Иоиль 2 глава

Книга пророка Иоиля
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 «Трубите в рог на Сионе,1

бейте тревогу на святой горе Моей!
Да трепещут все жители земли:
грядет День ГОСПОДЕНЬ, он близок!

2

То день тьмы и мрака,
день туч и мглы!
Воинство великое и сильное в наступление идет,
как свет зари2 по горам движется;
подобного ему не было прежде
и уж не будет никогда в грядущих поколениях.3

3

Перед ним огонь, всё пожирающий,
позади него полыхает пламя.
Земля пред воинством сим — сад Эдемский,
а за спиной у него — уже пустыня.
И ничто от него не укроется.

4

У тех, кто в воинстве том, вид как у коней,
и несутся они, словно конница,4

5

по вершинам гор как бы с грохотом колесниц,
как бы с треском пламени, жнивье пожирающего;
это воинство могучее,
во всякое время к сражению готовое.

6

Пред ним трепещут народы,
лица бледнеют5 у всех.

7

Они, как воины храбрые, спешат в наступление,
словно воины, взбираются на стены,
каждый держится пути своего
и с него никуда не сворачивает;

8

не толкают они друг друга —
дорога своя у каждого;
сквозь любую оборону
невредимыми прорываются6
и строя своего не нарушают.

9

Устремляются они на город,
прыгают на стены,
поднимаются на дома, проходят чрез окна,
по ловкости никакому вору не уступая.

10

Земля дрожит пред ними,
сотрясаются небеса,
меркнут солнце и луна,
гаснет свет звезд.

11

И глас ГОСПОДА раздается во главе воинства Его,
а воинство это огромно,
и нет числа тем,
кто повеление Его исполняет!
О, как велик ГОСПОДЕНЬ День и — как страшен!
Кто устоит тогда?»

12

«Но и теперь еще не поздно, —
говорит ГОСПОДЬ, —
всем сердцем ко Мне обратитесь
с постом и плачем, о содеянном скорбя.

13

И не одежды, а сердца свои разрывайте!»
Вернитесь к ГОСПОДУ, Богу вашему!
Ибо Он благ и полон милосердия,
любовью неизменной преисполненный,
не скор Он на гнев
и от наказания бедствием готов отказаться.

14

Кто знает, может быть,
Он еще вернется, и сжалится,
и оставит вам7 благословение —
хлебные приношения и возлияния
ГОСПОДУ, Богу вашему.

15

Трубите в рог на Сионе,
объявите пост, к воздержанию во всем призовите
на тот день, когда все вместе сойдетесь!

16

Соберите народ и его освятите.8
Позаботьтесь о том, чтобы старцы пришли.
Всех детей с собой возьмите, даже грудных.
Пусть выйдет жених из своего чертога
и невеста — из свадебных покоев своих.

17

Меж входом в Храм и жертвенником
пусть плачут священники, слуги ГОСПОДНИ,
пусть просят они: «Пощади Свой народ, о ГОСПОДИ,
на поругание не отдай наследие Свое,
да не станет притчей оно во языцех,9
чтобы не говорили в народах:
„Где же Бог их?“»

18

ГОСПОДЬ не остался к земле Своей равнодушным,10
пожалел Свой народ.

19

Так ответил Он на просьбу их:
«Смотрите, посылаю Я вам и вино, и хлеб, и масло оливы —
будет всё это у вас в избытке;
и впредь не допущу,
чтоб стали вы посмешищем для народов.

20

Северян11 изгоню,
отошлю их от вас в землю бесплодную, дикую,
сгинут первые их ряды в море Мертвом,
а последние — в Средиземном.12
Смрад пойдет от них и зловоние тяжкое,
ибо много зла они сотворили».13

21

Нивы земледельцев,14
более не страшитесь вредителей,
веселитесь и радуйтесь:
великое избавление совершил ГОСПОДЬ!

22

Не бойтесь и вы, животные:
зазеленеют опять в степи пастбища,
опять будут плодоносить деревья;
вновь смоковница и виноград
принесут дары обильные.

23

И вы, о дети Сиона, ликуйте,
обретя свою радость в ГОСПОДЕ, вашем Боге!
Для торжества праведности
Он пошлет вам дождь ранний,15
ниспошлет на вас дожди
осенние и весенние —
всё, как и прежде.

24

Снова переполнятся ваши гумна зерном,
изольются через край в давильнях ваших
сок лозы и масло оливы.

25

«Я верну вам всё, что за годы
сгубило великое войско Мое,
которое Я на вас посылал:
саранча разновидностей всяких,
гусеницы и прочие насекомые.16

26

Вы будете есть досыта
и прославлять имя ГОСПОДА, Бога вашего,
Который так дивно поступил с вами.
Никогда впредь народ Мой не будет унижен!

