4 Царств 2 глава

Четвертая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 ГОСПОДЬ вознес Илию на небо в вихре, и было это так. Илия с Елисеем шли из Гилгала.
2 «Прошу, останься здесь, — сказал Илия Елисею, — а меня ГОСПОДЬ посылает в Бет-Эль». Но Елисей ответил: «ГОСПОДОМ клянусь и жизнью твоей,1 не оставлю тебя!» И они пошли в Бет-Эль.
3 Ученики пророков,2 что были в Бет-Эле, вышли к Елисею и сказали ему: «Знаешь ли ты, что сегодня ГОСПОДЬ заберет у тебя твоего владыку?» «Знаю, молчите!» — ответил тот.
4 «Елисей, прошу, останься здесь, — сказал ему Илия, — а меня ГОСПОДЬ посылает в Иерихон». Тот ответил: «ГОСПОДОМ клянусь и жизнью твоей, не оставлю тебя!» И они пошли в Иерихон.
5 Ученики пророков, что были в Иерихоне, вышли к Елисею и сказали ему: «Знаешь ли ты, что сегодня ГОСПОДЬ заберет у тебя твоего владыку?» «Знаю, молчите!» — ответил тот.
6 «Прошу, останься здесь, — сказал Илия Елисею, — а меня ГОСПОДЬ посылает к Иордану». Тот ответил: «ГОСПОДОМ клянусь и жизнью твоей, не оставлю тебя!» И они пошли вдвоем.
7 Пятьдесят человек из учеников пророков тоже пошли и встали поодаль, а они вдвоем остановились на берегу Иордана.
8 Илия взял свою накидку, свернул и ударил ею по воде — вода расступилась,3 и оба они перешли реку посуху.
9 Когда они переходили реку, Илия сказал Елисею: «Проси чего хочешь, прежде чем меня возьмут от тебя». «Тот дух, что в тебе, — ответил Елисей, — прошу, пусть во мне его будет вдвое!»4
10 «Трудно исполнить то, о чем ты просишь! — ответил Илия. — Но если ты увидишь, как меня возьмут от тебя, то так и будет, а если не увидишь — то не получишь того, о чем просишь ».
11 И когда они шли и разговаривали, явилась огненная колесница с огненными конями, и разлучились они: Илия вознесся в вихре на небо,
12 а Елисей смотрел и восклицал: «Отец мой, отец мой! Колесница Израиля и конница его!» И больше Елисей его не видел. Тогда он схватил свою одежду и разорвал ее надвое.
13 Он поднял накидку, что упала с плеч Илии, пошел обратно и встал на берегу Иордана.
14 Взяв накидку, упавшую с плеч Илии, он ударил ею по воде и сказал: «Где ГОСПОДЬ, Бог Илии?» Он ударил накидкой по воде, как Илия, — и вода расступилась, и Елисей перешел реку посуху.
15 Увидели Елисея ученики пророков, что пришли из Иерихона и стояли поодаль, и сказали: «Дух Илии опочил на Елисее!» Вышли они ему навстречу, поклонились до земли
16 и сказали: «Среди нас, слуг твоих, есть пятьдесят крепких людей. Просим, разреши им пойти и поискать твоего владыку — может быть, Дух ГОСПОДЕНЬ перенес его на какую-либо гору или в какую-нибудь долину!» «Не стоит ходить», — ответил тот.
17 Но они настаивали, и он уступил,5 сказав: «Пусть идут». Отправили пятьдесят человек, те искали Илию три дня, но не нашли.
18 Они вернулись к Елисею, который оставался в Иерихоне, и он сказал им: «Говорил же я вам, не ходите».
19 Жители того города сказали Елисею: «Город наш расположен хорошо, как ты и сам видишь, владыка наш, но вода здесь плохая, потому и земля бесплодна».
20 «Принесите мне новое блюдо, — ответил он, — и насыпьте в него соли». Они выполнили его просьбу.
21 Он вышел к источнику и высыпал туда соль со словами: «Вот что говорит ГОСПОДЬ: „Я исцеляю эту воду! Не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия“».
22 И вода стала здоровой, такова она и поныне, по слову, которое изрек Елисей.
23 Оттуда Елисей отправился в Бет-Эль. Когда он шел по дороге, выбежали из города молодые ребята и стали насмехаться над ним: «Прочь, плешивый! Прочь, плешивый!»
24 Оглянулся он, посмотрел на них и проклял их именем ГОСПОДА. Тогда вышли из леса две медведицы и растерзали из них сорок два мальчика.
25 А Елисей пошел на гору Кармил, а затем возвратился в Самарию.

Новой Женевской Библии

2:1 Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо. В Библии только два праведника, Илия и Енох (Быт 5:24), не умерли на земле, а были вознесены Господом на небеса.

