1 Паралипоменон 2 глава

Первая книга Паралипоменон
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Вот сыновья Израиля: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон,
2 Дан, Иосиф, Вениамин, Неффалим, Гад и Асир.
3 Сыновья Иуды: Эр, Онан и Шела — все трое родились у него от Бат-Шуи, ханаанеянки. Эр, первенец Иуды, в глазах ГОСПОДА был человеком нечестивым, и Он лишил его жизни…
4 Фамарь, невестка Иуды, также родила ему Пареца и Зараха. Всего у Иуды было пятеро сыновей.
5 Сыновья Пареца: Хецрон и Хамуль.
6 Сыновья Зараха: Зимри, Этан, Хеман, Калкол и Дара — всего пятеро.
7 Сыновья Карми: Ахар,1 наведший беду на Израиль тем, что взял то, что подлежит уничтожению.2
8 Сын Этана — Азария.
9 Сыновья, родившиеся у Хецрона: Ерахмеэль, Рам и Келувай.
10 У Рама родился Амминадав, у Амминадава родился Нахшон, вождь сыновей Иуды.
11 У Нахшона родился Салма, а у Салмы — Боаз,
12 у Боаза родился Овед, а у Оведа — Иессей.
13 У Иессея родились: Элиав, его первенец, Авинадав — второй сын, Шима — третий,
14 Нетанэль — четвертый, Раддай — пятый,
15 Оцем — шестой, Давид — седьмой.
16 Были у них сестры Церуя и Авигаиль. Сыновья Церуи: Авишай, Йоав и Асаэль — всего трое.
17 Авигаиль родила Амасу; отцом Амасы был Етер, измаильтянин.
18 У Халева, сына Хецрона, и его жены Азувы родилась Ериот. Вот сыновья3 Ериот: Ешер, Шовав и Ардон.
19 После смерти Азувы Халев женился на Эфрате, и она родила ему Гура.
20 У Гура родился Ури, а у того родился Бецалел.4
21 Когда Хецрону было шестьдесят лет, он взял в жены дочь Махира (отца Гилада) и был с ней, и она родила ему Сегува.
22 У Сегува родился Яир. И было у Яира двадцать три города в Гиладе.
23 Но гешурцы и арамеи отняли у жителей Гилада Селения Яира и Кенат с подвластными ему селениями — всего шестьдесят городов. Все эти города принадлежали потомкам Махира, отца Гилада.
24 После смерти Хецрона в Халев-Эфрате жена Хецрона Авия родила ему Ашхура, отца Текоа.5
25 Сыновьями Ерахмеэля, первенца Хецрона, были: Рам, первенец, Буна, Орен, Оцем и Ахия.
26 У Ерахмеэля была еще одна жена, по имени Атара; она мать Онама.
27 Сыновьями Рама, первенца Ерахмеэля, были: Маац, Ямин и Экер.
28 Сыновьями Онама были: Шаммай и Яда. Сыновьями Шаммая были: Надав и Авишур.
29 У Авишура была жена по имени Авихаиль, она родила Ахбана и Молида.
30 Сыновья Надава: Селед и Аппаим. Селед умер, не оставив сыновей.
31 Сын Аппаима — Иши. Сын Иши — Шешан. Сын Шешана — Ахлай.
32 Сыновья Яды, брата Шаммая: Етер и Ионафан. Етер умер, не оставив сыновей.
33 Сыновья Ионафана: Пелет и Заза. Вот потомки Ерахмеэля.
34 Не было у Шешана сыновей,6 только дочери. У Шешана был слуга, египтянин, звали его Ярха.
35 Отдал Шешан дочь свою в жены слуге Ярхе, и она родила ему Аттая.
36 У Аттая родился Натан, у Натана родился Завад,
37 у Завада родился Эфлаль, у Эфлаля родился Овед,
38 у Оведа родился Иегу, у Иегу родился Азария,
39 у Азарии родился Хелец, у Хелеца родился Эляса;
40 у Элясы родился Сисмай, у Сисмая родился Шаллум,
41 у Шаллума родился Екамия, у Екамии родился Элишама.
42 Потомки Халева, брата Ерахмеэля: Меша — его первенец, который стал отцом Зифа, и Мареша,7 который стал отцом Хеврона.
43 Сыновья Хеврона: Корей, Таппуах, Рекем и Шема.
44 У Шемы родился Рахам, отец Йоркоама, у Рекема родился Шаммай.
45 Сын Шаммая — Маон; Маон был отцом Бет-Цура.
46 Эфа, наложница Халева, родила Харана, Моцу и Газеза. У Харана родился Газез.
47 Сыновья Яхдая: Регем, Йотам, Гешан, Пелет, Эфа и Шааф.
48 Другая наложница Халева, Мааха, родила Шевера и Тирхана,
49 также родила она Шаафу, отца Мадманны, и Шеву, отца Махбены и Гивы. Дочерью Халева была Ахса.
50 Вот какие были потомки у Халева.
Сыновья Гура, первенца Эфраты: Шоваль, отец Кирьят-Еарима,
51 Салма, отец Вифлеема, Хареф, отец Бет-Гадера.
52 Потомками Шоваля, отца Кирьят-Еарима, были: Хароэ, Хаци, Менухот,8
53 а также племена Кирьят-Еарима: итритяне, путяне, шуматяне и мишраяне, от которых произошли цоряне и эштаоляне.9
54 Потомки Салмы: Вифлеем, нетофатияне,10 Атрот-бет-Йоав, половина манахтиян (цоряне),
55 племена софериян,11 живущих в Яавеце: тиратияне, шиматияне и сухатияне (они кинеи, которые происходят от Хаммата, отца Бет-Рехава).

