Отчего вы все на крыши поднялись?
Что значит это?
Город крикливый и неугомонный,
город, полный шумного веселья!
Павшие твои не мечом сражены были
и не в битве погибли.
Вожди твои разом дрогнули и бежали,
лучники их повязали;3
кого нашли у тебя, повязали,
хоть и далеко убежали они.
Потому говорю: «Не смотрите,
как я горько рыдаю
о разорении народа, мной любимого,4 —
и не пытайтесь меня утешить!»
Это Владыкой, ГОСПОДОМ Воинств,
уготован для Долины видения
день замешательства,
порабощения и смятения,
день сокрушения стен
и воплей о помощи в горах.
Неприятель твой, Элам,
колчаны свои достает,
выводит конницу и колесницы,
и воины Кира поднимают щиты свои.5
Плодородные твои долины
колесницами заполнены,
всадники у ворот стали строем…
Это Он снял покров с Иудеи.
А вы в тот день осматривали оружие в Кедровом Дворце6
Призывал вас Владыка,
ГОСПОДЬ Воинств,
в день тот предаться скорби и плачу,
головы обрить и в рубища облечься.
А у вас что? Пиры да веселье,
режут быков, овец забивают,
мясо едят, вином упиваются:
«Наедимся, напьемся,
всё равно завтра умрем!»
Но ГОСПОДЬ Воинств поведал мне,
сказав шепотом:7
«Не простится вам этот грех до самой смерти».
Так говорит Владыка, ГОСПОДЬ Воинств.
11. Суд над Иерусалимом (Гл. 22)
22:1−5 Долина видения — это Иерусалим (см. ст. 9−11). Город осажден. Люди теснятся на крышах домов, чтобы посмотреть на врага, который стоит у ворот. Улицы когда-то шумного и ликующего города заполнены трупами. И простые жители, и вожди, которые пытались бежать, попали в плен, даже не оказав сопротивления. Исаия безутешен, когда видит суд Божий, угрожающий Иерусалиму.
22:6−11 Елам и Кир — это южное и северное соединения вавилонской армии. Их колесницы и конница заполнили все долины вокруг города. Евреи тщательно разрабатывают план обороны. Они обыскали весь арсенал (дом кедровый), разрушают дома, чтобы их камнями отремонтировать стену города, пытаются соорудить импровизированное водохранилище. Одного только они не делают: не обращают взор к Создателю — к Тому, Кто наслал на них эту беду, издавна определив ее срок.
22:12−14 Господь призывает народ к покаянию. Но люди, не обращая на этот призыв никакого внимания, веселятся и пируют. Это им не простится.
22:15−19 Севна, начальник дворца царя Езекии, высекает себе украшенную гробницу. Но все это напрасно, говорит Господь через Исаию. Господь заберет его в плен, подбросив, как подбрасывают ком. Севна надолго запомнится потомкам тем, что умрет в чужой земле. Возможно, он был предводителем партии, ратовавшей за союз с Египтом.
22:20−24 После того как Севна будет свергнут, его место займет Елиаким (имя которого в переводе означает «Господь укрепит»). Елиаким, прообраз Господа Иисуса, будет ответственным и справедливым правителем, обладая полной властью. Ему будут вручены ключи от дома Давидова. Елиаким будет также надзирать за комнатами в царском дворце и назначать слуг во дворце. (В Откр 3:7 написано, что Господу Иисусу даны ключи от дома Давидова). Елиаким будет твердо укреплен в своем статусе, и ему будут даны все необходимые полномочия.
(22:20−24) Д. Муди сообщает такую подробность: «У испанских евреев есть серебряный ключ Давида с надписью: «Бог отворит, Царь войдет». (Notes, стр. 85)
22:25 Елиаким — это гвоздь, укрепленный в твердом месте (ст. 23а). То, что он будет выбит и упадет, говорит, скорее всего, о пленении дома Иуды, к которому он принадлежит.