От Марка 16 глава

Евангелие от Марка
Подстрочник Винокурова → Комментарии Джона Райла

Подстрочник Винокурова

1
Καὶ И 2532 CONJ
διαγενομένου прошедшей 1230 V-2ADP-GSN
τοῦ  3588 T-GSN
σαββάτου субботы 4521 N-GSN
Μαρία Мария 3137 N-NSF
 1510 T-NSF
Μαγδαληνὴ Магдалина 3094 N-NSF
καὶ и 2532 CONJ
Μαρία Мария 3137 N-NSF
 1510 T-NSF
[τοῦ]  3588 T-GSM
Ἰακώβου [мать] Иакова 2385 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
Σαλώμη Саломи 4539 N-NSF
ἠγόρασαν купили 59 V-AAI-3P
ἀρώματα благовония 759 N-APN
ἵνα чтобы 2443 CONJ
ἐλθοῦσαι пришедшие 2064 V-2AAP-NPF
ἀλείψωσιν они помазали 218 V-AAS-3P
αὐτόν. Его. 846 P-ASM
2
καὶ И 2532 CONJ
λίαν очень 3029 ADV
πρωῒ рано утром 4404 ADV
τῇ  3588 T-DSF
μιᾷ [в день] один 1520 A-DSF
τῶν  3588 T-GPN
σαββάτων суббот 4521 N-GPN
ἔρχονται приходят 2064 V-PNI-3P
ἐπὶ к 1909 PREP
τὸ  3588 T-ASN
μνημεῖον гробнице 3419 N-ASN
ἀνατείλαντος взошедшего 393 V-AAP-GSM
τοῦ  3588 T-GSM
ἡλίου. солнца. 2246 N-GSM
3
καὶ И 2532 CONJ
ἔλεγον говорили 3004 V-IAI-3P
πρὸς к 4314 PREP
ἑαυτάς, себе самим, 1438 F-3APF
Τίς Кто 5100 I-NSM
ἀποκυλίσει отвалит 617 V-FAI-3S
ἡμῖν нам 2254 P-1DP
τὸν  3588 T-ASM
λίθον камень 3037 N-ASM
ἐκ от 1537 PREP
τῆς  3588 T-GSF
θύρας двери́ 2374 N-GSF
τοῦ  3588 T-GSN
μνημείου; гробницы? 3419 N-GSN
4
καὶ И 2532 CONJ
ἀναβλέψασαι взглянувшие 308 V-AAP-NPF
θεωροῦσιν видят 2334 V-PAI-3P
ὅτι что 3754 CONJ
ἀποκεκύλισται отвален 617 V-RPI-3S
 3588 T-NSM
λίθος, камень, 3037 N-NSM
ἦν был 3739 V-IAI-3S
γὰρ ведь 1063 CONJ
μέγας большой 3173 A-NSM
σφόδρα. очень. 4970 ADV
5
καὶ И 2532 CONJ
εἰσελθοῦσαι вошедшие 1525 V-2AAP-NPF
εἰς в 1519 PREP
τὸ  3588 T-ASN
μνημεῖον гробницу 3419 N-ASN
εἶδον увидели 1492 V-2AAI-3P
νεανίσκον юношу 3495 N-ASM
καθήμενον сидящего 2521 V-PNP-ASM
ἐν  1722 PREP
τοῖς  3588 T-DPN
δεξιοῖς справа 1188 A-DPN
περιβεβλημένον облачённого 4016 V-RPP-ASM
στολὴν [в] одеяние 4749 N-ASF
λευκήν, белое, 3022 A-ASF
καὶ и 2532 CONJ
ἐξεθαμβήθησαν. они были потрясены. 1568 V-API-3P
6
Он 3588 T-NSM
δὲ же 1161 CONJ
λέγει говорит 3004 V-PAI-3S
αὐταῖς, им, 846 P-DPF
Μὴ Не 3361 PRT-N
ἐκθαμβεῖσθε· ужасайтесь; 1568 V-PPM-2P
Ἰησοῦν Иисуса 2424 N-ASM
ζητεῖτε ищите 2212 V-PAI-2P
τὸν  3588 T-ASM
Ναζαρηνὸν Назарянина 3479 A-ASM
τὸν  3588 T-ASM
ἐσταυρωμένον· распятого; 4717 V-RPP-ASM
ἠγέρθη, Он воскрешён, 1453 V-API-3S
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔστιν есть 1510 V-PAI-3S
ὧδε· Он здесь; 5602 ADV
ἴδε вот 1492 V-2AAM-2S
 3588 T-NSM
τόπος место 5117 N-NSM
ὅπου где 3699 ADV
ἔθηκαν положили 5087 V-AAI-3P
αὐτόν. Его. 846 P-ASM
7
ἀλλὰ Но 235 CONJ
ὑπάγετε идите 5217 V-PAM-2P
εἴπατε скажите 2036 V-2AAM-2P
τοῖς  3588 T-DPM
μαθηταῖς ученикам 3101 N-DPM
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
