4 Царств 5 глава

Четвертая книга Царств
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Нааман был военачальником царя Арама. Он был великим и уважаемым человеком в глазах своего господина, потому что через него Господь даровал Араму победу. Он был доблестным воином, но болел проказой[15].
2 Отряды арамеев во время одного из набегов взяли в Израиле в плен маленькую девочку, и она служила жене Наамана.
3 Она сказала госпоже:
— Если бы только моему господину повидать пророка, который в Самарии! Он исцелил бы его от проказы.
4 Нааман пошел к господину и передал ему то, что сказала девочка из Израиля.
5 — Конечно, иди, — ответил царь Арама. — Я напишу письмо царю Израиля.
И Нааман пошел, взяв с собой 10 талантов[16] серебра, 6 000 шекелей[17] золота и десять смен одежды.
6 В письме, которое он принес царю Израиля, говорилось: «Вместе с этим письмом я посылаю к тебе моего слугу Наамана, чтобы ты вылечил его от проказы».
7 Прочитав это письмо, царь Израиля разорвал на себе одежду и сказал:
— Разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять? Почему он посылает ко мне, чтобы я исцелил от проказы? Смотрите, он пытается затеять со мной ссору!
8 Елисей, Божий человек, услышав о том, что царь Израиля разорвал на себе одежду, послал сказать ему:
— Почему ты разорвал на себе одежду? Пошли этого человека ко мне, и он узнает, что есть пророк в Израиле.
9 Нааман пришёл с конями и колесницами и остановился у двери Елисеева дома.
10 Елисей отправил посланца сказать ему:
— Пойди, омойся семь раз в Иордане, твое тело исцелится, и ты станешь чист.
11 Но Нааман разгневался и ушел, говоря:
— Я думал, что он непременно выйдет ко мне, встанет, призовет имя Господа, своего Бога, поводит рукой над этим местом и исцелит меня от проказы.
12 Разве Авана[18] и Фарфар, реки Дамаска, не лучше всех вод Израиля? Разве я не мог омыться в них, чтобы очиститься? — Он повернулся и в гневе ушел.
13 Слуги Наамана подошли к нему и сказали:
— Отец, если бы пророк сказал тебе сделать нечто великое, разве бы ты этого не сделал? А он лишь сказал тебе: «Омойся и будешь чист».
14 Тогда он пошел и семь раз окунулся в Иордане, как сказал ему Божий человек, — и его тело исцелилось и стало чистым, как у младенца.
15 Нааман со слугами вернулся к Божьему человеку. Он встал перед ним и сказал:
— Теперь я знаю, что во всем мире нет Бога, кроме как в Израиле. А теперь, прошу, прими от твоего слуги подарок.
16 Пророк ответил:
— Верно, как и то, что жив Господь, Которому я служу, — я ничего не приму.
И хотя Нааман уговаривал его, он отказался.
17 — Если ты не желаешь, — сказал Нааман, — то прошу тебя, пусть твоему слуге дадут столько земли,[19] сколько сможет увезти пара мулов, потому что твой слуга никогда больше не будет приносить всесожжения и жертвы никакому богу, кроме Господа.
18 Пусть только Господь простит твоего слугу за одно: когда мой господин входит в храм Риммона[20], чтобы поклониться там, и опирается на мою руку, я кланяюсь тоже. Когда я буду кланяться в храме Риммона, пусть Господь простит за это твоего слугу.
19 — Иди с миром, — сказал Елисей.
Нааман уже отошел на некоторое расстояние,
20 когда Гиезий, слуга Елисея, Божьего человека, сказал себе: «Мой господин отпустил этого арамея Наамана слишком легко, не взяв у него никаких даров. Верно, как и то, что жив Господь, — я побегу за ним и возьму у него что-нибудь».
21 Гиезий помчался за Нааманом. Нааман увидев, как тот бежит к нему, слез с колесницы, чтобы встретить его.
— Все ли благополучно? — спросил он.
22 — Все благополучно, — ответил Гиезий. — Мой господин послал меня сказать: «Два молодых ученика пророков пришли ко мне из нагорий Ефрема. Прошу тебя, дай им талант серебра[21] и две смены одежды».
23 — Конечно! Бери два таланта, — сказал Нааман. Он уговорил Гиезия взять два таланта серебра в двух мешках, вместе с двумя сменами одежды. Он отдал их двум слугам, и те понесли их перед Гиезием.
24 Придя на холм, Гиезий взял это у слуг и спрятал в доме. Он отпустил людей, и они ушли.
25 После этого он вошел и встал перед своим господином Елисеем.
— Где ты был, Гиезий? — спросил Елисей.
— Твой слуга никуда не ходил, — ответил Гиезий.
26 Но Елисей сказал ему:
— Разве не был с тобой мой дух, когда тот человек слез с колесницы, чтобы встретить тебя? Время ли брать деньги или принимать одежды, оливковые рощи, виноградники, отары, стада, слуг или служанок?
27 Так пусть проказа Наамана пристанет к тебе и твоим потомкам навеки.
И когда Гиезий вышел от Елисея, он был бел от проказы, как снег.

