Исаия 10 глава

Книга пророка Исаии
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Беда ждет тех, кто пагубные указы издает,

принимает1 законы, угнетающие народ,

2

неимущего2 не допускает в суд,
бедняков Моих правосудия лишает,
делает вдов добычей своей
и сирот обирает.

3

Что в день суда3 будете делать,
когда нагрянет погибель ваша издалека?
К кому броситесь за помощью,
где спрячете богатство свое?

4

Будете ли стоять на коленях среди пленных,
лежать среди убитых?4
Но и на этом не иссякнет гнев Божий,
рука Его всё еще простерта.

5

«Увы, Ассирия — скипетр Моего гнева,
жезл в ее руке — Мое негодование!

6

Я пошлю Ассирию5 на племя неверное,
на народ, что разгневал Меня, —
грабить грабительски, добывая добычу,6
попирать их, словно грязь на улице.

7

Но у нее другие намерения,
и не то замышляет Ассирия в сердце своем.
Она думает, как бы погубить,
истребить побольше народов.

8

Кичится она: „Все мои вожди — не цари ли?

9

И Калне не равен ли Каркемишу,
Хамат — Арпаду, а Самария — Дамаску?7

10

Одолела я царства с их идолами,
которые превосходили тех резных идолов,
что в Самарии и Иерусалиме.

11

Разве не расправлюсь я так же
с Иерусалимом и его идолами,
как я поступила с Самарией
и с ее резными кумирами?“»

12 Когда же свершит Владыка Господь дело Свое на горе Сион, в Иерусалиме, остудит Он8 надменное сердце царя Ассирии и взор его горделивый погасит.
13 Потому что обольщается царь:

«Это моя рука всё осилила,
и мудрость моя всё измыслила!
Стер я границы меж народами,
богатствами их завладел
и правителей их, как исполин,9 низверг.10

14

Захватил я богатства народов,
будто гнездо разорил;
как оставленные яйца забирают,
так забрал я себе всю землю —
никто и крылом не пошевелил,
клюва не раскрыл и не издал ни звука».

15

Превозносится ли топор над дровосеком?
Надмевается ль пила перед столяром?
Поднимет ли жердь того, кто ее держит,
и посох обопрется ли на того, кто держит его в руке?11

16

Посему Владыка,12 ГОСПОДЬ Воинств,
нашлет изнуряющую болезнь
на Своих крепких воинов,
запалит под их славой огонь,
как костер разводят.

17

Свет Израиля вспыхнет огнем,
его Святыня пламенем заполыхает,
в один день сожжет, истребит
колючки и терновник,

18

величественный лес и сады —
и ничего живого не останется, истает всё,
как чахнет человек от болезни;

19

и деревьев так мало останется,
что даже ребенок сосчитать13 их сможет.

20 И в тот день уже не будут полагаться оставшиеся в Израиле и уцелевшие в доме Иакова на тех, кто нанес им удар, а лишь на ГОСПОДА уповать будут. Он — истинная Святыня Израиля!14
21 Возвратится остаток,15 остаток Иакова — к Богу Могучему.16
22 Будь народу твоего, Израиль, что песка морского, лишь остаток возвратится: другим же предначертано истребление, справедливое, неодолимое.
23 На всю землю погибель придет по воле Владыки, ГОСПОДА Воинств.
24 Потому так говорит Владыка, ГОСПОДЬ Воинств: «Не бойся, народ Мой, живущий на Сионе, ассирийского жезла, над тобою занесенного; и палок его, которыми бьют тебя, как в Египте, не страшись.
25 Еще немного, еще чуть-чуть — остынет Мое негодование, гнев Мой против врага твоего обернется».
26 Тогда занесет ГОСПОДЬ Воинств бич над Ассирией, как над мидьянитянами в битве у скалы Орев,17 поднимет жезл Свой над морем, как сделал это в Египте.
27 В тот день сбросит с плеч твоих иноземное бремя, ярмо его — с шеи твоей, разломится ярмо на окрепшей шее твоей.18
28

Идут на Аят,19 проходят Мигрон,
в Михмасе оставляют запасы,

29

минуют проходы, в Гиве ночуют,
трепещет Рама, бежит Гива Саулова.