καὶ и 2532 CONJ
τῷ  3588 T-DSM
Πέτρῳ Петру 4074 N-DSM
ὅτι что 3754 CONJ
Προάγει Идёт вперёд 4254 V-PAI-3S
ὑμᾶς вас 5209 P-2AP
εἰς в 1519 PREP
τὴν  3588 T-ASF
Γαλιλαίαν· Галилею; 1056 N-ASF
ἐκεῖ там 1563 ADV
αὐτὸν Его 846 P-ASM
ὄψεσθε, увидите, 3700 V-FDI-2P
καθὼς как 2531 ADV
εἶπεν Он сказал 2036 V-2AAI-3S
ὑμῖν. вам. 5213 P-2DP
8
καὶ И 2532 CONJ
ἐξελθοῦσαι вышедшие 1831 V-2AAP-NPF
ἔφυγον они убежали 5343 V-2AAI-3P
ἀπὸ от 575 PREP
τοῦ  3588 T-GSN
μνημείου, гробницы, 3419 N-GSN
εἶχεν имели 2192 V-IAI-3S
γὰρ ведь 1063 CONJ
αὐτὰς их 846 P-APF
τρόμος дрожь 5156 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
ἔκστασις· изумление; 1611 N-NSF
καὶ и 2532 CONJ
οὐδενὶ никому 3762 A-DSM-N
οὐδὲν ничто 3762 A-ASN-N
εἶπαν, сказали, 3004 V-2AAI-3P
ἐφοβοῦντο боялись 5399 V-INI-3P
γάρ. ведь. 1063 CONJ
9
⟦Ἀναστὰς Воскресший 450 V-2AAP-NSM
δὲ же 1161 CONJ
πρωῒ рано утром 4404 ADV
πρώτῃ [в] первый [день] 4413 A-DSF-S
σαββάτου субботы 4521 N-GSN
ἐφάνη Он был явлен 5316 V-2API-3S
πρῶτον сначала 4412 ADV-S
Μαρίᾳ Марии 3137 N-DSF
τῇ  3588 T-DSF
Μαγδαληνῇ, Магдалине, 3094 N-DSF
παρ᾽ от 3844 PREP
ἧς которой 3739 R-GSF
ἐκβεβλήκει изгнал 1544 V-LAI-3S
ἑπτὰ семь 2033 A-NUI
δαιμόνια. демонов. 1140 N-APN
10
ἐκείνη Та 1565 D-NSF
πορευθεῖσα пошедшая 4198 V-AOP-NSF
ἀπήγγειλεν сообщила 518 V-AAI-3S
τοῖς которым 3588 T-DPM
μετ᾽ с 3326 PREP
αὐτοῦ Ним 846 P-GSM
γενομένοις случившимся 1096 V-2ADP-DPM
πενθοῦσι скорбящим 3996 V-PAP-DPM
καὶ и 2532 CONJ
κλαίουσιν· плачущим; 2799 V-PAP-DPM
11
κἀκεῖνοι и те 2548 D-NPM-K
ἀκούσαντες услышавшие 191 V-AAP-NPM
ὅτι что 3754 CONJ
ζῇ живёт 2198 V-PAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
ἐθεάθη Он был увиден 2300 V-API-3S
ὑπ᾽  5259 PREP
αὐτῆς её 846 P-GSF
ἠπίστησαν. не поверили. 569 V-AAI-3P
12
Μετὰ После 3326 PREP
δὲ же 1161 CONJ
ταῦτα этого 5023 D-APN
δυσὶν двоим 1417 A-DPM
ἐξ из 1537 PREP
αὐτῶν них 846 P-GPM
περιπατοῦσιν ходящим 4043 V-PAP-DPM
ἐφανερώθη Он был явлен 5319 V-API-3S
ἐν в 1722 PREP
ἑτέρᾳ друго́м 2087 A-DSF
μορφῇ образе 3444 N-DSF
πορευομένοις идущим 4198 V-PNP-DPM
εἰς в 1519 PREP
ἀγρόν· поле; 68 N-ASM
13
κἀκεῖνοι и те 2548 D-NPM-K
ἀπελθόντες ушедшие 565 V-2AAP-NPM
ἀπήγγειλαν сообщили 518 V-AAI-3P
τοῖς  3588 T-DPM
λοιποῖς· остальным; 3062 A-DPM
οὐδὲ и [даже] не 3761 CONJ-N
ἐκείνοις тем 1565 D-DPM
ἐπίστευσαν. поверили. 4100 V-AAI-3P
14
Ὕστερον Позднее 5305 ADV
[δὲ] же 1161 CONJ
ἀνακειμένοις возлежащим 345 V-PNP-DPM
αὐτοῖς самим 846 P-DPM
τοῖς  3588 T-DPM
ἕνδεκα одиннадцати 1733 A-NUI
ἐφανερώθη, Он был явлен, 5319 V-API-3S
καὶ и 2532 CONJ
ὠνείδισεν разбранил 3679 V-AAI-3S
τὴν  3588 T-ASF
ἀπιστίαν неверие 570 N-ASF
αὐτῶν их 846 P-GPM
καὶ и 2532 CONJ