Толкование Далласской семинарии

Б. Генеалогия Иуды (глава 2)

1. СЫНОВЬЯ ИУДЫ (2:1−4)

1Пар 2:1−2. Наконец автор подходит к людям, которые в плане изложения им библейской истории представляют для него особый интерес. Давид и его династические потомки были из колена Иудина, поэтому понятно, что, перечислив 12 сыновей Израиля (2:1−2), автор сразу же обращается к родословию Иуды и прослеживает его в 2:3 — 4:23.

1Пар 2:3−4. Подробности неприглядной истории (Быт 38) сыновей Иуды, двое из которых (Ир и Онан), неугодные Господу, были преданы Им смерти, а третий, Шела (Силом) не был дан в мужья Фамари, не рассматриваются здесь. Летописец сразу же вводит в излагаемое им родословие сыновей Иуды от Фамари: Фареса и Зару, с тем, чтобы проследить линию Фареса до рода Давидова.

2. ГЕНЕАЛОГИИ ФАРЕСА И ЗАРЫ (2:5−8)

1Пар 2:5−8. В этих стихах потомки Фареса и Зары (сыновья часто означают именно потомков из более отдаленных поколений, что, в частности, явствует из того факта, что Ахар (или Ахан) назван здесь «сыном Харми») приведены выборочно и как представители этих поколений.

Может быть, Зимри (стих 6) — то же лицо, что Завдий (или это вариант написания одного и того же имени). На эту мысль наводит то, что в истории согрешения Ахана (Нав 7) Ахан предстает как сын Харми, который был сыном Завдия (Нав 7:1), сына Зары. Но даже если это и так, период времени, прошедший от Зары (родился примерно в 1877 г. до Р. Х.) до Ахана (был взрослым человеком в 1406 г.; Нав 7), составлял около 500 лет, что слишком много для всех четырех поколений.

Возможно в таком случае, что летописец называет здесь Зару более всего с той целью, чтобы включить в свое перечисление прославленных в еврейской истории мудрецов — Ефана, Емана, Халкола и Дару (с которыми сравнивали царя Соломона; 3Цар 4:31, а также подзаголовок к Пс 88), сыновей Махола, предком которого был Зара.