30

Во весь голос кричи, дочь Галлима:
«Слушай, Лайша! В Анатоте несчастье!»

31

Разбежались обитатели Мадмены,
попрятались жители Гевима.

32

Только день простоит в Нове враг,
погрозит оттуда рукой горе Сионской,
холму Иерусалима.

33

Владыка, ГОСПОДЬ Воинств,
ударом сильным отсечет ветви,
срублены будут стволы, ввысь взметнувшиеся,
и падут — вознесенные.

34

Посечет лесные заросли Его топор железный,
падут могучие20 кедры Ливана.

Новой Женевской Библии

10:1−4 В основе ветхозаветной морали лежит закон воздаяния. Каждый человек пожинает то, что сеет: добро или зло (Гал 6:7−8).

10:1 постановляют несправедливые законы. Речь идет не только о судебных решениях, но и о вводимых в Израильском царстве законах.

10:3 в день посещения. В день Господа (см. 2:11 и ком.).

гибель издалека. Нашествие ассирийцев.

10:4 узниками... убитыми. Пророчество о грядущем плене (ср. Иер 39:6−7).

10:5 Ассур. Имя одного из сыновей Сима (Быт 10:22), ставшее этнонимом произошедшего от него народа. Впоследствии Ассирия (Ассур) подчинила себе практически всю Переднюю Азию. Ассирия являлась могущественнейшим государством древнего мира, с которым приходилось считаться даже Египту. Наибольший расцвет этого государства приходится на период с 900 по 650 г. до Р.Х.

жезл гнева Моего. Ассирийцы были таким же бичом для ближневосточных народов, как израильтяне в свое время для народов Ханаана.

10:6 народа нечестивого. Эти слова в равной степени относятся и к Израилю, и к Иудее (ст. 11).

дам... повеление ограбить... и попирать. Функция, которую Господь возложил на ассирийцев, — отнять неправедное богатство и унизить, но не более.

10:7 не так подумает. Ассирия превысит меру дозволенного ей Богом.

10:9 Халне... Дамаск. Названия покоренных городов следуют в географическом порядке — с востока на запад, от Евфрата к Иудее: Каркемиш (717 г. до Р.Х.), Халне (Ам 6:2; 738 г. до Р.Х.), Арпад (740 г. до Р.Х.), Емаф (738 и 720 гг. до Р.Х.), Дамаск (732 г. до Р.Х.) и Самария (722 г. до Р.Х.); см. также 36:19; 37:12−13.

10:10 кумиров более, нежели в Иерусалиме и Самарии. От количества кумиров (богов-покровителей и их идолов), по верованиям древних, зависело благополучие и крепость царства. Римляне, например, с этой целью присоединяли к своему пантеону богов и богинь соседних народов.

10:12 Свое дело. Суд над Иудеею и, в частности, над Иерусалимом.

царя Ассирийского. Поскольку Исаия не называет имени этого царя, то с определенной долей вероятности можно предположить, что речь идет о Тиглатпаласаре III и о взятии им Самарии в 734 г. до Р.Х.

10:15 Величается ли секира. Гордость и самоуверенность ассирийских царей несовместима со скромной ролью орудия в руке Божией, каковым Ассирия являлась.

10:16 За то. За самоуверенность, надменность и жестокость ассирийцев.

пошлет чахлость... возжет пламя. Беды, которые постигнут Ассирию.

10:17 Свет Израиля... Святый его. Парафразы, означающие Иегову. Иегова — огонь, поядающий нечестивых (Втор 9:3).

в один день. Внезапно и быстро. Это пророчество исполнилось в 608 г. до Р.Х., когда Ассирия пала под натиском соединенных сил Мидии и Вавилона.

10:18 лес его и сад. Образ ассирийского войска.

10:19 остаток дерев. От былого могущества Ассирии не останется почти ничего: и малое дитя сумеет пересчитать всех оставшихся в живых ассирийских воинов.

10:20 в тот день. Очевидно, после падения Ассирии в 608 г. до Р.Х.

спасшиеся из дома Иакова. Иудея.

10:21 Остаток обратится. Речь идет о покаянии и обращении к Господу народа иудейского.

к Богу сильному. Эль Гиббор — таким именем называет пророк Исаия Господа в данном тексте, поскольку подразумевает, что Господь явил Свою силу в ниспровержении и разрушении Ассирии (которая к описываемому времени уже падет).

