1 Паралипоменон 7 глава

Первая книга Паралипоменон
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Сыновей у Иссахара четверо: Тола, Пуа, Яшув и Шимрон.
2 Сыновья Толы: Уззи, Рефая, Ериэль, Яхмай, Ивсам и Самуил — это главы родов. При Давиде в родословия были внесены как годные к воинской службе1 двадцать две тысячи шестьсот потомков Толы.
3 Сын Уззи: Израхья. Сыновья Израхьи: Михаил, Авдий, Иоиль, Ишшия — все пятеро вожди.
4 У них по родословиям поколений их числилось тридцать шесть тысяч воинов, годных к воинской службе, ведь жен и сыновей у них было намного больше,
5 чем у их братьев. По всем родам Иссахара внесены в родословия восемьдесят семь тысяч годных к воинской службе воинов.
6 Сыновей у Вениамина трое: Бела, Бехер, Едиаэль.
7 У Белы пятеро сыновей: Эцбон, Уззи, Уззиэль, Еримот, Ири — главы родов, могучие воины. В родословиях у них записано двадцать две тысячи тридцать четыре могучих воина.
8 Сыновья Бехера: Земира, Йоаш, Элиэзер, Эльоэнай, Омри, Еремот, Авия, Анатот и Алемет — вот все сыновья Бехера.
9 В родословия у них записаны по их поколениям: вождей родов, могучих воинов, — двадцать тысяч двести.
10 Сын Едиаэля — Билхан. Сыновья Билхана: Еуш, Вениамин, Эхуд, Кенаана, Зетан, Таршиш и Ахишахар.
11 Все эти потомки Едиаэля были вождями родов, могучими воинами. Семнадцать тысяч двести воинов было у них готовых выйти на битву.
12 Шуппим и Хуппим — сыновья Ира, Хушим — сын2 Ахера.
13 Сыновья Неффалима: Яхациэль, Гуни, Ецер и Шаллум — это внуки3 Валлы.
14 Сыновья Манассии: Асриэль, которого родила наложница-арамейка; и она же родила Махира, отца Гилада.
15 Махир женил Хуппима и Шуппима. (Сестру его звали Мааха.) Имя второго сына Манассии — Целофхад. У Целофхада были одни дочери.
16 Родила Мааха, жена Махира, сына и назвала его Переш, а брата его — Шереш. Сыновья Шереша: Улам и Рекем.
17 Сын Улама — Бедан. Вот все потомки Гилада, сына Махира, потомка Манассии.
18 Сестра Гилада Молехет родила Ишхода, Авиэзера и Махлу.
19 Сыновьями Шемиды были Ахьян, Шехем, Ликхи и Аниам.
20 Потомки Ефрема: Шутелах, сын Шутелаха Беред, сын Береда Тахат, сын Тахата Элада, сын Элады Тахат,
21 сын Тахата Завад, сыновья Завада Шутелах, Эзер и Элад. Их убили жители Гата, исконные жители той земли, за то что они спустились к ним и попытались угнать их скот.
22 Оплакивал их Ефрем, отец их, многие дни, а братья приходили утешать его.
23 Некоторое время спустя был Ефрем с женой своей, она понесла и родила сына. Ефрем назвал его Бериа, потому что горе случилось в доме его.4
24 Дочерью Бериа была Шеера. Она построила Нижний и Верхний Бет-Хорон и Уззен-Шееру.
25 Сыном Бериа был Рефах, сын Рефаха — Решеф, сын Решефа — Телах, сын Телаха — Тахан,
26 сын Тахана — Ладан, сын Ладана — Аммихуд, сын Аммихуда — Элишама,
27 сын Элишамы — Нон, сын Нона — Иисус.
28 Вот владения их, в которых они жили: Бет-Эль и окрестные селения, на востоке — Нааран, на западе — Гезер и окрестные селения, Шехем и окрестные селения и земли до Ая с окрестными селениями.
29 Вдоль границ владений потомков Манассии также располагались Бет-Шеан, Таанах, Мегиддо, Дор и их окрестные селения. В этих городах жили потомки Иосифа, сына Израиля.
30 Дети Асира: Имна, Ишва, Ишви, Бериа и сестра их Серах.
31 Сыновья Бериа: Хевер и Малкиэль, отец Вирзаита.
32 У Хевера родились Яфлет, Шомер, Хотам и сестра их Шуа.
33 Сыновья Яфлета: Пасах, Бимхал и Ашват — вот сыновья Яфлета.
34 Сыновья Шемера, брата его:5 Рохга, Хубба и Арам.
35 Сыновья Хелема, брата его: Цофах, Имна, Шелеш и Амал.
36 Сыновья Цофаха: Суах, Харнефер, Шуал, Вери, Имра,
37 Бецер, Ход, Шамма, Шилша, Итран и Беэра.
38 Сыновья Етера: Ефуннэ, Писпа и Ара.
39 Сыновья Уллы: Арах, Ханниэль и Риция.
40 Вот все сыновья Асира, главы своих родов, лучшие воины и главные вожди. В родословиях в войске у них числилось двадцать шесть тысяч человек.

