От Иоанна 20 глава

Евангелие от Иоанна
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Рано утром в первый день недели[137], когда было ещё темно, Мария Магдалина пошла к гробнице и увидела, что камень, закрывавший вход в гробницу, убран.
2 Она побежала к Симону Петру и к ученику, которого Иисус любил, и сказала:
— Они забрали Господа из гробницы, и мы не знаем, куда они Его положили!
3 Петр и другой ученик сразу же пошли к гробнице.
4 Они оба бежали, но второй ученик обогнал Петра и пришёл к гробнице первым.
5 Он заглянул внутрь и увидел льняные полотна, но внутрь не зашел.
6 Затем и Симон Петр, который был позади него, подошел и вошел в гробницу. Он увидел лежащие льняные полотна
7 и погребальный платок, которым была обвязана голова Иисуса. Платок лежал сложенным отдельно от льняных полотен.
8 Тогда и другой ученик, прибежавший к гробнице первым, тоже вошел внутрь. Он увидел и поверил.
9 (Тогда они ещё не понимали, что, согласно Писанию Иисус должен был воскреснуть из мертвых[138].)
10 Ученики возвратились домой.
11 Мария же стояла у могилы и плакала. Плача, она заглянула в гробницу
12 и увидела двух ангелов в белом. Они сидели там, где раньше лежало тело Иисуса, один в изголовье и один в ногах.
13 Ангелы спросили Марию:
— Женщина, почему ты плачешь?
— Унесли моего Господа, — ответила Мария, — и я не знаю, куда Его положили.
14 Сказав это, она обернулась и увидела, что там стоит Иисус, хотя она не узнала Его.
15 — Женщина, — сказал Иисус, — почему ты плачешь? Кого ты ищешь?
Она подумала, что это садовник, и сказала:
— Господин, если это Ты унес Его, то скажи, куда Ты Его положил, и я пойду и возьму Его.
16 — Мария, — сказал ей Иисус.
Она повернулась к Нему и воскликнула на еврейском языке:
Раббуни (что значит «Учитель мой»)!
17 Иисус сказал:
— Не удерживай Меня, потому что Я ещё не поднимался к Отцу. Пойди лучше к Моим братьям и скажи им: Я поднимаюсь к Моему Отцу и к вашему Отцу, к Моему Богу и к вашему Богу.
18 Мария Магдалина пошла к ученикам и сказала:
— Я видела Господа! — И она пересказала им всё, что Он ей говорил.
19 Вечером в первый день недели, когда ученики собрались вместе и двери дома, где они находились, были заперты из боязни перед иудеями, пришёл Иисус. Он стал посреди них и сказал:
— Мир вам!
20 Сказав это, Он показал им Свои руки и бок. Увидев Господа, ученики обрадовались.
21 Иисус опять сказал им:
— Мир вам! Как Отец послал Меня, так и Я посылаю вас. —
22 С этими словами Он дунул на них и сказал: — Примите Святого Духа.
23 Кому вы простите грехи, тем они будут прощены, а на ком оставите грехи, на тех они останутся[139].
24 Одного из двенадцати, Фомы, которого ещё называли Дидимус, не было с другими учениками, когда приходил Иисус.
25 И когда другие ученики сказали:
— Мы видели Господа!
Фома ответил:
— Пока я не увижу следов от гвоздей на Его руках, не коснусь их пальцем и не потрогаю рану в Его боку, я не поверю.
26 Неделю спустя ученики опять собрались в доме, и на этот раз Фома был с ними. Двери были заперты, но Иисус пришёл, стал посреди них и сказал:
— Мир вам!
27 Затем Он сказал Фоме:
— Протяни палец, посмотри, вот Мои руки. Протяни руку и потрогай Мой бок; не сомневайся, но верь.
28 — Господь мой и Бог мой! — сказал Ему в ответ Фома.
29 Иисус ответил:
— Ты поверил, потому что увидел Меня. Блаженны те, кто поверил, не видя Меня.
30 Иисус совершил в присутствии Своих учеников и много других знамений, о которых в этой книге не написано.
31 А то, что здесь написано, написано для того, чтобы вы поверили[140], что Иисус есть Христос, Сын Бога, и, веруя, имели бы жизнь во имя Его.

Новой Женевской Библии

20:1−31 В этой главе после описания пустой гробницы (ст. 1−8) сообщается о явлениях Иисуса Марии Магдалине (ст. 9−18), ученикам (ст. 19−23) и Фоме (ст. 24−31). Рассказы четырех Евангелий о явлениях Иисуса после воскресения дополняют друг друга и согласуются с Деян 1:3−8 и 1Кор 15:5−8. Всего в Новом Завете говорится о двенадцати явлениях Иисуса: шесть из них имели место в Иерусалиме, четыре — в Галилее, одно — на Масличной горе и одно — на дороге в Дамаск.

20:1 когда было еще темно. Здесь не обязательно видеть противоречие с Мк 16:2 («при восходе солнца»). Иоанн мог иметь в виду время, когда Мария вышла из дома, а Марк — когда подошла к гробнице. Возможно также, что Мария оказалась у гробницы раньше, чем другие женщины, о которых пишет Марк.

20:2 к Симону Петру и к другому ученику. К Петру и Иоанну (см. ком. к 13:23).

не знаем. Подразумеваемое здесь местоимение «мы» указывает на то, что Мария Магдалина была вместе с другими женщинами, как об этом говорится и в синоптических Евангелиях. Это были те самые женщины, которые стояли у подножия креста.

