1. ТРЕТЬЯ РЕЧЬ ЕЛИФАЗА (глава 22)

В третьей речи Елифаза, который заговорил внезапно, не содержится никакой реакции на все сказанное перед тем Иовом. Создается впечатление, что Елифаз твердо вознамерился «поставить Иова на колени», принудить его к покаянию в его грехах.

а. Бог нимало не заинтересован в Иове (22:1−5)

Иов 22:1−4. Богу нет пользы от благочестивого образа мыслей и поведения человека. Разумный доставляет пользу лишь себе, утверждает Елифаз, как нечестивый (подразумевается) себе же вредит. Богу ты не повредишь (это уже прямо к Иову), и Он не боится тебя, читается в стихе 4, а потому не станет Он… судиться с тобою. Ибо, будучи совершенным, руководится лишь правилами абсолютного правосудия, не ища удовольствия в праведном и не опасаясь поступков неправедного.

Иов 22:5. В стихе 5 Елифаз опять «подводит итог»: все страдания Иова — от его «великой злобы» и «бесконечных беззаконий»; других объяснений им нет.

б. Елифаз о «житейских» грехах Иова (22:6−11)

Иов 22:6−9. Следует «град» ни на чем не основанных обвинений со стороны Елифаза. 1) Иов — жаден и бесчеловечен: будучи богачом, он брал залоги со своих соплеменников (братьев), снимая одежду… с полунагих. Напомним, что, согласно Моисееву закону, кредитор, бравший в залог одежду, должен был к ночи вернуть ее должнику, чтобы тот не замерз (Исх 22:26−27; Втор 24:10−13). Позже Иов ответит на это и последующие ложные обвинения в свой адрес (Иов 31:19−22).

2) Иов отказывал в воде жаждущему, а голодному — в хлебе (стих 7). Стих 8 не совсем верно переведен на русский язык. Смысл его в том, что Иов, будучи «человеком сильным», захватывал чужую землю и не давал возможности «слабому» селиться на ней.

3) Тяжкое преступление совершал он, не оказывая милости вдовам и сиротам (стих 9). в этой связи Исх 22:22; Втор 27:19; Иер 7:6; 22:3; Зах 7:10. Стих 9 сравните со словами Иова в 31:16, 21−22.

Иов 22:10−11. Соответственны и кары, постигшие Иова: петли, в которых он запутался, — образ его болезни, потерь, бесславия; он не видит выхода из них (тьма вокруг него); множество вод, покрывших его, — опять-таки образ «множества» бед, обрушившихся на Иова и надвигающейся на него гибели.

в. О духовном неповиновении, дерзости Иова (22:12−20)

Иов 22:12−14. Опять подчеркивает Елифаз непреодолимое расстояние между Богом и человеком (сравните 4:17−19; 5:9; 15:14−16). Но раз величие Его — беспредельно, и жилище Его — превыше… небес, как решается Иов на немыслимую дерзость свою, ставя под вопрос всевиденье Бога, Который будто бы не видит происходящего на земле «из-за завесы облаков» (сравните стихи 13−14 с Плач 3:4; Пс 72:11 и 93:7; Ис 29:15; Иез 8:12), а видит и знает лишь происходящее на небе? (стихи 13−14) И, следовательно, не в состоянии вершить справедливый и беспристрастный суд на земле!

Но Елифаз искажает действительные слова Иова (21:22). Иов как раз утверждал, что Бог обладает высшим знанием, это-то и смущало его и приводило в отчаяние. Иов не говорил, что Бог не видит человека, он утверждал, что Вседержитель видит и знает его (7:17−20; 14:1−3).

Иов 22:15−18. «Старший» из обвинителей задает Иову риторический вопрос, подразумевая, что Иов, да, держится пути древнего, по которому шли люди беззаконные, за что и были преждевременно (по человеческому рассуждению) истреблены потопом (стихи 15−16). Как те самоуверенно отвергали Бога (стих 17), несмотря на все благословения Его (стих 18), так (имел в виду Елифаз) поступает теперь Иов. Недружелюбно и высокомерно ведет себя Елифаз, сознательно искажая то, что в действительности было сказано Иовом (21:14−16). В конце стих 18 он дословно цитирует Иова (сравните 21:16), но уже от своего имени, и этим как бы подчеркивает, что не Иову произносить подобные слова! Вот он, Елифаз действительно, отвергает совет нечестивых, к которым по-прежнему причисляет Иова!

Иов 22:19−20. В англ. тексте Библии стихи 19−20 стоят в настоящем времени, и это проясняет их смысл: не только в прошлом, но и теперь радуются праведники… и непорочный смеется торжеству справедливости, т. е. бедствиям нечестивых (включая Иова). Иов сам сказал, что пусть, мол, друзья насмехаются над ним, предварительно выслушав (21:3), и вот Елифаз «с радостью» делает это. Первоначально сдержанный и вежливый (сравните 4:2), он становится все более злобным.

г. Елифаз опять призывает Иова к покаянию (22:21−30)

Иов 22:21−30. Но после всех своих инсинуаций и лживых заявлений в адрес Иова Елифаз вновь призывает его к покаянию с тем, чтобы удалить беззаконие от шатра своего и вновь устроиться, как прежде. «Сблизься же с Ним, прими Его закон, и Его слова, и через это возвратится к тебе добро», — восклицает Елифаз (стихи 21−23). В стихе 24 Елифаз заверяет Иова, что, покаявшись, он опять станет настолько богатым, что драгоценные металлы, включая золото Офирское (сравните 28:16; Ис 13:12; Офир находился в юго-западной части Аравийского побережья) будут не более ценны в его глазах чем пыль и речные камни.

Вседержитель, Которому одному станет радоваться Иов, заменит ему и серебро и золото. Он будет отвечать на его молитвы и вложит в сердце его желание исполнять данные им обеты (стихи 25−27). И все задуманное им осуществится, ибо над путями его будет сиять свет. Иов, продолжал Елифаз, обретет способность ободрять павших духом, препятствуя им впадать в греховное отчаяние и суля, на основании собственного опыта, возвышение в будущем (стих 29) Если руки Иова будут чисты (в значении «чистой будет жизнь его»), то через его молитву Бог избавит и виновного (стих 30) Судя по тому, что прежде Елифаз утверждал, что в праведности человеческой Богу нет ни пользы ни удовольствия (22:2−3), здесь он иллюстрирует ту свою мысль, что покаяние и последующая праведная жизнь Иова послужат на пользу лишь ему самому, хотя это и не вполне вяжется с ответами Бога на молитвы праведника и избавление через него других людей.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу Иова, 22 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.