Исаия 40 глава

Книга пророка Исаии
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 «Утешайте народ Мой, утешайте его!1

говорит Бог ваш. —

2

Ласково говорите с Иерусалимом,2
возвестите ему, что его борьба окончена,
сполна заплачено за вину его,
получил он из рук ГОСПОДНИХ
за все грехи свои вдвое».

3

Голос взывает к вам:
«Проложите путь ГОСПОДУ в пустыне,
прямыми сделайте стези Богу нашему в степи!

4

Каждая долина да поднимется,
всякая гора или холм — сровняются,
все кривизны да выпрямятся,
а ухабы — исчезнут,

5

и явится слава ГОСПОДНЯ —
и все люди увидят ее», —
ГОСПОДЬ изрек это устами Своими.

6

И еще повелел мне тот голос: «Возвести!»
Я спросил:3 «Что возвещать?»
«Человек всякий что трава,
обещания4 его что цветок на лугу.

7

Трава засыхает, а цветок увядает
от одного лишь дуновения ГОСПОДА;
воистину люди как трава.

8

Трава засыхает, и увядает цветок,
но слово Бога нашего пребудет вовеки.

9

Поднимись на высокую гору
ты, вестник Сиона,
возгласи что есть силы
ты, несущий весть Иерусалиму,5
не страшись, возвести городам Иудеи:
„Вот Бог ваш!“»

10

Вот Он, Владыка ГОСПОДЬ,
грядет в могуществе,
владычество — в руке Его,
воздаянье Его — с Ним
и возмездие — впереди Него!

11

Как пастырь, Он будет пасти стадо Свое,
ягнят будет брать на руки,
носить будет их, прижимая к груди,
и овец кормящих бережно вести за Собою.

12

Кто горстью вычерпал воды морей,
небеса перемерил пядью,6
пыль земную пересчитал?
Кто горы на весах своих взвесил
и на чашах весовых — холмы?

13

Постиг ли кто Дух ГОСПОДЕНЬ,
наставлял ли Его как советник?

14

С кем советовался Он?
Кто учил Его и вразумлял,
на путь правый наставил,
знание передал, мудрости обучил?

15

Народы пред Ним что капли из ведра,
словно пылинки на чаше весов.
Смотрите, Он острова вздымает,7
как легчайшие песчинки.

16

Всех лесов ливанских
не хватит для жертвенного огня Ему,
животных в них — для жертв всесожженья!

17

Все народы пред Ним — ничто,
никчемны и бесполезны в очах Его.

18

Кому вы уподобите Бога?
С кем Его сравните?

19

С идолом? Но ведь мастер8 его отливает,
ремесленник покрывает золотом,
серебряными цепочками обвешивает.

20

А кто совсем не богат,9
тот выбирает себе крепкое дерево,
находит искусного мастера,
чтоб вытесал идола попрочнее.10

21

Но вы не знаете разве, никогда не слышали?
Не поведали вам с самого начала?
Разве не уразумели вы, как создана земля?

22

Господь11 восседает над кругом земным,
и жители земли для Него что саранча.
Развернул небеса Он, как полог,
раскинул их, как шатер для житья.

23

В ничто Он обращает владык
и стирает с лица земли правителей.

24

Едва они посажены,
едва пойдут они в рост,
едва укоренятся —
дунет на них Господь — и иссохнут,
вихрь их развеет, как солому.

25

«Кому Меня уподобите,
кто Мне равен?» — спрашивает Святой.

26

Поднимите глаза и вглядитесь:
кто сотворил на небе звезды,
кто выводит их стройное воинство
и каждой дает свое имя?
И ни одна из них не пропала —
так велико могущество Господа,
безмерна сила Его.

27

Отчего же ты говоришь, Иаков,
и ты, Израиль, утверждаешь,
что сокрыт от ГОСПОДА путь твой,
справедливости тебе от Бога не дождаться?

28

Или не знаешь, не слышал разве,
что ГОСПОДЬ наш — Бог Вечный,
всей земли Творец и всех окраин ее?
Неведомы Ему ни изнеможение, ни усталость,
и замыслы Его непостижимы.

29

Изнуренному Он дарует силу,
изнемогшему возвращает мощь.

30

Утомляются юноши и слабеют,
спотыкаются от усталости молодые,

31

но кто на ГОСПОДА уповает —
обретает новые силы!
Как орлы, они расправят крылья,
побегут и не утомятся,
пойдут, не зная устали.