где положили Его. Ни Мария, ни ученики не ожидали воскресения Иисуса, несмотря на все то, что Он говорил им ранее (ср. ст. 9).

20:5−8 Увидел лежащие пелены. Иоанну было достаточно одного беглого взгляда, чтобы убедиться в том, что внутренний порядок в гробнице не нарушен, а затем вместе с Петром они осмотрели гробницу более тщательно. Погребальные одежды были в полном порядке (ст. 7). Если бы кто-то вломился в гробницу и похитил тело, то льняные пелены там бы не остались, а плат, скорее всего, был бы отброшен в сторону, а не лежал «особо свитый на другом месте».

20:9 они еще не знали из Писания. Позднее, после объяснений Иисуса, ученики поняли, что Его воскресение было необходимым исполнением пророчеств (Лк 24:26−27, 44−47; Деян 2:25−32; Деян 13:35−37). Ясно, что они не ожидали воскресения и не пытались инсценировать его, чтобы с помощью обмана подкрепить свои предвзятые теории. См. статью «Воскресение Иисуса».

20:12 двух Ангелов, в белом. В этом месте данные четырех Евангелий несколько расходятся: в Мф 28:2 сообщается об одном ангеле, в Мк 16:5 — об одном юноше, а в Лк 24:4 — о двух мужах, которые тоже названы «ангелами» (24:23). Здесь не обязательно видеть противоречия, поскольку ангелы могли иметь человеческий облик, а один из них мог быть особо выделен, может быть, по той причине, что говорил лишь он один. Виденное Марией могло отличаться от того, что видели другие женщины, потому что она оставалась одна в гробнице, после того как Петр и Иоанн ушли.

20:14 увидела Иисуса стоящего. Из Евангелия от Матфея известно, что перед этим Иисус явился группе женщин, шедших в Иерусалим, чтобы уведомить учеников о том, что гробница пуста (Мф 28:8−10). Ученики не поверили женщинам (Лк 24:11, 22−23), и очевидно, что сама Мария едва могла в это поверить.

20:16 Раввуни! Услышав голос Иисуса, зовущий ее по имени, Мария поняла, Кто перед ней. Слово, с которым она обратилась к Иисусу («раввуни» в переводе означает «мой учитель»), обычно использовалось в молитве при обращении к Богу, но поскольку Иоанн дает нам перевод «Учитель», маловероятно, что Мария своим восклицанием намеревалась подчеркнуть Божественность Иисуса.

20:17 не прикасайся. Возможен перевод: «не держи» или «не удерживай». См. статью «Вознесение Иисуса».

Отцу Моему и Отцу вашему. Этими словами Иисус свидетельствует, что примирение людей (верующих) с Богом состоялось, результатом чего явилось их усыновление Отцом Небесным.

20:19 двери... были заперты. Иоанн не только специально останавливается на этой детали, тем самым придавая ей значение, но и объясняет, почему они были заперты. Появление Иисуса в комнате при запертых дверях согласуется со свидетельством двух других учеников, которые рассказали о том, что Иисус, находясь с ними в доме, вдруг стал невидимым (Лк 24:31).

20:20 Иисус тем самым засвидетельствовал, что это именно Он и что Он действительно умер, страдая на кресте, а теперь, воскресший, стоял перед ними.

20:21 См. статью «Миссия Церкви в мире».

20:22 примите Духа Святого. Это место не противоречит Деян 2:2−3. Иисус обещал ученикам, что пошлет им Утешителя, Духа истины, после Своего возвращения к Отцу (16:7). Именно это Он и исполнил. Сошествие Святого Духа на верующих носило глобальный характер, в то время как в данном случае круг вовлеченных лиц ограничен ближайшими учениками. В день Пятидесятницы на них также снизойдет Дух Святой — «ибо не мерою дает Бог Духа» (3:34), свидетельством чему является сошествие Духа Святого на Иисуса Христа после Его крещения в Иордане (1:33). Было бы нелепым полагать, что до Своего крещения Сын Божий был отстранен от Духа Святого.

20:23 См. статью «Церковная дисциплина и отлучение от церкви».

20:29 ты поверил, потому что увидел. Ср. 1:49−50. Стих 29 перекликается со ст. 50 из первой главы, но в данном случае Иисус произносит слова, которые относятся не столько к самому Фоме (ибо не один он не верил в воскресение Иисуса, но и ученики, не поверившие словам жен-мироносиц), сколько к верующим грядущих веков, которые будут лишены физического, зримого общения с Господом.

20:31 Сие же написано, дабы вы уверовали. В этом заявлении о цели, которую имел в виду автор, в сжатой форме резюмируется все богословие Евангелия. Через описание совершенных Иисусом чудес читатель должен прийти к вере в Иисуса не просто как в чудотворца, но как во Христа, Сына Божия, как в вечное и обладающее полнотой Божественной природы Слово Бога (Введение: Трудности истолкования). Веруя, мы обретаем жизнь в Том, Кто Сам является истинным Источником жизни (6:32−58).

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [137] — У иудеев неделя начиналась с воскресенья.
9 [138] — См. Пс 15:10; Ис 53:10-12; ср. Деян 2:24-32.
23 [139] — Основываясь на многих стихах Писания (напр., Пс 50:4; Лк 5:21), нужно понять, что всякий грех направлен против Бога, и только Он может его простить. И этот стих, по-видимому, следует понимать так, что верующие, водимые Святым Духом, могут объявлять покаявшемуся о прощении его грехов Богом (или непрощении, в случае его упорства).
31 [140] — Или: продолжали верить.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.