4 Царств 2 глава

Четвертая книга Царств
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 В то время, когда Господь захотел вознести Илию на небо в вихре, Илия и Елисей шли из Гилгала.
2 Илия сказал Елисею:
— Прошу, останься здесь; Господь посылает меня в Вефиль.
Но Елисей сказал:
— Верно, как и то, что жив Господь и жив ты сам — я не оставлю тебя!
И они пошли в Вефиль.
3 Ученики пророков[4] из Вефиля вышли к Елисею и спросили:
— Знаешь ли ты, что Господь возьмет от тебя сегодня твоего господина?
— Знаю, — ответил он. — Молчите.
4 Илия сказал ему:
— Елисей, прошу, останься здесь; Господь посылает меня в Иерихон.
Он ответил:
— Верно, как и то, что жив Господь и жив ты сам — я не оставлю тебя!
И они пошли в Иерихон.
5 Ученики пророков из Иерихона подошли к Елисею и спросили его:
— Знаешь ли ты, что сегодня Господь возьмет от тебя твоего господина?
— Знаю, — ответил он. — Молчите.
6 Илия сказал ему:
— Прошу, останься здесь; Господь посылает меня к Иордану.
Он ответил:
— Верно, как и то, что жив Господь и жив ты сам — я не оставлю тебя!
И они вместе пошли дальше.
7 Пятьдесят человек из учеников пророческих пришли и встали поодаль напротив них, когда оба они остановились у Иордана.
8 Илия снял плащ, скатал его и ударил им по воде. Вода разомкнулась вправо и влево, и они оба переправились по сухой земле.
9 После того, как они переправились, Илия сказал Елисею:
— Скажи, что мне для тебя сделать, прежде чем я буду взят от тебя?
— Дай мне унаследовать твой дух в двойной мере, — ответил Елисей.
10 — Трудного просишь, — сказал Илия. — Если ты увидишь, как я буду взят от тебя, то случится по-твоему, а если нет, то не случится.
11 Пока они ещё шли и разговаривали, внезапно явились огненная колесница и огненные кони, разлучили их, и Илия вознесся в вихре на небо.
12 Елисей смотрел на это и кричал:
— Отец мой! Отец мой! Колесница и конница Израиля!
А когда он уже не мог его видеть, то взялся за одежду и разорвал её.
13 Он подобрал плащ, который упал с Илии, пошел назад и встал на берегу Иордана.
14 Он взял тот упавший плащ, ударил им по воде.
— Где сейчас Господь, Бог Илии? — сказал он. Вода разомкнулась вправо и влево, когда он ударил по ней, и он переправился через реку.
15 Ученики пророков из Иерихона, которые видели это, сказали:
— Дух Илии перешел на Елисея.
Они вышли ему навстречу и поклонились до земли.
16 — У твоих слуг есть пятьдесят крепких мужчин, — сказали они. — Позволь, они пойдут и поищут твоего господина. Может быть, Дух Господень подхватил его и бросил на одной из гор или в одной из долин?
— Нет, — ответил Елисей. — Не посылайте их.
17 Но они настаивали, пока он не сдался и не сказал:
— Пошлите их.
И они послали пятьдесят мужчин, которые искали три дня, но не нашли его.
18 Они вернулись к Елисею, который оставался в Иерихоне, и он сказал им:
— Разве я не говорил вам не ходить?
19 Жители города сказали Елисею:
— Господин, как ты видишь, этот город расположен хорошо, но вода тут плохая, и земля бесплодна.
20 — Принесите мне новую чашу, — сказал он, — и положите в неё соли.
Они принесли ему.
21 Он вышел к источнику и бросил в него соль, говоря:
— Так говорит Господь: «Я исцелил эту воду. Никогда впредь не будет от неё ни смерти, ни бесплодия».
22 И по сегодняшний день вода остается здоровой по слову, которое сказал Елисей.
23 Оттуда Елисей пошел в Вефиль. Пока он шёл по дороге, из города вышли мальчики, которые стали смеяться над ним:
— Возносись[5], лысый! — кричали они. — Возносись, лысый!
24 Он обернулся, посмотрел на них и проклял их во имя Господа. Тогда из леса вышли две медведицы и растерзали из них сорок два мальчика.
25 А он пошел к горе Кармил и оттуда вернулся в Самарию.

Новой Женевской Библии

2:1 Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо. В Библии только два праведника, Илия и Енох (Быт 5:24), не умерли на земле, а были вознесены Господом на небеса.

