4:1 враги. Ср. 5:3-17. Это были враги Израиля в регионе, которые были против возрождения нации.
4:2 и Ему приносим жертвы. Ложные заявления относились к смешанному поклонению самарян. Этот народ возник в результате смешанных браков с иноземцами, пришедшими в Самарию после 722 г. до Р.Х. (ср. ст. 10). В Британском музее есть большой цилиндр, на котором начертана история ассирийского царя Асардана (ок. 681–669 гг. до Р.Х.). Асардан выселил большое количество евреев из Палестины. Впоследствии туда заселились вавилоняне, и в результате их браков с оставшимися еврейскими женщинами появилась смешанная раса самарян. Их служение Богу было основано предрассудках (ср. 4Цар 17:26-34).
4:3 мы одни. Идолопоклонство было главной причиной изгнания евреев в Вавилон, и они хотели избавиться от него. Хотя у них были другие духовные проблемы (Езд. 9–10), они отвергли любую форму смешанной религии, особенно такую форму совместной деятельности, которая имела своей целью саботаж (ср. ст. 4-5). повелел… царь Кир. Ср. Езд 1:2-4 (ок. 538 г. до Р.Х.). Это давало им право на отказ.
4:5 подкупали… разрушить. Это привело к шестнадцатилетней задержке (ок. 536–520 гг. до Р.Х.). В результате люди больше занялись личными делами, чем духовными (ср. Аг. 1:2-6). Дарий. Дарий правил Персией прибл. в 521–486 гг. до Р.Х.
4:6-23 Этот раздел описывает противостояние. Ездра поместил эту тему здесь в качестве логического продолжения темы сопротивления переселению и восстановлению Иудеи (см. Введение: Проблемы толкования). Впервые он упоминает противостояние со стороны врагов Израиля при царе Ахашвероше (царское звание), или Ксерксе (ок. 486–464 гг. до Р.Х.), который правил во времена Есфири (4:6). Затем Езд 4:7-23 говорит об оппозиции во дни Неемии при Артаксерксе I (ок. 464–423 гг. до Р.Х.). Это нашло отражение в подробном обвинительном письме против евреев (ст. 7-16). Как показывает царский ответ, в результате этого письма работа была остановлена (ст. 17-23). Скорее всего, именно об этом противостоянии говорится в Неем 1:3. Всё это проявления резкой вражды между израильтянами и самарянами, которая усилилась, когда самаряне построили свой храм на горе Гаризим (ср. Ин 4:9). Противостояние Зоровавеля описано в 4:24 — 5:2. Это случилось во время правления Дария I, который правил до Ахашвероша и Артаксеркса.
4:6 написали обвинение. Слово, переведённое как «обвинение», означает «жалоба». Слово «сатана», означающее «противник» или «оппонент», является родственным термином.
4:7-8 Письмо… письмо. В оригинале использованы два разных слова. Первое означает официальный документ, второе — обычное письмо. Контекст подтверждает необходимость использования различных слов, так как имеются в виду разные письма.
4:8 — 6:18 Так как в этом разделе, в основном, содержится переписка, он написан не на древнееврейском языке, а на арамейском — дипломатическом языке того времени (ср. 4Цар 18:26; Ис 36:11). На арамейском языке также был написан раздел 7:12-26.
4:10 Аснафар. Скорее всего, это вариант имени ассирийского царя Ашшурбанипала (ок. 669–633 гг. до Р.Х.). поселил в городах самарийских. Самарянский народ произошёл от смешанных браков этих переселенцев с бедняками, которые не были угнаны в рабство в Ниневию (см. пояснение к ст. 2 и 4Цар 17:24-41).
4:11 Артаксеркс. См. пояснение к ст. 6-23. за рекой. На запад от реки Евфрат.
4:12 иудеи. Это название появилось после рабства, потому что изгнанники, которые возвращались, в основном были из Иудеи. Большинство представителей десяти северных племён были рассеяны, и наибольшее количество возвращающихся были выходцами из двух южных племён.
4:13-14 Это обвинение очень лицемерно. Они сами не хотели платить налоги, но обвиняли в этом евреев.
4:15 памятная книга. Государственный документ под названием «меморандум», хранившийся в царских архивах. город этот… опустошён. Упоминание о разрушении Иерусалима вавилонским царём Навуходоносором (ок. 586 г. до Р.Х.).
4:19 от меня дано повеление. Это лучше перевести как «я издал указ». Другими словами, это было не просто приказание, обращённое к одному человеку, а официальное заявление для большой группы людей.
4:21 Итак, дайте приказание. Не маленькое приказание для одного или двух рабочих, а призыв к пятидесяти тысячам остановиться. Царь издал важный указ, который не терял свою силу до издания нового.
4:23 письмо. Ещё один официальный документ, отличающийся от обычного письма, который пришёл из государственных структур Артаксеркса к региональным руководителям для исполнения указа. Без официального письменного распоряжения указ не мог быть утверждён.
4:24 остановилась… остановка эта продолжалась. На протяжении 16 лет (с 536 по 520 г. до Р.Х.) работа не двигалась.
Комментарии учебной Библии МакАртура на книгу Ездры, 4 глава. Учебной Библии МакАртура.
© Издательство «Благая весть».
Текст предоставлен для бесплатного размещения на данном сайте.
Вы можете приобрести печатное издание учебной Библии на сайте legere.ru.