Иов 37:1−5. Продолжается описание Елиуем грозы. «Наглядный» характер этого описания наводит на мысль, что в то время, как Елиуй говорил, и в самом деле приближалась гроза. В ветхозаветном сознании неизменные спутники ее — гром и молния — ассоциировались с явлением Бога (Исх 19:9, 16), почему и вызывали в людях благоговейный страх (Елиуй не был исключением: упало сердце его, говорит он, и трепещет).

С древних времен раскаты грома считались «голосом Божиим» (стих 2, 4−5), потому и призывает Елиуй всех, к кому обращается, «вслушаться» в него. Вот, гремит глас Божий под всем небом, из конца в конец его, и от края до края земли блистают молнии. Полагают, что фраза не останавливает его (стих 4) относится не к грому, а к блистанию молний; если так, то в образной картине, нарисованной Елиуем в стихах 3−4, видится чередование грома и молний: молнии продолжают сверкать и после того, как голос Его (гром) услышан.

Отнеся грозу к разряду чудных дел Божиих (Дивно гремит Бог; стих 5), Елиуй переходит к описанию других чудесных явлений природы и непостижимых для людей дел, которые повседневно и повсечасно совершаются Богом.

Иов 37:6−13. Суровое, холодное время, отмеченное снегопадами и сильными дождями, которые, как и все остальное в Его власти, наступает на земле Палестины зимою. Приходит время прекращения земледельческих работ (в этом смысле надо понимать фразу «Он полагает печать на руку каждого человека»; стих 7) и время зимней спячки животных («Тогда зверь… остается в своих логовищах»; стих 8). Дожди и снег таким образом свидетельствуют, что все это — дело (рук) Его (стих 7, сравните Рим 1:20).

Как и буря (песчаная), приносимая южными ветрами, и стужа, приходящая от севера (стих 9). Веяние холодных ветров, способствующих образованию льда, Елиуй уподобляет «дуновению» (дыханию) Божию. Повторное описание Елиуем грозовых туч и дождя (стих 11), вероятно, как уже говорилось, вызвано было приближением реальной грозы.

Они «действуют» по Божию повелению, в согласии с Его намерениями (стих 12). Порой они превращаются в орудия наказания, уничтожая посевы людей, затопляя их жилища и губя их самих, чаще же действуют в благоволение (не совсем точный перевод; правильно: «для (напоения) Своей (т. е. Его, Божией) земли»); сравните Деян 14:17.

Иов 37:14−18. Елиуй призывает Иова вдуматься в чудные дела Божии, которые перечисляет в серии обращенных к нему риторических вопросов, ибо, конечно же, ни Иов, ни кто-либо из его современников «не разумели», по каким законам перемещаются в небе облака и как они держатся в вышине (стихи 15−16), и почему под действием горячих южных ветров (вероятно, здесь, в стихе 17, та мысль, что земля, овеваемая ими, лежит в неге) так сильно нагревается… одежда на людях, и как устроены небеса, похожие на литое зеркало… Все это было доступно лишь Совершеннейшему в знании. Так как же может жалкий невежественный человек бросать вызов Богу (все время подразумевает Елиуй) и доказывать Ему свою правоту?

Иов 37:19−21. Научи (ты) нас, иронически бросает он Иову, ибо мы по темноте ума своего ничего не можем сообразить (стих 19). Могут ли люди говорить к Богу? А если бы и смогли, кто поручится им, что слова их дойдут до Него? (начало стих 20.) Вторая часть стих 20 неверно передана по-русски. Ее следует читать так: «Но желает ли человек быть уничтоженным?» Подразумевается: если и будет… возвещено Ему, что говорит человек, кто гарантирует тому, что попытка начать «диалог» с Богом не повлечет за собой гибели его?

Неверно переведен и стих 21. Вот правильное чтение его: «И теперь нельзя глядеть на Его свет, так ярко светит солнце на небе после того, как ветер очистил его от облаков». Не будет ли тем более «ослеплен» человек, который попытается проникнуть в Божии тайны, хочет сказать Елиуй, если и свет солнца Его нестерпим для него? Это еще один довод Елиуя в пользу необходимости смириться перед Богом.

Иов 37:22−24. Трудность возникает при прочтении стиха 22. Во всяком случае фраза «светлая погода приходит от севера» не соответствует еврейскому оригиналу. Более вероятны два других прочтения, по смыслу близкие друг к другу: 1. «золото приходит с севера» и 2. «Бог приходит с севера». Дело в том, что с одной стороны, по свидетельству историков древности — Геродота и Плиния, «золото (на Ближнем Востоке) добывалось на севере», а. с другой стороны, из угаритских мифов следует, что Ваал обитал в золотом дворце, находившемся где-то в северных горах. Очевидно, «образность» стиха 22 может быть расшифрована в том плане, что истинный Бог приходит от севера в сиянии (подобном сиянию золота) великолепия Своего.