σκληροκαρδίαν жестокосердие 4641 N-ASF
ὅτι потому что 3754 CONJ
τοῖς  3588 T-DPM
θεασαμένοις увидевшим 2300 V-ADP-DPM
αὐτὸν Его 846 P-ASM
ἐγηγερμένον воскресшего 1453 V-RPP-ASM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἐπίστευσαν. поверили. 4100 V-AAI-3P
15
καὶ И 2532 CONJ
εἶπεν Он сказал 2036 V-2AAI-3S
αὐτοῖς, им, 846 P-DPM
Πορευθέντες Пошедшие 4198 V-AOP-NPM
εἰς в 1519 PREP
τὸν  3588 T-ASM
κόσμον мир 2889 N-ASM
ἅπαντα весь 537 A-ASM
κηρύξατε возвестите 2784 V-AAM-2P
τὸ  3588 T-ASN
εὐαγγέλιον Евангелие 2098 N-ASN
πάσῃ всему 3956 A-DSF
τῇ  3588 T-DSF
κτίσει. созданию. 2937 N-DSF
16
 3588 T-NSM
πιστεύσας Поверивший 4100 V-AAP-NSM
καὶ и 2532 CONJ
βαπτισθεὶς крещённый 907 V-APP-NSM
σωθήσεται, будет спасён, 4982 V-FPI-3S
 3588 T-NSM
δὲ же 1161 CONJ
ἀπιστήσας не поверивший 569 V-AAP-NSM
κατακριθήσεται. будет осуждён. 2632 V-FPI-3S
17
σημεῖα Знамения 4592 N-NPN
δὲ же 1161 CONJ
τοῖς  3588 T-DPM
πιστεύσασιν поверившим 4100 V-AAP-DPM
ταῦτα эти 5023 D-NPN
παρακολουθήσει· последуют; 3877 V-FAI-3S
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSN
ὀνόματί имени 3686 N-DSN
μου Моём 3450 P-1GS
δαιμόνια демонов 1140 N-APN
ἐκβαλοῦσιν, будут изгонять, 1544 V-FAI-3P
γλώσσαις [на] языках 1100 N-DPF
λαλήσουσιν произнесут 2980 V-FAI-3P
καιναῖς, новых, 2537 A-DPF
18
[καὶ и 2532 CONJ
ἐν в 1722 PREP
ταῖς  3588 T-DPF
χερσὶν] руках 5495 N-DPF
ὄφεις змей 3789 N-APM
ἀροῦσιν, возьмут, 142 V-FAI-3P
κἂν если 2579 COND-K
θανάσιμόν смертельное 2286 A-ASN
τι что-нибудь 5100 X-ASN
πίωσιν выпьют 4095 V-2AAS-3P
οὐ нет 3364 PRT-N
μὴ не 3364 PRT-N
αὐτοὺς им 846 P-APM
βλάψῃ, повредит, 984 V-AAS-3S
ἐπὶ на 1909 PREP
ἀρρώστους немощных 732 A-APM
χεῖρας ру́ки 5495 N-APF
ἐπιθήσουσιν возложат 2007 V-FAI-3P
καὶ и 2532 CONJ
καλῶς хорошо 2573 ADV
ἕξουσιν. будут иметь. 2192 V-FAI-3P
19
 3588 T-NSM
μὲν Ведь 3303 PRT
οὖν итак 3767 CONJ
κύριος Господь 2962 N-NSM
Ἰησοῦς Иисус 2424 N-NSM
μετὰ после 3326 PREP
τὸ  3588 T-ASN
λαλῆσαι произнести 2980 V-AAN
αὐτοῖς им 846 P-DPM
ἀνελήμφθη был взят наверх 353 V-API-3S
εἰς на 1519 PREP
τὸν  3588 T-ASM
οὐρανὸν небо 3772 N-ASM
καὶ и 2532 CONJ
ἐκάθισεν сел 2523 V-AAI-3S
ἐκ  1537 PREP
δεξιῶν справа 1188 A-GPM
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ. Бога. 2316 N-GSM
20
ἐκεῖνοι Те 1565 D-NPM
δὲ же 1161 CONJ
ἐξελθόντες вышедшие 1831 V-2AAP-NPM
ἐκήρυξαν возвестили 2784 V-AAI-3P
πανταχοῦ, повсюду, 3837 ADV
τοῦ  3588 T-GSM
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
συνεργοῦντος содействующего 4903 V-PAP-GSM
καὶ и 2532 CONJ
τὸν  3588 T-ASM
λόγον слово 3056 N-ASM
βεβαιοῦντος упрочивающего 950 V-PAP-GSM
διὰ через 1223 PREP
τῶν  3588 T-GPN
ἐπακολουθούντων последующие 1872 V-PAP-GPN
σημείων.⟧ знамения. 4592 N-GPN

