«Это слово Давида, сына Иессея. Это послание человека, которого Всевышний сделал великим, помазанника Бога Иакова и сладкоголосого певца Израиля.
«Я бы хотел, чтобы кто-нибудь принёс мне воды из колодца возле городских ворот Вифлеема».
«Господи, я не могу пить эту воду. Разве это не кровь людей, которые ради меня рисковали своей жизнью?»
Вот почему Давид не захотел пить эту воду. Эти три героя совершили ещё много подвигов, подобных этому.
Толкование Далласской семинарии
Б. Давид о своих «храбрых» (глава 23)
2Цар 23:1−7. Перечислению храбрых воинов Давида предшествует краткое поэтическое вступление (стихи 1−7), о котором сказано, что таковы были последние слова Давида. В первой строфе ее (стих 1) о царе Давиде говорится как о сыне Иессеевом, муже, поставленном высоко, помазаннике Бога Иаковлева и сладкоголосом певце Израиля. Воистину удивительным был взлет его: от неприметного сына рядового вифлеемлянина до поэтически одаренного царя Израиля; Божьему избранию и помазанию Его обязан был этим Давид. Из строфы второй (стихи 2−3) явствует, что Давид прекрасно осознавал: он — инструмент в руке Божьей.
Бог говорил о нем (по другим переводам — ему) — стих 3; обращаясь к израильскому народу, Он говорил через него (стих 2). Давида, который поставлен владычествовать над людьми, Он призывает быть праведным, владычествуя в страхе Божием (именно такой смысловой нюанс стиха 3 следует из других, в частности, английского, переводов).
В третьей строфе (стихи 4−7) Давид сравнивает «возрастание» дома своего (т. е. своей династии) с возрастанием травы после дождя, которая тянется к восходящему солнцу на безоблачном небе. В центре этой строфы — мысль о неизменном в веках завете Бога с Давидом, посредством которого Он благословляет Своего избранника и дом его. На основании этого завета Давиду и его потомкам были гарантированы конечное процветание и благоденствие (сравните 7:8−16).
В нем — залог спасения Давида и исполнения его желаний, которые Богом же и направляются; стих 5.) Нечестивые (т. е. враги Бога и Давида) уподобляются терниям, не годным ни на что доброе, которые в конечном счете будут сожжены огнем Божьего суда — там, куда будут выброшены (стих 7; сравните Мф 13:30, 41).
2Цар 23:8−39. Итак, их было у Давида тридцать семь человек (стих 39), прославившихся выдающимися подвигами на службе Богу и Израилю; очевидно, каждый из них командовал отрядом отборных воинов. Первыми названы главные три (стихи 8−17), затем еще двое, как бы рангом пониже (стихи 18−23), и, наконец, в длинном списке перечислены еще 32 человека (стихи 24−39). Обращает на себя внимание, что при перечислении опущен Иоав; оба его брата названы: Авесса (стих 18) и Асаил (стих 24). Ни автор 2-й Царств, ни автор 1 Паралипоменон, возможно, не сочли нужным упомянуть Иоава в силу его несомненной известности — ведь он был главнокомандующим всей армии Давида на протяжении почти всего его царствования (20:23).
Несмотря на разницу в написании ряда одних и тех же имен в 2Цар и в 1Пар., они по большей части могут быть отождествлены. Автор 1Пар добавляет, однако, еще 16 имен к тем 37, что находим в 2Цар. Может быть, эти 16 занимали не столь высокое положение, как перечисленные в 2Цар., либо они заменили некоторых из перечисленных прежде, которые пали в битвах.
Первыми тремя (по значимости) были: а) Исбосеф Ахамалитяннн, который один поразил копьем восемьсот человек (2Цар 23:8; относительно 300 в 1Пар 11:11, которых поразил Иесваал, соответствующий комментарий); б) Елеазар, сын Додо, сына Ахохи (23:9−10), который избил великое множество филистимлян — после того, как они, собравшиеся в Фасдамиме (1Пар 11:13), чтобы воевать с Израилем, насмешками (в русском тексте — порицанием) вызваны были на битву; и в) Шамма, сын Аге, Гараритянин, который тоже одержал великую победу над филистимлянами (2Цар 23:11−12).
Мужество этих троих выразилось и в том, что они принесли воду Давиду, почерпнув ее из колодезя Вифлеемского; было жаркое лето (время жатвы), царь находился тогда в пещере Одоллам (стих 13−15; сравните 1Цар 22:1) и осажден был филистимлянами, толпы которых стояли в долине Рефаимов. Троим храбрым пришлось пробиться сквозь стан Филистимский, чтобы принести царю напиться. Глубоко тронутый верностью их и мужеством, Давид отказался, однако, пить воду, добытую такой ценой, и вылил ее на землю, т. е. принес Господу как жертвенное возлияние (стихи 16−17).
Главным в следующей «тройке» был Авесса сын Саруин (т. е. племянник Давида; 1Пар 2:15−16); он, однако, стоял ниже первых трех, и с ними не равнялся (2Цар 23:18−19; 1Цар 26:6−11; 2Цар 10:14; 21:16−17). Вторым в этой «тройке» назван Ванея, сын Иодая, одержавший памятные победы над сильными врагами Израиля, а также убивший льва во рве в снежное время (23:20−23; сравните 8:18; 1Цар 1:32, 36, 38; 2:35; 4:4).
Весь последующий список состоит из 32 человек. Но в тексте неоднократно встречается слово «тридцать»; возможно, это число служило обозначением небольшого военного «подразделения», которое на деле могло состоять из тридцати с небольшим человек. По-еврейски оно звучит как хашлошим.