даже те, у кого нет денег!
Идите, покупайте пищу, ешьте!
Подходите, берите1 вино и молоко,
не за деньги — даром.
Зачем тратить деньги на то, что не хлеб,
отдавать трудом нажитое за то,
что насытить не может?
Прислушайтесь же ко Мне:
питайтесь лишь тем, что во благо вам,
наслаждайтесь изысканной пищей!
Внемлите словам Моим, ко Мне обратитесь,
послушайте — и будете жить.2
Заключу Я с вами Союз, Завет вечный,
буду верен вам, как Давиду,3 —
его Я свидетелем для народов сделал,
вождем и правителем народов поставил».
Призовешь племена,
которых ты прежде не знал,
племена, которые тебя не знали, —
устремятся к тебе они ради ГОСПОДА, Бога твоего,
Святого Бога Израилева, прославившего тебя!
Ищите ГОСПОДА, пока еще можно найти Его,
призывайте Его, пока Он близко!
И да оставит злодей свой путь,
нечестивец — недобрые мысли свои,
пусть все они к ГОСПОДУ вернутся — Он их помилует,
к Богу нашему — Его прощение безгранично!
«Мои мысли — не то, что ваши мысли,
пути Мои — не то, что ваши пути, —
говорит ГОСПОДЬ. —
Как небо высоко над землей,
так пути Мои выше ваших путей,
и мысли Мои — ваших мыслей.
Как дождь и снег падают с неба,
не возвращаясь обратно,
но, орошая землю, животворят ее,
дабы принесла она сеятелю зерна
и хлеба вдоволь, —
так и слово, исшедшее из уст Моих,
ко Мне не вернется бесплодным,
но волю Мою исполнит оно
и то совершит, ради чего оно было послано Мной.
Пойдете вы с весельем, и проводят вас с миром,
горы и холмы ликовать будут и радоваться,
и деревья в поле рукоплескать будут.
Вместо терновника вырастет кипарис,
и вместо крапивы — мирт».
То будет во славу имени ГОСПОДА
вечным знамением, непреходящим.
55:1 Жаждущие... у которых нет серебра. Речь идет о людях, ищущих и жаждущих правды Божией, т.е. мира с Богом (Втор 8:3; Пс 41:3; Пс 62:2; Притч 9:5−6; Мф 5:6; Ин 4:10−11; Ин 7:37−38; Откр 21:6; Откр 22:17).
все. Это обращение, в котором отражается всеобъемлющий смысл рассматриваемых пророчеств, непосредственно связано с содержанием предыдущей главы (ст. 13:17).
к водам. Говоря о новом веке спасения и царстве милости Божией, Исаия нередко прибегает к метафоре живительной влаги (см. ком. к 1:30).
нет серебра... покупайте. Смысл этого парадокса в том, что для верующих, которые жаждут спасения, оно является свободным даром (52:3; Втор 8:3; Рим 6:23).
вино и молоко. Символы изобилия и довольства.
55:3 завет вечный. Заключая завет с Давидом, Господь обещал ему, что его потомки и царство пребудут вовеки (2Цар 7:12−16; 3Цар 8:23−26; Пс 88:28−38; Иер 31:21−22), а Владыка из дома Давидова будет править всем миром (ср. 54:10). Христос пришел, дабы положить начало исполнению этих обетовании, которые ныне осуществляются в Его Церкви (см. ком. к 4:2; 7:14; 9:6; 11:1−3).
вам. Обетования завета, заключенного с Давидом, данный стих распространяет на всех приходящих к Богу. Христос Своим воскресением подтвердил действенность этих обетовании (Деян 13:34).
55:4 Я дал Его свидетелем. Самое большое свидетельство заключалось в том, что Иисус Христос, Который был «из дома Давида», воскрес из мертвых (43:10, 12; 44:8; Деян 13:34).
вождем и наставником. См. 42:6; 59:16; Дан 9:25; Евр 2:10; Евр 12:2.
55:7 нечестивый... беззаконник. Господь требует от людей видимых проявлений веры и, в частности, раскаяния.
к Богу нашему. См. ком. к 25:9.
помилует... многомилостив. Заключая новый союз с людьми, Господь открывает им путь к милостям и благословениям завета (Иер 31:34).
55:8 Мои мысли — не ваши мысли. Смысл этих слов, в частности, в том, что милости, о которых помышляет Господь, непостижимы для человеческого ума (64:4; 1Кор 2:9; Еф 3:20; Рим 11:33). См. статью «Бог видит и знает: Божественное всеведение».
55:12 выйдете. Освобождение иудеев из вавилонского плена является прообразом духовного спасения всех избранных (48:20−21; 52:11−12).
с миром. См. ком. к 26:3.
горы... дерева. Все мироздание.
55:13 Вместо. Языком метафор Исаия говорит о смене наказания спасением (5:6; 32:13; 41:19).
знамение вечное. См. Быт 9:8−17.