Деяния 18 глава

Деяния апостолов
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 После этого Павел, оставив Афины, пошел в Коринф.
2 Там повстречал он одного иудея по имени Акила, родом с Понта. Тот вместе со своей женой Прискиллой незадолго до этого покинул Италию. Они, как и все иудеи, по указу Клавдия были изгнаны из Рима. Павел пришел к ним,
3 и так как у него и у них было одинаковое ремесло (изготовление палаток), он остановился у них и вместе с ними работал.
4 Каждую субботу он беседовал в синагоге, стараясь обратить как иудеев, так и язычников.
5 Когда же из Македонии пришли Сила и Тимофей, Павел всецело посвятил свое время проповеди,1 свидетельствуя иудеям, что Иисус и есть Мессия.
6 Но когда они выступили против него и стали поносить его, он, отряхнув одежды, сказал им: «За участь свою в ответе вы сами! Теперь я с чистой совестью2 иду к язычникам».
7 И, покинув их, он перешел в соседний с синагогой дом принявшего иудаизм язычника3 по имени Титий4 Юст.
8 Крисп же, старейшина синагоги, уверовал в Господа, а с ним и все живущие в доме его. Многие из коринфян, услышав Павла, тоже приходили к вере и принимали крещение.
9 Однажды ночью Господь сказал Павлу в видении: «Не бойся, а говори, не умолкай,
10 ибо Я с тобою, и никто не нападет на тебя и зла тебе не причинит: в этом городе много Моих людей».
11 Так что Павел провел там полтора года и учил коринфян слову Божьему.
12 Но когда проконсулом Ахайи5 стал Галлион, иудеи, сговорившись, схватили Павла и привели его к проконсулу на суд.
13 Обвиняя его, они говорили: «Он совращает людей: учит их чтить Бога вопреки нашему Закону».
14 Павел хотел было возразить, но не успел произнести и слова, как Галлион заявил иудеям: « Послушайте, иудеи! Если бы речь шла о каком-то преступлении или злодеянии, стоило бы вас выслушать.
15 Но если идет спор о словах, именах и о вашем Законе, разбирайтесь сами. И в этом я вам не судья!»
16 И выгнал их.
17 А они все6 набросились на Сосфена, старейшину синагоги, и избили его прямо на глазах у Галлиона.7 Но тому не было до этого никакого дела.
18 Павел же оставался там долгое время, а затем, попрощавшись с братьями, вместе с Прискиллой и Акилой отплыл в Сирию. Перед отплытием, в Кенхреях, он остриг голову по данному им обету.8
19 Они достигли Эфеса, и Павел оставил там Акилу и Прискиллу, а сам вошел в синагогу и беседовал с иудеями.
20 Его просили задержаться у них подольше, но он не согласился
21 и, прощаясь, сказал: «Мне непременно нужно провести наступающий праздник в Иерусалиме, но,9 если будет угодно Богу, я вернусь к вам», — и отплыл из Эфеса.
22 Сойдя на берег в Кесарии, он пошел в Иерусалим, навестил церковь и потом отправился в Антиохию.
23 Там он оставался некоторое время, а затем отправился в путь через Галатию и Фригию, ободряя10 по пути всех учеников.
24 В Эфес же прибыл некий иудей по имени Аполлос, родом из Александрии, человек красноречивый и сведущий в Писании.
25 Он был наставлен в учении, называемом «Путь Господень», и, полный духовной ревности,11 верно учил всему об Иисусе,12 хотя и знал лишь крещение Иоанна.
26 Он начал смело говорить в синагоге. Послушав его, Прискилла и Акила пригласили его к себе и обстоятельно изложили ему Путь [Божий].13
27 Когда же он захотел отправиться в Ахайю, братья поддержали его, написав живущим там ученикам, чтобы приняли его.14 Прибыв туда, он очень помог тем, кто уверовал по милости Божией,
28 потому что он сильными доводами изобличал неправоту иудеев, всенародно доказывая на основании Писания, что Иисус — Мессия.

Комментарии МакДональда

18:1 Некоторые полагают, что Павел оставил Афины из-за весьма скромных результатов проповеди. Мы предпочитаем считать, что Святой Дух направил его на запад и привел в КОРИНФ, столицу АХАЙИ. Этот город, известный распущенностью нравов, нуждался в проповеди Евангелия и в основании церкви.

18:2−3 В Коринфе Павел познакомился с супругами, которых звали Акила и Прискилла, дружба с которыми прошла через всю его жизнь. Акила был иудей из Понта, северо-восточной провинции Малой Азии. Он и его жена жили в Риме, но были изгнаны оттуда по антисемитскому указу кесаря Клавдия. Так как Коринф располагался на основной дороге, ведущей из Рима на восток, они остановились здесь и открыли мастерскую по изготовлению палаток. Павел также владел этим ремеслом, благодаря чему и познакомился с ними.

