Исаия 66 глава

Книга пророка Исаии
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Так говорит ГОСПОДЬ:

«Небо — престол Мой,
а земля — место, где утвердил Я стопы Свои.
Где же вы построите Мне Храм
и какое найдете место, где пребывал бы Я?

2

Всё это рукой Моей создано
и Мне принадлежит всё это,1
говорит ГОСПОДЬ. —
Но вот что Я жажду увидеть:2
человека смиренного и сокрушенного духом,
того, кто внемлет трепетно словам Моим.

3

Что же до тех,
кто приносит в жертву быков и убивает людей:3
они могут ягненка в Храме заколоть,
а могут и пса задушить;
могут дар хлебный возложить,
но могут и кровь свиную пролить;
таковые ладан Господу воскуряют
и истуканов славят.
Все они решили идти своим путем:
мерзкое по нраву им.

4

Потому и Я решу осмеянию4 подвергнуть их:
чего боятся они, то и наведу на них —
ведь взывал Я к ним, а они не отвечали,
говорил — не слушали,
творили они, что Я считаю злом,
избрали, что Мне неугодно».

5

Выслушайте же слово ГОСПОДНЕ
вы, кто трепетно Ему внимает!
Ваши братья,5 которые ненавидят вас
и изгоняют из-за имени Моего, говорят:
«Пусть явит ГОСПОДЬ славу Свою,
посмотрим тогда на вашу радость!» —
таковых посрамление ждет.

6

Доносится гул из города,
слышен голос6 из Храма —
голос ГОСПОДА это,
воздающего врагам Своим!

7

Еще и схваток не было у нее, а уже родила;
не испытав боли,
разрешилась от бремени сыном!

8

Слыхал ли кто о таком?
Видел ли подобное?
Возникает ли страна в один день?
Рождается ли народ в одночасье?
А к Сиону, матери вашей,
едва схватки пришли,
как дети уже родились!

9

«Доведу ли до схваток дело, —
спрашивает ГОСПОДЬ, —
а потом не дам разрешиться?»
«Задержу7 ли дитя выходящее
Я — Тот, Кто дарует жизнь?» —
говорит Бог твой.

10

Веселитесь вместе со столицей,8
радуйтесь с ней все, кто любит ее;
ликуйте с ней все,
кто оплакивал ее!

11

Она насытит вас, как младенцев,
у груди ее утешитесь,
безмерно насладитесь молоком,
коим полна ее грудь.

12

Ибо так говорит ГОСПОДЬ:
«Благоденствие потечет к ней рекой,
достояние народов —
полноводным потоком;
будет она кормить вас,
носить на руках,
и голубить вас,
посадив на колени.

13

Как родная мать свое дитя утешает,
так и Я вас утешу,
будет Иерусалим утешением вашим!»

14

Увидите это, и обрадуется ваше сердце,
и тело расцветет,9 как ранние побеги,
сила ГОСПОДНЯ явит себя на рабах Его,
а негодование — на Его врагах.

15

Вот ГОСПОДЬ грядет в огне,
словно вихрь — колесницы Его,
в ярости изольет Он гнев Свой,
в языках пламени изобличение Свое явит.

16

Совершит огнем и мечом ГОСПОДЬ
Свой суд над всеми живущими;
и повергнет многих ГОСПОДЬ.

17 «Те же, кто освящают себя, очищают в садах, следуя за первым из них,10 кто свинину ест, и мышей, и прочую всякую мерзость, таковые все разом погибнут», — таково слово ГОСПОДНЕ.
18 « Знаю Я дела их и мысли; приходит час, когда соберу Я народы и языки — они придут и увидят Мою славу.11
19 Явлю Я среди них знаменье: тех из них, кто там уцелеет, Я пошлю к народам: в Таршиш пошлю, Ливию, Лидию — к тем, кто натягивает тетиву; в Тувал, Грецию, на дальние побережья — где обо Мне не слыхали, славы Моей не видели, — чтоб возвестили народам славу Мою!
20 И вернут братьев твоих от всех народов, как дар ГОСПОДУ, повезут на лошадях и колесницах, на возах и мулах, на верблюдах на святую гору Мою, в Иерусалим, — говорит ГОСПОДЬ, — как приносят израильтяне хлебное приношение в чистом сосуде в Храм ГОСПОДЕНЬ.
21 Иных из них в священники даже возьму и в левиты», — говорит ГОСПОДЬ.
22

«Как новое небо и земля новая,
которые Я творю, пребудут предо Мной, —
возвещает ГОСПОДЬ, —
так пребудет вовек потомство ваше и ваше имя.

23

И тогда в новолуние за новолунием
и из субботы в субботу
все живущие станут приходить
ко Мне на поклонение, — говорит ГОСПОДЬ. —

24 А когда будут выходить из города — увидят трупы людей, что восстали против Меня, и червь, пожирающий их, не исчезнет, и пламя, сжигающее их, не угаснет, мерзостью будут они для всех живущих».

Комментарии МакДональда

9. Завершение: мир как река (Гл. 66)

66:1−2 Первые стихи этой главы обращены к тем израильтянам, которые не раскаялись. Если они не раскаются, то не смогут угодить Богу, даже если построят храм. Господь — Творец и Хозяин вселенной. Небеса — престол Его, а земля — подножие ног. Местом Своего пребывания Он избрал сердце человека смиренного и сокрушенного, трепещущего перед словом Его.