Новой Женевской Библии

5:1 военачальник царя Сирийского. Хотя царь сирийский, как и царь израильский (ст. 5), не назван здесь по имени, речь, по всей видимости, идет о Венададе II (8:7; 13:3; ЗЦар 20:1) и Иораме (1:17; 3:1; 9:24).

5:2 Сирияне. Между Израилем и Сирией долгое время существовала напряженность, выражавшаяся, помимо прочего, в периодических набегах как одной, так и другой стороны, и пограничных конфликтах.

5:5 письмо к царю Израильскому. Сирийский царь ошибочно полагал, что Елисей может творить чудеса по воле царя Израиля.

десять талантов серебра, и шесть тысяч сиклей золота. Приблизительно триста килограммов серебра и шестьдесят два килограмма золота.

5:7 разодрал одежды свои. Выражение отчаяния, вызванного бессилием.

5:8 для чего ты разодрал одежды свои? Елисей упрекает царя за то, что он, получив письмо сирийского царя, впал в отчаяние, хотя должен был передать это дело Господу, тем более, что слова царя «разве я Бог» свидетельствуют, что мысль о Господе посещала его.

и узнает, что есть пророк в Израиле. См. 3:11; 8:7−8; 3Цар 17:24; 3Цар 18:36.

5:10 И выслал к нему Елисей слугу. Это было характерно и для Илии, и для Елисея — испытывать веру тех, кому они хотели помочь (4:3−4; 3Цар 17:13). Елисей лично не встречается с могущественным Нееманом, а передает свои указания через слугу.

5:11 возложит руку свою на то место. Не имея представления о безграничных возможностях Господа и о силе веры в Него, Нееман полагал, что Елисей был волшебником (или магом), который мог излечить его болезнь посредством исключительно своего искусства.

5:12 Авана и Фарфар, реки Дамасские. Река Авана протекала с северо-востока по направлению к Дамаску, а Фарфар — с востока от горы Ермон к болотам вос-точнее этого города.

не лучше всех вод Израильских. Если, как полагал Нееман, все лечение заключалось в омовении в Иордане, то ему незачем было ехать в Израиль, поскольку на его родине тоже протекали большие реки — Авана и Фарфар (ст. 10).

5:15 на всей земле нет Бога, как только у Израиля. Нееман не просто заявляет что Господь могущественней сирийских богов; его утверждение более категорично: нет бога, кроме Бога Израиля. Делая такое признание, Нееман фактически принимает веру Израиля (3Цар 18:39).

5:16 жив Господь. Эти слова часто сопровождали клятву (см. ком. к 3Цар 1:17).

5:17 пусть рабу твоему дадут земли. Как и большинство неизраильтян, Нееман считал, что божеству можно поклоняться только на земле, принадлежащей этому

5:18 в дом Риммона. Риммой (евр.: «гранатовое яблоко») — искаженное на еврейский лад имя сирийского бога грозы Рамману, почитавшегося также под именем Гададриммон (Зах 12:11).

5:22 из сынов пророческих. См. ком. к 3Цар 20:35.

5:26 серебро. Количество серебра исчислялось не монетами (которые еще не имели хождения), а его весом.

5:27 к тебе и к потомству твоему навек. Наказанию за грех подлежит не только совершивший его, но и его потомки (Исх 20:5).

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [15] — Это евр. слово означает несколько кожных заболеваний; его точное значение неясно. Также в других местах книги.
5 [16] — Около 340 кг.
5 [17] — Около 69 кг.
12 [18] — Другое чтение: Амана.
17 [19] — Большинство неизраильтян верило, что божеству можно поклоняться только на земле, принадлежащей этому божеству, или же соорудив ему жертвенник из этой земли.
18 [20] — Бог-громовержец арамеев.
22 [21] — Около 34 кг.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.