Исаия 40 глава

Книга пророка Исаии
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 «Утешайте народ Мой, утешайте его!1

говорит Бог ваш. —

2

Ласково говорите с Иерусалимом,2
возвестите ему, что его борьба окончена,
сполна заплачено за вину его,
получил он из рук ГОСПОДНИХ
за все грехи свои вдвое».

3

Голос взывает к вам:
«Проложите путь ГОСПОДУ в пустыне,
прямыми сделайте стези Богу нашему в степи!

4

Каждая долина да поднимется,
всякая гора или холм — сровняются,
все кривизны да выпрямятся,
а ухабы — исчезнут,

5

и явится слава ГОСПОДНЯ —
и все люди увидят ее», —
ГОСПОДЬ изрек это устами Своими.

6

И еще повелел мне тот голос: «Возвести!»
Я спросил:3 «Что возвещать?»
«Человек всякий что трава,
обещания4 его что цветок на лугу.

7

Трава засыхает, а цветок увядает
от одного лишь дуновения ГОСПОДА;
воистину люди как трава.

8

Трава засыхает, и увядает цветок,
но слово Бога нашего пребудет вовеки.

9

Поднимись на высокую гору
ты, вестник Сиона,
возгласи что есть силы
ты, несущий весть Иерусалиму,5
не страшись, возвести городам Иудеи:
„Вот Бог ваш!“»

10

Вот Он, Владыка ГОСПОДЬ,
грядет в могуществе,
владычество — в руке Его,
воздаянье Его — с Ним
и возмездие — впереди Него!

11

Как пастырь, Он будет пасти стадо Свое,
ягнят будет брать на руки,
носить будет их, прижимая к груди,
и овец кормящих бережно вести за Собою.

12

Кто горстью вычерпал воды морей,
небеса перемерил пядью,6
пыль земную пересчитал?
Кто горы на весах своих взвесил
и на чашах весовых — холмы?

13

Постиг ли кто Дух ГОСПОДЕНЬ,
наставлял ли Его как советник?

14

С кем советовался Он?
Кто учил Его и вразумлял,
на путь правый наставил,
знание передал, мудрости обучил?

15

Народы пред Ним что капли из ведра,
словно пылинки на чаше весов.
Смотрите, Он острова вздымает,7
как легчайшие песчинки.

16

Всех лесов ливанских
не хватит для жертвенного огня Ему,
животных в них — для жертв всесожженья!

17

Все народы пред Ним — ничто,
никчемны и бесполезны в очах Его.

18

Кому вы уподобите Бога?
С кем Его сравните?

19

С идолом? Но ведь мастер8 его отливает,
ремесленник покрывает золотом,
серебряными цепочками обвешивает.

20

А кто совсем не богат,9
тот выбирает себе крепкое дерево,
находит искусного мастера,
чтоб вытесал идола попрочнее.10

21

Но вы не знаете разве, никогда не слышали?
Не поведали вам с самого начала?
Разве не уразумели вы, как создана земля?

22

Господь11 восседает над кругом земным,
и жители земли для Него что саранча.
Развернул небеса Он, как полог,
раскинул их, как шатер для житья.

23

В ничто Он обращает владык
и стирает с лица земли правителей.

24

Едва они посажены,
едва пойдут они в рост,
едва укоренятся —
дунет на них Господь — и иссохнут,
вихрь их развеет, как солому.

25

«Кому Меня уподобите,
кто Мне равен?» — спрашивает Святой.

26

Поднимите глаза и вглядитесь:
кто сотворил на небе звезды,
кто выводит их стройное воинство
и каждой дает свое имя?
И ни одна из них не пропала —
так велико могущество Господа,
безмерна сила Его.

27

Отчего же ты говоришь, Иаков,
и ты, Израиль, утверждаешь,
что сокрыт от ГОСПОДА путь твой,
справедливости тебе от Бога не дождаться?

28

Или не знаешь, не слышал разве,
что ГОСПОДЬ наш — Бог Вечный,
всей земли Творец и всех окраин ее?
Неведомы Ему ни изнеможение, ни усталость,
и замыслы Его непостижимы.

29

Изнуренному Он дарует силу,
изнемогшему возвращает мощь.

30

Утомляются юноши и слабеют,
спотыкаются от усталости молодые,

31

но кто на ГОСПОДА уповает —
обретает новые силы!
Как орлы, они расправят крылья,
побегут и не утомятся,
пойдут, не зная устали.

Комментарии МакДональда

III. ПРОРОЧЕСТВА ОБ УТЕШЕНИИ НА ФОНЕ ПРЕДСТОЯЩЕГО ПЛЕНЕНИЯ (Гл. 40−66)

Если предыдущие тридцать девять глав соответствуют книгам Ветхого Завета, то следующие двадцать семь глав, в которых содержится множество прообразов Иисуса Христа, соответствуют, конечно же, Новому Завету.

В этом разделе книги Исаии (гл. 40−66) пророк пишет о возвращении Иуды из вавилонского плена и о возрождении народа, которое произойдет во время Второго Пришествия Христа.

