К Евреям 13 глава

Послание к Евреям
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Да не угаснет никогда1 братская любовь!
2 Не забывайте оказывать гостеприимство. Живя так, иные, сами того не ведая, даже ангелов принимали у себя.
3 Помните об узниках, как если бы сами вы были вместе с ними в заточении; и о тех не забывайте, с кем обращаются жестоко, как если бы вам самим причиняли боль.2
4 Да будут чтимы у вас3 узы брака, и непорочно пусть будет брачное ложе ваше — блудников же и прелюбодеев будет судить Сам Бог.
5 Не будьте падки на деньги, довольствуйтесь тем, что имеете. Бог ведь заверил:

«Никогда не забуду тебя и в беде тебя не оставлю».4

6 Мы смело говорим поэтому:

«Господь мне помощник,
[и] нечего мне бояться.
Что сделает мне человек5

7 Наставников6 ваших не забывайте, которые возвещали вам слово Божие; помня, как жили и как умирали они,7 подражайте вере их.
8 Ведь Иисус Христос, Которого проповедовали они, вчера и сегодня и вовеки всё тот же.
9 Да не совратят вас всевозможные учения, чуждые духу Христа. Свои сердца лучше укреплять благодатью, а не какими-то предписаниями о пище, которые сами по себе никому из следовавших им не приносили пользы.
10 Скажу больше, наш жертвенник таков, что те, кто всё еще служит в земном Святилище, вообще не вправе есть от него.
11 Вы знаете, что первосвященник вносит в Святилище только кровь животных, принесенных в жертву за грех, а тела их сжигаются за станом.
12 Потому и Иисус, дабы освятить народ Своей собственною кровью, за стенами города8 пострадал.
13 Так выйдем же и мы «за стан» к Нему, неся на себе позор, который когда-то Он за нас нес.
14 Ибо нет у нас здесь, на земле, града, чтобы жить в нем всегда — мыслями о грядущем живем мы.9
15 А [потому], как жертву свою, будем через Иисуса всегда возносить Богу хвалу — дань уст,10 исповедующих имя Его.
16 И не забывайте никогда творить добро, помогайте во всем друг другу11 — такие именно жертвы угодны Богу.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и слушайтесь их, ибо они пекутся о вас,12 как пастыри, коим предстоит дать отчет о своем служении. Старайтесь всё делать так, чтобы их забота о вас была радостью для них, а не бременем,13 ибо последнее не принесет вам пользы.
18 И о нас молитесь. Мы верим, что совесть наша чиста, и хотим и впредь во всем оставаться достойными.
19 Особенно же прошу вас о том молиться, чтобы вернулся я к вам как можно скорее.
20 А Бог мира, воскресивший из мертвых — благодаря крови вечного завета — Господа нашего Иисуса, Пастыря великого Его овец,
21 да сделает вас во исполнение воли Своей сильными на всё доброе,14 и да совершит в нас15 всё угодное Ему чрез Иисуса Христа, Которому слава во веки [веков]! Аминь.16
22 Прошу вас, братья, примите без досады17 мои увещевания. Я и так постарался быть как можно более кратким.
23 Сообщаю вам, что брат наш Тимофей на свободе. Если он придет скоро, то я вместе с ним увижу вас.
24 Приветствуйте всех наставников ваших и всю церковь.18 Передают вам привет собратья из Италии.
25 Божия благодать да пребудет со всеми вами!

Толкование Далласской семинарии

V. Эпилог (глава 13)

По тону своему эпилог выделяется на фоне послания тем, что в последнем содержатся наставления лишь общего характера, тогда как в нем — более конкретизированные. В каком-то смысле «благоугодное служение» (12:28) Богу и складывается из того, о чем говорится в этих конкретных наставлениях. Кроме того, обращение автора к читателям в эпилоге носит характер личного обращения; завершается он словами прощания.

Евр 13:1−6. В первом разделе эпилога содержатся наставления относительно нравственного поведения. Следование им предполагает проявление личной доброжелательности по отношению к братьям (стих 1), странникам (стих 2) и узникам (стих 3).

Автор призывает затем к чистоте супружеских отношений (стих 4); к несребролюбию — да будут читатели довольны тем, что есть у них (стих 5; сравните Лк 12:15;

Флп 4:11; 1Тим 6:6−10). Если бы и скуден был их достаток, с ними — Господь (стих 5), их помощник (стих 6).