Илия с Елисеем. См. ком. к 3Цар 17:1.

из Галгала. Город в долине реки Иордан, немного севернее Иерихона.

2:2 Вефиль. См. ком. к 3Цар 12:29.

2:8 ударил ею по воде. Илия так же, как до него Моисей и Иисус Навин, по воле Господа раздвигает воду, чтобы Божии избранники могли продолжить свой путь посуху (Исх 14:13−31; Нав 3:1−17).

2:9 дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. В Израиле лишь старший сын получал двойную долю в наследстве (Быт 25:31; Втор 21:17; Лк 15:12). Просьба Елисея, таким образом, была крайне дерзкой (ст. 1).

2:10 трудного ты просишь. Не от Илии, а только от Господа зависело, будет ли исполнена необычная просьба Елисея.

2:11 колесница огненная и кони огненные. Небесные слуги Господа вознесли пророка Илию «в вихре на небо». В рассказе о служении Илии огонь фигурирует несколько раз, символизируя всеохватывающее могущество Божие (1:10, 12, 14; 3Цар 18:38; ср. 3Цар 19:12).

2:12 отец мой, отец мой. Эти слова служили почтительным обращением к священникам, вероучителям и религиозным наставникам (Быт 45:8; Суд 17:10; Мф 23:9); вскоре подобным образом будут обращаться и к Елисею (6:21; 13:14). Пророк Малахия объявил позднее, что Илия вновь явится на землю перед наступлением «дня Господня» (Мал 4:5, 6), чтобы приготовить людей к пришествию Господа (см. ком. к 1:8).

2:13 И поднял милоть Илии. Илия набросил свою милоть на Елисея в знак того что тот будет его преемником (3Цар 19:19). Пророчество это теперь исполнилось.

2:14 она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей. Господь указал на Иисуса Навина как на избранного преемника Моисея (Чис 27:18−23; Втор 31:1−8; Втор 34:9; Нав 1:1−9), посуху проведя его во главе народа Израиля через реку Иордан в землю обетованную, так же как ранее Он провел Моисея и народ Израиля через Чермное море (Исх, гл. 14; 15; Нав, гл. 3). Теперь Господь подтверждает, что Елисей наследует служение Илии, чудесным образом переводя его через Иордан, как незадолго до этого Он перевел Илию и сопутствующего ему Елисея (ст. 8).

2:15 И увидели его сыны пророков... И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли. См. ком. к 3Цар 20:35. Этот эпизод знаменует собой начало служения Елисея как избранного Господом преемника Илии.

2:19 жители того города. Очевидно, речь идет о Иерихоне (ст. 18). От имени всех его жителей к Елисею обратились старейшины города.

2:20 новую чашу. Т.е. сосуд, которым еще не пользовались в быту и, следовательно, чистый.

положите туда соли. Соль являлась средством, предотвращающим гниение, а также символизировала верность Господа Своим обетованиям (Лев 2:13; Чис 18:19; 2Пар 13:5; Иез 43:24). Кроме того, соль символизировала премудрость, скрытую в притче или ином иносказании (Мк 9:49−50), т.е. утаенную от «глупцов», и открытую тем, кто «имеет уши, чтобы слышать» (Мф 5:13).

2:23 Вефиль. См. ком. к 3Цар 12:29.

он шел дорогою. То же древнееврейское выражение употреблено в рассказе о вознесении Илии (ст. 11). Это обстоятельство дает основание полагать, что насмешки этих людей касались пророческого служения Елисея.

малые дети. Скорее всего, вполне взрослые люди, которые разумом и поведением уподоблялись неразумным детям.

плешивый. В отличие от Илии, Елисей был лыс. По древнеизраильским представлениям, красивым считался человек, имеющий густые и длинные волосы (2Цар 14:25−26). Таким образом, «малые дети», оправдывая такое определение, оценивали Елисея исключительно по его внешности.

2:24 проклял их. Елисей проклял тех, кто сам навлек на себя проклятие своей инфантильностью и нежеланием «взрослеть»: народ-младенец уже однажды избрал себе царя, руководствуясь его внешними данными, теперь же он изгонял пророка опять-таки, судя о нем по внешности и игнорируя его избрание Господом.

Примечания:

 
Новый русский перевод
3 [4] — Букв.: сыны пророков; так же в других местах книги.
23 [5] — Или: « Иди отсюда, лысый!»
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.