Толкование Далласской семинарии

3. Генеалогии шести северных племен (глава 7)

1. ИССАХАР (7:1−5)

1Пар 7:1−5. Потомство этого колена не прослеживается до конца. Сказано, что у Иссахара было четверо сыновей, и это соответствует сказанному в Быт 46:13 и Чис 26:23−25, однако, летописец «идет далее», выделяя линию Фолы. Из каких-то соображений он, кроме того, приводит цифровые данные, сообщая, что во дня Давида воинов, происходивших от Фолы, было двадцать две тысячи и шестьсот (1Пар 7:2); от Уззия — тридцать шесть тысяч (1Пар 7:4), а всего в колене Иссахаровом — восемьдесят семь тысяч (стих 5), включая 28400 воинов из непоименованных кланов.

2. ВЕНИАМИН (7:6−12)

1Пар 7:6−12. Это родословие, непосредственно подводящее читателя к началу «эры Давида», пространно представлено в главе 8, здесь же рассматривается вкратце, наряду с родословиями других северных племен. Хотя в Быт 46:21 поименовано десять сыновей Вениамина, а в Чис 26:38−41 — пять, автор 1 Паралипоменон называет троих (1. Пар. 7:6−7) и пятерых (8:1−2). (толкование на 8:1−5, где высказывается предположение, что 10 «сыновей» Вениамина (Быт 46:21), вероятно, включали и какое-то число его внуков.)

Первые два сына — Бела и Бехер упоминаются и в Быт 46:21, но Иедиаил нигде более не упомянут, если только он не то же самое лицо, что и Ашбел (Быт 46:21; Чис 26:38; 1Пар 8:1). «Усеченность» этого списка в 1Пар 7:6−12 явствует и из того, что в нем указаны лишь пятеро сыновей Белы, тогда как в 8:3−5 их названо 9. С другой стороны, 9 сыновей Бехера (7:8) вовсе не упомянуты в главе 8. Как и сын Иедиаила — Билган (7:10). Преимущественное внимание к потомкам Белы в главе 8 объясняется, конечно, тем, что из этого клана вышел Саул (8:33).

Шупим и Хупим и их потомки происходили от Ира (7:12), сына Белы (стих 7, где назван Ири; полагают, что он и Ир — одно и то же лицо).

Хушимиты вели свою линию от Ахера, сына Вениамина (если Ахер — то же, что Ахирам в Чис 26:38, и Ахрай — в 1Пар 8:1).

Данные переписи показывали 22034 воина в кланах сынов Белы (7:7). 20200 — у сыновей Бехера (7:9) и 17200 — у сыновей Иедиаила (7:11) В целом способных сражаться на войне было в среде Вениамина 59 тысяч 434 человека, и цифра эта представляется многим исследователям Библии завышенной — в свете того, что в дни судей колено Вениаминово сократилось, в результате междуусобной войны, до 600 человек (молодых мужчин; Суд 20:44−48). Однако примерно 400 лет отделяло ту войну от дней, когда царь Давид произвел перепись (1Пар 21:1−7), так что не так уж невероятно, что 600 семей умножились за это время настолько, что могли выставить около 60 тысяч воинов.

3. НЕФФАЛИМ 7:13)

1Пар 7:13. Имена перечисленных здесь сыновей Неффалима соответствуют названным в Быт 46:24 и в Чис 26:48−49.

