— Если бы только моему господину повидать пророка, который в Самарии! Он исцелил бы его от проказы.
И Нааман пошел, взяв с собой 10 талантов[16] серебра, 6 000 шекелей[17] золота и десять смен одежды.
— Разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять? Почему он посылает ко мне, чтобы я исцелил от проказы? Смотрите, он пытается затеять со мной ссору!
— Почему ты разорвал на себе одежду? Пошли этого человека ко мне, и он узнает, что есть пророк в Израиле.
— Пойди, омойся семь раз в Иордане, твое тело исцелится, и ты станешь чист.
— Я думал, что он непременно выйдет ко мне, встанет, призовет имя Господа, своего Бога, поводит рукой над этим местом и исцелит меня от проказы.
— Отец, если бы пророк сказал тебе сделать нечто великое, разве бы ты этого не сделал? А он лишь сказал тебе: «Омойся и будешь чист».
— Теперь я знаю, что во всем мире нет Бога, кроме как в Израиле. А теперь, прошу, прими от твоего слуги подарок.
— Верно, как и то, что жив Господь, Которому я служу, — я ничего не приму.
И хотя Нааман уговаривал его, он отказался.
Нааман уже отошел на некоторое расстояние,
— Все ли благополучно? — спросил он.
— Где ты был, Гиезий? — спросил Елисей.
— Твой слуга никуда не ходил, — ответил Гиезий.
— Разве не был с тобой мой дух, когда тот человек слез с колесницы, чтобы встретить тебя? Время ли брать деньги или принимать одежды, оливковые рощи, виноградники, отары, стада, слуг или служанок?
И когда Гиезий вышел от Елисея, он был бел от проказы, как снег.
5:1 военачальник царя Сирийского. Хотя царь сирийский, как и царь израильский (ст. 5), не назван здесь по имени, речь, по всей видимости, идет о Венададе II (8:7; 13:3; ЗЦар 20:1) и Иораме (1:17; 3:1; 9:24).
5:2 Сирияне. Между Израилем и Сирией долгое время существовала напряженность, выражавшаяся, помимо прочего, в периодических набегах как одной, так и другой стороны, и пограничных конфликтах.
5:5 письмо к царю Израильскому. Сирийский царь ошибочно полагал, что Елисей может творить чудеса по воле царя Израиля.
десять талантов серебра, и шесть тысяч сиклей золота. Приблизительно триста килограммов серебра и шестьдесят два килограмма золота.
5:7 разодрал одежды свои. Выражение отчаяния, вызванного бессилием.
5:8 для чего ты разодрал одежды свои? Елисей упрекает царя за то, что он, получив письмо сирийского царя, впал в отчаяние, хотя должен был передать это дело Господу, тем более, что слова царя «разве я Бог» свидетельствуют, что мысль о Господе посещала его.
и узнает, что есть пророк в Израиле. См. 3:11; 8:7−8; 3Цар 17:24; 3Цар 18:36.
5:10 И выслал к нему Елисей слугу. Это было характерно и для Илии, и для Елисея — испытывать веру тех, кому они хотели помочь (4:3−4; 3Цар 17:13). Елисей лично не встречается с могущественным Нееманом, а передает свои указания через слугу.
5:11 возложит руку свою на то место. Не имея представления о безграничных возможностях Господа и о силе веры в Него, Нееман полагал, что Елисей был волшебником (или магом), который мог излечить его болезнь посредством исключительно своего искусства.
5:12 Авана и Фарфар, реки Дамасские. Река Авана протекала с северо-востока по направлению к Дамаску, а Фарфар — с востока от горы Ермон к болотам вос-точнее этого города.
не лучше всех вод Израильских. Если, как полагал Нееман, все лечение заключалось в омовении в Иордане, то ему незачем было ехать в Израиль, поскольку на его родине тоже протекали большие реки — Авана и Фарфар (ст. 10).
5:15 на всей земле нет Бога, как только у Израиля. Нееман не просто заявляет что Господь могущественней сирийских богов; его утверждение более категорично: нет бога, кроме Бога Израиля. Делая такое признание, Нееман фактически принимает веру Израиля (3Цар 18:39).
5:16 жив Господь. Эти слова часто сопровождали клятву (см. ком. к 3Цар 1:17).
5:17 пусть рабу твоему дадут земли. Как и большинство неизраильтян, Нееман считал, что божеству можно поклоняться только на земле, принадлежащей этому
5:18 в дом Риммона. Риммой (евр.: «гранатовое яблоко») — искаженное на еврейский лад имя сирийского бога грозы Рамману, почитавшегося также под именем Гададриммон (Зах 12:11).
5:22 из сынов пророческих. См. ком. к 3Цар 20:35.
5:26 серебро. Количество серебра исчислялось не монетами (которые еще не имели хождения), а его весом.
5:27 к тебе и к потомству твоему навек. Наказанию за грех подлежит не только совершивший его, но и его потомки (Исх 20:5).