К Римлянам 3 глава

Послание Римлянам
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 В чем же тогда преимущество быть иудеем, и есть ли польза в том, чтобы быть в числе обрезанных?
2 Большое преимущество во всех отношениях. Прежде всего в том, что иудеям было доверено слово Божье.
3 И если некоторые из них оказались неверны Богу, то разве их неверность может уничтожить Божью верность?
4 Конечно же нет! Хотя каждый человек лжив, но Бог верен, как об этом и написано:
«Чтобы Ты был оправдан в Твоих словах и победил в суде Своем».[9]
5 Но если наша неправедность яснее показывает праведность Божью, то значит ли это, что Бог несправедлив в Своем гневе на нас? (Я говорю по человеческому рассуждению.)
6 Конечно нет. Иначе как бы Бог мог судить мир?
7 Но если моя ложь делает ярче истину Божью и, таким образом, умножает Его славу, то почему же я судим как грешник?
8 Может, нам нужно начать делать зло, чтобы вышло добро? А некоторые клеветники действительно говорят, что я так учу. Эти люди заслуживают осуждения.
9 Так что же? В лучшем ли мы, иудеи, положении, чем другие? Нет! Мы уже говорили о том, что как иудеи, так и язычники — все оказались под властью греха.
10 Написано:
«Нет праведного, нет ни одного!
11 Никто не понимает и никто не ищет Бога.
12 Все сбились с пути, все, как один, стали негодны, нет делающего добро, нет ни одного».[10]
13 «Гортань их — открытая могила, языком своим они лгут».[11] «У них на губах яд гадюки».[12]
14 «Уста их полны проклятий и горечи».[13]
15 «Их ноги быстры на пролитие крови;
16 опустошением и горем отмечен их путь,
17 им неизвестен путь к миру».[14]
18 «Нет Божьего страха у них в глазах».[15]
19 Но мы знаем, что сказанное в Законе, сказано для тех, кто находится под Законом, а значит, абсолютно никто не имеет извинения, и весь мир становится виновным перед Богом.
20 Никто не будет оправдан перед Ним соблюдением Закона. Через Закон приходит лишь осознание нашего греха.
21 Но сейчас, независимо от Закона, Бог открывает людям ту праведность, о которой свидетельствуют Закон и пророки.
22 Праведность от Бога дается через веру всем, кто верит в Иисуса Христа, потому что нет различия.
23 Ведь все согрешили, и все лишились Божьей славы,
24 и все получают оправдание даром, по благодати, через искупление, совершенное Христом Иисусом.
25 Бог сделал Его жертвой умилостивления[16] в крови Его для всех, кто верит. Бог пожелал проявить Свою справедливость, простив грехи, совершенные в прежние века.
26 Он долго терпел, чтобы сейчас, в наше время, показать Свою праведность. Он Сам праведен и оправдывает того, кто верит в Иисуса.
27 Итак, что же с нашей похвальбой? Она исключена. Какой закон это сделал? Закон дел? Нет, закон веры.
28 Мы утверждаем, что человек получает оправдание верой независимо от соблюдения Закона.
29 Разве Бог является только Богом иудеев? Разве Он не Бог и язычников? Конечно же, и язычников,
30 потому что есть только один Бог, Который оправдает как обрезанных, так и необрезанных по их вере.
31 Но это вовсе не значит, что мы верой устраняем Закон, наоборот, мы утверждаем его.

Новой Женевской Библии

3:1−20 Павел переходит к доказательству того, что все человечество подпадает под Божие осуждение.

3:1 Утверждение Павла, что у Бога нет лицеприятия (2:11), не означает, что нет «преимущества быть иудеем»; однако непослушание сводит на нет это преимущество.

3:2 слово Божие. Здесь выражена вера апостола в то, что богодухновенность ВЗ была не только смысловой, но и вербальной (Мф 4:4).

3:3−4 Ответное неверие не упраздняет верность Бога Своим обетованиям. См. 9:6−7; 2Тим 2:13.

3:5−8 Здесь представлены два внешне сходных рассуждения. Если неправда человеческая служит проявлению правды Божией (ст. 5) и если на фоне неверности человеческой выявляется верность Божия (ст. 7), разве не является несправедливостью со стороны Бога проявить «гнев» на человека (ст. 5) или осудить его как грешника (ст. 7)? Опровержение первого довода таково: уже самое установление факта, что судит нас Бог, неизбежно влечет за собой вывод, что Бог праведен (ст. 6). Ложный вывод из второго: следует продолжать творить зло, чтобы в результате из него вышло добро — сам по себе является злочестивым и абсурдным (6:1−2, 15). Оба возражения упускают из вида, что связь между Божией благодатью и грехом не характеризуется причинно-следственным отношением (ст. 5).

3:5 по человеческому рассуждению. Павел признает, что вне контекста последний довод как будто содержит дух противостояния с его стороны Самому Богу; поэтому в конце стиха он поясняет, что это лишь предположение, которое кто-нибудь мог бы высказать.

3:6 иначе как Богу судить мир? Ложность предположения явствует из факта, что его содержание опровергает аксиому: Бог действительно является Судьей мира.

3:8 как некоторые злословят нас. Ср. в 5:20 — 6:1. Павел отвергает ложное толкование его собственных слов.

