Второзаконие 12 глава

Второзаконие, Пятикнижие Моисея
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Вот установления и законы, которым вы должны старательно следовать все дни, пока вы будете жить на земле, которую Господь, Бог ваших отцов, отдал вам во владение.
2 Полностью уничтожьте все места, где народы, которых вы выселяете, служат своим богам: на высоких горах, на холмах и под всяким тенистым деревом.
3 Разрушьте их жертвенники, расколите священные камни и сожгите в огне столбы Ашеры. Разбейте истуканы их богов и сотрите в тех местах всякую память о них.
4 Вы не должны служить Господу, вашему Богу, так, как они служат своим богам.
5 Вы должны искать Господа, вашего Бога, лишь на том месте, которое Он выберет среди всех ваших родов для Своего имени. Туда вы и должны приходить,
6 туда приносите всесожжения и жертвы, десятины и особые дары, посвященные по обету, добровольные приношения и первородное ваших стад и отар.
7 Там, в присутствии Господа, вашего Бога, вы и ваши семьи будете есть и радоваться всему, что сотворят ваши руки, потому что Господь, ваш Бог, благословил вас.
8 Вы не должны поступать так, как мы поступаем здесь сегодня, — каждый, как ему кажется верным, —
9 потому что вы ещё не достигли мест покоя и наследия, которое Господь, ваш Бог, дает вам.
10 Но вы перейдете Иордан и поселитесь в земле, которую Господь, ваш Бог, отдает вам в наследие, и Он даст вам покой от всех ваших врагов вокруг вас, чтобы вы жили в безопасности.
11 Тогда к месту, которое Господь, ваш Бог, выберет для Своего имени, вы должны приносить всё, что я повелеваю вам: всесожжения и жертвы, десятины и особые дары, всё лучшее из имущества, что вы посвятили Господу по обету.
12 Веселитесь там перед Господом, вашим Богом, вы, ваши сыновья и дочери, слуги и служанки, левиты из ваших городов, у которых нет ни собственного надела, ни наследия.
13 Берегись, не приноси всесожжения там, где тебе заблагорассудится.
14 Приноси их только в том месте, которое Господь выберет в одном из твоих родов, и там соблюдай всё, что я повелеваю тебе.
15 Впрочем, ты можешь закалывать скот в любом из городов и есть столько мяса, сколько тебе хочется, как если бы это были газель или олень, по благословению, которое Господь, твой Бог, дает тебе. И ритуально нечистые, и чистые могут есть его.
16 Но вы не должны есть кровь. Выливайте её на землю, как воду.
17 Ты не должен есть у себя в городах десятины от зерна, молодого вина и масла, первородное твоих стад и отар, добровольные приношения, особые дары или всё то, что вы посвятили по обету.
18 Всё это ты должен есть в присутствии Господа, твоего Бога, на том месте, которое выберет Господь, твой Бог, — ты, твои сыновья и дочери, слуги и служанки и левиты из твоих городов — и радоваться перед Господом, твоим Богом, всему, что сделали твои руки.
19 Смотри, не пренебрегай левитами, когда будешь жить в своей земле.
20 Когда Господь, твой Бог, расширит твои границы, как Он и обещал тебе, и ты захочешь мясного и скажешь: «Съем-ка я мяса», то тогда можешь есть столько, сколько захочешь.
21 Если место, которое Господь, твой Бог, выберет для Своего имени, будет слишком далеко от тебя, можешь закалывать скот из стад и отар, которые дал тебе Господь, и есть столько, сколько захочешь у себя в городах, как я повелел тебе.
22 Ешь их, как если бы это были газель или олень. И нечистый, и чистый человек может есть их.
23 Но берегись есть кровь, потому что кровь — это жизнь, и ты не должен есть жизнь вместе с мясом.
24 Ты не должен есть кровь; выливай её на землю, как воду.
25 Не ешь её, чтобы с тобой и с твоими детьми после тебя всё было благополучно, потому что так ты будешь поступать правильно в глазах Господа.
26 Но бери посвященные вещи и то, что ты обещал отдать по обету, и приходи на место, которое выберет Господь.
27 Приносите свои всесожжения — и мясо, и кровь — на жертвенник Господа, своего Бога. Кровь твоих жертв должна выливаться у жертвенника[42] Господа, твоего Бога, а мясо можешь съесть.
28 Смотри, следуй всем установлениям, которые я даю тебе, чтобы с тобой и с твоими детьми после тебя всегда всё было благополучно, потому что так ты будешь поступать правильно в глазах Господа, своего Бога.
29 Господь, твой Бог, искоренит перед тобой народы, которые ты собираешься завоевывать и выселять. Но когда ты прогонишь их и поселишься на их земле,
30 когда все они будут истреблены перед тобой, тогда берегись попасть в западню, не спрашивай об их богах и не говори: «Как эти народы служат своим богам? Я буду делать точно так же».
31 Ты не должен служить Господу, твоему Богу, так, как они служат своим богам, потому что они творят всевозможные мерзости, которые Господь ненавидит. Они даже сжигают своих сыновей и дочерей в огне как жертву своим богам.
32 Смотрите, не делайте то, что я запрещаю вам. Не прибавляй к этому ничего и ничего не убавляй.

