Исаия 23 глава

Книга пророка Исаии
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Печальна весть о Тире:
«Корабли, плывущие из Фарсиса, плачьте, потому что гавань ваша разрушена».
Все, кто плыл на этих кораблях, услышали эту весть на пути из Киттимской земли.
2 Живущие около моря, печальтесь безмолвно. Купцы Сидона посылали свои торговые суда за море и наполнили город несметными богатствами.
3 Они плавали по морям в поисках зерна, а торговцы из Тира покупали зерно, выращенное у Нила, и продавали его другим народам.
4 Стыдись, Сидон, так как Море и Крепость при нём говорят:
«Нет у меня детей, я не знаю болей родовых, я не растила юношей, не воспитывала девушек».
5 Будет скорбеть Египет, когда дойдёт до него весть о Тире.
6 Корабли, вернитесь в Фарсис, плачьте, живущие на побережье!
7 Тот ли это самый Тир, который ещё с древних времён был населён счастливыми людьми? Тот ли это город, чьи жители покинули его и поселились в далёких странах?
8 Из Тира вышло множество вождей, купцы его словно князья, повсюду были они в почёте. Кто ж Тиру принёс несчастье?
9 Это Господь Всемогущий решил уничтожить всё то, чем горд был Тир. Это Господь решил унизить важных и почтенных.
10 Корабли Фарсиса, возвращайтесь назад, пересеките море, как пересекают реки, никто вас не остановит.
11 Господь простёр руку над морем, Он поднимает царства воевать против Тира. Он повелел Ханаану разрушить его крепости.
12 Господь говорит:
«Дочь Сидона, ты не будешь больше радоваться. Зря жители Тира надеются на помощь Киттима. Даже если вы и доплывёте к нему, вам всё равно там не будет спасения».
13 Люди Тира надеются, что им Вавилон поможет. Но взгляните на землю халдеев, Вавилон уже не страна, ассирийцы его разрушили, и, забрав его богатства, превратили в обитель для диких зверей. Они Вавилон превратили в сплошные руины.
14 Корабли Фарсиса, рыдайте, ваши крепости уничтожены.
15 Забудут о Тире на семьдесят лет (срок правления одного царя). После этого срока с Тиром будет то же, что поют о блуднице:
16 «Забытая мужчинами, возьми свою арфу, пой свою песню почаще, может, кто-нибудь и вспомнит о тебе».
17 По истечении семидесяти лет Господь изменит судьбу Тира, и он снова начнёт торговать и станет блудницей для всех народов на земле.
18 Однако Тир не будет владеть тем, что он заработал, а свои доходы он отдаст людям, которые служат Господу, и эти слуги будут есть, пока не насытятся, а также оденутся в красивые одежды.

Новой Женевской Библии

23:1−14 пророчество о разрушении Тира. Говоря о судьбе этого торгового города, пророк ясно дает понять, к каким последствиям приводит пренебрежение Божественной волей. Язык данного фрагмента отличается особой образностью и почти лишен исторических реалий.

23:1 Пророчество. В пророчестве говорится об осаде и взятии Тира ассирийским царем Саргоном (преемником Салманассара и отцом Сеннахирима). По ассирийской хронике он царствовал с 722 по 706 г. до Р.Х. При археологических раскопках в районе Ниневии найден глиняный цилиндр, с текстом об осаде Тира Салманассаром и Саргоном (в то время бывшим военачальником у Салманассара): «Сильный и желающий сражения, прошедший под парусами Эгейское море, переплыв его, подобно рыбе, я покорил землю Куй и город Тир».

о Тире. Тир, крупнейший на Средиземном море финикийский порт, был издавна связан с Иудеей. Еще царь Соломон вел торговлю с правителем Тира Хирамом (3Цар 5:8−9), а многие финикийские мореплаватели находились на службе у царя Иудеи (3Цар 9:27).

корабли Фарсиса. Крупные торговые суда (3Цар 10:22; 3Цар 22:48; Пс 47:8; Ин 1:3), бороздившие Средиземное море, перевозя товар между многочисленными финикийскими колониями, и достигавшие Фарсиса — отдаленной колонии в Испании. См. ком. к ст. 6.

из земли Киттийской. Речь идет, в частности, о Кипре, где на пути из Фарсиса в Тир корабли делали остановку.

23:2 обитатели острова. Т.е. побережья.

купцы Сидонские. Сидон — город, расположенный на Средиземноморском побережье к северу от Тира; жители его в полной мере ощутили последствия постигшей Тир кары.

23:3 Сихора. Т.е. Египта (ср. 19:7).

торжищем народов. Египет был символом торговли и богатства.

23:4 говорит море. Море воспринималось финикийцами как мать, которая породила Финикию с ее морскими портами и гаванями.

крепость морская. Сила моря.

23:5 Египет воевал с Ассирией. Весть о падении Тира, естественно, заставила Египет содрогнуться, поскольку ничто не мешало царю Саргону двинуть все свои войска на Египет.

23:6 Фарсис. Сегодняшний Тарсис, расположенный в Испании. См. ком. к ст. 1.

23:7 Ноги его. Персонификация Тира и его средиземноморских колоний.

23:8 Кто определил..? Ответ на этот риторический вопрос Исаия дает в следующем стихе.

23:9−13 См. статью «Бог видит и знает: Божественное всеведение».

23:9 Господь Саваоф определил. В своем пророческом служении Исаия стремится открыть людям смысл Божественных определений.

23:10 дочь Фарсиса. Коренное население финикийских колоний. Падение Тира приносит освобождение народам колоний, т.к. «препона» (метрополия) пала.

23:11 простер руку Свою. Как и в 14:26−27, Господь приводит в исполнение Свой приговор.

о Ханаане. Пророк имеет в виду преимущественно низменную часть Ханаана, тянущуюся вдоль побережья Средиземного моря, где расположены Тир и Сидон, т.е. Финикию.

23:12 посрамленная девица, дочь Сидона. Финикия была «чистой девицей», поскольку не знала над собой ничьей власти, никем никогда не была завоевана. Ассирийцы, завоевав Тир, лишали Финикию — «дочь Сидона» — ее девственной чистоты.

не будет тебе покоя. И на островах Средиземного моря финикийцы не смогут найти укрытие от врагов.

23:13 земля Халдеев. Этого народа прежде не было. По-видимому, речь идет о народах, вошедших в состав Ассирии в результате военной экспансии.

23:15−18 В этих стихах Исаия говорит о надежде на спасение.

23:15 на семьдесят лет. Этот срок определен Богом. Число семьдесят обозначает полноту времен и завершенность событий.

в мере дней одного царя. В период господства одного царя, которым являлся ассирийский правитель Саргон. См. ком. к ст. 1.

23:17 по истечении семидесяти лет. См. ком. к 23:15. По окончании времени, назначенного Богом для наказания.

Господь посетит. Господь снова будет милостив к Тиру.

блудодействовать. Тир возвратится к прежнему образу жизни и не узнает Господа в день посещения своего, не извлечет никаких уроков (за что и поплатится позднее, когда окончательно утратит независимость в 322 г. до Р.Х., будучи завоеванным Александром Македонским).

23:18 будут посвящаемы Господу. Как и все города земли, Тир в конечном счете признает верховную власть Божию и придет поклониться Ему (Втор 2:34; Нав 6:17, 19), однако случится это, по всей видимости, уже после прихода в «его пределы» Господа Иисуса Христа (Мф 15:21). В первые годы христианской эры там возникла община, которую посетил ап. Павел (Деян 21:3). См. слова Христа о Тире и Сидоне (Мф 11:21 и далее).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.