3:10 как написано. См. 1:17; 3:3. Библейские тексты в своей совокупности подчеркивают господство греха над всем, вследствие чего все человечество порочно и подлежит осуждению.

3:18 Нет страха Божия. Словом «страх» определяется сущность подобающего человеку отношения к Богу; его отсутствие практически является безбожием.

3:19 говорит. Указание на то, что Павел рассматривает Священное Писание как живой голос Божий.

к состоящим под законом. Здесь это выражение означает тех, кому дан закон, т.е., в частности, иудеев. Ср. 2:12.

заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен. Никто — будь то иудей или язычник — не имеет основания для оправдания: никто не может утверждать, что свободен от вины перед Богом. Все подлежат осуждению.

3:20 ибо законом познается грех. Иудей приводит в доказательство своего привилегированного положения перед лицом Божиим тот факт, что он обладает законом; Павел же доказал, что грех иудея становится очевидным и осуждается законом; закон не скрывает и не покрывает грех (см. 7:7−11). На последнем суде всякое препирательство с всеправедным и всеведущим Судьей будет тщетно.

3:21−31 Показав, что и иудеи, и язычники нуждаются в правде Божией, открытой Евангелием (1:16), Павел далее поясняет, каким образом она подается через Христа (3:21−26).

3:21 Но ныне. Закон Моисея, рассматриваемый как требование, не может дать спасение. Тем не менее, Евангелие не противопоставляется закону Моисея (1:2). Оно уже было провозглашено «законом и пророками». Но «ныне» (в настоящее время, получившее искупительное значение благодаря пришествию Христа, ст. 26) правда Божия осуществляется в истории через Христа и совершенное Им дело.

независимо от закона. Хотя оправдания перед Богом невозможно достичь покорностью закону, Павел утверждает, что Евангелие не является отрицанием закона (ст. 31; 6:15; 8:3−4; 13:8, 10).

3:22 через веру во Иисуса Христа... на всех верующих. Праведность может быть получена теми, кто верует в Иисуса Христа.

3:23 См. «Первородный грех и всеобщая греховность».

3:24 получая оправдание. В Писании оправдание противопоставляется осуждению (Притч 17:15). Уверовавшие грешники объявляются оправданными посредством вмененной им праведности Христа — «жертвы умилостивления» (5:17). Праведность Христа стала достоянием грешников. Оправдание явилось окончательным и необратимым (8:1, 33−34). Оно основывается на беспредельном послушании Христа, благодаря которому заповеди, предписанные нам законом Божиим, были Им выполнены, и на Его крестной смерти, которая являлась Божиим приговором нам. Поэтому верующие разделяют праведность воскресшего Христа, с Которым они объединены навеки (2Кор 5:21).

даром, по благодати Его. Павел в иных словах повторяет мысль, что спасение даровано нам исключительно по Божественной милости.

искуплением. Свобода куплена, за нее уплачена определенная цена. Ценой нашего спасения явилась смерть Христа (Мк 10:45; 1Тим 2:6; Евр 9:15).

3:25 Бог предложил. Павел указывает, что смерть Христа утоляет Божий гнев, удовлетворяя Его справедливость; она не порождает любовь Божию, а, скорее, сама является плодом любви. См. 5:8; 8:32; Ин 3:16.

в жертву умилостивления. См. статью «Искупление». Христос умер как искупительная жертва (т.е. как «жертва за грех», 8:3), утоляющая гнев Божий. Поскольку грех вызывает гнев Божий (1:18, 32), новое состояние оправданности может быть даровано, лишь когда гнев иссякнет, будучи излит сполна.

через веру. Ср. ст. 22. Оправдание осуществляется через веру.

к показанию правды Его. См. ком. к 1:17.

3:27 Где же то, чем бы хвалиться? См. 2:17, 23. Поскольку иудеи и язычники равно находятся под гневом за свои грехи, поскольку закон не ограждает иудея, а, скорее, наоборот — являет его осуждение, и поскольку Евангелие обнажает неправедность человека, являя праведность Бога, никто, даже иудей, не имеет чем хвалиться (4:2−3). Похвала «уничтожена», поскольку только вера (ст. 27−28, 30), а не человеческие подвиги даруют спасение.

3:30 один Бог. Тот факт, что спасение подается не посредством обладания законом, указывает, что спасение доступно наравне с иудеями и другим народам. Павел утверждает это перед лицом иудеев, основываясь на принципе, что Бог един (Втор 6:4). Павел подчеркивает, что и иудеям («обрезанным»), и язычникам («необрезанным») оправдание равно даруется только через веру.

3:31 Итак, мы уничтожаем закон верою? Павел отвергает закон как средство спасения. Но поскольку закон как нравственное требование был дан грешникам не ради того, чтобы оправдать их (ст. 19−20), принцип спасения по благодати через веру не может войти в противоречие с законом.

Примечания:

 
Новый русский перевод
4 [9]Пс 50:6.
12 [10]Пс 13:1−3; Пс 52:2-4; Еккл 7:20.
13 [11]Пс 5:10.
13 [12]Пс 139:4.
14 [13]Пс 9:28.
15 [14]Прит 1:16; Ис 59:7-8.
18 [15]Пс 35:2.
25 [16] — См. Лев 16:15-16.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.