Исаия 22 глава

Книга пророка Исаии
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Предсказание1 об Иерусалиме, Долине видения.2

Отчего вы все на крыши поднялись?
Что значит это?

2

Город крикливый и неугомонный,
город, полный шумного веселья!
Павшие твои не мечом сражены были
и не в битве погибли.

3

Вожди твои разом дрогнули и бежали,
лучники их повязали;3
кого нашли у тебя, повязали,
хоть и далеко убежали они.

4

Потому говорю: «Не смотрите,
как я горько рыдаю
о разорении народа, мной любимого,4
и не пытайтесь меня утешить!»

5

Это Владыкой, ГОСПОДОМ Воинств,
уготован для Долины видения
день замешательства,
порабощения и смятения,
день сокрушения стен
и воплей о помощи в горах.

6

Неприятель твой, Элам,
колчаны свои достает,
выводит конницу и колесницы,
и воины Кира поднимают щиты свои.5

7

Плодородные твои долины
колесницами заполнены,
всадники у ворот стали строем…

8

Это Он снял покров с Иудеи.


А вы в тот день осматривали оружие в Кедровом Дворце6
9 и увидели, как много пробоин в стене града Давидова; принялись собирать воду в нижнем пруду;
10 пересчитали все дома в Иерусалиме и разрушали их, чтобы укрепить стену;
11 меж двух стен устроили хранилище для воды из старого пруда. Но на Того, Кто совершал всё это, не смотрели вы с надеждой и не думали положиться на Того, Кто предопределил всё это от века.
12

Призывал вас Владыка,
ГОСПОДЬ Воинств,
в день тот предаться скорби и плачу,
головы обрить и в рубища облечься.

13

А у вас что? Пиры да веселье,
режут быков, овец забивают,
мясо едят, вином упиваются:
«Наедимся, напьемся,
всё равно завтра умрем!»

14

Но ГОСПОДЬ Воинств поведал мне,
сказав шепотом:7
«Не простится вам этот грех до самой смерти».
Так говорит Владыка, ГОСПОДЬ Воинств.

15 Так сказал Владыка, ГОСПОДЬ Воинств: «Ступай, скажи Шевне, что управляет царским домом:
16 „Кто ты такой и кто покровительствует тебе? Гробницу готовишь себе на горе, в скале высекаешь склеп?
17 Сколь ни силен ты, крепко ухватит тебя ГОСПОДЬ и отбросит прочь —
18 взметнет ввысь, покружит, словно шар, и выбросит в открытое поле, там и умрешь, там же окажутся и великолепные колесницы твои. Позорище ты для господина твоего, царя;
19 лишу тебя Я положения твоего, прогоню с твоего места.
20 В тот же день призову слугу Моего Эльякима,8 сына Хилкияху,
21 и на него твои одежды надену, поясом твоим его препояшу, всю власть твою в руки его передам, и станет он защитником9 для жителей Иерусалима и для всей Иудеи.
22 Дам ему ключ дома Давидова, и то, что отворит он, никто уже не затворит, а что затворит, никто отворить не сможет.
23 Вобью его крепко, словно гвоздь в стену, и принесет он славу роду своему.10
24 На нем будет покоиться вся слава его рода,11 всех отпрысков его и потомков — держаться на нем, как на гвозде, будет всё нажитое ими: и сосуды, от малой чаши до самого большого кувшина.
25 Но настанет день, — сказано ГОСПОДОМ Воинств, — зашатается гвоздь, крепко вбитый в стену, выскочит он, упадет — и тогда всё, что висело на нем, вдребезги разобьется“». Потому что ГОСПОДЬ сказал это.

Новой Женевской Библии

22:1−25 Пророчество о Иерусалиме.

22:1 о долине видения. В Иерусалиме Исаия имел пророческие видения, легшие в основу книги.

взошел на кровли. Очевидно, чтобы видеть приближающиеся ассирийские войска.

ликующий. Точнее: «полный безумного вопля».

Пораженные... не в битве умерли. Как видно из ст. 3, пророк говорит о вождях народа, которые, пораженные страхом, бежали из города.

22:3 найденные. Точнее: «воины твои».

22:4 дочери народа моего. Речь идет об Иерусалиме.

22:5 день... от Господа. Все происходит по воле Господа Бога.

22:6 Елам... Кир. Народы, обитавшие к востоку от Иерусалима и вместе с ассирийцами участвовавшие в его осаде, когда беззащитный город был полностью окружен.