66:3−4 Нераскаявшиеся люди только оскорбляют Господа своими религиозными обрядами. Без святости эти жертвы и приношения есть преступление и мерзость перед Богом. Люди могут выбрать лицемерие, но не им выбирать последствия. Это делает Господь. Люди, отвергающие Божий призыв к покаянию и не желающие ходить Его путями, познают гнев Господа.

66:5−6 Верные, богобоязненные евреи, трепещущие над Его словом, будут гонимы своими же братьями. Преследуя верующих, нечестивые будут думать, что служат Господу, о чем свидетельствуют их лицемерные речи: «Пусть явит Себя в славе Господь, и мы посмотрим на веселие ваше». Но эта радость придет, когда Господь совершит чудо и избавит Израиль. Господь посрамит всех его врагов. Суд начнется с храма; глас Божий объявит о том, что время расплаты пришло.

66:7−9 В стихе 7 говорится о том, что Израиль рождает сына (Мессию) еще до наступления родовых схваток (Великой Скорби). В стихе 8 говорится о рождении, которое произойдет уже после мук. Первое рождение произошло две тысячи лет назад в Вифлееме. Второе — это прообраз духовного возрождения Израиля после Великой Скорби. Ничто не сможет помешать Господу совершить обещанное.

66:10−17 День восстановления Израиля будет днем великой радости в Иерусалиме. Все любящие его и сетовавшие о нем в тот день возрадуются вместе с ним. Обогащенный славой язычников, он будет процветать в богатстве и покое, обновляя силы всех приходящих к нему. Люди поймут, что Господь верен Своему обещанию — обогатить Израиль и отомстить врагам. Во время Второго Пришествия Господь изольет весь Свой гнев на непокорных идолопоклонников. Он видит, как они совершают ритуалы очищения — только для того, чтобы снова поклоняться идолам.

66:18−21 Бог знает все дела и мысли отступников, и когда суды Господни обрушатся на них, они увидят Божью славу. Он даст им чудесное знамение — мы еще не знаем, какое именно. Те, кто спасутся, разнесут по всей земле весть о силе и славе Господа. Язычники на своих колесницах привезут израильтян из своих земель, принося их, будто дар Господу. В храме Тысячелетнего Царства Господь восстановит священство и служение левитов.

66:22−23 Статус Израиля будет таким же неизменным и безопасным, как новое небо и новая земля. В назначенное время паломники из всех народов будут приходить в Иерусалим, чтобы поклониться Богу.

66:24 По пути из долины Енномской, на городской свалке они увидят трупы отступников, сжигаемых огнем неугасимым.

Следует отметить, что Христос цитирует последний стих из книги Исаии как предупреждение тем, кто будет жить в грехе и преследовать чад Божьих. Три раза в главе 9 Евангелия от Марка повторяет Он суровые слова Исаии: «Где червь их не умирает и огонь не угасает» (ст. 44, 46, 48).

Но Благая Весть — в том, что человек может избежать этого вечного огня, уверовав в Спасителя, Раба Господнего, о Котором так убедительно пророчествовал Исаия. Для многих наших читателей, которые уже приняли Христа Своим Спасителем, эта книга, содержащая великие пророчества и прекрасную поэзию — одна из самых любимых в Ветхом Завете. Но просто читать эту книгу недостаточно. Необходимо также применять прочитанное в повседневной жизни. Тогда мы сможем угодить Господу. Закончить хотелось бы словами верующего английского ученого, исследователя Библии, В. Вайна:

«Все это показывает безрассудство, тщетность и греховность нашего своеволия. Мы начинаем видеть, что не можем угодить Богу, когда поступаем по-своему, вместо того, чтобы возлагать надежду на Него, слушать глас Его и радоваться, исполняя волю Его. Если мы будем ходить Его путями, Он исполнит все Свои обещания. Он вознаграждает искреннюю веру, говоря «Да» и «Аминь» нашим молитвам. Сердце, послушное Богу, и дух, доверившийся Ему, познают сияние лика Его и мир, который может дать только Он».

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Так в LXX. Масоретский текст: (так) возникло (всё) это.
2  [2] — Или: но вот на кого предпочту Я смотреть / обращу Свой взор.
3  [3] — Здесь через пророка Исайю Господь осуждает смешивание несовместимых и противоречащих друг другу элементов языческих обрядов и предусмотренных законом жертвоприношений (ср. 57:3−13; 65:2−7). Друг. возм. пер.: убивающий вола — всё равно что убивающий человека
4  [4] — Или: потому и Я выберу их же насмешки. Так в LXX. Друг. возм. пер.: потому и Я решу сурово обойтись с ними. Точное значение евр. слова таалул неизвестно.
5  [5] — Или: сородичи.
6  [6] — Или: звук; то же ниже в этом стихе.
9  [7] — Букв.: закрою ли (утробу).
10  [8] — Букв.: с Иерусалимом.
14  [9] — Букв.: расцветут кости.
17  [10] — Или: один за другим.
18  [11] — Синтаксис этого предложения труден, иные переводят: (знаю) Я их дела и мысли, приду Я и соберу народы…
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.