— Почему ты так обошелся с нами? Почему ты не позвал нас, когда шёл сражаться с мадианитянами? — они сильно бранили его.
— Что такого я совершил по сравнению с вами? Разве виноград, который добирал Ефрем, не лучше, чем весь урожай моего клана, клана Авиезера?
— Дайте моим воинам хлеба; они утомлены, а я всё ещё преследую мадианских царей Зеваха и Салмана.
— Разве Зевах и Салман уже в твоих руках, чтобы нам давать хлеба твоим воинам?
— За это, когда Господь отдаст в мои руки Зеваха и Салмана, я растерзаю вашу плоть пустынным терновником и шиповником.
— Когда я вернусь с победой, я разрушу эту башню.
— Вот Зевах и Салман, из-за которых вы издевались надо мной, говоря: «Разве Зевах и Салман уже в твоих руках, чтобы нам давать хлеба твоим утомленным воинам?»
— Каковы были те, кого вы убили на Фаворе?
— Они были, как ты, — ответили они, — каждый из них выглядел как царский сын.
— Это были мои братья, сыновья моей матери. Верно, как и то, что Господь жив, если бы вы пощадили их, я сохранил бы вам жизнь.
— Подойди и убей их!
Но Иефер не вытащил меча, потому что он был ещё мальчик и боялся.
— Подойди и убей нас сам. Каков человек, такова и его сила.
Гедеон подошел и убил Зеваха и Салмана, и забрал медальоны-полумесяцы[46], которые были на шеях их верблюдов.
— Правь нами — ты, и твой сын, и твой внук, — ведь ты спас нас от руки мадианитян.
— Я не буду править вами, и мой сын не будет править вами. Править вами будет Господь.
— Я прошу у вас одного: пусть каждый из вас даст мне по серьге из своей доли добычи. — (У врагов были золотые серьги, потому что они были измаильтянами.)
— Охотно.
Расстелив одежду, каждый бросил в неё по серьге из своей добычи.
8:1−3 Этот конфликт между ефремлянами и Гедеоном подобен конфликту, который произошел между ними и Иеффаем (см. 12:1−6).
8:4−21 Гедеон не ладил с жителями Сокхофа (Суккофа) и Пенуэла и в конечном счете наказал и тех, и других за то, что они не помогли ему в борьбе с мадианитянами.
8:22 владей нами. Гедеон настолько преуспел в роли судьи, что народ предложил ему стать царем. Гедеон отказался, заявив, что Израилем правит Сам Господь (ст. 23). Саул, оказавшись в аналогичной ситуации (6:15; 1Цар 9:21), на такое же предложение ответил иначе (1Цар 9:22 — 11:15).
8:23 На первый взгляд этот стих, подобно 1Цар 8:7−9, говорит о том, что Израилю не следовало устанавливать монархию. Проблема, однако, не в самой монархии, но в том, какого царя искали израильтяне.
8:24 дайте мне... по серьге. Хотя Гедеон отверг предложенную ему царскую власть, действовал он подобно царю (ст. 25−26, 30).
8:27 ефод. Истинным назначением ефода было приближение первосвященника к Господу(1Цар 23:9−11; 1Цар 30:7−8).
блудно. Гедеон, самый достойный из судей, предшествовавших Самуилу, оказался неспособен руководить народом в духе верности завету (2:16 и ком.).
сетью Гедеону и всему дому его. См. ком. к 2:3. Гедеону всегда недоставало твердости духа при исполнении воли Господа. Как и его отец, он в конечном счете впал в язычество.
8:31 Авимелех. Примечательно, что сын Гедеона от наложницы, жившей в Сихеме, звался Авимелехом, что, вопреки заявлениям самого Гедеона (ст. 23−24), означало «мой отец-царь».
8:33 — 9:57 История Авимелеха показывает, каким несчастьем для страны может обернуться правление недостойного царя. Авимелех, угнетавший народ и нарушавший завет, являл собой полную противоположность спасителю Израиля. История его воцарения вплотную подводит к вопросу о том, каким же должен быть царь Израиля (9:2, 8−20, 28−29). В свете этого весьма примечательным является то, что в жизни Авимелеха и Саула были очень похожие эпизоды (9:23, 54 и ком.). Такое сходство служит отрицательной характеристикой Саулу и его правлению, т.к. дает понять, что он был царем, подобным Авимелеху. Смысл этой истории в том, что Иевосфей, сын Саула, является не лучшим царем, чем Авимелех, сын Гедеона.
8:33 Ваалверифа. Имя языческого бога буквально означает «Ваал, господь завета». Он противопоставляется, таким образом, Господу Богу — истинному Богу завета (см. 9:4 и ком.).
8:34 не вспомнили. Память о спасительных чудесах Божиих была первейшим условием верности завету (2:10 и ком.; 2:12).
8:35 не сделали милости. См. 9:5, 16−19.