От Луки 17 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → Новый Библейский Комментарий

Перевод Еп. Кассиана

1 И Он сказал ученикам Своим: невозможно, чтобы не пришли соблазны, но горе тому, чрез кого они приходят.
2 Лучше было бы ему, если бы мельничный камень облегал его шею, и был он ввержен в море, чем чтобы соблазнил он одного из малых сих.
3 Наблюдайте же за собой. Если согрешит брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;
4 и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день возвратится к тебе и скажет: «каюсь», — прости ему.
5 И сказали апостолы Господу: прибавь нам веры.
6 И сказал Господь: если бы вы имели веру с зерно горчичное, — то сказали бы вы этой шелковице: «вырвись с корнем и пересадись в море», и она послушалась бы вас.
7 Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: «иди сейчас же, садись за стол»?
8 Напротив, не скажет ли он ему: «приготовь мне пообедать и, подпоясавшись, служи мне, пока я ем и пью, и потом ешь и пей ты сам»?
9 Будет ли он благодарить раба за то, что тот исполнил указанное?
10 Так и вы, когда исполните всё указанное вам, говорите: «мы рабы ни на что не годные; что должны были сделать, сделали».
11 И было: на пути в Иерусалим, шел Он вдоль границы Самарии и Галилеи.
12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились поодаль.
13 И заговорили они громким голосом: Иисус Наставник, помилуй нас.
14 И увидев, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И было: пока они шли, очистились.
15 Один же из них, увидев, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога.
16 И пал на лицо свое к Его ногам, благодаря Его; и то был Самарянин.
17 И сказал Иисус в ответ: не десять ли очистились? Где же девять?
18 Не нашлось никого, кто возвратился бы воздать славу Богу, кроме этого иноплеменника?
19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
20 И на вопрос фарисеев, когда придет Царство Божие, Он ответил им: не придет Царство Божие приметным образом,
21 и не скажут: «вот здесь», или: «там». Ибо, вот, Царство Божие внутри вас.
22 И сказал ученикам: придут дни, когда восхотите увидеть один только день Сына Человеческого и не увидите.
23 И скажут вам: «вот там», «вот здесь», — не ходите и не гоняйтесь.
24 Ибо как молния, блистая, светит от одного края неба до другого, так будет Сын Человеческий в день Свой.
25 Но прежде надлежит Ему много претерпеть и быть отвергнутым родом этим.
26 И как было в дни Ноя, так будет и в дни Сына Человеческого:
27 ели, пили, женились, выходили замуж — до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех.
28 Так же, как было в дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, сажали, строили;
29 а в тот день, как вышел Лот из Содома, пролились дождем огонь и сера с неба и погубили всех.
30 Так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.
31 В тот день, кто будет на крыше, а вещи его в доме, да не спускается взять их; также и тот, кто в поле, да не возвращается назад.
32 Помните о жене Лота.
33 Кто будет стараться душу свою сохранить, тот погубит ее, и кто погубит, тот оживит ее.
34 Говорю вам, в эту ночь будут двое на одной постели: один будет взят, а другой оставлен:
35 Две будут вместе молоть: одна будет взята, другая же оставлена.
36 Стих 36 прежних русских переводов: «двое в поле: один будет взят, а другой оставлен», почти совпадающий с Мф.24.40, отсутствует в древнейших рукописях Лк.
37 И говорят они Ему на это: где. Господи? Он же оказал им: где тело, там соберутся и орлы.

Новый Библейский Комментарий

17:1−19 Наставление Иисуса ученикам

17:1−4 О соблазнах (ср.: Мф 18:6, 7, 15, 21, 22; Мк 9:42). В собрании наставлений для учеников этот первый раздел посвящен «соблазнам», то есть всему, что склоняет людей к греху. Хотя они и неизбежны в нашем нынешнем мире, однако Иисус строго предупреждает Своих учеников о том, чтобы они сами ни в коем случае не стали причиной прегрешений других людей, то есть не соблазнили бы никого и не послужили бы дурным примером. Им лучше утонуть, нежели соблазнить кого-либо и подвергнуться судьбе, уготованной таким соблазнителям. Наоборот, ученикам следовало оказывать помощь любому члену их общины, впавшему в грех, одновременно обличая и прощая его, как бы часто в этом ни возникала нужда.

17:5−6 Сила веры (ср.: Мф 17:20; Мк 11:22, 23). Иисус объяснил, что желание стяжать веру необходимо для того, чтобы дать ученикам силы выполнять Его заповеди; даже совсем маленькое «количество» веры способно творить чудеса. Просьба: «Умножь в нас веру» может просто означать «Дай нам веру». Высказывание о смоковнице не подразумевает буквального истолкования.

17:7−10 Обязанности. Рабы, исполнившие свои обязанности, не имеют права ожидать какой-либо награды сверх оговоренной платы и в этом смысле остаются нестоющими, потому что им нечем похвастаться. Сам Иисус проявлял другое отношение, служа Своим ученикам (Ин 13:1−16; ср.: наставление в Лк 12:35−38; 22:27). Он учил людей, что отношения с Господом строятся в гораздо большей степени на основе милосердия и веры, а не закона и обязанностей. В этой притче Он преподает необходимый урок всем, кто, поддавшись искушению, кичится своей верой и своими добрыми делами ради Господа.