Слова Елиуя в стихе 23 о невозможности постигнуть Вседержителя человеческим разумом соответствуют сказанному им в 36:26, 29 и в 37:5, а также словам самого Иова (26:14). В этом же стихе Елиуй заявляет об органической (если так можно выразиться) взаимосвязанности несравненной силы Божией и Его правосудия. Он уверен, что делами Своими Бог никого не угнетает (не подавляет, не мучит), в том числе и Иова, хотя тот не находит своим страданиям никакого иного объяснения, кроме того, что Бог несправедлив к нему.

Заключительные слова Елиуя к Иову (стих 24) сводятся к повторению неоднократно уже высказанного им совета: перед Богом следует преклониться в благоговении и трепете, т. е. признать безмерное превосходство Бога над смертным человеком и отрешиться от мысли о «мудрости», якобы, своего сердца. (При более правильном переводе с еврейского окончание стих 24 звучит так: «Бог не смотрит (не удостаивает Своим вниманием), на тех, кто мудры сердцем» — в значении «считают себя мудрыми сердцем»).

Итак, завершая свои «речи», Елиуй вновь указываем Иову на его «проблему»: неспособность преодолеть свою гордыню перед лицом Бога.

Иов ничего не ответил Елиуя, возможно потому, что ощутил известную правоту в его словах. Подытожим сказанное патриарху его молодым советчиком. 1. Поскольку пути и дела Божии — превыше человеческого разумения люди не должны ставить их под вопрос, не должны бросать вызов верховной власти Творца. 2. Бедствия и страдания могут служить средством «удаления гордости» и таким образом средством защиты людей от еще больших бедствий. 3. Богу, следовательно, надо поклоняться, а не критиковать Его: превозносить и восхвалять Его, а не пытаться исследовать» Его и изучать».

Своими речами Елиуй, как увидим, «подготовил сцену» для появления на ней Бога.

Е. Дважды говорил Бог, и Иов отвечал Ему (38:1 — 42:6)

В конце-концов мольба Иова, искавшего у Бога ответа, была услышана. Неоднократно стучал Иов в «двери небесные» (13:22; 31:35). Он горячо желал посредника, который говорил бы от его имени, заступника за себя перед лицом Божиим (9:33; 16:19). Но того ответа, который прозвучал для него свыше, Иов предвидеть не мог.

Он хотел «судебного разбирательства» между собой и Богом, разбора своего дела по принципам патриархального суда, хотел, чтобы ему предоставлена была возможность доказать Богу всю неправоту Его «атак» на него, Иова. Но, вместо того, чтобы отвечать патриарху на его обвинения, Всевышний стал спрашивать Иова. По «вызову», предъявленному Ему Иовом, Он «в суд не явился», но Сам вызвал его на суд! Вместо того, чтобы пуститься в объяснения теории зла или роли страданий, Бог обвинил Иова в дерзком намерении «исследовать» (поставив под сомнение их праведность) пути Творца.

Более 70 вопросов, касавшихся самых разных аспектов одушевленного и неодушевленного мира, поставил Бог перед Иовом — и ни на один тот не сумел ответить. Всевышний вопрошал патриарха о созвездиях и о прахе земном, о зверях и о птицах. Ведь чудные дела Божии постоянно совершаются и в космическом пространстве и на небе, и на земле. Так, несмотря на то, что Иов совершенно растерялся под градом обрушившихся на него вопросов, произошла их встреча лицом к лицу — Иова и Бога. И страдалец убедился, что и после всего происшедшего Бог не оставил его.

Каждый из вопросов звучал как укор Творца патриарху. Целью этих укоров было побудить Иова осознать — в свете развернутой перед ним грандиозной панорамы могущества Божьего и мудрости — всю меру собственного его неведения и греховного нетерпения. Как мог Иов понять и «проследить» Божий принципы обращения с человечеством и человеком, когда он не в состоянии был ни понять ни «проследить» принципы Его управления природой?

И как же в таком случае мог он надеяться выйти «победителем» из состязания с Богом? Да, людям не понять «путей» Творца, но им дано доверять Ему. И их поклонение Ему должно корениться не в их способности или неспособности понять эти пути, а в высокой признательности Богу как Богу и Создателю всего сущего.

Он и Иову не объяснил «путей Своих», но позволил Ему «бросить на них взгляд», чтобы тот мог осознать, что Творец вселенной, Которым она держится, не обязан давать объяснений слабому смертному человеку. Не Он перед человеком должен отчитываться, а человек перед Ним. Да, Бог так и не растолковал Иову, каких целей достигает Он, попуская тяжелые обстоятельства и мучительные подчас страдания в жизни людей, но, несмотря на это Он явил ему Себя.

Это может быть названо противопоставлением силы — Божией и человеческой, и выразилось оно в длиннейшей из записанных в Библии речей Иеговы, которая распадается на две части (38:1 — 39:32 и 40:1 — 41:26); в промежутке зафиксирован смиренный ответ Иова (39:33−35), еще один ответ патриарха, ответ покаяния, следующий за второй «речью» Бога, записан в 42:1−6.

Сияющих поэтических вершин достигает (по словам богослова Виктора Е. Рейхарта) речь Творца. Неудивительно, что, внимая ей, Иов умолк, смирился и от всего сердца покаялся.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу Иова, 37 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.