Новой Женевской Библии

12:1 — 26:19 Моисей повторяет законы, регулирующие поклонение Израиля и его образ жизни.

12:1 во все дни, которые вы будете жить на той земле. Последнее утверждение, вероятно, относится к первой части стиха и означает: следуйте этим законам всегда, пока вы живете на этой земле, которую Господь, Бог отцов ваших, дал вам.

12:2 Истребите все места. Места поклонения, о которых говорит Моисей, должны быть разрушены. Излагается также требование истинного поклонения, не допускающего никакого компромисса с идолопоклонством.

12:5 к месту, какое изберет Господь, Бог ваш. Этот отрывок использовался в качестве аргумента теми, кто полагал, что книга Второзаконие была написана в VI в. до Р.Х. во времена царя-реформатора Иосии, считавшего, что единым центром религиозной жизни Израиля должен стать Иерусалим. Однако подобная точка зрения основана на неправильной трактовке этого стиха. В древнееврейском тексте здесь используется определенный артикль, значение которого может быть передано словом «тот», «тот самый». Другими словами, на поклонение необходимо приходить «к тому именно месту, которое изберет Господь». Артикль был использован для указания определенного места. Например, в Быт 8:6 говорится, что Ной открыл окно. Это не означает, что в ковчеге было только одно окно; артикль указывает на конкретное окно. Также и в Нав 2:15 Раав спустила израильтян через определенное окно, хотя наверняка в стене были и другие окна. В данном случае имеется в виду тот город, который изберет Господь, — это может быть любой город, избранный в любое время. И действительно, в Септуагинте, в ст. 5, 11, 14, 18 и 21 предполагается следующий перевод: «какой бы город ни избрал Господь». Какой это будет город, в то время было еще неясно. Первым местом для жертвенника должна была стать гора Гевал (27:5), после этого, возможно, были избраны другие места. Самаряне, которые позднее отделились от иудеев, слова из 11:29−30 и 27:2−6 поместили после Десяти Заповедей в книге Исход с целью доказать, что гора Гаризим должна быть единственным местом поклонения Богу. Но на горах Гаризим и Гевал было лишь первое место поклонения; последним же местом, которое избрал Бог, стал Иерусалим.

12:7 ешьте ... и веселитесь. Жертвы всесожжения сжигались целиком, другие жертвоприношения сжигались либо полностью, либо частично, а оставшиеся части употреблялись священниками; некоторые жертвы делились между священниками и пришедшими на поклонение израильтянами. Израиль поклонялся святому Богу, значит и само поклонение должно быть святым, благоговейным и радостным. Столь радостное посвящение человека Богу находит выражение в Псалмах.

12:12 нет...удела. Дары, приносимые пришедшими на поклонение израильтянами, частично предназначались священникам и левитам, как не имевшим своих собственных уделов (10:6−9).

12:15 заколать... во всех жилищах твоих. Подобное предписание дается и в ст. 20:21. Заклание животного для употребления его мяса в пищу разрешалось везде, однако приносить жертвы и есть десятину от хлеба — только в том месте, которое Господь изберет для поклонения. В «жилищах» разрешалось употреблять в пищу мясо животных, «на которых был какой-нибудь порок», но приносить его в жертву запрещалось (15:22). В Лев 17:3−12 также имеются подобные предписания.

12:21 Если далеко будет... то место. См. 14:24−26.

12:23 кровь есть душа. Этот же принцип провозглашается в Быт 9:4 и Лев 17:10−14. В израильском обществе, чья религия была основана на системе жертвоприношений, кровь понималась как жизнь жертвенного животного; когда выходит кровь, вместе с ней животное лишается и жизни. Когда жертвенник кропился кровью, невинная жизнь проливалась за виновного грешника. Жертвы Ветхого Завета говорят об искупительном замещении виновного невиновным. Однако это замещение оставалось неполным, поскольку животное, каким бы совершенным оно ни было, не является достаточной платой за жизнь человека (Мих 6:6−7). Решение этой проблемы в ВЗ наиболее ясно дано в Ис 53:10, где невиновный Слуга (Раб) умирает как жертва за грех. Воспитанный на ветхозаветных традициях, израильский народ знал, что имел в виду Иоанн Креститель, когда, указав на Иисуса, назвал Его Агнцем Божиим, «Который берет на Себя грех мира» (Ин 1:29).

12:31 они и сыновей своих и дочерей своих сожигают на огне. В древние времена обычай приносить в жертву детей был наиболее распространен в Карфагене — финикийской колонии на севере Африки. Во времена «великой нужды» Иеффай пообещал отдать Богу свою дочь. Оказавшись в крайне стесненных обстоятельствах, царь Моава принес в жертву своего сына (4Цар 3:27). Позднее некоторые израильтяне, оставившие Бога, проливали кровь своих детей, принося их в жертву идолам (Пс 105:34−39).

12:32 не прибавляй к тому. См. 4:2.

Примечания:

 
Новый русский перевод
27 [42] — Или: на жертвенник.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.