А. Утешение в грядущем освобождении Израиля (Гл. 40−48)

1. Утешение в Божьем прощении и мире (Гл. 40:1−11)

40:1−2 Глава 40 начинается со слов утешения, адресованных тем, кто возвращается из плена. Беды Иерусалима окончены, за неправды его сделано удовлетворение, ибо он. принял вдвое (то есть, во всей полноте) за все свои грехи. Полное исполнение этого пророчества произойдет во время Второго Пришествия Христа. Тем временем, эта старая земля и даже церковь сильно нуждаются в утешении. Каждый из нас может, по мере сил, утешать других верующих.

Попроси, и Бог тебя
Научит утешать.
Чтоб ты был свят
И отделен
Для жизни, полной состраданья
Весь в каждом сердце тяжесть есть
И боль утрат
И утешители нужны,
Которые Христу верны.
Э. И. Гамильтон.

40:3−5 Слышен глас вопиющего: «Приготовьте путь Господу». Иоанн Креститель стал Предтечей Первого Пришествия Христа (Мф 3:3), а Илия возвестит о Втором Пришествии. (Мал 4:5−6). Приготовление к пришествию Христа — понятие в первую очередь нравственное и духовное, а не топографическое.

Морган пишет:

«Верующие приготовляют Ему путь. Они делают пути Его прямыми, исполняя во всей полноте Его волю, и уповая только на Него». Горы и холмы — символ человеческой гордости и надменности. Долины же, наоборот, означают людей униженных. Людская неуравновешенность и грубость должны прекратиться. И явится Слава Господня (то есть, Сам Господь), и узрит всякая плоть спасение Божие (см. Откр 1:7).

40:6−8 «Возвещай!» — повелевает Господь пророку. Исаия должен напоминать людям о том, что они тленны, а слово Господа — вечно. В этих стихах говорится о том, что все люди недолговечны. Угнетатели Израиля — не исключение.

«Слово Бога нашего пребудет вечно» — эти слова стали девизом многих христианских учебных заведений. Часто можно встретить латинскую версию этого стиха: «Verbum Dei manet in aeternam».

Уильям Келли писал:

«Конец все ближе, и нам все больше нужна простота, без которой невозможно довериться Божьему Слову. Возможно, это покажется нам делом нелегким. Можно ли возложить на Слово вечное упование? Но это Слово только кажется хрупким; на самом деле, оно устоит, когда прейдут и небо, и земля».

40:9−11 Сион сам станет провозвестником (или провозвестницей — обращение в стихах имеет женский род) прихода Мессии. В стихах 10 и 11 Бог представляется и суровым, и любящим: суровым по отношению к отвергающим Его и любящим по отношению к овцам Его стада, рассеянным среди язычников. В этих стихах говорится о том, что Господь придет в силе и славе.

2. Утешение в Божьем величии (40:12−31)

40:12 В этом хорошо известном многим отрывке величие Бога противопоставляется суетности идолов. Господь исчерпал воды горстью Своею и пядью измерил небеса. Весь прах земли для Него вмещается в одну меру (около 9 литров).

40:13−14 Никто и никогда не разумеет Дух Господень. Творение и Промысел Божий происходят без чьей-либо помощи.

40:15−17 Все народы перед Ним — как капля из ведра. Даже если сжечь весь лес Ливана и принести на этом огне в жертву всех его животных, все равно этого не хватит для того, чтобы принести Господу достойное всесожжение.

40:18−26 Разве может творение рук человеческих передать величие Господа? Богатый делает себе идолов из драгоценных камней, а бедный — из дерева. Как глупо они поступают! Неужели они не знают или даже не слышали о величии Иеговы? Разве может идол передать величие Того, Кто сотворил звезды? И когда Он выводит их ночью, все они оказываются на своих местах.

40:27−31 Пусть те иудеи, которые упали духом и боятся, что Бог их оставил, поймут: силы тех, кто надеется на Господа, обновятся. Если Он так заботится о звездах, то Тем более Он позаботится о Своем народе.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Главы 40−55 представляют очередную часть книги пророка Исайи, где описывается исполнение пророчеств глав 1−33 о восстановлении Иерусалима после Вавилонского плена.
2  [2] — Букв.: к сердцу Иерусалима — столица представлена здесь в образе женщины.
6  [3] — Букв.: он сказал; пер. по друг. чтению.
6  [4] — Букв.: верность; LXX: слава / красота.
9  [5] — Или: вестница Сиона… вестница Иерусалима — при таком понимании столица становится вестницей возвращения Господа к Его народу.
12  [6] — Пядь — мера длины, равная расстоянию между концами растянутых большого и указательного пальцев.
15  [7] — Или: поднимает земли прибрежные.
19  [8] — Или: кузнец.
20  [9] — Или: а тот, кто жертву приносит — перевод предположителен, оригинал неясен.
20  [10] — В ст. 18−20 начало полемического обличения идолопоклонства, которое было в ходу в Вавилонии; продолжение в 41:6,7,29; 43:10; 44:9−20; 45:16,20; 46:1−8.
22  [11] — Букв.: Он; то же в ст. 24, 26.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.