6. ВТОРОЙ ОТВЕТ ИОВА СОФАРУ (глава 21)

В этой речи Иов отвечает всем трем своим оппонентам относительно неизбежной, якобы, гибели нечестивых. В отличие от других своих ответов, здесь он прямо к Богу не обращается. Значительная часть сказанного им в стихах 7−33 есть опровержение слов Софара (глава 20).

а. Иов просит терпеливо выслушать его (21:1−6)

Иов 21:1−3. Во внимательно приклоненном к нему ухе, а не в осуждающих устах нуждается страдалец, как бы напоминает своим горе-советникам Иов, моля их как об утешении о готовности терпеливо выслушать его. Дайте мне высказаться, — восклицает он, — а потом насмехайтесь!

Иов 21:4−6. Но тут же оговаривается, что, обращаясь к ним, он в сущности взывает к Богу (сравните 13:3; 16:20) — потому и звучит речь его так страстно и вместе так горестно, и дух его исполнен смятения (последнее в русском тексте выражено словом малодушествовать; стих 4). Иов молит своих «советчиков» еще раз взглянуть на него и, ужаснувшись (потому что есть чему!), умолкнуть (стих 5). он и сам, лишь обратится мыслью ко всему, что постигло его, содрогается от ужаса.

б. О процветании беззаконных (21:7−16)

Иов 21:7−16. Речь Иова звучит с прежним возбуждением, и это понятно: ведь он говорит о недоступном человеческому пониманию и о смущающем праведников благоденствии нечестивых; о нем, вопреки утверждениям Софара, свидетельствует сама жизнь! Ведь сплошь и рядом беззаконные долго живут и в старости все еще крепки… силами.

Дети… и внуки их… с ними, домы их в безопасности, и нет… на них карающего жезла Божия (стихи 7−9). Часто стада их многочисленны, как и собственное их потомство (стихи 10−11). Они поют и веселятся, и смерть их нередко бывает легкой и мгновенной (стихи 12−13). А ведь все это при том, что они цинично отвергают Бога!

Стихи 14−15 в известном смысле перекликаются с обвинениями сатаны в адрес Иова, что он-де верен Богу и праведен из корыстных побуждений (1:9−11). Вдумайтесь, говорит, между тем, Иов, не знавший о роли сатаны в своей судьбе, ведь нечестивцы, пренебрегающие Богом, процветают тут и там; он убежден, что благополучие их, в конечном счете, от Бога, а не от их рук (стих 16). Счастье дается грешникам легко, а Богу они служить не желают, но их «путь» противен Иову. Совет нечестивых будь далек от меня! — восклицает он.

Итак, не все и не всегда функционирует в этом мире по законам справедливости в ее человеческом понимании. Часто безбожники счастливы, а люди, преданные Богу, мучатся и погибают. Единственно возможные коррективы в это видимое торжество зла внесены будут строгим и справедливым судом, который состоится в жизни будущей.

О посмертном воздаянии учат оба Завета — сравните Пс 9:17; Ис 5:14−15; 30:33; Иез 32:22−25; Мф 7:13; 2Фес 1:8−9. «С течением времени это учение звучит на страницах Библии все яснее, в позднейшие времена — яснее чем в дни Иова». Так писал богослов Глисон Л. Арчер в своей работе «Книга Иова: Божий ответ на проблему незаслуженного страдания».

в. О смерти нечестивых (21:17−26)

Иов 21:17−21. Как бы в ответ на заявление Вилдада, что «свет у беззаконного потухнет» (18:5), и «гибель… с боку (под боком) у него» (18:12), Иов отвечает, что с настоящими беззаконниками это как раз случается не часто (часто ли? — стих 17). В стихе 18 образная картина того, что должно бы происходить с нечестивцами, но увы! — происходит с ними редко.

Как бы опережая возражения троих, что заслуженное им наказание нечестивый получит в детях своих, Иов восклицает, что пусть бы он сам испил от гнева Вседержителя, ибо что это за страдание, если, покинув земной мир, он перестает и думать о доме своем, тем более заботиться и тревожиться о нем! (стихи 19−21)

Иов 21:22−26. Нет, уверен Иов, Бог не разделяет тех ограниченных представлений о Его взаимоотношениях с человечеством, которые исповедуют трое. Отнюдь не всегда карает он злых (20:5) или обрекает несчастьям детей их, вместо них. Следуя Своими непостижимыми путями, Он позволяет одному сполна насладиться жизнью и мирно умереть, а другому во всю жизнь не дает вкусить добра, и тот живет и умирает с душею огорченною (стихи 23−25). По смерти же оба они «уравниваются в правах» и лежат рядом во прахе, поедаемые червями. Таким образом неразумно судить о характере и личности человека по здоровью его и богатству или по отсутствию у него оных. И нечестивый умирает как в юности, так и в старости, и благочестивый…

г. Еще о смерти нечестивых и о посмертных почестях им (21:27−34)

Иов 21:27−33. Поскольку оппоненты Иова неоднократно ссылались на то, что грешники наказываются и гибелью жилищ их (8:22; 15:34; 18:15, 21), он «предупреждает» (стих 28) возможное повторение ими того же «тезиса», ссылаясь на обширный опыт путешественников и наблюдения их. Они могли бы подтвердить, что нередко в день погибели пощажен бывает злодей (стих 30). Кто спросит с нечестивого за грехи его, и кто воздаст ему, если Сам Бог не делает этого? (подразумевает Иов; стих 31).

И после смерти пользуется грешник уважением (стих 32), продолжает он. «Стража» на… могиле здесь может означать род памятника. То есть память о нечестивом не исчезает, как утверждает Вилдад (18:17), ее, напротив, увековечивают. Преданный почетному погребению, он сладко спит в земле долины, а слава, которой он пользовался при жизни, побуждает многих «идти за ним», т. е. таким же нечестивым путем, как и сам он следовал беззаконникам, жившим до него, которым нет числа (вторую фразу в стихе 33).

Иов 21:34. Нет, на основании всех этих очевидностей пустыми, лишенными смысла, оборачиваются обличения друзей Иова и их попытки объяснить причину его страданий, как и попытки побудить его к покаянию в несуществующих его винах, и тем вновь возвратить себе свое былое счастье. Ничего, кроме лжи, не остается в их ответах.

Г. Обмен речами; третий «раунд» (главы 22−31)

В первом «раунде» посетители Иова строили предположения относительно его согрешений и нарушений им закона и призывали его к покаянию. При втором обмене речами они исподволь внушали Иову мысль о его вине и всячески описали ужасную судьбу нечестивцев, но о покаянии не упоминали. В ходе третьей словесной атаки на Иова «друзья» обвиняли его в конкретных беззакониях, и лишь Елифаз снова предложил ему обратиться к Богу. Иов, на протяжении всего этого времени, твердо оставался на своей позиции. Он отверг а) предположения троих, б) их утверждения, что нечестивые страдают всегда и в) что сам он грешил сознательно и постоянно.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу Иова, 21 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.