
αὐτοῦ его 846 D-GSM
εἰς на 1519 PREP
ἀφανισμὸν вымирание 854 N-ASM
καὶ и 2532 CONJ
τὴν   3588 T-ASF
κληρονομίαν наследство 2817 N-ASF
αὐτοῦ его 846 D-GSM
εἰς на 1519 PREP
δόματα дары 1390 N-APN
ἐρήμου. пустыни. 2048 A-GSF
4
διότι Потому 1360 CONJ
ἐρεῖ скажет [кто-то] 2046 V-FAI-3S
  1510 T-NSF
Ιδουμαία Идумея 2401 N-NSF
κατέστραπται, уничтожена, 2690 V-RPI-3S
καὶ и 2532 CONJ
ἐπιστρέψωμεν вернёмся 1994 V-AAS-1P
καὶ и 2532 CONJ
ἀνοικοδομήσωμεν восстановим 456 V-FAI-1P
τὰς эти 3588 T-APF
ἐρήμους· пустыни; 2048 A-APF
τάδε это 3592 D-APN
λέγει говорит 3004 V-PAI-3S
κύριος Господь 2962 N-NSM
παντοκράτωρ Вседержитель: 3841 N-NSM
Αὐτοὶ Они 846 P-NPM
οἰκοδομήσουσιν, построят, 3618 V-FAI-3P
καὶ а 2532 CONJ
ἐγὼ Я 1473 P-1NS
καταστρέψω· ниспровергну; 2690 V-FAI-1S
καὶ и 2532 CONJ
ἐπικληθήσεται прозовут   V-FPI-3S
αὐτοῖς их 846 D-DPM
ὅρια пределы 3725 N-APN
ἀνομίας беззакония 458 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
λαὸς народ 2992 N-NSM
ἐφ᾽ относительно 1909 PREP
ὃν которого 3739 R-ASM
παρατέτακται определил   V-XMI-3S
κύριος Господь 2962 N-NSM
ἕως до 2193 ADV
αἰῶνος. ве́ка. 165 N-GSM
5
καὶ и 2532 CONJ
οἱ   3588 T-NPM
ὀφθαλμοὶ глаза́ 3788 N-NPM
ὑμῶν ваши 5216 P-2GP
ὄψονται, увидят, 3700 V-FDI-3P
καὶ и 2532 CONJ
ὑμεῖς вы 5210 P-2NP
ἐρεῖτε скажете: 2046 V-FAI-2P
Ἐμεγαλύνθη Возвеличился 3170 V-API-3S
κύριος Господь 2962 N-NSM
ὑπεράνω превыше 5231 ADV
τῶν   3588 T-GPN
ὁρίων пределов 3725 N-GPN
τοῦ   3588 T-GSM
Ἰσραηλ. Израиля. 2474 N-PRI
6
Υἱὸς Сын 5207 N-NSM
δοξάζει чтит 1392 V-PAI-3S
πατέρα отца 3962 N-ASM
καὶ и 2532 CONJ
δοῦλος раб 1401 N-NSM
τὸν   3588 T-ASM
κύριον господина 2962 N-ASM
αὐτοῦ. его. 846 D-GSM
καὶ И 2532 CONJ
εἰ если 1487 COND
πατήρ отец 3962 N-NSM
εἰμι есть 1510 V-PAI-1S
ἐγώ, Я, 1473 P-1NS
ποῦ где [же] 4226 ADV
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
  1510 T-NSF
δόξα слава 1391 N-NSF
μου Моя 3450 P-1GS
καὶ и 2532 CONJ
εἰ если 1487 COND
κύριός господин 2962 N-NSM
εἰμι есть 1510 V-PAI-1S
ἐγώ, Я, 1473 P-1NS
ποῦ где [же] 4226 ADV
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
  3588 T-NSM
φόβος страх 5401 N-NSM
μου [перед] Мной 3450 P-1GS
λέγει говорит 3004 V-PAI-3S
κύριος Господь 2962 N-NSM
παντοκράτωρ. Вседержитель. 3841 N-NSM
ὑμεῖς Вы 5210 P-2NP
οἱ   3588 T-NPM
ἱερεῖς священники 2409 N-NPM
οἱ   3588 T-NPM
φαυλίζοντες презирающие   V-PAP-NPM
τὸ   3588 T-ASN
ὄνομά имя 3686 N-ASN
μου· Моё; 3450 P-1GS
καὶ и 2532 CONJ
εἴπατε вы сказали: 2036
Ἐν В 1722 PREP
τίνι чём 5100 I-DSN
ἐφαυλίσαμεν мы презирали   V-AAI-1P
τὸ   3588 T-ASN
ὄνομά имя 3686 N-ASN
σου Твоё? 4675 P-2GS
7
προσάγοντες Принося 4317 V-PAPNP
πρὸς к 4314 PREP
τὸ   3588 T-ASN
θυσιαστήριόν жертвеннику 2379 N-ASN
μου Моему 3450 P-1GS
ἄρτους хлебы 740 N-APM
ἠλισγημένους. осквернённые.   V-APP-APM
καὶ И 2532 CONJ
εἴπατε вы сказали: 2036
Ἐν В 1722 PREP
τίνι чём 5100 I-DSN
ἠλισγήσαμεν мы осквернили   V-API-1P
αὐτούς их? 846 P-APM
ἐν В 1722 PREP
τῷ   3588 T-DSN