27

И вы будете знать, что всегда Я с Израилем,
что Я — ГОСПОДЬ, ваш Бог, и другого нет у вас.

Никогда впредь народ Мой не будет унижен!

28

А потом изолью Я Дух Мой17 на всех,18
и станут пророчествовать ваши сыны и дочери,
вещие сны старцам будут дарованы
и видения — юношам вашим.

29

И даже на рабов и рабынь
в те дни изолью Я Дух Мой.

30 Знамения явлю на небе и на земле: кровь, огонь и клубы дыма.
31 Солнце померкнет,19 и луна станет как кровь пред наступлением Дня ГОСПОДНЯ — страшного и великого».
32 Но всякий, кто призовет имя ГОСПОДНЕ, спасен будет, ибо на горе Сион и в Иерусалиме спасение явлено будет, как Сам ГОСПОДЬ и говорил; и среди спасенных20 окажется каждый, кого ГОСПОДЬ призовет.

Новой Женевской Библии

2:1−17 Иоиль призывает всех жителей страны (ст. 1) приготовиться к скорому и неминуемому нашествию армии Божественного Воителя. Если у народа будет сокрушенное сердце, Господь может сжалиться над ним и «оставит... благословение» (ст. 14).

2:1 Трубите трубою. Музыкальный инструмент из бараньего рога. Его звук означал сигнал тревоги, в данном случае — наступление дня Господня.

трепещут. Все вострепещут, когда раздастся зов трубы (Ам 3:6; Соф 1:14−16).

на Сионе... на святой горе Моей. Т.е. в Иерусалиме.

2:2 день тьмы и мрака, день облачный и туманный. Наступление дня Господня (ср. Соф 1:15; Ам 5:18, 20) описывается в выражениях, схожих с теми, которые употреблялись при описании явлений Господа в прошлом (Втор 4:11; Втор 5:22−23; Пс 96:2).

распространяется по горам народ многочисленный и сильный. Воинство Господне, пришедшее покарать Израиль, уподобляется полчищам саранчи (ср. 1:6) и несметной армии завоевателей (ст. 4−11).

2:3 опустошенная степь. Противопоставление земли, подобной саду Едемскому, и опустошенной степи (Быт 13:10; Ис 51:3; Иез 28:13−19; Иез 31:8, 9, 16−18; Иез 36:35) создает картину тех разрушений, которые принесет с собой неминуемое нашествие.

2:5 Воинство завоевателей вновь сравнивается с нашествием саранчи (ср. Откр 9:1−11). Как и в описании пришествия Господа в Мих 1:3−4, употребляемый здесь язык символичен.

2:7−9 Воины эти прекрасно обучены, дисциплинированы, неуязвимы и безжалостны, им сопутствует успех и «город» становится их добычей (ср. Исх 10:6).

2:10 земля, ... небо; солнце и луна.., звезды. Пришествие Господа потрясет вселенную и превратит ее в хаос. Весь космос должен содрогнуться (ст. 31; Иер 4:23−26; Иез 32:7, 8; Наум 1:5; Авв 3:6, 10).

2:11 пред воинством Своим. Т.е. воинство Самого Господа, исполняющее Его повеления. День Господень велик (2:31; Соф 1:14) и страшен (Мал 4:5).

2:12 Но и ныне... обратитесь. Сам Господь указует путь, как можно избежать Суда: обращение к Нему всем сердцем и полное раскаяние.

в посте, плаче и рыдании. Внешние проявления покаяния (Иона 3:5−9; Езд 10:1−6; Есф 4:3).

2:13 Раздирайте сердца... а не одежды. См. статью «Законничество».

Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии. Призыв к раскаянию подкрепляется своего рода вероисповедальной формулой о том, каков Господь по Своей природе. Восходит это выражение к Исх 34:6−7 и неоднократно повторяется в ВЗ (напр., Чис 14:18; Пс 85:15; Пс 102:8; Пс 144:8; Неем 9:17; Иона 4:2).

2:14 Кто знает, не сжалится ли Он. Все сказанное о Боге в ст. 13 нисколько не ограничивает Его свободы и самовластия (ср. Исх 33:19; 2Цар 12:22; Плач 3:29; Иона 3:9; Соф 2:3).

2:15−16 Наставления о том, как должно совершаться обращение к Господу: назначить пост и устроить собрание (ст. 15), на которое должен явиться весь народ, включая старцев, отроков и грудных младенцев, и тех, кто после свадебного обряда вошел в брачные чертоги (ст. 16).

