Рыдайте, корабли, в Таршиш ходившие!
Разрушен ваш родной город;
настигла вас эта весть,
когда вернулись вы с берегов Кипра.2
Умолкните, жители побережий,
и вы, купцы сидонские;
посыльные ваши пересекали море,3
переплывали его воды могучие.
Получали вы доходы от зерна,
собранного в Шихоре на берегу Нила;
были вы крупными торговцами среди народов.
Устыдись, Сидон, твердыня морская,
ибо сказало море:
«Не мучилось я в родах,
от бремени не разрешалось,
не растило сыновей,
не воспитывало дочерей».
Когда услышат об этом в Египте,4
ужаснутся вестям из Тира.5
В Таршиш плывите6 —
рыдайте, прибрежные жители Тира!
Ваш ли это город,
прежде полный шумного веселья,
город древний,
выступавший гордой поступью,
земли дальние захватывавший?7
Кто предопределил такую участь Тиру,
венцы раздававшему царские?
Ведь купцы его князьями были,
а торговцы по всей земле славились.
ГОСПОДЬ Воинств так положил —
низринуть надменную славу,
посрамить тех, кто знаменит был на земле.
Теперь возделывай землю свою,8
дочь Таршиша,
как живущие у берегов Нила, —
гавани для вас здесь больше нет.9
Занес над морем руку Свою ГОСПОДЬ,
царства сотряс, разрушенье назначил
твердыням всем Ханаана
и изрек:
«Не ликовать тебе больше,
дева опозоренная, Сидона дочь.
Немедля на Кипр беги,
но и там не найдешь ты покоя».
Рыдайте, корабли, в Таршиш ходившие,
ведь разрушена ваша крепость!
«Лиру свою возьми,
по городу походи,
забытая всеми блудница;
играй искусно, пой побольше песен —
может, кто и вспомнит тебя».
23:1−14 пророчество о разрушении Тира. Говоря о судьбе этого торгового города, пророк ясно дает понять, к каким последствиям приводит пренебрежение Божественной волей. Язык данного фрагмента отличается особой образностью и почти лишен исторических реалий.
23:1 Пророчество. В пророчестве говорится об осаде и взятии Тира ассирийским царем Саргоном (преемником Салманассара и отцом Сеннахирима). По ассирийской хронике он царствовал с 722 по 706 г. до Р.Х. При археологических раскопках в районе Ниневии найден глиняный цилиндр, с текстом об осаде Тира Салманассаром и Саргоном (в то время бывшим военачальником у Салманассара): «Сильный и желающий сражения, прошедший под парусами Эгейское море, переплыв его, подобно рыбе, я покорил землю Куй и город Тир».
о Тире. Тир, крупнейший на Средиземном море финикийский порт, был издавна связан с Иудеей. Еще царь Соломон вел торговлю с правителем Тира Хирамом (3Цар 5:8−9), а многие финикийские мореплаватели находились на службе у царя Иудеи (3Цар 9:27).
корабли Фарсиса. Крупные торговые суда (3Цар 10:22; 3Цар 22:48; Пс 47:8; Ин 1:3), бороздившие Средиземное море, перевозя товар между многочисленными финикийскими колониями, и достигавшие Фарсиса — отдаленной колонии в Испании. См. ком. к ст. 6.
из земли Киттийской. Речь идет, в частности, о Кипре, где на пути из Фарсиса в Тир корабли делали остановку.
23:2 обитатели острова. Т.е. побережья.
купцы Сидонские. Сидон — город, расположенный на Средиземноморском побережье к северу от Тира; жители его в полной мере ощутили последствия постигшей Тир кары.
23:3 Сихора. Т.е. Египта (ср. 19:7).
торжищем народов. Египет был символом торговли и богатства.
23:4 говорит море. Море воспринималось финикийцами как мать, которая породила Финикию с ее морскими портами и гаванями.
крепость морская. Сила моря.
23:5 Египет воевал с Ассирией. Весть о падении Тира, естественно, заставила Египет содрогнуться, поскольку ничто не мешало царю Саргону двинуть все свои войска на Египет.
23:6 Фарсис. Сегодняшний Тарсис, расположенный в Испании. См. ком. к ст. 1.
23:7 Ноги его. Персонификация Тира и его средиземноморских колоний.
23:8 Кто определил..? Ответ на этот риторический вопрос Исаия дает в следующем стихе.
23:9−13 См. статью «Бог видит и знает: Божественное всеведение».
23:9 Господь Саваоф определил. В своем пророческом служении Исаия стремится открыть людям смысл Божественных определений.
23:10 дочь Фарсиса. Коренное население финикийских колоний. Падение Тира приносит освобождение народам колоний, т.к. «препона» (метрополия) пала.
23:11 простер руку Свою. Как и в 14:26−27, Господь приводит в исполнение Свой приговор.
о Ханаане. Пророк имеет в виду преимущественно низменную часть Ханаана, тянущуюся вдоль побережья Средиземного моря, где расположены Тир и Сидон, т.е. Финикию.
23:12 посрамленная девица, дочь Сидона. Финикия была «чистой девицей», поскольку не знала над собой ничьей власти, никем никогда не была завоевана. Ассирийцы, завоевав Тир, лишали Финикию — «дочь Сидона» — ее девственной чистоты.
не будет тебе покоя. И на островах Средиземного моря финикийцы не смогут найти укрытие от врагов.
23:13 земля Халдеев. Этого народа прежде не было. По-видимому, речь идет о народах, вошедших в состав Ассирии в результате военной экспансии.
23:15−18 В этих стихах Исаия говорит о надежде на спасение.
23:15 на семьдесят лет. Этот срок определен Богом. Число семьдесят обозначает полноту времен и завершенность событий.
в мере дней одного царя. В период господства одного царя, которым являлся ассирийский правитель Саргон. См. ком. к ст. 1.
23:17 по истечении семидесяти лет. См. ком. к 23:15. По окончании времени, назначенного Богом для наказания.
Господь посетит. Господь снова будет милостив к Тиру.
блудодействовать. Тир возвратится к прежнему образу жизни и не узнает Господа в день посещения своего, не извлечет никаких уроков (за что и поплатится позднее, когда окончательно утратит независимость в 322 г. до Р.Х., будучи завоеванным Александром Македонским).
23:18 будут посвящаемы Господу. Как и все города земли, Тир в конечном счете признает верховную власть Божию и придет поклониться Ему (Втор 2:34; Нав 6:17, 19), однако случится это, по всей видимости, уже после прихода в «его пределы» Господа Иисуса Христа (Мф 15:21). В первые годы христианской эры там возникла община, которую посетил ап. Павел (Деян 21:3). См. слова Христа о Тире и Сидоне (Мф 11:21 и далее).