Комментарии Джона Райла

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 16:1−8

1 По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.
2 И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца,
3 и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?
4 И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.
5 И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.
6 Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.
7 Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.
8 И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

Во-первых, в этом отрывке мы видим силу любви ко Христу. Действия Марии Магдалины и другой Марии, записанные здесь св. Марком, являются ярким тому подтверждением. Он говорит, что они «купили ароматы», чтобы помазать нашего Господа, и что «весьма рано, в первый день недели, они приходят ко гробу, при восходе солнца».

Очевидно, требовалась немалая смелость, чтобы сделать это. Пойти ко гробу, в сумерки, когда еще темно, было бы тяжело для любой женщины при любых обстоятельствах. Но пойти ко гробу того, кто был предан смерти, как последний злодей, и, встав очень рано, оказать честь тому, к кому их народ испытывал презрение, было действительно смелым поступком. Однако такие действия показывают разницу между сильной и слабой верой, между сильной и слабой любовью ко Христу. Эти святые женщины познали прощение и милость нашего Господа. Их сердца были исполнены благодарности к Нему за свет, надежду, утешение и мир, которые Он им подарил. Они готовы были любой ценой засвидетельствовать о своей любви к Спасителю. Как прекрасно говорится об этом в Песне Песней: «Ибо крепка, как смерть, любовь, большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее» (Песн. П 8:6, 7).

Почему же так мало этой сильной любви к Иисусу мы видим сегодня среди христиан? Почему так редко мы встречаем святых, которые, не боясь опасности, готовы были бы пойти сквозь огонь и воду за имя Христа? Есть лишь один ответ на этот вопрос. Это происходит по причине слабой веры и недостаточного чувства долга перед Христом, что так распространено среди христиан. Если человек легкомысленно относится к греху, то он не сможет по достоинству оценить и спасение от него. Если человек недостаточно хорошо знает о своем долге перед Богом, то он не будет думать, что многим обязан Тому, кто за него искупил этот долг. Тот, кому много прощено, много любит. «А кому мало прощается, тот мало любит» (Лк 7:47).

Во-вторых, отметим, что трудности, которых боится христианин, часто исчезают, как только он приближается к ним. Эти святые женщины по дороге ко гробу Господню переживали о том, кто отодвинет им тот большой камень у гроба. Они говорили между собой: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» Но им не стоило беспокоиться об этом. «И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик».

Как прекрасно этот простой рассказ может передать переживания многих христиан! Как часто они впадали в отчаяние и уныние в ожидании чего-то страшного, но в час нужды они обнаруживали, что объект их опасения удален от них, и «камень отвален». Большая часть переживаний святых вызвана страхом и ожиданием того, чего никогда не будет. Мы боимся, что на нашем пути к небесам может произойти все, что угодно. Наше воображение рисует нам всевозможные испытания и искушения. К нашим нынешним проблемам мы добавляем еще и заботы завтрашнего дня. Но очень часто мы под конец обнаруживаем, что наши страхи и сомнения были беспочвенны и то, чего мы больше всего страшились, так никогда и не произошло. Просите у Господа укрепить вашу веру. И будьте уверены, что на своем христианском пути вы никогда не будете оставлены один на один с вашими бедами. Смело идите вперед, и вы увидите, что лев у дороги связан цепью и что терновая преграда — всего лишь тень.

В-третьих, из этого текста видно, что друзьям Христа не следует бояться ангелов. Мы читаем, что когда Мария Магдалина и ее спутница увидели ангела, сидящего у гроба, то они ужаснулись. Но ангел немедленно успокоил их словами: «Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого?»

На первый взгляд, этот урок не так важен. Мы не встречаем ангелов в наши дни. Мы не ожидаем встретить их. Но этот урок может оказаться полезным в будущем. Приближается день, когда Господь Иисус снова придет, чтобы судить этот мир, и вокруг Него будет множество ангелов. В тот день ангелы соберут избранных Его от четырех ветров. Они отберут плевелы для того, чтобы сжечь их, а пшеницу Божью соберут в житницы. Те, кого возьмут ангелы, перенесутся в славу, честь и бессмертие. Те, кого они оставят, останутся на вечное поругание и посрамление.

