V. Предсказание грядущего безверия (3:1−9)

2Тим 3:1−5. Как и в предыдущем письме, Павел предупреждает Тимофея о катастрофе, предсказанной на последние дни (сравните 1Тим 4:1−3); этим термином обозначается весь период времени между 1 веком и возвращением Христа. В этом «хронологическом промежутке» миру, согласно предсказанию, предстоит увидеть времена тяжкие — по причине распада общества. Павел перечисляет (сравните Рим 1:28−32) 19 «примет» человеческого характера в эти дни, предупреждая о них верующих.

Люди будут: 1) самолюбивы (филаутои — «эгоисты, думающие лишь о себе»); 2) сребролюбивы (сравните 1Тим 6:9−10); 3) горды, 4) надменны, 5) злоречивы. Далее следует несколько слов, которые начинаются с отрицательной частицы «не», знаменующих отсутствие в людях соответствующих добродетелей. 6) Родителям непокорны; 7) неблагодарны; 8) нечестивы, 9) недружелюбны; 10) непримирительны (т. е. не любящие просить прощение и не умеющие прощать). Следующее слово — диаболои, обычно переводимое как «диавол» (1Тим 3:6−7; 2Тим 2:26); тут оно передано в значении 11) клеветников; 12) невоздержаны; 13) жестоки; 14) не любящие добра.

Две следующие приметы переданы по-гречески с приставкой про, означающей явную предрасположенность (тут — к тому или иному пороку): 15) предатели (продотаи — «склонные к предательству»); 16) наглы (пропетеис — буквально «склонные к дерзости»); 17) натащены; 18) более сластолюбивы (т. е. более любящие удовольствия), нежели боголюбивы; 19) имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся (сравните Тит 1:16).

Хотя обо всем этом говорится в плане предсказания «на последние дни», ясно, что апостол подразумевал и уже происходившее в Ефесе. Но со временем все это будет нарастать, Тимофею надо было знать о людях с такими свойствами и не иметь с ними ничего общего. Конечно, Павел подразумевал лишь официальные контакты своего ученика как епископа, поскольку сам же наставлял его «быть приветливым ко всем» (2:24).

2Тим 3:6−7. Здесь Павел обращается к специфической ситуации, возникшей в Ефесе. Это из той, все возраставшей в числе, прослойки городского общества, которой особенно зримо свойственны были перечисленные апостолом пороки, проникали лжеучители в церковь. Они действовали хитрыми методами: …вкрадываются в дома и обольщают тех, о которых знали, что они легковерны. В Ефесе это были женщины, утопающие во грехах, водимые различными похотями. Вновь мы видим связь между лжеучениями и нравственной развращенностью, и Павел подчеркивает это.

Сильное плотское начало в упоминаемых им женщинах и их духовная незрелость делали их легкой добычей для лжеучителей (сравните Еф 4:14). Благодаря своему якобы желанию учиться они попадались на удочку любой ереси. Беда их состояла в том, что и, видя истину, они не в состоянии были распознать ее (тут буквально «дойти до полного познания истины»; сравните 2:25).

2Тим 3:8−9. О противлении Ианния и Иамврия Моисею говорится не в Ветхом Завете, а в имевшем широкое распространение еврейском предании о двух чародеях фараона, которые выступили против Моисея, но потерпели поражение (Исх 7:11; Исх 9:11). Проведение параллели между лжеучителями и египетскими чародеями и — с другой стороны, как бы между Тимофеем и Моисеем — должно было вселить бодрость в молодого служителя.

Его оппоненты были люди, развращенные умом (сравните 1Тим 6:3), противившиеся истине и невежды в вере (по гречески буквально «как учителя веры неугодны Богу»). Соответственно и влияние их на церковь, какой бы серьезный характер оно ни носило, было лишь временным явлением (они немного успеют). Как и в случае Ианния и Иамврия, их безумие обнаружится пред всеми (т. е. станет ясно всем).

VI. Являть верность в проповеди (3:10 — 4:8)

А. Верность перед лицом противления (3:10−13)

2Тим 3:10−11. В противоположность лжеучителям Тимофей всегда следовал примеру Павла в его учении, образе жизни (житии, расположении), вере и в таких добродетелях его, как умение великодушно относиться к людям, любовь и терпение. Он знал обо всем, что вынес Павел, благовествуя. В соответствии с греческим оригиналом начало 11 стиха правильнее было бы прочитать так: «А какие страдания постигли меня… Что за преследования я перенес». Престарелый апостол не стыдился повторять о них своему ученику, дабы они послужили ему примером. Упоминание об Антиохии (Писидийской), Иконии и Листрах должно было пробудить в Тимофее ранние воспоминания, связанные с Павлом (Деян 13:14, 51; Деян 14:6, 21; Деян 16:1).

2Тим 3:12−13. Для Тимофея, как и для каждого христианина, важно было осознать, что все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (сравните Ин 15:18−21) — поэтому-то и напоминал ему Павел о собственном своем прошлом. Подразумевая «последние дни», апостол писал, что в дальнейшем обстановка будет ухудшаться, а гонения — усиливаться. Злые же люди и обманщики (здесь буквально «чародеи», с оттенком «шарлатанов») будут преуспевать, вводя в заблуждение и заблуждаясь. Ибо заблуждение питает само себя.

Б. Верность Божиему Слову (3:14 — 4:5)

2Тим 3:14−15. И снова горячо звучащий призыв к Тимофею, чтоб продолжал пребывать в том, чему научен, и что… вверено ему. Оно пришло к нему из двух источников, которые Павел оценивает равно: его собственное свидетельство Тимофею (зная, кем ты научен) и священные писания, которые в то время состояли из ветхозаветных книг.

Полного доверия Тимофея обоим этим источникам было достаточно, чтобы удержать его от любого уклонения от истины. В этих стихах опять-таки чувствуется намек на то, что спасение Тимофея совершилось до его знакомства с Павлом (Деян 16:1). Он знал «писания» с детства, а они умудряют, что спасение дается верою во Христа Иисуса.

2Тим 3:16−17. Вновь хочет подчеркнуть апостол решающую роль записанных Божиих откровений в повседневном служении своего ученика. Все Писание богодухновенно, т. е. вдохновлено Богом, напоминает он; это значит, что слова Божии передавались через людей, руководимых и направляемых Святым Духом, так что в записанном ими ошибок быть не могло. В сущности это всегда принималось евреями как факт.

Затем Павел говорит о «полезности» Писаний применительно к любому аспекту Тимофеева служения, будь это научение (наставление верующих в Божией истине), обличение согрешающих (1Тим 5:20; 2Тим 4:2), исправление совершивших ошибку, или наставление в праведности (направление новообращенных на пути Божии).

Вооруженный Писанием Божий человек (здесь имеется в виду тот, кто призван осуществлять духовное руководство другими людьми) делается совершен (артиос — «способный, специалист наделенный полным знанием», здесь — по части того, как отвечать на духовные нужды). Для большей убедительности Павел добавляет: ко всякому доброму делу приготовлен (сравните 2:21).

Через это послание Павел возлагал нелегкий груз служения на молодого своего ученика, но делал это не безответственно. Он уверен был в преданности Тимофея истине, в его знании Писания, но еще более был уверен в том, что Бог через слово Свое способен помочь Тимофею во всякой его нужде.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на 2-е послание Тимофею, 3 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

2 Тимофею 3 глава в переводах:
2 Тимофею 3 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.