10:22 песку морского. Эти слова напоминает об обетовании, которое Господь дал Аврааму (Быт 22:17; ср. 3Цар 4.20).

определено. Кара Господня необратима и окончательна (ст. 23; 28:22).

изобилующею правдою. См. ком. к 1:21.

10:25−26 В этих стихах предсказывается поражение Ассирии, которое произойдет очень скоро («Еще немного, очень немного», ст. 25). Поэтому здесь следует усматривать пророчество о поражении ассирийского войска Ангелом Господним под стенами Иерусалима (37:35).

на истребление. Народы, служившие Богу орудиями истребления, сами будут истреблены.

10:26 как во время поражения Мадиама. Гедеон совершил этот разгром за одну ночь (Суд 7:22).

у скалы Орива. Скала, у которой погиб мадиамский князь Орив (Суд 7:25).

как на Египет. Господь Бог истребит ассирийцев так же, как некогда потопил египетское войско в Чермном море.

10:27 в тот день. Т.е. когда свершатся пророчества (ст. 26).

от тука. Народ Израиля сбросит бремя ассирийского гнета подобно тому, как тучный вол разрывает тяготящее его ярмо.

10:28−32 Аиаф... Сиону. Данный стих изображает нашествие ассирийцев на Иудею, перечисляя с севера на юг завоеванные ими города: Аиаф, Мигрон, Михмас, Геву, Раму, Гиву, Галим, Лаис, Анафоф, Мадмену, Гевиму и, наконец, Нов, очертания которого видны с вершины Сиона.

10:33−34 Ассирийское владычество будет изнурять Иудею казнями, но за этим неотвратимо последует вмешательство Господа Саваофа (1:9, 24 и ком.).

10:33 страшною силою. В данном стихе находит подтверждение мысль, изложенная в ст. 2:2−22: ничто не может сравниться с Богом в величии и могуществе.

10:34 чащу леса... Ливан. Уподобление ассирийского войска могучим лесам Ливана.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: пишет.
2  [2] — Или: бессильного.
3  [3] — Букв.: посещения.
4  [4] — Друг. возм. пер.: …богатство свое. 4 Напрасно! Стоять вам на коленях среди пленных, лежать среди убитых.
6  [5] — Букв.: его.
6  [6] — Предложенный нами перевод третьей строки этого стиха — это попытка передать особенность оригинала, игру однокоренных слов: лишлол шалал велавоз баз. Друг. возм. пер. (ближе к букв.): захватывать добычу и уносить награбленное.
9  [7] — Города, перечисленные здесь, были завоеваны Ассирией между 738−717 гг. до Р. Х. Этот риторический вопрос показывает, что ни один из этих известных городов не устоял перед силой ассирийцев.
12  [8] — Букв.: Я взыщу.
13  [9] — Или: дикий бык.
13  [10] — Или: исполинов их низверг.
15  [11] — Или (ближе к букв.): и посох поднимет ли того, кто не из дерева.
16  [12] — Или: Господин, евр. адон; то же в ст. 33.
19  [13] — Букв.: переписать.
20  [14] — Или: верно положится на Господа, Святыню Израилеву.
21  [15] — Евр. шеар-яшув, ср. 7:3; то же в ст. 22.
21  [16] — Ср. 9:6.
26  [17] — Или: у Вороньей скалы; Суд 7:25.
27  [18] — LXX: (да), спадет ярмо с твоей шеи.
28  [19] — В стихах 28−32 представлено вторжение в Иудею с севера. Существуют различные точки зрения относительно того, какое событие имеется здесь в виду. Некоторые исследователи полагают, что здесь описывается либо вторжение ассирийского царя Тиглатпаласара III (имевшее место ок. 734 г. до Р. Х.), либо нападение на Иерусалим Синаххериба в 701 г. до Р. Х. (во время восстания царя Езекии), либо захват ассирийским царем Саргоном земель в Филистимской долине (712−711 гг. до Р. Х.), либо более раннее вторжение Саргона II в Иудею в 720 г. до Р. Х. Аят — вероятно, имеется в виду г. Ай (Син. пер.: Аиаф).
34  [20] — Или: падут пред Могучим.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.