Стремитесь жить так, чтобы после смерти ангелы перенесли вас на лоно Авраамово. Пусть ангелы знают, что в этом мире вы ищете Иисуса, любите Его и готовитесь наследовать спасение. Постарайтесь сотворить достойный плод покаяния, чтобы ангелы на небесах, видя вас, возрадовались радостью великой. И тогда при голосе архангела, будете вы бодрствовать или спать, вам не придется бояться. Вы воскреснете и увидите, что ангелы — ваши друзья и помощники, и в их прекрасном обществе вы проведете блаженную вечность.

И наконец, мы видим в этом отрывке великую благость Божию к Своим оступающимся рабам. Слова ангела хорошо подтверждают это. Он сказал, чтобы Мария Магдалина и другая Мария сообщили другим ученикам, что Иисус «предваряет их в Галилее; и там они Его увидят». Но это послание не относилось к одиннадцати апостолам в общем. После того, как они оставили своего Господина, одно это было бы уже большим проявлением милости по отношению к ним. Симон Петр, трижды отрекшийся от своего Господа, упоминается особо. Петру, который особым образом согрешил, уделяется особое внимание. Благодать не делает исключений. Все должны были получить прощение. Все должны были обрести благоволение, в том числе и Симон Петр.

Читая эти слова, мы можем сказать, что человек поступил бы иначе. Никакой другой вопрос веры мы не понимаем так ограниченно и узко, как вопрос об огромном желании Бога простить погибающих грешников. Мы часто представляем Его подобным себе. Мы забываем, что Он «любит миловать» (Мих 7:18).

Будьте готовы настежь открывать двери милости для грешников, когда вы будете учить их и говорить с ними о вере. Пусть эти слова сделают вас способными охотно прощать других. Если Христос так много простил нам, тем более мы должны быть всегда готовы простить своему ближнему.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 16:9−14

9 Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов.
10 Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим;
11 но они, услышав, что Он жив и она видела Его, — не поверили.
12 После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение.
13 И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили.
14 Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили.

Во-первых, в этом отрывке мы видим неоспоримые доказательства тому, что наш Господь Иисус Христос действительно воскрес из мертвых. В одном коротком отрывке св. Марк описывает не менее трех случаев, когда Христос являлся людям после воскресения. Сначала наш Господь явился одной свидетельнице — Марии Магдалине. Затем Он является двум свидетелям — ученикам, идущим по дороге. И наконец, одиннадцати свидетелям — собранным вместе апостолам. Будем также помнить, что кроме тех случаев, которые описал св. Марк, наш Господь являлся и в других случаях, что было записано другими евангелистами. Будем твердо уверены, что из всех жизненных фактов нашего Господа нет факта более основательного, чем Его воскресение из мертвых.

В этом — великая милость. Воскресение Христа является краеугольным камнем христианства. Оно было печатью того великого дела, которое Он пришел исполнить на землю. Это было важнейшим доказательством того, что Его выкуп за грешников был принят, искупление совершено и что Он поразил в голову имеющего власть смерти и одержал победу. На воскресение Христа часто ссылались апостолы. «Он предан был за грехи наши и воскрес для оправдания нашего», — говорит апостол Павел. «Возродивший нас к упованию живому, — говорит Петр, — воскресением Иисуса Христа из мертвых» (1Пет 1:3).

Мы должны благодарить Бога за то, что факт воскресения так ясно изложен. Иудеи, язычники, священники, римские воины, женщины, пришедшие ко гробу, сомневающиеся ученики — их объединенному свидетельству трудно возразить. Христос не только умер за нас, но и воскрес. Для того, чтобы отвергнуть это, нужно больше веры, чем чтобы поверить в это. Для опровержения этого факта необходимо поверить неправдоподобным вымыслам. Для того, чтобы убедиться в этом, необходимо обратиться к простым и неопровержимым фактам.

Во-вторых, отметим особую благость нашего Господа Иисуса Христа по отношению к Марии Магдалине. Мы читаем, что «воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов». Из всех детей Адама именно ей Он оказывает честь первой увидеть воскресшего Спасителя. Мария, мать нашего Господа, была все еще жива. Иоанн, возлюбленный ученик, еще был на земле. Однако в этом случае Он является не им, а Марии Магдалине. Женщина, бывшая некогда первой грешницей, одержимая когда-то семью бесами, стала первой, кому явился Иисус после Своего славного воскресения из мертвых. Из этого необычного факта можно многому научиться *.

(*Ничто в Новом Завете не подтверждает того мнения, что Мария Магдалина якобы нарушала седьмую заповедь больше, чем другие заповеди. Нет библейского основания, для того чтобы называть больницы и приюты для падших женщин «госпиталями Магдалины». Эта распространенная идея основана не на чем ином, как на традиции.

В то же самое время справедливо будет отметить, что существует большая вероятность того, что грехи Марии Магдалины были крайне велики. Вероятно, была какая-то серьезная причина, приведшая ее к одержимости семью бесами, хотя она и сокрыта от нас.)