λέγειν говорить 3004 V-PAN
ὑμᾶς вам: 5209 P-2AP
Τράπεζα Стол 5132 N-NSF
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
ἐξουδενωμένη не важен 1847 V-PPPNS
ἐστὶν есть 1510 V-PAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
τὰ   3588 T-APN
ἐπιτιθέμενα возложенная [на нём] 2007 V-PPPAP
βρώματα пища 1033 N-APN
ἐξουδενωμένα. не важная. 1847 V-PPPAP
8
διότι Потому что 1360 CONJ
ἐὰν если 1437 COND
προσαγάγητε вы прино́сите 4317 V-AAS-2P
τυφλὸν слепое 5185 A-ASM
εἰς в 1519 PREP
θυσίαν, жертву, 2378 N-ASF
οὐ [разве] не 3739 PRT-N
κακόν зло 2556 A-ASM
καὶ и 2532 CONJ
ἐὰν если 1437 COND
προσαγάγητε вы прино́сите 4317 V-AAS-2P
χωλὸν хромое 5560 A-ASM
или 1510 PRT
ἄρρωστον, больное, 732 A-ASM
οὐ [разве] не 3739 PRT-N
κακόν зло? 2556 A-ASM
προσάγαγε принеси 4317 V-2AAM-2S
δὴ поэтому 1211 PRT
αὐτὸ это 846 D-ASN
τῷ   3588 T-DSM
ἡγουμένῳ начальнику 2233 V-PMPDS
σου, твоему, 4675 P-2GS
εἰ [действительно] ли 1487 COND
προσδέξεται благосклонно примет 4327 V-FMI-3S
αὐτό, его, 846 D-ASN
εἰ [действительно] ли 1487 COND
λήμψεται возьмёт 2983 V-FDI-3S
πρόσωπόν [от] лица́ 4383 N-ASN
σου, твоего, 4675 P-2GS
λέγει говорит 3004 V-PAI-3S
κύριος Господь 2962 N-NSM
παντοκράτωρ. Вседержитель. 3841 N-NSM
9
καὶ И 2532 CONJ
νῦν теперь 3568 ADV
ἐξιλάσκεσθε умилостивьте   V-PMPD-2P
τὸ   3588 T-ASN
πρόσωπον лицо 4383 N-ASN
τοῦ   3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
ὑμῶν вашего 5216 P-2GP
καὶ и 2532 CONJ
δεήθητε умоли́те 1189 V-AOM-2P
αὐτοῦ· Его; 846 D-GSM
ἐν   1722 PREP
χερσὶν руками 5495 N-DPF
ὑμῶν вашими 5216 P-2GP
γέγονεν сделалось 1096 V-2RAI-3S
ταῦτα· это; 5023 D-APN
εἰ [действительно] ли 1487 COND
λήμψομαι Я возьму 2983 V-FMI-1S
ἐξ от 1537 PREP
ὑμῶν вашего 5216 P-2GP
πρόσωπα лица́ 4383 N-APN
ὑμῶν ваше? 5216 P-2GP
λέγει говорит 3004 V-PAI-3S
κύριος Господь 2962 N-NSM
παντοκράτωρ. Вседержитель. 3841 N-NSM
10
διότι Потому 1360 CONJ
καὶ и 2532 CONJ
ἐν у 1722 PREP
ὑμῖν вас 5213 P-2DP
συγκλεισθήσονται закрыть 4788 V-FPI-3P
θύραι, две́ри, 2374 N-NPF
καὶ и 2532 CONJ
οὐκ не 3756 PRT-N
ἀνάψετε разжигать 381 V-FAI-2P
τὸ   3588 T-ASN
θυσιαστήριόν жертвенник 2379 N-ASN
μου Мой 3450 P-1GS
δωρεάν· даром; 1432 N-ASF
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔστιν есть 1510 V-PAI-3S
μου Моей 3450 P-1GS
θέλημα воли 2307 N-ASN
ἐν среди 1722 PREP
ὑμῖν, вас, 5213 P-2DP
λέγει говорит 3004 V-PAI-3S
κύριος Господь 2962 N-NSM
παντοκράτωρ, Вседержитель, 3841 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
θυσίαν жертву 2378 N-ASF
οὐ не 3739 PRT-N
προσδέξομαι приму 4327 V-FMI-1S
ἐκ из 1537 PREP
τῶν   3588 T-GPF
χειρῶν рук 5495 N-GPF
ὑμῶν. ваших. 5216 P-2GP
11
διότι Потому что 1360 CONJ
ἀπ᾽ от 575 PREP
ἀνατολῶν востока 395 N-GPF
ἡλίου солнца 2246 N-GSM
ἕως до 2193 ADV
δυσμῶν запада 1424 N-GPF
τὸ   3588 T-NSN
ὄνομά имя 3686 N-NSN
μου Моё 3450 P-1GS
δεδόξασται прославлено 1392 V-RPI-3S
ἐν в 1722 PREP
τοῖς   3588 T-DPN
ἔθνεσιν, народах, 1484 N-DPN
καὶ и 2532 CONJ