3. ГЕНЕАЛОГИЯ ЕСРОМА (2:9−41)

1Пар 2:9−20. Линия избранных продолжается теперь через Есрома, сына Фареса, сына Иуды. Как повествуется об этом и в книге Руфь (4:18−21), линия эта достигает Давида (1Пар 2:9−15; таблица «Предки Давида начиная от Авраама» в 16 главе 1-й Царств). Здесь родословие включает как ближайших родственников Давида, так и его сводных сестер (1Пар 2:16−17; таблицу «Семья Давида» в 3 главе 2-й Царств).

Хелувай, или Халев, — один из сыновей Есрома (не следует путать его с Халевом, сподвижником Иисуса Навина). Родословие Халева приводится в стихах 18−20, а затем продолжается в стихах 42−55.

1Пар 2:21−24. Сегув был еще одним сыном Есрома. рожденным ему дочерью Махира, сына Манассии (Быт 50:23) и отца Галаада (Чис 26:29). Название «Галаад» дано было всей верхней части Трансиордании. О том, что шестьдесят городов галаадских были взяты Гессуром и Арамом (название Сирии), т. е. народами, жившими на северо-восток от Галаада, упоминается в Ветхом Завете лишь тут.

Последний сын Есрома был рожден его женой Авией по смерти отца; имя его было Ашхур.

1Пар 2:25−41. Старший сын Есрома — Иерахмеил (стих 9) упомянут здесь последним. Имена его потомков встречаем только тут, хотя в 1Цар 27:10 имеется упоминание о его «стране», или клане, который Давидом, очевидно, рассматривался как близкий, родственный.

4. ГЕНЕАЛОГИЯ ХАЛЕВА (2:42−55)

1Пар 2:42−55. С линией Халева. третьего сына Есрома (стих 9), кратко представленной в стихах 18−20, здесь знакомимся подробнее. Многие из приведенных тут имен встречаются и в других местах (например, Зиф в Нав 15:24; Мареша в Нав 15:44; Хеврон в Нав 15:54; Танпуах в Нав 15:34; Рекем в Нав 18:27; Шема — в Нав 15:26, и т. д.). Поскольку большая часть их соответствовала или соответствует географическим названиям в Иудее, представляется вероятным, что поселения с этими названиями были основаны в глубокой древности потомками Халева.

Особый интерес представляет, конечно, упоминание Вифлеема (1Пар 2:51, 54), как места, в котором родились и царь Давид и Иисус Христос. Этот город был основан внуком Халева по линии его жены Ефрафы (или назван по ее имени). Ссылка на сочетание этих двух имей — Вифлеема и Ефрафы — звучит как благословение в книге Руфь (4:11), а в книге пророка Михея (5:2) — как выражение благоговения перед местом рождения Мессии.

В. Генеалогия Давида (глава 3)

В плавное течение родословия Иуды словно бы врывается линия Давида. Это, очевидно, делается с тем, чтобы со всей ясностью показать, что Давид был потомком Фареса (сына Иуды) и его сына Есрома, и что его потомки могут быть, в свою очередь, прослежены до завершения истории Иудеи (момент, с точки зрения летописца, важный именно в историческом плане).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
7  [1] — В Нав 7 назван Аханом.
7  [2] — Или: взял заклятое; букв.: нарушил заклятие; см. примеч. к Нав 6:16.
18  [3] — Так по друг. чтению. Букв.: Халев, сын Хецрона, со своей женой Азувой и с Ериот произвел на свет сыновей
20  [4] — Ср. Исх 31:2.
24  [5] — LXX: и после смерти Хецрона Халев был с Эфратой (и Авия была женой Хецрона), и она родила ему Ашхура, отца Текоа.
34  [6] — Это утверждение противоречит стиху 31, где говорится, что сыном Шешана был Ахлай. Это противоречие объясняется тем, что Ахлай умер еще при жизни отца, не оставив потомства.
42  [7] — Пер. по друг. чтению: сын его вместо букв.: и сыновья Мареши, отца Хеврона.
52  [8] — Или: Хароэ́, половина манахтиян.
53  [9] — Т. е. жители городов Цора и Эштаоль.
54  [10] — Т. е. жители города Нетофата, который находился близ Вифлеема.
55  [11] — Пер. по друг. чтению; масоретский текст: писцов.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.