Нет причин сомневаться в том, что, пожелав явиться Марии Магдалине первой, наш Господь хотел показать нам, как важна для Него любовь и верность. Она была последней у креста и первой у могилы, она последней назвала Его своим Господином, когда Он был жив, и первой почтила Его, когда Он был мертв. Этой ученице с таким горячим сердцем было первой позволено увидеть победившего смерть Христа. Это должно было стать вечным напоминанием церкви, что Он почтит тех, кто чтит Его; и тем, кто много трудится для Него на земле, Он также много сделает не только в вечности, но даже здесь. Не будем забывать этого. Будем всегда помнить, что оставляющие все ради Христа получат во сто крат более даже в нынешнее время.

Вторая причина, по которой наш Господь является «сперва Марии Магдалине», состоит в том, что Он хочет явить Свое утешение тем верующим, которые некогда тяжело согрешили. Это показывает нам, что как бы низко мы ни пали, если мы раскаемся и поверим, мы обретем полный мир с Богом. Некогда далекие, мы стали близкими. Некогда враги, мы стали возлюбленными детьми. Старое прошло, теперь все новое (1Кор 5:17). Кровь Христа делает нас абсолютно чистыми в Божьих глазах. В прошлом мы могли творить многочисленные беззакония, как в свое время Августин и Джон Ньютон. Но когда обратились ко Христу, мы больше не должны сомневаться, что все наши грехи прощены. Мы можем смело приблизиться к Нему. Все наши грехи и беззакония не вспомнятся более.

И наконец, мы видим из этого отрывка, что вера даже лучших из христиан может порой быть очень слабой. Трижды в этом отрывке св. Марк описывает неверие одиннадцати апостолов. Сначала, когда Мария Магдалина сказала им, что наш Господь воскрес, «они не поверили». Потом, когда наш Господь явился двоим из них на дороге, мы читаем, что остальные «и им не поверили». И наконец, когда Сам Господь явился им на вечере, мы читаем, что Он «упрекал их за неверие и жестокосердие». Вряд ли можно лучше проиллюстрировать нежелание человека верить тому, что противоречит его привычным представлениям. Это лучшее доказательство тому, как быстро способен человек забыть простое учение. Господь многократно говорил Своим одиннадцати ученикам о том, что Он воскреснет. Когда же это совершилось, все забылось, и их сердца наполнились неверием.

Но мы можем видеть, как даже сомнения этих добрых людей мудрый Бог обращает к Своей славе. Если эти люди, не верующие вначале, смогли убедиться в том, что это правда, какое сильное мы имеем доказательство тому, что Христос воскрес! Бог прославляет Себя тем, что обращает зло в добро. Даже сомнения одиннадцати апостолов служат укреплению веры в нас, живущих в это последнее время.

Видя маловерие апостолов, извлечем для себя ценный практический урок. Перестанем удивляться тому, что иногда в наши сердца вкрадываются сомнения. Не будем ожидать найти совершенную веру в других верующих. Мы все еще телесны, мы такие же люди, какими были апостолы. Нам не стоит удивляться, когда мы совершаем те же ошибки, что и они, или когда, подобно им, мы ослабеваем в вере. Будем мужественно сражаться с неверием. Будем бодрствовать, молиться, чтобы освободиться от его власти. Но не стоит думать, что у нас нет благодати, раз мы иногда испытываем сомнения или временами наша вера слабеет.

Задайте себе вопрос: воскресли ли вы со Христом и стали ли духовными причастниками Его воскресения? Ведь это самое важное. Познание христианских доктрин умом и способность красноречиво доказывать их не спасет души. Нужно представить себя Богу ожившим из мертвых (см. Рим 6:13). Необходимо воскреснуть из смерти греха и жить обновленной жизнью. Это и только это является спасительной верой.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 16:15−18

15 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
17 Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками;
18 будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.

Во-первых, мы должны заметить в этих стихах прощальное поручение, которое наш Господь дал Своим апостолам. Он обращается к ним в последний раз. Он поручает им дело, которое они должны исполнять до Его возвращения. Его слова наполнены глубоким и важным смыслом: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари».

Господь Иисус хочет, чтобы мы знали, что весь мир нуждается в Евангелии. Во всех частях земного шара люди одинаковы, они грешны, испорченны и отчуждены от Бога. Цивилизованные и нет, в Африке и в Китае, они одинаковы по своей природе, они лишены знания, святости, веры и любви. Всякий раз, когда вы видите дитя Адама, какого бы цвета кожи оно ни было, вы видите человека со злым сердцем, человека, нуждающегося в очищении кровью Христа, в обновлении Святым Духом и примирении с Богом.