Евр 13:7−8. За нравственными следуют религиозные наставления, продолжающиеся по 17 стих включительно. В призыве «Поминайте наставников наших», по-видимому, подразумевались те из них, которые уже отошли с земли. Взирая на кончину их жизни надо читать как «взирая на добрые результаты их жизни»; отсюда вытекает и следующий призыв: подражайте вере их. Да, эти наставники и проповедники умерли, но Иисус Христос, от имени Которого они говорили, во веки остается Тот же.

Евр 13:9. Тут объясняется, почему «новые учения», противоречащие неизменной вести об Иисусе Христе, не следует принимать. Слова автора об учениях различных и чуждых явно не относились к ортодоксальному иудаизму, но — к какому-то сектантскому отклонению от него, с которым, видимо, пришли в соприкосновение читатели.

Евр 13:10−14. Если распространявшие «чуждые учения» склонны придавать чрезмерное значение опыту пустынничества и скинии, то именно их подразумевает автор в стихе 10. Христиане же имеют особый жертвенник (тут, видимо, речевой прием, означающий жертву Христову), от которого черпают духовные силы. Но служащим скинии доступа к этому духовному источнику нет. Другими словами: если кто-то предпочитает жить в пустыне, считая себя слугами древней скинии, то «Христовых привилегий», указывает автор, они лишают себя.

Согласно древним установлениям, кровь жертвенных животных вносилась в День очищения во святилище, тела же их сжигались вне стана (стих 11) — в месте, которое в годы пребывания Израиля в пустыне объявлялось нечистым. Но Иисус тоже пострадал вне врат (т. е. за городской стеной Иерусалима), однако жертву Свою Он принес, дабы освятить людей.

Отнюдь не ассоциировавшиеся с Ним в Его, якобы, нечистоте, как думали на этот счет некоторые неверовавшне евреи, читатели послания, напротив, были Им освящены (сравните 2:11; 10:10, 14), а потому, не колеблясь, должны были разделить с Ним Его поругание (сравните 12:2), выйдя из «стана иудаизма» и объединившись с Христом. Если читателям и в самом деле были известны некоторые сектантские поселения на той территории, где они жили, этот призыв автора приобретал для них особое звучание. Ибо их истинным домом был не стан и не град земной, но обещанный им град будущий (сравните 11:10, 16; 12:22).

Евр 13:15−16. В свете смерти Христовой кровь жертвенных животных больше не нужна. Но — принесение Богу хвалы… благотворение и общительность — вот те виды жертвы, которые действительно благоугодны Ему (сравните 10:25).

Евр 13:17. Если покойных наставников следовало поминать и того, чему учили они, не забывать (стихи 7−8), то нынешним надо было повиноваться. Помня об их ответственности за «пасомых» перед Богом, не следовало непослушанием осложнять их работу.

Евр 13:18−19. С присущей ему скромностью, побуждавшей его, обращаясь к читателям с предостережениями, писать «мы», автор просит их молитв, в особенности о том, чтобы ему поскорее вернуться к ним. По всему чувствуется, что он был лично в них заинтересован, хотел видеть их.

Евр 13:20−21. В благословении автором как бы еще раз «называются» главные темы, затронутые в послании (к примеру, мир, Кровь, завет, воскресение, Пастырь). С верою пишет он о Господе нашем Иисусе Христе как о Пастыре… великом людей нового завета, через Которого Бог в состоянии исполнять волю Свою, производя в них благоугодное Ему.

Евр 13:22−25. В последний раз просит автор читателей принять сие слово увещания и затем выражает надежду, что он и Тимофей вскоре увидят их. После приветствий он призывает на них благодать Божию.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: пусть пребывает.
3  [2] — Букв.: поскольку и сами вы в теле (находитесь).
4  [3] — Букв.: всеми; или: во всем.
5  [4] — Втор 31:6.
6  [5] — Пс 118 (117):6, 7 (LXX).
7  [6] — Или: руководителей; то же в ст. 17 и 24.
7  [7] — Букв.: взирая на конец (в знач. конечный итог) их жизни.
12  [8] — Букв.: вне врат.
14  [9] — Букв.: к будущему стремимся/ищем.
15  [10] — Букв.: будем всегда приносить через Него жертву хвалы, то есть плод уст.
16  [11] — Или: не забывайте благотворительности и общения.
17  [12] — Или: о душах ваших.
17  [13] — Букв.: чтобы они это делали с радостью, а не стеная.
21  [14] — Или: да приготовит вас ко всякому доброму делу.
21  [15] — В некот. рукописях: в вас.
21  [16] — См. в Словаре Аминь.
22  [17] — Или: терпеливо выслушайте.
24  [18] — Букв.: всех святых.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.