а. Иов не последователен в своих суждениях (35:1−3)

Иов 35:1−3. Приписывая Иову слова, будто он «правее Бога» (стих 2), Елиуй исходил из многих положений, Иовом высказанных. Смысл этой фразы в том, что он, Иов, стоит за справедливость воздаяния праведникам и грешникам, тогда как Бог не делает различия между ними (к примеру, 9:22).

В стихе 3 Елиуй подразумевает, в частности, слова Иова, записанные в 34:9. (В русском тексте стих 3-неточность; лучше читать: как если бы я не грешил. По другим переводам: «был бы очищен от греха» (через покаяние). Создается впечатление, что, ссылаясь на сказанное Иовом в разное время, Елиуй упрекает его в непоследовательности: справедливо ли (стих 2), последовательно ли, что ты, утверждая, будто невиновность не имеет цены в глазах Божиих, тем не менее, уповаешь на оправдание Его (13:18) и благое тебе воздаяние?

б. О неспособности человека воздействовать на Бога по причине величия Его (35:4−8)

Иов 35:4−8. Продолжая говорить лично к Иову, Елиуй в то же время обращается и к «друзьям» его. Если небо и облака… выше тебя, то насколько выше (подразумевает он) всех нас Бог! Не следует ли из этого, что ни грехи человеческие, ни добродетели не затрагивают Его? (стихи 6−7) сравните со схожими рассуждениями Елифаза в 22:2−3 и 22:12. Нечестие наше и праведность сказываются лишь на людях — таких же, как мы сами (стих 8).

Можно, очевидно, «продолжить» мысль Елиуя, не рискуя приписать ему того, что он в виду не имел: когда Бог являет милость, то не потому, что человек убедил Его явить ее, и когда Он карает, то не потому, что человек нанес вред Ему. Бог всевластен. Он превосходит всесущее и потому действует по Своему лишь усмотрению. Он неподкупен и, осуждая человека, руководится некими твердыми принципами и беспристрастием, не поддающимися никакому воздействию извне.

в. Бог не реагирует на «вопли человеческие» и по причине гордости злых людей (35:9−16)

Иов 35:9−12. Вероятно, в стихе 9 Елиуй подразумевает мысль, выраженную Иовом в 24:12- «Господь не реагирует на стоны и жалобы страдальцев». Так ли это, и, если так, то почему? Да, соглашается Елиуй, далеко не всегда отвечает Бог на обращенные к Нему «вопли», но не отвечает потому, что нередко «угнетенные» обращаются к Нему лишь в поисках выхода из своих мучительных ситуаций, однако, как своего Творца они Его не ищут (стих 10; сравните Иер 2:6, 8). Фраза Который дает песни в ночи означает, что именно Бог внезапно (передано словами в ночи; сравните 34:20, 25) посылает среди бедствия избавление, и тогда уста спасенных возносят Ему радостные песни хвалы и благодарности.

В стихе 11:12 Елиуй говорит о том, что, хотя Господь научает и вразумляет… нас более чем скотов земных и птиц небесных, стоны людские подчас подобны вою раненых животных; страдая от злой гордости своих притеснителей, люди лишь ищут выхода из своего положения, вместо того, чтобы в смирении и молитве искать Бога. И такие стоны, даже и облеченные в молитвенную форму, но не от сердца идущие, нередко остаются без ответа свыше.

Можно предположить, что в «гордости» (стих 12) Елиуй винит здесь и Иова, и хочет сказать, что именно по причине ее, выражающейся в дерзости и нетерпении, не слушает его Бог.

Иов 35:13−15. стих 13 не точно передан по-русски. Вот буквальное его прочтение: «Бог не слушает беззакония, и Вседержитель не взирает на него».

Иов жалуется, что не может «докричаться» до Бога, что «не видит» Его, но причина этого не во Всевышнем, а в самом Иове, следует из стиха 14. Однако это не значит, что Иов так и останется без ответа: жди, говорит Елиуй, и суд над тобой совершится. В стихе 15 — продолжение этой мысли Елиуя. Буквально этот стих читается так: «Если Его гнев не обнаружится сразу, то следует ли отсюда, что Он не обращает внимания на преступление»

Иов 35:16. Непоследовательность, а, значит, легкомысленность и безрассудность речей Иова не подлежат для Елиуя сомнению. Не жаждет ли патриарх встречи с Богом ради оправдания своего и очищения? И не он ли утверждает в то же время, что Бог не наказывает грешников (тут Елиуй искажает мысли Иова, предполагавшего, что суд над «беззаконными» все-таки совершится, но по смерти их; 27:13−23) и безразлично взирает на грех (24:1−12)?

Елиуй полагает, что до тех пор, пока Иов будет ставить под сомнение пользу благочестия (стих 3) и считать, что Бог бесстрастно взирает на грех, пока он будет молиться, не смирив гордого сердца своего (стих 12), нет ему смысла ждать очищения и оправдания.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу Иова, 35 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.