Новой Женевской Библии

40:1 — 55:13 Пророчества, составляющие эту часть книги Исаии, обращены непосредственно к иудеям, томящимся в вавилонском плену, дабы укрепить силы пленников, жаждущих избавления, и упрочить их упования на возвращение в землю обетованную (см., напр., 48:20, 21). Пророчества произнесены за полтора столетия до того, как начали совершаться указанные в них события (см. Введение: Трудности истолкования). Исаия предсказывает освобождение евреев из вавилонского плена по воле царя Кира (44:24 — 45:13) и пришествие Христа после возвращения в землю обетованную, Который крестными муками искупит грехи мира (42:1−7; 49:1−13; 50:4−11; 52:13 — 53:12); окончательное спасение Израиля в последние времена (51:6). Все пророчества Исаии сплетаются воедино, образуя плотную ткань повествования. По мысли Исаии, восстановление Израильского царства после пленения знаменует начало нового века, а первый опыт спасения через посредничество Божиего слуги, Кира, соединяется для пророка с окончательным спасением, которое дарует людям Сын Божий — Христос. Незыблемость пророчеств Исаии с особой полнотой открывается избранным в наше время, после того, как эти и многие другие пророчества исполнились в Иисусе Христе и продолжают исполняться в Его Церкви (2Пет 1:19).

40:1 — 48:22 Пророчества о грядущем царстве славы Божией.

40:1−31 В этих стихах Исаия благовествует о милости Божией и Его спасительном могуществе, осознание которых заставит Его народ довериться своему великому Царю и навсегда проститься со страхом перед другими народами и их ложными богами.

40:1 Утешайте, утешайте. С этими словами Господь обращается ко всему сонму ангелов и вместе с ними — к пророкам (ст. 6; 44:26); другим глашатаям Своей воли Господь повелевает не утешать народ, а благовествовать ему (ст. 9−11; 52:7). Повторение этих слов в дальнейшем (51:9, 17; 52:1, 11; 57:14; 62:10; 65:1) придает им еще большую силу и значение.

народ Мой. Несмотря на то что народ Израиля восставал против Бога, он остается Его народом. Эти слова, запечатлевшие неизменную Божию любовь к Израилю, много раз встречаются у Исаии (1:3; 3:12, 15; 43:20; 51:4, 16; 53:8; 58:1; 61:7; 65:10, 22).

40:2 говорите... возвещайте. Слова, обращенные к провозвестникам Божественного спасения, стоят, как и в предыдущем стихе, во множественном числе (ст. 1 и ком.).

к сердцу Иерусалима. Т.е. к тем, кто находится в вавилонском плену.

борьбы... неправды. Исаия имеет в виду вавилонское пленение, которое было для народа Иудеи расплатой за содеянный грех.

от руки Господней. См. ком. к 27:9; ср. 51:17.

принял вдвое за все грехи свои. Люди сполна понесли наказание за грех, Божественное правосудие свершилось (51:19), и Господь готов простить Свой народ (43:24; 44:22; 48:9; Откр 1:5).

40:3 Глас вопиющего. Исполнением этих слов стало служение Иоанна Крестителя (Мф 3:3; Мк 1:3; Лк 1:76; Лк 3:4−5; Ин 1:23), однако нельзя не отметить, что в неменьшей степени они относятся к служению его предшественников, среди которых был и сам Исаия.

в пустыне... в степи. Образ пустыни является синонимом одиночества и скорби (14:17; 25:5; 27:10; 35:1; 64:10). Во власти Божией превратить пески в цветущий и изобильный оазис, знаменующий полноту и радость Его спасения (32:15−16; 35:1, 6; 41:18−19; 43:19−20; 48:21).

приготовьте... прямыми сделайте. Господь Сам устранит все преграды на Своем пути (ср. 57:14), но в то же время Он хочет, чтобы люди были готовы войти в Его царство (62:10).

путь... стези. Путь Спасителя к людям проходит через их сердца, которые очистятся покаянием.

40:4 неровные пути. Препятствия и сопротивления, чинимые силами зла.

40:5 явится. Царство Божие явится людям в величии Его милости и суда, и прежде всего в пришествии Его Сына Иисуса Христа (Лк 2:30−31; Ин 1:14). Освобождение из плена — явление Божией славы, как это было во время Первого пришествия Христа (Ин 1:14) и как будет в час Его Второго пришествия.

всякая плоть. Явление Царства Божиего зримо пребывает в акте творения, земной жизни Христа, торжестве Его Церкви и обетованном обновлении всей земли (Быт 9:17; Мф 2:1−11; Мф 16:27; Мф 24:30; Деян 28:28; 2Кор 3:18).

