Псалтирь 89 псалом

Псалтирь
Новый русский перевод → Комментарии МакДональда

Новый русский перевод

1 Молитва Моисея, человека Божьего.
2 Владыка, Ты — наше прибежище из поколения в поколение.
3 Прежде чем родились горы и Ты образовал землю и вселенную, от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: «Вернитесь, сыны человеческие».
5 Тысяча лет в глазах Твоих, как день вчерашний, что минул, как стража в ночи.
6 Как наводнением уносишь людей; они проходят, как сон. Они — как трава, что утром взошла: утром она цветет и зеленеет, а вечером вянет и засыхает.
7 Мы исчезаем от Твоего гнева, мы в смятении от Твоей ярости.
8 Ты поставил наши беззакония перед Собой и наши тайные грехи — перед светом Своего лица.
9 Наши дни проходят в Твоем гневе; мы завершаем свои годы со стоном.
10 Наших дней — лет семьдесят, а для более сильных — восемьдесят, и большая часть их — беда и несчастье; они проходят быстро, и мы улетаем.
11 Кто познал силу Твоего гнева? Ярость Твоя столь же велика, сколь велик страх перед Тобой.
12 Научи нас вести счет нашим дням, чтобы мы обрели сердце мудрое.
13 Возвратись, Господи! Как долго это будет длиться? Сжалься над Своими рабами!
14 Насыщай нас по утрам милостью Своей, чтобы мы радовались и веселились все наши дни.
15 Возвесели нас за дни, когда Ты наказывал нас, и за годы, в которые мы испытывали бедствие[200].
16 Да откроется взору рабов Твоих дело Твое, и величие Твое — их детям.
17 И да пребудет на нас благоволение Владыки, нашего Бога. Укрепи дело наших рук для нас, укрепи дело наших рук.

Комментарии МакДональда

IV. КНИГА 4 (ПСАЛМЫ 89−105)

Псалом 89: Похоронный звон

Позвольте мне воспользоваться силой воображения, чтобы объяснить вам этот псалом. Действие происходит в Синайской пустыне. Прошли годы с тех пор, как лазутчики вернулись в Кадес-Варни со своим плохим отчетом. Народ так и продолжает бродить по пустыне, никуда не приходя. Это бесполезное движение.

Каждое утро в шатер Моисея приходит вестник со свежими новостями о погибших. Это новости о смертях, смертях, смертях и снова смертях. Самые распространенные новости — это некрологи, и пустыня кажется все увеличивающимся кладбищем. Каждый раз, когда народ снимается с лагеря, позади остаются свежие могилы.

В тот день Моисей, человек Божий, почувствовал, что силы его иссякли. Изнемогая от скорби по растущему числу погибших, он вернулся в свой шатер, пал ниц на землю и излил свою душу в молитве к Богу.

89:1−2 Сначала, посреди бренности и временности существования, он находит утешение в вечности Господа. Все остальное уходит и исчезает, но Бог неизменен, Он — дом и прибежище для Своего народа. От вечности до вечности, Он есть Бог, «бесконечный, вечный и неизменный в Своем бытии, мудрости, силе, святости, справедливости, благости и истине».

89:3−4 Безвременности Бога резко противопоставляется краткость человеческой жизни. Кажется, что Бог постоянно издает указ: «Возвратитесь в прах!» — и нескончаемая очередь людей постоянно движется к могиле. Для Того, Кто вечен, изначальная продолжительность человеческой жизни — около тысячи лет — не более, чем день вчерашний или стража в ночи.

89:5−6 Даже Моисею человеческая жизнь кажется недолговечной, как сон. Ты спишь, ты видишь сон, ты просыпаешься и не осознаешь, что время летит. Иначе говоря, жизнь как трава — свежая и зеленая утром, но увядшая и иссохшая вечером. Сперджен сказал, что она «посеяна, взросла, провеяна, обмолочена, и ее больше нет».

89:7−10 Смерть — следствие грехопадения, и Моисей понимает, что происходящее в пустыне случается по воле Божьей. Все воины, которым было больше двадцати лет в момент исхода из Египта, умрут и не увидят Ханаана. Звук погребального колокола — знак недовольства Бога Его народом, который встал на сторону неверующих лазутчиков и не пошел в Ханаан, как призывали Иисус Навин и Халев. Их беззакония и тайные грехи Ему известны, они постоянно печалят и раздражают Его. В результате израильтяне живут под тенью мрачной тучи Его гнева, на них обрушиваются бурные воды Его гнева. Некоторые живут отведенный им срок — семьдесят лет, а некоторые и восемьдесят. Но даже в таком случае их жизнь была тяжелой. Одна болезнь следовала за другой. Малейший труд был для них тяжек. А вскоре сердца их остановились, и они покинули этот мир.

89:11−12 Человек Бога страшится Божьего гнева и ярости. Кто, спрашивает он, может достаточно почитать Его, думая о безбрежности Его гнева? Мысль о нем побуждает нас ценить каждый день своей жизни и повиноваться Ему всегда, чтобы это принесло вечную пользу.

89:13−14 Моисей молится о том, чтобы Господь обратился к Своему народу с милостью. Неужели Его гнев будет пылать вечно? Неужели Он не умилосердится и не насытит их рано милостью Своей, чтобы они прожили оставшиеся дни спокойно и счастливо?

89:15−16 Далее Моисей молится о том, чтобы впереди Израиль ждали многие годы радости — и было их не меньше, чем лет бедствия, которые они видели. Они уже видели, как Его могущество проявилось в делах суда; теперь он просит, чтобы Господь показал другую сторону Своего характера и совершил дела благодати.

89:17 Наконец, ходатай просит Господа благосклонно взглянуть на Свой избранный народ на земле и сделать все его дела плодотворными: «в деле рук наших споспешествуй нам».

Традиционно Псалом 89 часто читают на христианских похоронах. И не случайно, потому что он напоминает нам о краткости жизни и о том, что не нужно тратить время зря. Но псалму этому недостает уверенности и спокойствия, которое обрели верующие в новозаветную эпоху. Христос принес нам «жизнь и бессмертие через Благую Весть». Мы знаем, что смерть для нас — приобретение; она позволит нам освободиться от тела и оказаться дома, с Господом. Поэтому мрачное настроение Псалма 89 вытесняется радостным и победным упованием верующего в Христа. Смерть утратила свое жало, могила потерпела поражение. Верующий может петь:

Смерть побеждена! Скажи это радостно, будь полон веры;
Где сейчас победа, которой хвалилась могила?
Иисус жив! Твои врата больше не будут безрадостными;
Иисус жив, Он могуч и силен, Он спасает нас.
Фанни Дж. Кросби

Примечания:

 
Новый русский перевод
15 [200] — Или: зло.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.