Народ, живущий2 во тьме,
увидел свет великий —
свет воссиял для тех,
кто ныне обитает в стране мрака.3
Ты приумножил народ сей, Господи,
и дал им великую радость,4
и радуются они перед Тобой,
как радуются окончанию жатвы
или при разделе добычи ликуют,
ибо Ты избавил их от тягостного ярма
и от бремени, что на плечи их давило,
и сломал жезл угнетателя их,
как во дни победы над Мидьяном.5
И всю обувь воинов, в походах сношенную,
каждый плащ, обагренный кровью,
сожжению предадут,
бросят в пищу огню.
Ибо для нас родилось дитя,6
сын нам дарован обетованный,
на плечи коего владычество ляжет.
И нарекут ему имя:
Чудный Советник, Могучий Бог,
Вечный Отец, Правитель, созидающий мир.
Его владычество возрастать будет,
и мирному царствию не будет конца
на престоле Давида.
Он укрепит и утвердит его
справедливостью и праведностью,
отныне и вовеки!
Безраздельной любовью к народу Своему7
ГОСПОДЬ Воинств свершит это.
Изрек ГОСПОДЬ Слово Свое против Иакова,
достигло оно Израиля,
знал об этом весь народ Ефрема
и все обитатели Самарии.
Но они говорили надменно, кичливо:
«Обрушились кирпичи, а мы заново отстроим из камня,
срублены смоковницы, а мы кедрами их заменим!»
Но ГОСПОДЬ укрепит врагов Рецина,8
недругов на него поднимет:
сирийцы с востока, филистимляне с запада
пожирают его, разевая пасть свою;
но на этом Божий гнев не иссякает,
рука Его всё еще простерта.
Народ же не повернется
к Тому, Кто поразил его,
не обратится к ГОСПОДУ Воинств.
Потому отсечет ГОСПОДЬ у Израиля голову его и хвост,
срубит и пальмовую ветвь, и тростник — в одночасье;
старцы и знать — вот голова,
пророки-лжеучители — вот хвост.
Вожди сбивают народ с пути,
и блуждает он, ведомый ими;
Владыка Господь недоволен юношами их,
не пожалеет Он сирот и вдов —
все они Его отвергли и зло творят,9
в устах их — сквернословие;10
потому и не иссякает гнев Его,
рука Его всё еще простерта.
Разгорелось нечестие, как пожар,
всё пожирает на своем пути: колючки и терн,
сжигает лесные заросли,
и дым столбом восходит.
Земля яростью ГОСПОДА Воинств обожжена,
стали люди пищей огню,
и никто не щадит брата своего.
Справа схватит — не наестся,
слева проглотит — не насытится,
каждый поедать станет плоть ближнего своего:11
Манассия поедать будет Ефрема,
и Ефрем — Манассию,
а оба они — Иуду.12
Но и на этом Божий гнев не иссякает,
рука Его всё еще простерта.
9:1−5 Теперь мы переносимся во времени к приходу Мессии. Северная область Израиля — земля Неффалимова — которую разорили завоеватели, теперь увидит славу. (Детство Спасителя прошло в Галилее языческой. Его проповедь также затронула эту землю). Первое Пришествие Христа принесло свет в Галилею. Его Второе Пришествие принесет народу радость, положив конец рабству и войнам.
9:6 Первое Пришествие описано в стихе 6а: «Ибо младенец родился нам — Сын дан нам». Первая часть этой фразы говорит о человеческой природе Христа; вторая — о Его божественной природе. Оставшаяся часть стиха наполнена ожиданием Второго Пришествия: владычество на раменах (плечах) Его. Это значит, что Он — Царь Царей и Господь Господ — будет править. Далее в стихе говорится о Его славе: и нарекут имя Ему: Чудный. Это имя существительное, а не прилагательное, и относится к Самому Христу и к совершенному Им подвигу.
Советник. Он будет править мудро. Бог крепкий. Всемогущий, Вседержитель.
Отец вечности. Будучи вечным, Он дает вечную жизнь тем, кто верит в Него. Вайн отмечает, что «в этом имени содержится двойное откровение: (1) Он живет в вечности, и вечность принадлежит Ему (57:15); (2) Он — любящий, нежный, сострадательный и мудрый. Он — наставляет, учит, утешает».
Князь мира («Сар-Шалом»). Именно Он принесет мир на эту многострадальную землю.
9:7 Владычество Его будет бескрайним, мирным и вечным. Сидя на троне Давида, Он будет производить суд и соблюдать справедливость. Как это произойдет? Ревностная забота Господа о Своем народе соделает это.
9:8−12 И снова пророк громовым голосом провозглашает суд. Пророчество состоит из четырех строф, каждая из которых оканчивается рефреном: «При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта» (ст. 12, 17, 21; 10:4).
Не раскаявшись после наказания, Израиль гордо и самонадеянно заявляет, что не только восстановит былую славу, но и станет еще богаче. Господь же обещает, что Сирия нападет на Израиль с востока, а филистимляне — с запада.
9:13−17 Бедствия обрушатся на всех — от уважаемых старейшин до лжепророков. Кругом царит безбожие, поэтому «при всем при этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта» — не для благословения, а для суда.
9:18−21 Из-за всеобщей греховности земля будет сгорать в пламени гражданской войны, анархии, голода, мародерства и людоедства.