40:6 Голос. В данном случае ангельский голос обращен к самому Исаии.

трава... цвет полевой. Слова, символизирующие краткость и уязвимость человеческой жизни.

40:7 дуновение. Гнев Божий подобен иссушающему восточному ветру (Пс 102:16; Иер 4:11; Иез 17:10).

40:8 слово. Слово Божие соединяет в себе обетование и суд (55:8−11).

40:9 благовествующий. Т.е. несущий благую весть о спасении.

вот Бог ваш! Эти слова, составляющие суть Благой Вести, получают дальнейшее развитие в ст. 10:11.

40:10 с силою... со властью. Бог утверждает Свою власть над всем творением и печется о Своем народе, повергая в прах его врагов, как истинный Бог Воинств (см. ком. к 13:4).

мышца. Сила Божия.

награда. Наградой в рассматриваемом стихе предстает сам спасенный народ, который, освободившись из плена, вступает в Царство Мессии.

40:11 пасти... водить. Метафора нежной, пастырской заботы Божественного Царя о Своем народе (Пс 22:1−4; Пс 77:52; Пс 79:1; Иер 31:10; Иез 34:11−16; Мих 2:12; Ин 10:11).

40:12−26 См. статью «Духовная природа Божества».

40:17 ничто... ничтожества. Мятежная и непостоянная природа человека не может препятствовать воле Божией.

40:18 уподобите. Таинственная природа Божия ни с чем не сравнима (ср. ст. 25; 46:5). См. статью «Духовная природа Божества».

40:19 серебряные цепочки. Эти цепочки поддерживали идола, не давая ему опрокинуться.

40:21 не знаете... не уразумели..? Это обвинение обращено к тем, кто не уверовал в откровение Божие.

от начала... из оснований..? Слава и величие Божии открываются в явлениях природы (Рим 1:20).

40:22 восседает... раскинул. Господь царит над всем мирозданием (66:1).

над кругом. Это слово означает здесь либо линию горизонта, либо небосвод.

шатер. Творение Божие предстает здесь, как и повсюду в книге Исаии, как огромный, раскинутый Самим Богом шатер (42:5; 44:24; 51:13; Пс 17:11; Пс 18:4).

40:23 князей... судей. Эти слова относятся к земным правителям и к их подданным, ибо Господь воздает и тем, и другим одинаковой мерой (ст. 17; 2:22).

40:24 посажены... вихрь. Данный стих продолжает тему ст. 6:7.

40:25 Святый. См. ком. к 1:4.

40:26 Поднимите... посмотрите. Люди способны увидеть и воспринять откровение Бога в Его творении (Рим 1:18−32).

воинство их. Звезды.

40:27 Иаков... Израиль. Здесь Исаия имеет в виду остаток народа Божия, пребывавший в плену.

сокрыт... забыто. Во гневе Господь сокрыл от людей Свое лицо (49:14; 54:8), однако, будучи милостив, употребит Свое могущество для их спасения.

40:28−31 См. статью «Самобытие Бога».

40:28 не утомляется и не изнемогает... неисследим. Господь являет Собой полную противоположность тем, над кем Он простирает Свою власть (44:11−18). См. статью «Вот имя Мое»: самораскрытие Бога».

40:31 обновятся в силе. Господь придаст силы.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Главы 40−55 представляют очередную часть книги пророка Исайи, где описывается исполнение пророчеств глав 1−33 о восстановлении Иерусалима после Вавилонского плена.
2  [2] — Букв.: к сердцу Иерусалима — столица представлена здесь в образе женщины.
6  [3] — Букв.: он сказал; пер. по друг. чтению.
6  [4] — Букв.: верность; LXX: слава / красота.
9  [5] — Или: вестница Сиона… вестница Иерусалима — при таком понимании столица становится вестницей возвращения Господа к Его народу.
12  [6] — Пядь — мера длины, равная расстоянию между концами растянутых большого и указательного пальцев.
15  [7] — Или: поднимает земли прибрежные.
19  [8] — Или: кузнец.
20  [9] — Или: а тот, кто жертву приносит — перевод предположителен, оригинал неясен.
20  [10] — В ст. 18−20 начало полемического обличения идолопоклонства, которое было в ходу в Вавилонии; продолжение в 41:6,7,29; 43:10; 44:9−20; 45:16,20; 46:1−8.
22  [11] — Букв.: Он; то же в ст. 24, 26.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.