4. МАНАССИЯ (7:14−19)

1Пар 7:14−15а. Родословие Манассии в книге Бытие не приводится, поскольку в то время Манассия рассматривался лишь как продолжатель рода Иосифа. У Манассии и его сирийской наложницы был сын Махир (сравните стих 176, а также Чис 26:29; Нав 17:1), положивший начало клану Галаада (Чис 26:29; 36:1).

Потомок Манассии, по имени Асриил, очевидно, происходил по линии вышеупомянутой сирийской наложницы Манассии, которая Асриилу была, однако, не матерью, а прабабушкой, ибо Манассия, судя по Чис 26:29−31, приходился ему прадедом. В 7:15−16 речь может идти о двух «Маахах» — сестре Махира и его жене. К такому выводу можно придти на основании еврейского оригинала, к сожалению, в этом месте испорченного.

1Пар 7:15б−19. Несмотря на упомянутую трудность в прочтении еврейского манускрипта, «имя второму Салпаад», очевидно, следует понимать в том смысле, что Салпаад был еще одним потомком Манассии по линии Махира, примечательным тем, что совсем не имел сыновей (Чис 36:1−9; пять его дочерей названы по именам в Нав 17:3).

Хотя «в центре» этого родословия стоят Махир и его потомки (населявшие территорию, которая отведена была Манассии в Трансиордании), отпрыски Манассии на западном берегу Иордана представлены здесь сестрой Махира — Молехеф, с ее сыновьями, а также четырьмя сыновьями Шемиды (7:18−19), упомянутым Салпаадом с его дочерьми, и, вероятно, Асриилом с его потомством (стих 14; Нав 17:2−6).

5. ЕФРЕМ (7:20−29)

1Пар 7:20−24. Перечисление потомков Ефрема, второго сына Иосифа, заканчивается на Иисусе Навине (стих 27), славном преемнике Моисея. Шутелах, сын Ефрема, судя по Чис 26:35−36, стоял во главе основного клана ефремлян, который прослеживается здесь в шести поколениях; последним назван второй в этом роду Шутелах.

Лишь затем названы два других сына Ефрема (именно сына, а не потомка) — Езер и Елеад; они-то и были убиты филистимлянами из Гефа еще при жизни евреев в Египте (стихи 21−22), что следует из того, что сам Ефрем был рожден в Египте, до наступления там голода, предсказанного его отцом Иосифом (Быт 41:50−52).

Вероятно, израильтяне, и переселившись в Египет, не теряли связей с Ханааном, возможно даже обрабатывали там землю и пасли скот. В поддержку такого предположения говорит тот факт, что дочь Ефрема Шеера основала в Ханаане два поселения — Беф-Орон… и Уззен-Шееру. Все это, повторяем, могло иметь место лишь во время пребывания евреев в Египте (прежде 1200 года до Р. Х.). Упомянутые филистимляне, очевидно, пришли в Египет, чтобы расправиться с сыновьями Ефрема, пытавшимися захватить стада их.

1Пар 7:25−29. Отдаленным потомком Рефая, сына Ефрема, стал Иисус Навин. То обстоятельство, что между ним и его праотцем Ефремом лежало восемь поколений, тоже свидетельствует о том, что убийство двух сыновей Ефрема и основание его дочерью двух поселений в Ханаане имели место во время пребывания Израиля в Египте. В стихах 28−29 говорится о владениях, которые Ефрем получил после завоевания Ханаана. Примерные границы его территории простирались от Вефиля на севере до Изреельской долины и от р. Иордан до Средиземного моря. Начало стих 29 можно прочитать как «у границы с территорией Манассии».

6. АСИР (7:30−48)

1Пар 7:30−40. Начало этого «списка» параллельно Быт 46:17 и Чис 26:44−46, но имена от Бирзаифа (стих 31) до Риции (стих 39) перечислены только тут. Все названные здесь вожди племен и военачальники, командовавшие войском, числом двадцать шесть тысяч человек, происходили от Асира (стих 30). Представляется, что Гелем из стиха 35 — то же лицо, что Хофам из стиха 32.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Или: могучие воины.
12  [2] — Букв.: сыновья.
13  [3] — Букв.: сыновья, здесь в знач. потомки, см. Быт 46:24,25.
23  [4] — Имя «Бериа» в евр. созвучно слову «горе, беда» (бераа́).
34  [5] — Или: сыновья Ше́мера: Ахи́…
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.