4. ЧЕТВЕРТАЯ РЕЧЬ ЕЛИУЯ (главы 36−37)

В четвертой своей речи Елиуй вновь отстаивает правоту суда Божия (сравните главу 34) и опять обращает внимание всех четверых своих слушателей на всевластие и несравненное величие Творца (сравните главу 35).

а. В обращении с людьми Бог являет силу Свою и справедливость (36:1−26)

1) Елиуй убежден в правоте своего виденья.

Иов 36:1−4. Четвертая речь Елиуя, как и две предыдущие, вводится словами автора: И продолжал Елиуй и сказал. Молодому соучастнику «дискуссии» кажется, что он полон идеями, и он жаждет поделиться ими. Имей же терпение, выслушай, говорит он Иову, так как я имею еще что сказать за Бога. Елиуй самоуверен, он считает свои познания обширными (начну… издалека, т. е. стану говорить о том, как издавна действует Творец в среде людей и в природе). На основании этих познаний (которые Елиуй противопоставляет «неумным» и легкомысленным словам Иова; 34:35; 35:16) и справедливых своих суждений он хочет воздать должное Создателю.

Если слова «пред тобою совершенный в познаниях» (стих 4) Елиуй относит к самому себе, то самоуверенности ему действительно не занимать было. Однако не исключено, что они как и схожие с ними в 37:16, относились к Богу.

2) Бог справедлив и к нечестивым и к праведным.

Иов 36:5−7. Буквально стих 5 читается так: «Бог могуществен и не презирает никого. Он могуществен силою сердца». Исходя из того, что Иов, признававший всемогущество Бога (9:4−12), склонялся к мысли, что в этом Своем всемогуществе Он попирает законы справедливости, Елиуй возражает, что, нет, не нарушает законов правды Господь, как не нарушает Он и человеческих прав.

Он никого не презирает (стих 5) и воздает должное угнетенным, а нечестивых не поддерживает (стих 6). Происходит это по той причине, что Он могуществен духовно, «силою сердца» (в значении «силою разума») и, значит, не может не различать между справедливостью и несправедливостью, не водворять во вселенной мудрого порядка (сравните с 12:13).

Нельзя вместе с тем не заметить, что здесь ход суждений Елиуя перекликается или вполне совпадает с ходом суждений Елифаза, Софара и Вилдада. Как и они, он заявляет, что Бог не допускает, чтобы нечестивые жили долго (в стихе 6 следует читать Он не поддерживает жизни нечестивых: сравните стих 4; 15:27−35; 20:5−29), тогда как Иов настаивал на том что многие грешники доживают в благополучии до преклонных лет (21:7, 27−33). Как и трое, Елиуй утверждает, что об угнетенных и бедных Бог заботится всегда (стих 6), и не только не оставляет праведников без заслуженной награды (не отвращает от них очей Своих; стих 7), но и возвышает их и некоторых удостаивает царских почестей. (Всего этого Иов не мог «приложить» к себе!)

Итак, в этой части суждения Елиуя созвучны суждениям «троих»: в земной их жизни Бог неизменно воздает людям в зависимости от их поведения. Что касается Иова, то справедливости Божией практики воздаяния и он в принципе не подвергал сомнению (27:13−23), но он оспаривал взгляды своих оппонентов в том, что правосудие Божие всегда совершается над человеком прежде чем он умрет, и что с ним, с Иовом, Бог тоже поступил по справедливости.

3) Бог попускает людям страдать, чтобы они покаялись в своей гордыне (36:8−52).

Иов 36:8−10. Порой и праведники, которых возвысил Сам Господь, подвергаются Его суду и оказываются в цепях — как в буквальном смысле когда недавние царь становятся пленниками своих врагов, так и в переносном, когда они попадают в цепи, или в узы, бедствия (любого бедствия; сравните Ис 28:22). В постигшем праведников страдании Бог указывает им на греховные дела их, которые и явились причиной «бедствий». Творец предостерегал их, но они не оставляли беззакония их; потому что умножились — не вполне верный перевод, фразу следует читать как «потому что они демонстрировали силу свою» или «потому что они поступали гордо».

Елиуй и прежде говорил о страдании как о средстве «удаления гордости» (33:17). Посредством боли, говорит он и здесь. Бог привлекает внимание людей к голосу их совести и рассудка (открывает их ухо для вразумления: стих 10; сравните 33:16 и 36:15)

Иов 36:11−12. Если страдая, люди не утратят благочестия, но прислушаются к тому, что хочет сказать им Бог, и опять будут служить Ему, то Он возвратит им утраченное благополучие, и остаток своих лет они проведут в радости. Эту точку зрения — что из страдания необходимо извлекать уроки, и, претерпевая страдания, отвращаться от гордости, — Елиуй высказывал и раньше (33:23−28). Богословское воззрение его и в этом пункте близко к таковому «троих», но если те настаивали на вине Иова в греховных поступках, то Елиуй больше был озабочен его греховным состоянием (гордыней).

Те же, кто по гордости своей, продолжал он, не послушают (36:10) Бога, погибнут (сравните 33:18) в своем неразумии.

По мнению Елиуя, Иову не следовало предаваться горестным размышлениям о постигших его бедствиях как о доказательстве своего нечестия (на чем настаивали Елифаз, Софар и Вилдад) или как о свидетельстве несправедливого отношения к нему со стороны Бога (этого мнения держался сам Иов). Вместо этого, ему следовало бы взглянуть на свои страдания как на средство помочь ему смириться перед Богом.

4) О реакции людей на страдания.

