К Римлянам 14 глава

Послание Римлянам
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Человека, слабого в вере, принимайте, не споря о мнениях.
2 Вера одного позволяет ему есть всё, а слабый в вере ест только овощи.
3 Тот, кто ест всё, не должен смотреть свысока на того, кто этого не делает, и тот, кто чего-то не ест, не должен осуждать того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты такой, чтобы судить чужого слугу? Перед своим господином стоит он или падает, но он будет снова поставлен на ноги, потому что Господь способен поставить его.
5 Кто-то различает дни как более и менее важные, а для другого все дни одинаковы. Пусть каждый и дальше поступает в соответствии со своими убеждениями.
6 Кто считает, что один день важнее другого, тот делает это для Господа. Кто ест что-либо — ест для Господа, потому что он при этом благодарит Бога, и кто не ест этого — тоже для Господа не ест и благодарит Бога.
7 Никто из нас не живет для себя и не умирает для себя.
8 Если мы живем, то живем для Господа, и если умираем, то умираем тоже для Господа. Живем мы или умираем — мы принадлежим Ему.
9 Ведь для этого и Христос умер и ожил, чтобы Ему быть Господом живых и мертвых.
10 Почему же ты судишь своего брата? Или ты, почему презираешь своего брата? Ведь все мы предстанем на суд Божий.
11 Написано:
«Верно, как и то, что Я живу, — говорит Господь, — преклонится предо Мной каждое колено, и каждый язык воздаст хвалу[86] Богу».[87]
12 Каждый из нас за себя даст отчет Богу.
13 Поэтому не будем больше судить друг друга. Лучше смотрите за собой, чтобы не делать ничего такого, из-за чего брат ваш может споткнуться и упасть.
14 Я знаю и твердо убежден в Господе Иисусе, что нет никакой пищи[88], которая была бы сама по себе нечиста[89], но если человек считает что-либо нечистым, то для него оно нечисто.
15 Если твой брат оскорбляется из-за пищи, которую ты ешь, то ты поступаешь не по любви. Не губи своей пищей брата, за которого умер Христос.
16 Не давайте людям повода ругать то, что вы считаете добрым.
17 Царство Божье заключается не в пище и питье, а в праведности, в мире и в радости, которую дает Святой Дух.
18 Кто так служит Христу, тот доставляет радость Богу и заслуживает одобрения людей.
19 Будем же прилагать все усилия, чтобы делать то, что ведет к миру и взаимному назиданию.
20 Не разрушайте дела Божьего ради пищи. Вся пища чиста, но плохо поступает тот, кто через пищу приводит своего ближнего к падению.
21 Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего, от чего твой брат спотыкается.
22 Пусть твое мнение на этот счет будет твоим личным убеждением перед Богом, и счастлив тот, кто не осуждает себя за свой выбор.
23 Кто ест и в то же время сомневается в правильности своего решения, уже осужден, потому что он не поступает в соответствии со своей верой, а всё, что не по вере, — грех.

Новой Женевской Библии

14:1 Немощного в вере принимайте. В основе отношения христианина к собрату по вере должны лежать радушие и благожелательность, отражающие любовь к нам Бога во Христе (ст. 3; 15:7).

о мнениях. В данном случае речь идет о пище, питье и различении дней. Павел не считает эти вопросы принципиальными, по его мнению, согласие в церковной общине — более важная задача, чем разрешение этих споров (ср. 12:5, 10, 16). Спорные моменты, о которых идет речь, относятся не к сущности благовестия, а к степени веры человека. Там, где под угрозой оказывалась суть благовестия, реакция Павла была совершенно иной (напр., Гал 1:6−7; 3:1−5; Флп 3:2, 18−19).

14:2 ест овощи. Ср. Дан 1:12.

14:3−4 не уничижай... не осуждай. «Сильный» склонен рассматривать запреты, соблюдаемые «слабым», как рабство закону; слабый испытывает соблазн осуждать «сильного» за поведение, которое, как кажется ему, игнорирует закон. Эти ошибочные реакции должны отступить в свете того, что Бог милостиво принимает и «слабого», и «сильного». Кроме того, собрат по вере служит не нам, а Богу и ответственен перед Ним, а не перед нами.

14:5 Иной отличает день от дня. Для иудейского года была характерна определенная схема священных дней: вероятно, это и подразумевает Павел. Если бы имелось в виду соблюдение субботы, логичнее было бы сказать: иной считает субботу более святым днем, чем остальные.

Всякий поступай по удостоверению своего ума. Или: «Каждый да будет полностью убежден в том, что считает верным», т.е. если сомневаешься — лучше воздержись. См. 4:21.

14:6−7 Призыв к сильным и к слабым соединиться в стремлении поклоняться одному Господу.

14:9−12 Христос — единый Господь всех (ст. 8) и Судия Своего народа. Очевидно, сколь неуместно верующим судить своих братьев. Мы должны только Господу дать отчет о своей жизни.

14:13 — 15:4 Совесть самого Павла стала свободной благодаря учению Христа (ст. 14; ср. Мк 7:19), но он признает, что не все верующие достигли такой свободы. Предупредительность по отношению к таким братьям (поступок «по любви») подсказывает, что следует избегать поступков, которые могут смутить их. См. ст. 15−16.

14:15 Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. В контексте иудейской веры «гибель» заключалась в отлучении от общины завета (напр., Втор 28:21, 45, 48, 51, 61, 63). Слова Павла укладываются в такое определение. Выражение «за кого Христос умер» здесь подразумевает слабого верой. Поощрять поведение, которое отвергается совестью слабых в вере, означало бы принуждать их поступать против совести. Но, вместе с тем, Павел не допускает, чтобы слабые в вере насильственно навязывали свое мнение всей церкви.

14:16−18 Павел призывает сильных в вере учесть два обстоятельства: 1) то, как они пользуются свободой, может привести церковь к разделениям и навлечь на нее нарекания; 2) Царство Божие (и, следовательно, наша свобода) определяются не пищей и питьем, но благодатными дарами свыше (5:1, 2). Поскольку свобода не в пище и питье, ее невозможно потерять из-за воздержания от них.

14:18 одобрения от людей. См. ст. 16. Судья нам — только Бог (ст. 12), однако наши поступки сказываются на других людях и имеют существенное значение для братских отношений и дела благовестия.

14:19−21 Здесь четко определена ответственность верующего: заповедь не допустить чужой гибели дополнена призывом «к миру и ко взаимному назиданию». Для «сильных» это выражается братским общением со «слабыми» и привлечением их к свободе, принадлежащей им во Христе. Свобода в пище и питье — лишь вспомогательное средство для достижения этих целей; благополучие собрата должно возобладать над удовольствием от мяса и вина.

14:22−23 Павел снова призывает «сильных» наслаждаться своей свободой перед лицом Божиим (воздерживаясь от публичного проявления своего внутреннего понимания свободы).

14:25 ныне явлена. Павел имеет в виду новозаветные Писания, но ударение ставит на том факте, что только ныне (т.е. в свете пришествия Христова) уже возвещенное Ветхим Заветом распространилось на все народы.

Примечания:

 
Новый русский перевод
11 [86] — Или: исповедает.
11 [87]Ис 49:18; Ис 45:23.
14 [88] — Или: нет ничего.
14 [89] — Букв.: нет ничего, что было бы нечисто само по себе.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.