Захария 4 глава

Книга пророка Захарии
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Потом ангел, который говорил со мной, вернулся и разбудил меня, как будят спящего.
2 Он спросил меня:
— Что ты видишь?
Я ответил:
— Вижу золотой светильник с чашечкой для масла наверху и семь лампад на нём с семью трубочками для фитилей на каждой лампаде.
3 Ещё вижу две оливы возле него, одна справа от чашечки, другая слева.
4 Я спросил ангела, который говорил со мной:
— Что это значит, мой господин?
5 Он ответил:
— Разве ты не знаешь, что это значит?
Я сказал:
— Нет, мой господин.
6 Тогда он сказал мне:
— Таково слово Господа к Зоровавелю[15] [16]: «Не силой, не мощью, но Духом Моим, — говорит Господь Сил. —
7 Что ты такое, о великая гора?[17] Перед Зоровавелем ты сделаешься равниной, и водрузит он краеугольный камень храма под крики: „Благодать! Благодать[18] на нём!“»
8 И было ко мне слово Господне:
9 «Руками Зоровавеля заложено основание этого дома[19]; его же руки и завершат его. Тогда ты узнаешь, что Господь Сил послал Меня к вам.
10 Кто презирает день малых начал? Каждый, когда увидит строительный отвес в руках Зоровавеля, возрадуется[20]. (Эти семь ламп представляют глаза Господни, что оглядывают всю землю.)»
11 Тогда я спросил Ангела:
— Что значат две оливы справа и слева от светильника?
12 И вновь спросил Его:
— Что значат две оливковые ветви, которые источают золотое масло через две золотые трубочки?
13 Он ответил:
— Разве ты не знаешь, что они значат?
Я сказал:
— Нет, мой господин.
14 Тогда Он сказал:
— Это два помазанника[21], которые служат Владыке всей земли.

Новой Женевской Библии

4:1−14 В пятом видении предстает золотой светильник и два масличных дерева. Главный вопрос, ответ на который содержат эти видения, состоит в том, можно ли работу по восстановлению храма завершить собственными силами людей. Ответ гласит, что Иисус и Зоровавель — смертные люди с ограниченными возможностями. Силы, необходимые для выполнения данной задачи, исходят от Самого Бога.

4:2 светильник весь из золота. Этот светильник, вероятно, должен был напоминать народу о светильнике в скинии или храме (Исх 25:31), хотя по форме они отличались. Светильник может также символизировать восстановление еврейского народа в роли «света народов» (Ис 42:6; Ис 49:6).

семь лампад... по семи трубочек. Вероятно, следует понимать, что имелось семь лампад на ободке чаши и от каждой лампады вела трубочка к масличным ветвям (ст. 12).

4:3 две маслины. См. ком. к 4:14.

4:4 что это? Внимание Захарии привлечено к масличным деревьям, а не к светильнику. См. 4:14 и ком.

4:6 Этот стих служит ключом к пониманию всего видения.

Зоровавелю. Хотя в этом видении Иисус также присутствует в образе одного из масличных деревьев, главное внимание привлечено к Зоровавелю (см. ст. 6−7, 9−10.

не воинством. Не военной силой. Народу Божиему неоднократно внушалось, что он не должен полагаться на военную силу и внешних союзников для исполнения того, к чему он призван (Ис 31:1−3; Пс 19:7−9).

не силою. Нет такого источника силы ни на небе, ни на земле, чтобы исполнить стоящую перед Зоровавелем задачу без помощи Божией.

Духом Моим. Дух Божий дает рабам Его способность преодолевать препятствия, стоящие перед ними. Пророки часто изображают Дух Божий сподобляющим рабов Его выполнить дело Божие. См. Ис 11:2; Ис 42:1; Ис 61:1.

4:7 краеугольный камень. Последний и самый важный камень, который, как предполагается, будет торжественно уложен в восстановленный храм.

благодать на нем! Букв.: «благодать ему», или «милость ему». Еврейское слово может означать восхищение красотой храма и милостью Божией, благодаря которой восстановление храма завершено (ст. 9).

4:10 день сей маловажным. Из-за медленного хода работ по восстановлению храма легко можно было впасть в уныние. Мы видим разочарование иудейского народа при закладке основания второго храма (Езд 3:10−12), а также при восстановлении храма в дни пророка Аггея (520 г. до Р.Х.; Агг 2:3). Но не следует судить о делах Божиих человеческими мерками.

очи Господа. См. ком. к 3:9.

4:14 это... помазанные елеем. «Помазанные» (букв.: «сыновья свежего масла») относится здесь к Зоровавелю и Иисусу. Как избранные Богом вожди народа, они получат от Святого Духа необходимую силу, чтобы завершить храм. Вместе они являются прообразом Мессии, который соединит в одном лице функции священника и царя (6:12 и ком.). Поучение, содержащееся в этом видении, состоит в том, что Бог есть источник силы, необходимой для свершения Его дела, и что Он дарует Дух Свой избранным Своим для того дела, к которому Он их призвал.

Господу всей земли. «Господь» здесь означает «хозяин». Это напоминание о том, что Бог, Которому мы служим, есть всемогущий Господь всех дел человеческих (Ис 40:15, 23−24).

Примечания:

 
Новый русский перевод
6 [15]Зоровавель происходил из рода Давида и был внуком царя Иехонии. Он стал правителем общества после его возвращения из Вавилонского плена, и под его руководством было положено начало возведению храма (Езд 3:1-13).
6 [16]Зоровавель происходил из рода Давида и был внуком царя Иехонии. См. Езд 3:1-13.
7 [17] — Или: « Кто ты, о великая гора?»
7 [18] — Или: « Прекрасно! Прекрасно!»
9 [19] — См. Езд 3:1-13.
10 [20] — Из-за медленного хода работ по восстановлению храма легко можно было впасть в уныние. Бог ободряет Зоровавеля, говоря, что, когда он возьмет в свои руки строительный отвес, народ возрадуется.
14 [21]Два помазанника. Возможно, речь идет об Иисусе, первосвященнике (см. гл. 3), и Зоровавеле, правителе и потомке царя Давида.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.