Господь Иисус хочет, чтобы мы знали, что Евангелие спасения предлагается даром всему человечеству. Всякой твари должна быть проповедана добрая весть о том, что «Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного» и что «Христос пострадал за нечестивых». Мы не имеем права утаить Евангелие от кого-либо. Нам нельзя ограничивать призыв, обращая его только к избранным. Мы не исполняем полностью слова Христа и урезаем их значение, когда не говорим всем и каждому: «Бог исполнен любви к тебе, Христос желает спасти тебя» и «желающий пусть берет воду жизни даром» (Откр 22:17).

Эти слова Христа являются сильным аргументом в пользу миссионерской деятельности. Помните о них и не уставайте трудиться на благо душ всего человечества. Если у вас нет возможности ехать в Индию или Китай, то постарайтесь зажечь светильник во тьме прямо за своим порогом. Продолжайте свой труд, не обращая внимания на насмешки тех, кто не одобряет миссионерство. Такие люди достойны жалости. Они показывают свое невежество, не зная Писания и воли Христа. Они не понимают того, что говорят.

Во-вторых, в этом отрывке говорится об условиях, которые ставятся перед всеми слушателями Евангелия. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». Каждое слово в этом предложении имеет большое значение и заслуживает внимательного рассмотрения.

Эти слова утверждают важность крещения. Этот обряд должен обязательно сопровождать спасение, если есть возможность его исполнить. Не просто «кто будет веровать», а «кто будет веровать и креститься, спасен будет». Несомненно, тысячи крестятся, не получая от этого ни малейшей пользы. Тысячи людей омываются в священной воде, не будучи омытыми кровью Христа. Но это не означает, что к крещению можно относиться пренебрежительно и несерьезно. Сам Христос установил это таинство, и если его совершать с благоразумием, почтительностью и молитвой, то оно, несомненно, сопровождается особым благословением. Вода крещения сама по себе не передает благодать. Мы должны видеть намного дальше этого внешнего ритуала, видеть Того, кто заповедал его. Но это публичное исповедание Христа является священным актом, который был заповедан нам нашим Господом; и если его правильно использовать, можно твердо верить, что Он благословит его.

Здесь утверждается еще и абсолютная необходимость веры во Христа для спасения. Вера — это единственное, что нужно. «Кто не будет веровать», тот будет потерян навеки. Он может быть крещенным и являться членом церкви. Он может регулярно принимать участие в вечере Господней. Он даже может соглашаться с правильностью всех основных учений христианства. Но все это не принесет ему никакой пользы, если у него не будет спасающей веры во Христа. Есть ли у вас эта вера? Этот важный вопрос касается каждого. Если мы не почувствуем тяжести наших грехов и не побежим с ними ко Христу с верой, и не положимся на Него, то пожалеем в конце о том, что мы родились.

Мы также узнаем отсюда, что Божии суды непременно совершатся над теми, кто покинет этот мир не уверовав. «Кто не будет веровать, осужден будет». Как страшно звучат эти слова! Как страшно подумать, что они исходят из уст Того, Кто сказал: «Слова Мои не прейдут». Пусть никто не обманывает нас пустыми словами. Для тех, кто упорствует во зле и покидает этот мир без веры во Христа, приготовлен вечный ад. Чем больше милости предлагается нам в Евангелии, тем серьезнее вина тех, кто упорно отказывается верить. «О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет!» (Втор 32:29). Тот, Кто умер за нас на кресте, оставил нам недвусмысленное предупреждение о существовании ада и об осуждении неверующих. Остерегитесь же, чтобы Его предупреждение не стало для вас тщетным.

И наконец, в этом отрывке говорится об особой помощи, которую наш Господь милостиво обещает в Своих прощальных словах. Ему хорошо были известны непомерные трудности, связанные с тем делом, которое Он поручил им исполнить. Он знал о той ожесточенной битве, которую им придется вести с язычеством, миром и сатаной. Посему Он ободряет их обещанием того, что чудеса будут помогать продвижению их дела. «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы». Мы видим на страницах книги Деяний апостолов, как исполнилась большая часть этих обещаний.

Несомненно, век чудес давно миновал. Они не должны были продолжаться после того, как образовалась церковь. Ежедневной поливки и особого ухода требуют только недавно посаженные деревья. История Божьей работы со Своей церковью не дает нам оснований полагать, что чудеса будут продолжаться непрестанно. По сути, чудеса уже не являются чудесами, если происходят постоянно, без перерыва.

И хотя век физических чудес миновал, нас утешает то, что Церковь Христа всегда в час особой нужды будет обретать Его особую помощь. Великий небесный Глава никогда не оставит верных членов Своего тела. Он постоянно смотрит на них. Он мудро выберет время для Своего вмешательства и окажет им помощь тогда, когда она будет особенно нужна. «Если враг придет как река, дуновение Господа прогонит его» (Ис 59:19).