Илия с Елисеем. См. ком. к 3Цар 17:1.

из Галгала. Город в долине реки Иордан, немного севернее Иерихона.

2:2 Вефиль. См. ком. к 3Цар 12:29.

2:8 ударил ею по воде. Илия так же, как до него Моисей и Иисус Навин, по воле Господа раздвигает воду, чтобы Божии избранники могли продолжить свой путь посуху (Исх 14:13−31; Нав 3:1−17).

2:9 дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. В Израиле лишь старший сын получал двойную долю в наследстве (Быт 25:31; Втор 21:17; Лк 15:12). Просьба Елисея, таким образом, была крайне дерзкой (ст. 1).

2:10 трудного ты просишь. Не от Илии, а только от Господа зависело, будет ли исполнена необычная просьба Елисея.

2:11 колесница огненная и кони огненные. Небесные слуги Господа вознесли пророка Илию «в вихре на небо». В рассказе о служении Илии огонь фигурирует несколько раз, символизируя всеохватывающее могущество Божие (1:10, 12, 14; 3Цар 18:38; ср. 3Цар 19:12).

2:12 отец мой, отец мой. Эти слова служили почтительным обращением к священникам, вероучителям и религиозным наставникам (Быт 45:8; Суд 17:10; Мф 23:9); вскоре подобным образом будут обращаться и к Елисею (6:21; 13:14). Пророк Малахия объявил позднее, что Илия вновь явится на землю перед наступлением «дня Господня» (Мал 4:5, 6), чтобы приготовить людей к пришествию Господа (см. ком. к 1:8).

2:13 И поднял милоть Илии. Илия набросил свою милоть на Елисея в знак того что тот будет его преемником (3Цар 19:19). Пророчество это теперь исполнилось.

2:14 она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей. Господь указал на Иисуса Навина как на избранного преемника Моисея (Чис 27:18−23; Втор 31:1−8; Втор 34:9; Нав 1:1−9), посуху проведя его во главе народа Израиля через реку Иордан в землю обетованную, так же как ранее Он провел Моисея и народ Израиля через Чермное море (Исх, гл. 14; 15; Нав, гл. 3). Теперь Господь подтверждает, что Елисей наследует служение Илии, чудесным образом переводя его через Иордан, как незадолго до этого Он перевел Илию и сопутствующего ему Елисея (ст. 8).

2:15 И увидели его сыны пророков... И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли. См. ком. к 3Цар 20:35. Этот эпизод знаменует собой начало служения Елисея как избранного Господом преемника Илии.

2:19 жители того города. Очевидно, речь идет о Иерихоне (ст. 18). От имени всех его жителей к Елисею обратились старейшины города.

2:20 новую чашу. Т.е. сосуд, которым еще не пользовались в быту и, следовательно, чистый.

положите туда соли. Соль являлась средством, предотвращающим гниение, а также символизировала верность Господа Своим обетованиям (Лев 2:13; Чис 18:19; 2Пар 13:5; Иез 43:24). Кроме того, соль символизировала премудрость, скрытую в притче или ином иносказании (Мк 9:49−50), т.е. утаенную от «глупцов», и открытую тем, кто «имеет уши, чтобы слышать» (Мф 5:13).

2:23 Вефиль. См. ком. к 3Цар 12:29.

он шел дорогою. То же древнееврейское выражение употреблено в рассказе о вознесении Илии (ст. 11). Это обстоятельство дает основание полагать, что насмешки этих людей касались пророческого служения Елисея.

малые дети. Скорее всего, вполне взрослые люди, которые разумом и поведением уподоблялись неразумным детям.

плешивый. В отличие от Илии, Елисей был лыс. По древнеизраильским представлениям, красивым считался человек, имеющий густые и длинные волосы (2Цар 14:25−26). Таким образом, «малые дети», оправдывая такое определение, оценивали Елисея исключительно по его внешности.

2:24 проклял их. Елисей проклял тех, кто сам навлек на себя проклятие своей инфантильностью и нежеланием «взрослеть»: народ-младенец уже однажды избрал себе царя, руководствуясь его внешними данными, теперь же он изгонял пророка опять-таки, судя о нем по внешности и игнорируя его избрание Господом.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: жив Господь, и жив ты сам — клятвенная формула; то же в ст. 4, 6.
3  [2] — Или: бывшие подле пророков; букв.: сыны пророческие, то же в ст. 5, 7, 15.
8  [3] — Или (ближе к букв.): разделилась на обе стороны; то же в ст. 14.
9  [4] — Или: двойная доля — таково было наследство первенца, преемника отца, здесь: преемника пророка.
17  [5] — Или: смутился.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.