ἐν во 1722 PREP
παντὶ всяком 3956 A-DSM
τόπῳ месте 5117 N-DSM
θυμίαμα фимиам 2368 N-NSN
προσάγεται возносят 4317 V-PPI-3S
τῷ   3588 T-DSN
ὀνόματί имени 3686 N-DSN
μου Моему 3450 P-1GS
καὶ и 2532 CONJ
θυσία жертву 2378 N-NSF
καθαρά, чистую, 2513 A-NSF
διότι потому что 1360 CONJ
μέγα великое 3173 A-NSN
τὸ   3588 T-NSN
ὄνομά имя 3686 N-NSN
μου Моё 3450 P-1GS
ἐν в 1722 PREP
τοῖς   3588 T-DPN
ἔθνεσιν, народах, 1484 N-DPN
λέγει говорит 3004 V-PAI-3S
κύριος Господь 2962 N-NSM
παντοκράτωρ. Вседержитель. 3841 N-NSM
12
ὑμεῖς Вы 5210 P-2NP
δὲ же 1161 CONJ
βεβηλοῦτε хулите 953 V-PAI-2P
αὐτὸ его 846 D-ASN
ἐν в 1722 PREP
τῷ   3588 T-DSN
λέγειν говорить 3004 V-PAN
ὑμᾶς вам: 5209 P-2AP
Τράπεζα Стол 5132 N-NSF
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
ἠλισγημένη нечистый   V-APP-NSF
ἐστίν, есть, 1510 V-PAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
τὰ которое 3588 T-NPN
ἐπιτιθέμενα возложено на нём 2007 V-PMPNP
ἐξουδένωνται презрительная 1847 V-PPI-3P
βρώματα пища 1033 N-NPN
αὐτοῦ. [от] него. 846 D-GSM
13
καὶ И 2532 CONJ
εἴπατε вы сказали: 2036
Ταῦτα Эти [вещи] 5023 D-NPN
ἐκ   1537 PREP
κακοπαθείας причиняющие беспокойство 2552 N-GSF
ἐστίν, есть, 1510 V-PAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
ἐξεφύσησα Я развею   V-AAI-1S
αὐτὰ их 846 D-APN
λέγει говорит 3004 V-PAI-3S
κύριος Господь 2962 N-NSM
παντοκράτωρ· Вседержитель; 3841 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
εἰσεφέρετε вы приносили 1533 V-IAI-2P
ἁρπάγματα [в] жертву   N-APN
καὶ и 2532 CONJ
τὰ   3588 T-APN
χωλὰ увечных 5560 A-APN
καὶ и 2532 CONJ
τὰ   3588 T-APN
ἐνοχλούμενα· беспокойных; 1776 V-PPPAP
καὶ и 2532 CONJ
ἐὰν если 1437 COND
φέρητε вы прино́сите 5342 V-PAS-2P
τὴν   3588 T-ASF
θυσίαν, жертву, 2378 N-ASF
εἰ [действительно] ли 1487 COND
προσδέξομαι Я приму 4327 V-FMI-1S
αὐτὰ их 846 D-APN
ἐκ из 1537 PREP
τῶν   3588 T-GPF
χειρῶν рук 5495 N-GPF
ὑμῶν ваших 5216 P-2GP
λέγει говорит 3004 V-PAI-3S
κύριος Господь 2962 N-NSM
παντοκράτωρ. Вседержитель. 3841 N-NSM
14
καὶ И 2532 CONJ
ἐπικατάρατος проклят 1944 A-NSM
ὃς который 3739 R-NSM
ἦν был 3739 V-IAI-3S
δυνατὸς в состоянии 1415 A-NSM
καὶ и 2532 CONJ
ὑπῆρχεν пребывал 5225 V-IAI-3S
ἐν в 1722 PREP
τῷ   3588 T-DSN
ποιμνίῳ стаде 4168 N-DSN
αὐτοῦ его 846 D-GSM
ἄρσεν самец 730 N-NASN
καὶ и 2532 CONJ
εὐχὴ молитва 2171 N-NSF
αὐτοῦ его 846 D-GSM
ἐπ᾽ относительно 1909 PREP
αὐτῷ его 846 D-DSM
καὶ а 2532 CONJ
θύει он жертвует 2380 V-PAI-3S
διεφθαρμένον повреждённое 1311 V-RMPAS
τῷ   3588 T-DSM
κυρίῳ· Господу; 2962 N-DSM
διότι потому что 1360 CONJ
βασιλεὺς Царь 935 N-NSM
μέγας великий 3173 A-NSM
ἐγώ Я 1473 P-1NS
εἰμι, есть, 1510 V-PAI-1S
λέγει говорит 3004 V-PAI-3S
κύριος Господь 2962 N-NSM
παντοκράτωρ, Вседержитель, 3841 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
τὸ   3588 T-ASN
ὄνομά имя 3686 N-ASN
μου Моё 3450 P-1GS
ἐπιφανὲς славно 2016 A-ASN
ἐν в 1722 PREP
τοῖς   3588 T-DPN
ἔθνεσιν. народах. 1484 N-DPN