«Самые прекрасные откровения в жизни снисходят на нас, когда мы пребываем в ежедневных трудах. Добывай хлеб насущный в поте лица, и посреди тяжелых трудов ты получишь благословение и узришь утешительные видения... Мастерская, контора или склад могут уподобиться дому Господнему. Трудись на своем поприще и трудись усердно: в этих трудах ты можешь обрести друзей, близких тебе по духу, как это произошло с Акилой и Прискиллой». (Dinsdale T. Young, Neglected People of the Bible, pp. 232−233.)

Из повествования не ясно, были ли Акила и Прискилла христианами, когда Павел познакомился с ними, или они обратились в результате его служения. Возможно, чаша весов склоняется в сторону того, что они уже были христианами, когда пришли в Коринф.

18:4 Павел во всякую субботу говорил в синагоге и убеждал иудеев и обращенных из язычников в том, что Иисус действительно был Христом Божьим.

18:5 Отправляясь в Афины, Павел оставил Силу и Тимофея в Верии. Из Афин он послал им указание присоединиться к нему. Они догнали его уже в Коринфе.

После их прихода Павел понуждаем был духом, то есть Господь возложил на него бремя с еще большим усердием свидетельствовать иудеям, что Иисус есть Христос. Можно предположить, что апостол больше не тратил времени на изготовление палаток, а полностью посвятил себя проповеди Евангелия.

Примерно в этот период Павел пишет 1-е послание к Фессалоникийцам (приблизительно в 52 г. н.э.).

18:6 Неуверовавшие иудеи противились Павлу и злословили. Отвергать Благую Весть в конечном итоге означает противостоять самому себе. Неверующий никому так сильно не вредит, как самому себе.

Павел, отрясши одежды свои, сказал им: «Кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам». Отрясание одежд было очень выразительным действием, символизирующим отмежевание. Однако это не помешало Павлу пойти в синагогу в другом городе, например в Ефесе (19:8).

Слова апостола — торжественное напоминание каждому христианину о том, что на нем лежит ответственность за спасение людей. Христианин — должник каждого человека. Если он не выплатит этот долг, проповедуя Евангелие, Бог взыщет с него за гибель людей. Если, с другой стороны, он честно свидетельствует о Христе, но наталкивается на упорное сопротивление, то он освобождается от ответственности, и вина падет на того, кто отвергает Христа.

В этом стихе отражена смена направленности благовествования от народа израильского к язычникам. Бог решил, что прежде всего Благая Весть должна распространяться среди иудеев, но, как отмечается в Деяниях, поскольку народ израильский отвергает ее, Дух Божий с печалью отворачивается от этого народа.

18:7−8 После бурной ссоры с иудеями апостол направился в дом Иуста, обращенного в иудаизм язычника, который жил подле синагоги. Здесь он продолжал свое служение, и ему была дана радость увидеть, как в Господа уверовал Крисп, начальник синагоги, со всем домом своим. Многие другие коринфяне также уверовали в Спасителя и крестились. Павел крестил Криспа и некоторых других (1Кор 1:14−16), но обычно он поручал совершить обряд крещения какому-либо другому христианину Павел боялся, что люди сплотятся вокруг него самого, вместо того чтобы безраздельно отдавать свою любовь и преданность Господу Иисусу.

18:9−10 Господь, милостиво ободряя Павла, сказал ему в видении ночью, что ему нечего бояться. Апостол должен был продолжать проповедовать слово и сохранять уверенность в том, что Бог с ним и защищает его. В этом городе у Господа было много людей, то есть Он совершал в их жизни Свою работу, и в конечном итоге они спасутся.

18:11 Павел оставался в Коринфе еще полтора года, поучая коринфян Слову Божьему. Ценные дополнительные сведения об этом периоде содержатся в Первом и Втором посланиях к Коринфянам.

18:12−16 Вероятно, ближе к концу пребывания Павла в Коринфе, приблизительно в 51 г. н.э., проконсулом Ахаии был назначен Галлион. Думая, что новый проконсул примет их сторону иудеи привели Павла к нему пред судилище, располагавшееся на рыночной площади в Коринфе. Обвинение сводилось к тому, что Павел убеждал их чтить Бога не по закону иудейскому Даже не дав апостолу возможности выступить, Галлион с крайним презрением прекратил судебное дело. Он сказал иудеям, что дело это касается лишь их закона и не входит в его юрисдикцию. Если бы была какая-нибудь обида или злой умысел, то Галлион имел бы основание терпеливо выслушать иудеев, но в действительности спор шел лишь об учении и об именах и о законе иудейском. Проконсул не имел ни малейшего желания быть судьею в этом, поэтому прекратил дело.