То, что Иисус использовал для иллюстрации Своей мысли отношения с рабами (то есть привел пример из повседневной жизни того времени), вовсе не означает, что Он одобрял рабство как институт, равно как Он не пропагандировал нечестные отношения в 16:8.

17:11−19 Благодарный самарянин. Когда несколько прокаженных искали исцеления у Иисуса, Он просто велел им пойти и показаться священникам (ср.: 5:14). Смысл здесь в том, что они должны были выказать свою веру в послушании, что и привело бы их к исцелению. Все проявили веру и исцелились, но только один из них задержался, чтобы вознести хвалу Господу и поблагодарить Иисуса за исцеление. Иисус отметил неблагодарность остальных (по-видимому, иудеев) и сказал, что вера самарянина спасла и душу его, и тело. В этой истории одновременно показывается чудесная сила истинной веры (ср.: ст. 6) и преподается урок о необходимости благодарности как части веры.

Примечания. Ст. 11 То, что случай, описанный Лукой, произошел на границе, объясняет смешанный национальный состав группы прокаженных. Однако само место точно не установлено. Возможно, здесь Галилея включает Перею, район к востоку от Иордана, где также правил Ирод.

17:20 — 18:8 Пришествие Сына Человеческого

17:20−37 Царство Божье и Сын Человеческий (ср.: Мф 24:23−28, 37−41). Иисус прежде уже говорил о пришествии Царства Божьего и Сыне Человеческом (9:26; 10:9, 11; 12:40). Вполне естественным был вопрос, когда же эти события произойдут? Возможно ли по каким-либо признакам определить приближение Судного дня, чтобы люди смогли подготовиться к нему или черпать надежду в мысли о том, что этот день уже недалек?

Иисус отвечал, что наступление Царства Божьего не будет сопровождаться какими-либо видимыми знаками. Люди не смогут заранее сказать: «Вот, здесь». Вторая часть Его высказывания нелегка для понимания. В NIV и в некоторых других переводах сказано, что Царствие Божие внутрь вас есть. Этот перевод сомнителен не только потому, что Царство Божье вовсе не находилось внутри фарисеев, на чей вопрос Иисус и ответил этим предложением, но, главное, потому что Иисус больше ни разу не говорил о Царстве Божьем как о внутреннем, духовном состоянии. «Среди вас» (N1V) — гораздо более правильный перевод, тогда фраза может означать «в пределах досягаемости». Хотя Иисус сказал «есть» (в настоящем времени), некоторые полагают, что на самом деле Он говорил о будущем. Это также маловероятно, поскольку Иисус все время говорил о Царстве Божьем, как о уже наступившем (11:20), равно как и о будущем. Царство Божье уже действовало среди слушателей Иисуса, для них оно уже было в пределах досягаемости.

Затем Иисус обращается к будущему и говорит о том, как Бог внезапно вмешается в человеческую историю —— снова без каких-либо предупреждающих признаков. Люди будут стремиться узнать время пришествия Сына Человеческого и увидеть наступление нового времени отчасти из-за тех несчастий, которые выпадают на их долю в этом мире. В такой ситуации они могут легко обманываться ложными знамениями. Когда Сын Человеческий действительно придет, Его славное пришествие станет достаточно очевидным для всех, чтобы понять, что происходит, поскольку это будет разительно отличаться от страданий и унижений, которые Он перенесет перед этим как необходимую ступень на пути к Своей славной победе. Это будет совершенной неожиданностью (причем грозной) для всего мира в целом, а, следовательно, людям следует приготовиться к этому. Подобно потопу, уничтожившему весь мир, и огню, неожиданно охватившему Содом, несмотря на свидетельства Ноя и Лота (2Пет 2:5−8), Сын Человеческий придет как Судья. И тогда будет слишком поздно пытаться спастись бегством, поэтому людям следует избегать привязанности к земным вещам, памятуя об ужасной судьбе жены Лота. Спасется только тот, кто перестал жить ради самого себя. Это разделение коснется даже членов одной семьи или работников одного трудового коллектива. Когда Иисуса спросили, где же это произойдет, Он не стал уступать желанию тех, кому требовалась точная карта или расписание; когда придет время, будет совершенно очевидно, где находится Сын Человеческий, подобно тому, как местонахождение трупа в пустыне очевидно для стаи хищных птиц, кружащихся над ним.

Примечания. Ст. 20 Предупреждение Иисуса о том, что не следует искать знамений, часто ассоциируют с 21:5−36. Однако подобная трактовка базируется на непонимании последнего отрывка (и параллельных к нему мест в Мф 24 и Мк 13). Иисус постоянно поучал людей, что не будет видимых признаков конца времен, и поэтому они должны постоянно быть бдительными.

Ст. 22 Придут дни — здесь, вероятно, речь идет о периоде, непосредственно предшествующем Его пришествию.

Ст. 36 В наиболее древних рукописях этот стих опущен; он был добавлен позднее переписчиками, которым был знаком текст Евангелия от Матфея 24:40.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.