Толкования Августина

Стих 2

Кто, далее, будет столь неразумен, чтобы сказать, что Бог не может обратить злую волю людей, какую, когда и где захочет, в добро? Но если Он делает это, делает по милости, а если не делает, не делает по суду.

Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает (18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. Рим 9:18). Это, как говорил апостол, указывало на благодать, об откровении которой по отношению к тем близнецам во чреве Ревекки он уже раньше сказал: Ибо когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего (11 Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило12 не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, Рим 9:11−12).

По этому поводу он привел другое пророческое свидетельство, где написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел (13 как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел. Рим 9:13). Чувствуя, как сказанное могло подействовать на тех, которые не в состоянии постигнуть разумом эту высоту милости, он говорит: Что же скажем? Неужели неправда у Бога? (14 Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак. Рим 9:14). Неправдой кажется то, что Бог без каких бы то ни было заслуг добрыми или злыми делами одного любит, другого ненавидит. Если бы Павел хотел указать на будущие дела — добрые одного или дурные другого, которые Бог предвидел, — он никогда не сказал бы: «не от дел», но сказал бы: «от будущих дел», и таким путем он разрешил бы этот вопрос и не вызвал бы никакого другого вопроса, подлежащего разрешению. Теперь же, когда он ответил: никак! — то есть, да не будет неправды у Бога, — он в доказательство того, что это произошло не по какой-нибудь неправде Божьей, говорит: Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею (15 Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. Рим 9:15)1. Да и кто, кроме безумного, может считать Бога несправедливым, если Он или достойного по суду наказывает, или недостойного по милости жалеет? Потом он заключает и говорит: итак, [помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего (16 Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. Рим 9:16).

Примечания

  • 1 — Ср. 19 И сказал [Господь Моисею]: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать — помилую, кого пожалеть — пожалею. Исх 33:19.

Источник: Энхиридион 253, Cl.0295, 25.1.