18:17 Некоторые считают, что еллины наказали Сосфена за то, что тот привел Павла к Галлиону, выдвинув такое незначительное обвинение. Слова: «Галлион ни мало не беспокоился о том», не означают, что его не интересовала Благая Весть, хотя, вероятно, дело обстояло именно так. Очевидно, он не хотел вмешиваться в иудейские законы и обычаи.

18:18 После этих инцидентов Павел пробыл в Коринфе довольно дней.

Возможно, именно в это время он написал 2-е послание к Фессалоникийцам.

Когда, наконец, он вместе с Акилой и Прискиллой простился с Коринфом, они отправились морем в Сирию, видимо, намереваясь вернуться в Антиохию. Комментаторы не могут прийти к единому мнению о том, Павел или Акила остриг голову в Кенхреях, восточной гавани Коринфа. (Причастие, обозначающее стрижку волос, в греческом оригинале стоит сразу после имени «Акила» и довольно далеко от имени «Павел».)

Некоторые считают, что такой способ давать обет был чисто иудейским и не годился для такого духовно зрелого человека, как Павел. Но однозначно решить этот вопрос, вероятно, невозможно.

18:19−20 Когда корабль пристал к берегу в ЕФЕСЕ, Прискилла и Акила сошли, намереваясь там остаться. Павел воспользовался краткой стоянкой судна, чтобы пойти в синагогу и поговорить с иудеями. Удивительно их желание, чтобы он остался дольше, но Павел не мог сделать этого.

18.21 Корабль отправлялся. Но Павел обещал, если будет угодно Богу, возвратиться в Ефес, проведя приближающийся праздник в Иерусалиме.

18:22 Следующая стоянка корабля была в КЕСАРИИ. Оттуда апостол пришел в Иерусалим, приветствовал там церковь, а затем отошел в АНТИОХИЮ. Этому посещению Aнтиоxии суждено было стать последним.

Так закончилось второе миссионерское путешествие Павла.

Ж. Третье миссионерское путешествие Павла: Малая Азия и Греция (18:23 — 21:26)

18:23 Проведя в Антиохии довольно продолжительное время, Павел был готов снова надолго отправиться в путь. Изложение этого миссионерского путешествия приводится в Деяниях, с 18:33 по 21:26.

Первыми областями, которые посетил Павел, были ГАЛАТИЯ и ФРИГИЯ. Апостол одну за другой обходил поместные церкви, утверждая всех учеников.

18:24−26 Повествование вновь переносит нас в Ефес, где мы оставили Акилу и Прискиллу. Туда пришел красноречивый проповедник именем Аполлос, человек, сведущий в Писаниях (ВЗ). По рождению он был иудеем, а происходил из Александрии, столицы северного Египта. Хотя его проповедь отличалась большой силой и сам он был очень ревностен, тем не менее ощущалось, что ему недостает познаний в христианской вере. Очевидно, он хорошо знал о служении Иоанна Крестителя и о том, что Иоанн призывал народ израильский покаяться и приготовиться к пришествию Мессии. Создается впечатление, что он не знал о христианском крещении или каких-либо других элементах христианского учения. Когда Акила и Прискилла услышали, как он говорит в синагоге, они поняли, что он нуждается в наставлении, поэтому с любовью приняли его и точнее объяснили ему путь Господень. Готовность этого красноречивого проповедника принять наставления от мастера по изготовлению палаток и его жены делала ему честь.

18:27−28 Душа Аполлоса была открыта для учения, и потому братия в Ефесе поддержали его в намерении отправиться в Коринф, чтобы благовествовать там. Они даже написали для него рекомендательное письмо. В результате Аполлос оказался очень полезен христианам в Коринфе, ибо сильно опровергал иудеев всенародно, доказывая, что Иисус действительно Христос Божий.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
5  [1] — Букв.: Павел был тесним/охвачен словом (в некот. рукописях: духом); или: всецело отдался слову.
6  [2] — Букв.: кровь ваша на голове вашей. Чист я и теперь.
7  [3] — Или: человека, почитающего единого Бога.
7  [4] — Некот. рукописи опускают: Титий.
12  [5] — См. в Словаре Ахайя.
17  [6] — В некот. рукописях: все эллины.
17  [7] — Букв.: перед судом.
18  [8] — Вероятно, имеется в виду обет назорейства (Чис 6:1−21).
21  [9] — Многие древн. рукописи опускают эту часть предложения.
23  [10] — Или: укрепляя.
25  [11] — Букв.: пламенея духом.
25  [12] — В некот. рукописях: о Господе/Христе.
26  [13] — В некот. рукописях: Путь Господень.
27  [14] — Друг. возм. пер.: то братья написали письмо ученикам, призывая их принять его.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.