Иов 36:13−16. Еврейское слово, переводимое как лицемеры, может быть переведено и как «нечестивцы» (сравните 27:8). В стихе 13 та мысль, что праведник, если и согрешал, то, оказавшись «в узах» страдания, способен искренне покаяться. Тогда как в нечестивых и гордых страдания лишь пробуждают гнев и раздражение против Бога, и они не взывают к Нему. Таким людям Бог не дает жить долго, но, пока они живут, «не препятствует» им вести жизнь столь же позорную, как жизнь блудников (стих 14). (Еврейское кедешим — название профессиональных блудников, совершавших свое позорное служение при капищах языческих богов; Втор 23:17−18; 3Цар 15:12.)

В стихах 15−16 Елиуй «прилагает» сказанное им к Иову. Если бы он страдал как праведник, смирился бы (и в этом смысле стал «бедным»), Бог дал бы ему услышать то, что имеет сказать ему («открыл бы ухо его»); Он расторг бы «узы» страданий его и вывел бы его на простор и вернул ему благополучие его (поставляемое на стол твой было бы наполнено туком).

5) О реакции Иова на страдания (36:17−26)

Иов 36:17−19. В этих стихах Елиуй выражает сомнение в том, что для Иова вышесказанное возможно. Ибо он преисполнен суждениями нечестивых, которые звучат почти как осуждение в адрес Бога (стих 17). Да не поразит тебя гнев Божий еще большим наказанием! — предостерегает Иова Елиуй. Богословы полагают, что под «выкупом» он подразумевает здесь «уплаченную» Иовом «цену страдания» (то же значение, что у слова «умилостивление» в 33:24). Смысл этого и следующего стихов в том, что «плач» по утраченному не должен увести Иова с пути, угодного Богу, отвратить его от раскаяния. Некоторые считают, что более правильным переводом 2-ой фразы стих 18 было бы: «пусть величие (величина) выкупа не отвращает тебя от раскаяния».

Богатство, которое свидетельствовало о процветании и силе Иова, — ничто в глазах Божиих, говорит Елиуй в стихе 19. (Многие убеждались, что золотом не откупиться от страданий.) В английском переводе последняя фраза стих 19 отличается от прочтения в русской Библии и звучит так: «Нет — ни золото, ни все усилия могущества твоего». Подразумевается: ничто это не могло избавить (и не избавило) тебя от бедствий. Спасение — лишь в смирении и раскаянии перед Богом.

Иов 36:20−21. «Ночь, когда народы истребляются» — вероятно, образ суда небесного (сравните 34:20, 25). Елиуй не советует Иову желать той ночи, т. е. суда над злом людским (24:13−17), так как следствием ее будет истребление целых народов, и никто, в том числе и Иов, не уцелеет.

Под «нечестием» в стихе 21 Елиуй, очевидно, понимает ропот Иова против Бога, его нежелание терпеливо нести свое страдание. Пытаться «уличить» Бога в ошибочных, несправедливых действиях — пустое дело; оно не принесет Иову облегчения. Лучше ему смириться перед Творцом.

Иов 36:22−26. Высказав несколько критических мыслей в адрес патриарха (стихи 17−21), Елиуй вновь стремится привлечь его внимание к всемогуществу и всеведению Бога, равного Которому нет «наставника» на земле. Первую фразу в стихе 23 правильнее читать так: «Кто предписал Ему пути Его?» (сравните 34:13) Не следует ли из этого, что упрекать Его в несправедливости — попросту неразумно? (оконч. Стих 23).

Да поймет Иов, что не критиковать, а превозносить дела Его, которые воспеты другими людьми (именно так надо читать окончание стих 24), должен он. (Собственно говоря, Иов тоже «превозносил» дела Божии, причем неоднократно (к примеру, 9:4−10; 12:13; 21:22; 26:14), но Елиуй стремился донести до его сознания несовместимость восхваления Бога и одновременно ропота на Него.)

Фразой «Все люди» (стих 25) переведено еврейское адам; человек буквально звучит как «слабый, смертный человек» (енос). Видеть, смотреть издали (стих 25) имеет смысловой оттенок благоговейного, почтительного созерцания людьми великих дел Божиих, несмотря на «расстояние» (в значении несоразмеримости), разделяющее человека и Бога.

Бог велик, напоминает Елиуй и подчеркивает, что человек, обладающий ограниченным разумом, не в состоянии познать Его, т. е. проникнуть в тайну Его существа, а, значит, и в смысл дел Его, как не может сосчитать и число лет Его, ибо Он вечен (стих 26).

б. Елиуй о величии Бога и о благой направленности действий Его в природе (36:27 — 37:24)

Иов 36:27−33. На примере одного лишь из явлений природы, а именно грозового дождя, описывает Елиуй всемогущество и премудрость Божии. Вот Он собирает (буквально «привлекает друг к другу») капли воды. Из дословного прочтения еврейского текста (стих 27) следует, что Бог направляет процесс испарения. Капли сливаются в облака, из которых струи дождя изливаются обильно на людей (стих 28). Здесь «шатром» Божиим (стих 29), о «протяженности» которого не знают люди, названы облака; под «треском шатра» понимается гром. Далее речь идет о молниях, свет которых волей Божией «распространяется» над облаками («шатром») и достигает дна моря (так, скорее всего, надо понимать окончание стих 30).

Оттуда в стихе 31 следует читать как «посредством всего этого», т. е. процесса испарения, пролития дождя, громов и молний. Посредством штормов, гроз, дождей Всевышний как наказывает (судит) народы, так и питает их (стих 31). Молнии в дланях (руках) Его уподоблены Елиуем стрелам, разящим цели, Богом намеченные (образ суда Его; стих 32). Гром возвещает об ударе молнии; в последней фразе стих 33 речь, по всей вероятности, о том, что домашние животные беспокоятся, чувствуя приближение грозы.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на книгу Иова, 36 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.