***

Кто осмелится сказать против Бога, когда Он сказал Ревекке, имевшей во чреве близнецов, сыновей одного зачатия от отца нашего Исаака, что старший будет служить младшему? Сказал, когда дети еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило) (11 Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило Рим 9:11). [То есть избрание совершается по] выбору благодати, но не заслуг; по выбору, в котором Он не обретает достойных избрания, но делает их таковыми, по выбору не от дел, но от Призывающего (12 не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, Рим 9:12). В подтверждение этой мысли блаженный апостол приводит слова пророка, жившего много позже: Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел (2 Я возлюбил вас, говорит Господь. А вы говорите: "в чем явил Ты любовь к нам?" — Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова, 3 а Исава возненавидел и предал горы его опустошению, и владения его — шакалам пустыни. Мал 1:2−3), чтобы было ясно открытое впоследствии чрез пророка, что еще прежде, чем родились они, все было предопределено по благодати Божией. И что ненавидел Бог в Исаве, прежде чем тот родился, — какое зло, кроме греха первородного? Ибо ни в первом [Иакове] не любил Он праведности его, ибо он еще не свершил ничего праведного, ни во втором [Исаве] не ненавидел Он природу его, ибо Сам создал ее благой.

Письма 194, Cl. 0512, 11.13.329.24.

Стих 10

Малахия, пророчествуя о Церкви, которую мы видим распространенною через Христа, говорит от лица Божия, обращаясь очевиднейшим образом к иудеям: «Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне. Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф» (10 Лучше кто-нибудь из вас запер бы двери, чтобы напрасно не держали огня на жертвеннике Моем. Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне. 11 Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф. Мал 1:10−11). Когда мы видим, что это жертвоприношение совершается уже священством Христовым по чину Мелхиседекову на всяком месте от востока солнца до запада, а жертвоприношения иудеев, которым сказано: «Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне», прекратились, чего они сами не могут отрицать, то почему же они ждут еще доселе другого Христа, когда то, о чем читают в пророчестве и что видят уже исполнившимся, могло исполниться только через Христа? Ибо несколько ниже пророк о Нем говорит от лица Бога: «Завет Мой с ним был завет жизни и мира, и Я дал его ему для страха, и он боялся Меня и благоговел пред именем Моим. Закон истины был в устах его, и неправды не обреталось на языке его; и в мире и правде он ходил со Мною и многих отвратил от греха. Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут из уст его, потому что он вестник (ангел) Господа Саваофа» (5 Завет Мой с ним был [завет] жизни и мира, и Я дал его ему для страха, и он боялся Меня и благоговел пред именем Моим. 6 Закон истины был в устах его, и неправды не обреталось на языке его; в мире и правде он ходил со Мною и многих отвратил от греха. 7 Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа. Мал 2:5−7).

Не следует удивляться, что Иисус Христос назван ангелом всемогущего Бога. Как по причине образа раба, в котором Христос явился к людям, Он — раб, так ангел Он ради Евангелия, которое возвестил людям. Если эти два слова перевести с греческого, то и Евангелие значит благая весть, и ангел — вестник. О Нем же пророк говорит и еще: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится?» (1 Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. 2 И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он — как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, Мал 3:1−2). В этом месте пророк предвозвестил и первое и второе пришествия Христа, — первое в словах. «И внезапно придет в храм Свой», т. е. в плоть свою, о которой Христос сказал в Евангелии: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (19 Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. Ин 2:19); второе — когда говорит: «Вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто́ выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится?»; этим пророк дал понять, что и иудеи, согласно с Писаниями, которые читают, ищут и желают Христа. Но многие из них, ослепленные в своем сердце прежними своими заслугами, не познали, что Тот, Кого они искали и желали, пришел. А под заветом, о котором пророк упоминает выше и здесь, когда называет (Христа) Ангелом завета, мы должны разуметь, конечно же, завет Новый, в котором содержатся вечные обетования, а не Ветхий, заключающий обетования временные.

Придавая большое значение этим последним обе-тованиям и служа истинному Богу в надежде на награду такими временными предметами, весьма многие слабые люди смущаются, когда видят, что ими в избытке владеют нечестивые. Поэтому, чтобы показать различие между вечным блаженством Нового завета, которое даруется только добродетельным, от временного благополучия Ветхого, которое весьма часто достается и злым, пророк говорит: «Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: «что мы говорим против Тебя?» Вы говорите: «тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа? И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы». Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его» (13 Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: "что мы говорим против Тебя?"14 Вы говорите: "тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа? 15 И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы". 16 Но боящиеся Бога говорят друг другу: "внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его". Мал 3:13−16). Под этою книгой разумеется Новый Завет. Послушаем, что следует далее: «И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и неслужащим Ему. Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные; и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф» (17 И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. 18 И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему. Мал 3:17−18, 1 Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. 2 А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные; 3 и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф. Мал 4:1−3). Это — так называемый день суда. О нем, если Бог благоволит, мы скажем в своем месте подробнее.

