— Урожай обилен, но работников мало. Просите же хозяина нивы, чтобы он выслал работников на жатву.
— Господин наш, даже демоны нам повинуются ради имени Твоего!
— Я видел Сатану, падающего с неба, как молния.
— Хвала Тебе, Отец, Владыка земли и небес, за то что, скрыв это от посвящённых и мудрых, Ты открыл это малым детям! Да, Отец, такова была воля Твоя!
— Благословенны глаза, видящие то, что вы видите!
— Учитель, как мне обрести вечную жизнь?
— Что написано в Законе? Хорошо ли ты знаешь?
— Люби Господа, твоего Бога, всем сердцем, всей душой, всеми силами, всеми мыслями. Люби ближнего, как самого себя.
— Верно. Делай так, и ты будешь жить.
— А кого мне считать своим ближним?
— Один человек, идя из Иерусалима в Иерихон, попался в руки разбойникам. Они сорвали с него одежду, избили и ушли, оставив его полумертвым.
— Тот, кто проявил к нему милосердие.
Иисус сказал:
— Иди и сам поступай так же.
— Господин мой, разве Ты не видишь, что сестра мне не помогает? Скажи ей, чтобы она пришла мне помочь!
— Марфа, Марфа! Ты хлопочешь о многом,
10:1 избрал... семьдесят учеников. По некоторым древним кодексам — семьдесят два. Это расхождение восходит к различию между древнееврейским и греческим текстами Быт, гл. 10: в первом названо семьдесят населяющих землю народов, а во втором — семьдесят два. Об избрании Иисусом семидесяти учеников сообщает только Лука.
послал их по два. Двенадцать апостолов Иисус посылал в путь также по двое (Мк 6:7). Ср. Втор 17:6.
пред лицем Своим... куда Сам хотел идти. Эти ученики должны были стать предтечами Христа, т.е. они не несли Царство Божие, а только возвещали о его приближении (ст. 9).
никого на дороге не приветствуйте. Иными словами: «не вступайте в дискуссии о предмете вашего посланничества, только возвещайте его».
10:11 прах... отрясаем вам. См. ком. к Мф 10:14.
10:12 Содому... будет отраднее. См. Быт 19:24−25.
в день оный. В день Страшного суда.
10:13 Хоразин... Вифсаида! Города, жители которых не приняли учения Христа.
10:14 Тиру и Сидону. Тир — финикийский город на побережье Средиземного моря (см. Ис, гл. 23). Сидон — крупнейший финикийский (позднее ханаанский) город (см. Мф 15:21; Мк 7:24).
10:15 Капернаум. Город, ставший свидетелем многих чудесных деяний Христа, но, тем не менее, отвергший Его.
10:17 и бесы повинуются нам о имени Твоем. Букв.: «и демоны подчиняются нам в имени Твоем». Ученики были облечены силой и властью Христа, и этой властью, исходящей от Самого Бога, изгоняли демонов (см. ст. 19).
10:18 Я видел сатану, спадшего с неба. Христос мог иметь в виду как доисторические (грехопадение ангелов), так и современные ученикам события: сила Христа, действующая через учеников, низвергла сатану, поскольку явилась свидетельством того, что Царство Божие «достигло» людей и утверждает себя в силе.
10:19 даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию. Поскольку змеи и скорпионы упоминаются в контексте со словами «на всю силу вражию», их следует понимать как образное обозначение демонов.
10:21 младенцам. См. 9:48 и ком.
10:22 См. Ин 6:44; Ин 14:6.
10:28 так поступай, и будешь жить. См. Лев 18:5.
10:30−37 Притчу о добром самарянине можно рассматривать в двух аспектах. Прежде всего, Иисус говорит, что человек, подобно самарянину, должен помогать другим людям в их нуждах (ст. 37). Но притчу эту можно трактовать и в свете неприятия Иисуса. Религиозные вожди отвергли попавшего в беду человека. Единственный, кто помог ему, — самарянин, сам «отверженный» в глазах иудеев. Иисус подобен доброму самарянину. Отвергаемый вождями Израиля, Он стремится помочь погибающим людям. Идея притчи перекликается со словами, сказанными Иисусом Симону фарисею (7:44−50).
10:34 возливая масло и вино. В Библии масло символизирует любовь, а вино — откровение Слова Божия.
10:36 Человека, спросившего Его: «Кто мой ближний?», Иисус ставит перед вопросом: «Кому сам я являюсь ближним?»
10:38 в одно селение. Имеется в виду Вифания, находившаяся приблизительно в трех километрах от Иерусалима (Ин 11:1).
10:41 Марфа! ты заботишься и суетишься о многом. Эти слова Иисуса перекликаются с его ответом фарисеям, которые пытались «уловить Его»: «...отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф 22:21). См. также 12:33.
10:42 одно только нужно. См. ком. к ст. 41.