2:17 Пророк снова обращается к священникам, призывая их плачем и молитвами взывать к Господу о пощаде.

Между притвором и жертвенником. Здесь в храме находилось место, где священники возносили молитвы за народ (3Цар 8:22; Иез 8:16).

2:18 — 3:21 Господь, Бог Завета, дает обетование об обновлении и возрождении страны и народа Своего, поскольку описанные в 1:2 — 2:17 скорби и напасти привели людей к покаянию. Искупительное обновление народа Божия по прошествии некоторого времени увенчается окончательным сокрушением врагов Иудеи и превознесением Сиона.

2:18−27 Покаяние приведет к тому, что земля снова станет плодоносной.

2:18 Обетование о грядущем возрождении.

2:19 Господь ответит на молитвы народа Своего.

2:20 И пришедшего от севера удалю от вас. Вероятно, здесь говорится о нашествии иноземных завоевателей, исполняющих роль многочисленного и могучего воинства Господа. В отличие от саранчи, которая, как правило, появлялась с востока или с юга, нашествия иноплеменников часто происходили с севера. Ср. Иер 1:14−15; Иер 4:6; Иер 6:1, 22; Иез 38:6, 15; Иез 39:2.

2:21−24 Господь устами пророка обещает благосостояние и изобилие всему живому на земле.

2:25 См. ком. к 1:4.

2:26 Дарованные Господом изобилие и безопасность подвигнут народ Его к славословию (ср. Втор 8:10).

2:27 Все эти события, ставшие знамениями благоволения Божия, еще раз напомнят народу о том, что Господь пребывает с Израилем, что Он — Бог завета, и нет иных богов.

2:28−32 Иоиль пророчествует о необычайном излиянии Духа Божия, которое произойдет перед наступлением дня Господня.

2:28−29 Моисей когда-то молитвенно возжелал, чтобы Господь даровал всему народу Завета способность быть пророками (Чис 11:29); Иоиль же предсказывает, что это исполнится в славном будущем Израиля. Петр провозглашает, что исполнение этого пророческого прозрения совершилось в день Пятидесятницы при сошествии Духа Святого (Деян 2:16−21), давшего возможность уверовавшим нести свидетельство об Иисусе Христе (Деян 1:8).

2:28 И будет после того. Свои последующие предсказания пророк Иоиль относит к более позднему времени.

излию. Обещание нисшествия Духа Святого (Иез 39:29; Зах 12:10), Которого могут сподобиться все верующие (Чис 11:29).

будут пророчествовать... сниться сны... видеть видения. См. Чис 12:6; Иер 31:31−34; Иез 36:26−29.

2:30−31 Указание на космический характер событий, которые послужат предзнаменованием великого и страшного дня Господня. См. также Ис 13:10; Иез 32:7−8; Ам 8:9; Соф 1:14−17.

2:32 всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Ср. 3Цар 18:24; Пс 104:1; Ис 12:4; Иер 10:25; Зах 13:9.

будет спасение... и у остальных, которых призовет Господь. Имеются в виду те, кто откликнулся на зов Господа с верою.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Сион (евр. Цийон) — первоначально название крепости евусеев на южной части восточного холма Иерусалима, а потом название всего восточного холма; позднее так стали называть весь Иерусалим.
2  [2] — Друг. чтение: черная тень.
2  [3] — Это описание может относиться к саранче, к иноземному нашествию, а также к воинству Господа в великий День суда.
4  [4] — Или: колесницы.
6  [5] — Или: кровь к лицу прилила.
8  [6] — Или: прорываясь (в осажденные города) по водным каналам.
14  [7] — Букв.: позади Себя; или: после этого.
16  [8] — Или: призовите его совершить обряд очищения. Главной целью ритуала очищения было восстановление единения с Богом.
17  [9] — Друг. возм. пер.: и не будет управляемо чужим (народом).
18  [10] — Или: вступился за
20  [11] — Так, по-видимому, называется здесь саранча, которая временами вторгалась в Палестину с северо-востока.
20  [12] — Букв.: тех, кто впереди, — в море восточное, позади — в море западное.
20  [13] — Друг. чтение: великое Он совершил.
21  [14] — Букв.: земля.
23  [15] — Евр. слово морэ может означать дожди (ранние), а также учитель. Отсюда друг. возм. пер.: даст вам Учителя праведности.
25  [16] — См. примеч. к 1:4.
28  [17] — Букв.: от Духа Моего; то же в ст. 29.
28  [18] — Букв.: на всякую плоть.
31  [19] — Букв.: превратится в тьму.
32  [20] — Букв.: выживших / уцелевших; или: остатка.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.