«О граде Божием". Глава XXXV. О предсказаниях трех пророков, именно Агея, Захарии и Малахии.

***

Вы, иудеи, наперекор спасению своему противящиеся Сыну Божию, попытаетесь превратно истолковать эти пророческие слова в ином смысле, по побуждению вашего сердца. Вы, говорю я вам, желаете так воспринять изречения, чтобы народ и дом Иакова, то есть Израиль, одновременно оказался и призванным, и отринутым. Не так, что в одном отношении он был призван, в другом отвергнут, но весь совокупно он был призван для того, чтобы ходить во свете Господнем (5 О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем. Ис 2:5), и был отвергнут оттого, что не ходил в свете Господнем. Или, надо думать, он был призван в одном отношении, а в другом отринут, чтобы, поскольку не было произведено никакого разделения трапезы Господней, сообразного жертве Христовой, под властью тех же ветхих таинств остались бы и те, и другие. И те, разумеется, кто соблюдает его заповеди, шествуя в свете Его, и те, кто, пренебрегая справедливостью, стали достойны того, чтобы быть Им отринутыми. Если, стало быть, вы так попытаетесь понять то, что должны были бы утверждать, то каким же образом [по-вашему] надо истолковывать другого пророка, который совершенно отсекает для вас такой ответ, воскликнув столь недвусмысленно: Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне. Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему; чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф (10 Лучше кто-нибудь из вас запер бы двери, чтобы напрасно не держали огня на жертвеннике Моем. Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне. 11 Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф. Мал 1:10−11)?

Источник: Против иудеев 9, Cl. 0315, PL60.51.

Стих 11

Иное толкование

Вы, водою и Духом ныне возрожденные, видите хлеб и вино трапезы Господа в свете новом и с новым благочестием понимаете, в чем состоит таинство столь великое и божественное, лекарство столь прекрасное и благородное, жертва столь чистая и простая, которая свершается не в Иерусалиме, одном из градов земных, и не в шатре, Моисеем сложенном, и не во храме, Соломоном воздвигнутом, — это есть тень будущего (17 это есть тень будущего, а тело — во Христе. Кол 2:17). Но от восхода солнца до запада (3 От восхода солнца до запада [да будет] прославляемо имя Господне. Пс 112:3), как чрез пророков предсказано, и по благодати завета нового приносится Богу жертва хваления. Больше не взыскуется от стад скота жертва кровавая, не влекутся к алтарям Господа овца или козел, но жертва времени нашего — плоть и кровь Самого Иерея. Об этом давно уже предсказано в Псалмах: Ты священник вовек по чину Мелхиседека (4 Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Пс 109:4). А мы читаем в Книге Бытия и принимаем, что Мелхиседек, священник Бога Вышнего, предложил хлеб и вино, когда благословлял Авраама, отца нашего1.

Проповеди 228b, Cl. 0284, 228B.MiAgl.18.2.

Примечания

  • 1 — См. 17 Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская; 18 и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего,19 и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; 20 и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего. Быт 14:17−20.

Ты ищешь жертвоприношения у иудеев, но не находишь его по чину Аарона; ищешь священства по чину Мелхиседека, но находишь его не у них — оно прославляется в Церкви по всему миру, ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое (11 Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф. Мал 1:11).

Источник: Изъяснение Псалмов 10б, Cl. 0283, SL40, 106.13.33.

***

Свидетельство Писания в его совокупности говорит мне, что Церковь, с которой партия Доната не имеет никакого общения, воистину распространена по всему земному шару, заявляет единогласное. А именно, закон Божий утверждает: и благословятся в семени твоем все народы земли (18 и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего. Быт 22:18); от востока солнца до запада будут приносить имени Моему чистую жертву; велико будет имя Мое между народами (11 Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф. Мал 1:11), — говорит Бог через пророка.

Источник: Письма 185, Cl. 0262, 185.57.1.4.11.

« 14 глава МалМалахия 1 глава VINVIN AICАвгустин 2 глава »


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.