Наконец, не забывайте, что верная церковь Христа в этом мире сама по себе является чудом. Обращение и стойкость каждого ее члена является чудом не меньшим, чем воскресение Лазаря из мертвых. Обновление каждого святого так же чудесно, как изгнание беса или исцеление больного, или говорение на иных языках. Возблагодарим за это Бога и ободримся. Век духовных чудес еще не миновал. Блаженны те, кто испытали это на опыте и кто может сказать: «Я был мертв и ожил, был слеп, и вот — я вижу».

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА 16:19−20

19 И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.
20 А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь.

Этими словами завершается Евангелие св. Марка. Этот короткий отрывок является прекрасным завершением истории земного служения нашего Господа Иисуса Христа. Он говорит нам о месте, в которое отправился наш Господь. Он покинул этот мир и вознесся на небо. Он говорит нам о том, что пережили Его ученики после того, как Их Господин покинул их, и чего ожидать всем истинным верующим до того, как Он вернется.

Во-первых, в этом отрывке говорится о месте, в которое отправился наш Господь после того, как завершил Свое служение на земле, и где Он находится теперь. Мы читаем, что Он «вознесся на небо и воссел одесную Бога». Он вернулся в ту славу, которую имел у Отца, до того как пришел в этот мир. Как наш победивший Искупитель и Посредник, Он занял высшее положение на небесах, Он принял славу и власть, непостижимые для наших умов. Там Он не праздно восседает, а продолжает то же самое благословенное дело, за которое Он умер на кресте. Он жив, чтобы ходатайствовать за всех приходящих через Него к Богу и чтобы всегда спасать их (см. Евр 7:25).

В этом есть большое утешение для всех истинных христиан. Они живут в злом мире. Они зачастую озабочены и обеспокоены многими вещами и повергаются в уныние своими немощами и слабостью. Они живут в умирающем мире. Они чувствуют, что их тела постепенно ветшают и стареют. Они находятся на пороге скорого перехода в неведомый им мир. Что же может утешить их? Им необходимо укрепиться мыслью о том, что их Спаситель на небесах никогда не спит и всегда готов помочь. Пусть они помнят, что когда они спят, Иисус бодрствует, и хотя они могут ослабеть, Он никогда не утомляется. Хотя они слабы, Иисус — Всемогущий, хотя они умирают, Он живет вовеки. О, блаженная мысль! Наш Спаситель, хотя и невидим, является живой личностью. Мы отправляемся в место, куда прежде пошел наш лучший Друг, чтобы приготовить нам жилище (Ин 14:2). Наш Предтеча вошел туда первым и все приготовил. Не удивительно, что св. Павел восклицает: «Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим 8:34).

Мы также замечаем в этих стихах благословение, которое наш Господь Иисус Христос посылает всем, кто верно трудится для Него. Мы читаем, что ученики «пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями».

Нам известно из книги Деяний Апостолов и из истории церкви, что стоит за этими словами евангелиста. Мы знаем, что узы и скорби, гонения и препятствия были первыми плодами, которые пожали труженики Христа на Его ниве. Но мы также знаем, что, несмотря на все усилия сатаны, проповеданное ими слово истины не оказалось тщетным. Новые люди обращались ко Христу и отрекались от этого мира. Церкви святых образовывались в новых городах и странах. Маленькое семя христианства постепенно выросло в могучее дерево. Сам Христос работал вместе со своими слугами, и, не- взирая ни на какие препятствия, Его работа продолжалась. Доброе семя никогда не пропадало. Рано или поздно «знамения следовали».

Все это написано для ободрения тех, кто живет в последнее время. Ни один из тех, кто сегодня верно служит Христу, не останется без плода. Терпеливо трудитесь на своем месте. Проповедуйте, учите, говорите, пишите, увещевайте, свидетельствуйте и, делая это, будьте уверены, что ваш труд не напрасен. Вы можете умереть, так и не увидев результата своей работы. Но в последний день, несомненно, обнаружится, что Господь Иисус всегда работал вместе со Своими слугами и что «знамения последовали», хотя работники так и не увидели их. Будьте же «тверды, непоколебимы, всегда преуспевая в деле Господнем». Вы можете встречать трудности на пути, сеять семена со многими слезами, но если вы сеете драгоценное семя Христа, вы «возвратитесь с радостью, неся снопы свои» (1Кор 15:58; Пс 125:6).

Итак, пришло время закрыть страницы Евангелия св. Марка. Пусть то, что вы узнали, заставит вас исследовать и испытать себя. Не считайте, что достаточно увидеть Иисуса Христа и услышать о Нем. Спросите себя, обитает ли Христос в вашем сердце? Свидетельствует ли Дух Его духу вашему, что Христос в вас и вы Его? Можете ли вы на самом деле сказать, что живете верой в Сына Божия и что Христос — самая большая ценность для вашей души? Это важные вопросы. Они должны заставить вас серьезно задуматься. Не успокаивайтесь, пока не сможете утвердительно ответить на них. «Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (1Ин 5:12).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.