22:8−11 Данные стихи описывают приготовления к осаде. Жители Иерусалима тщетно ищут спасения среди городских укреплений (ст. 8−11), позабыв о Том, в Чьей воле избавить их от опасности (ст. 11).

22:8 покров с Иудеи. Оборонительные сооружения, прикрывавшие Иудею (и Иерусалим) от вторжения врагов.

в доме кедровом. Так называлась одна из пристроек иерусалимского храма (3Цар 7:2−6), где обычно хранили оружие (39:2). Иудеи полагаются на мощь своего оружия и не вспоминают о Боге, Который — их единственное оружие и защита.

22:9 города Давидова. Иерусалима.

в нижнем пруде. Водоем, служивший резервуаром воды во время осады, был построен в правление Езекии; в других местах Писания он носит название «купальня Силоам», «водоем Селах» (Неем 3:15; Лк 13:4; Ин 9:7, 11).

22:10 чтобы укрепить стену. Готовясь к осаде, жители Иерусалима разрушили некоторые дома, чтобы получить материал для укрепления городских стен (ср. 2Пар 32:5).

22:11 старого пруда. См. ком. к ст. 9.

не взираете, и не смотрите. Охваченные суетой и смятением, жители Иерусалима позабыли о Боге.

22:12 Господь Саваоф. См. ком. к 1:9, 24.

в этот день. См. ком. к 2:11.

плакать и сетовать, и остричь волоса и препоясаться вретищем. Действия, являющиеся свидетельством покаяния.

22:14 не будет прощено вам это нечестие. См. Ам 7:1−9.

22:15−25 В этих стихах Исаия предсказывает участь Севны — одного из самых высокопоставленных иерусалимских чиновников.

22:16 здесь. Исаия говорит о местности, расположенной к востоку от долины Кедрона и ныне носящей имя Сильван.

гробницу... в скале жилище. Стремясь увековечить свое имя, Севна высекает в скале гробницу, подобную царской усыпальнице. Однако эта гробница не понадобится, поскольку по воле Господа, Севна будет пленен, уведен из Иерусалима (ст. 17−18) в Месопотамию («землю обширную»), где и умрет.

22:19 столкну тебя. В 701 г. до Р.Х. Севна был смещен со своей высокой должности и назначен писцом, а вместо него начальником дворца был поставлен Елиаким (36:3, 22).

22:20 в тот день. См. ком. к 2:11.

раба Моего. Это имя свидетельствует об особой близости Елиакима к Господу.

22:21 одежду... поясом. Речь идет об особом одеянии начальника дворца.

отцом. Этот эпитет относится к благочестивому правителю, заботящемуся о своем народе.

22:22 ключ дома Давидова. Ключ, о котором говорит Исаия, давал право на вход в царские покои и потому служил символом власти (ср. Мф 16:19; Откр 3:7).

22:23−24 седалище славы... слава. Елиаким стяжает славу себе и своему потомству, в то время как Севна станет «поношением для дома господина» его (ст. 18).

22:25 В тот день. См. ком. к 2:11. Даже верный раб Божий Елиаким не мог уберечь Иудею от Божиего суда.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — См. примеч. к 13:1.
1  [2] — Из текста неясно, почему в этом пророчестве, обращенном к Иерусалиму, он назван «Долиной видения». Вероятно, взору говорящего открывалась Долина Хинном, однако остается неясным, какое отношение эта долина имела к данному пророческому видению. Возможно, Долина Хинном названа здесь Долиной видения по той причине, что предсказания о грядущих на нее бедствиях являются основным предметом этой пророческой вести (см. ст. 5).
3  [3] — Или: побросав луки, в плен попали.
4  [4] — Букв.: дочери моего народа — здесь слово «дочь» образно указывает на глубокую привязанность говорящего к своему ослабленному и уязвимому народу.
6  [5] — Эламиты и воины Кира, возможно, представляют собой дальнего врага Израиля.
8  [6] — Вероятно, имеется в виду царский оружейный склад или Соломонов дворец из кедра ливанского, где также хранилось вооружение (3Цар 10:16,17).
14  [7] — Букв.: на ухо.
20  [8] — Эльяким — начальник царского дворца в правление Езекии.
21  [9] — Букв.: отцом.
23  [10] — Букв.: станет он престолом славы для своего отеческого рода.
24  [11] — Букв.: дома отца.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.