Иоиль 3 глава

Книга пророка Иоиля
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 «И в те дни, в то самое время, когда Я возвращу благоденствие Иудее и Иерусалиму,1
2 соберу все народы прочие, в долину Иосафата2 приведу их и там к суду привлеку за то, что они сделали с народом Моим, наследием Моим — Израилем, рассеяв его по всему миру языческому. Поделили они между собой землю Мою
3 и о народе Моем жребий бросали; мальчиков в рабы отдавали, чтобы женщине продажной заплатить; продавали девочек за вино, чтобы тут же выпить.
4 Что вы замышляли против Меня, Тир и Сидон и все края филистимские? Вы отомстить Мне пытались за что-то? Если уж вы Мне мстите, то Я без всякого промедления против вас же обращу всё то, что вы совершили.
5 Золото и серебро Мое себе вы присвоили и сокровища драгоценные; унесли их в храмы3 свои;
6 детей Иудеи и детей Иерусалима, уводя подальше из мест родных, вы грекам в рабы продавали.
7 Знайте же, Я верну4 их оттуда, куда вы продали их; а все злодеяния ваши обращу против вас:
8 сыновей и дочерей ваших отдам Я в руки сынов Иудеи, а те продадут их далеко живущим от вас сабеянам»,5 — так сказал ГОСПОДЬ.
9

Провозгласите среди народов:
«Готовьтесь к битве по обряду, у вас заведенному!6
Воинов дух поднимайте!
Строем ведите бойцов своих в поход!

10

На мечи перекуйте лемеха7
и на копья — ножи садовые;
самый слабый из вас пусть говорит: „Я — герой!“8

11

Спешите9 же, народы все,
в долину сходитесь отовсюду!»
Туда, ГОСПОДИ, да снизойдут Твои могучие воины!

12

Ведь так было сказано:
«Пусть воспрянут народы!
Пусть сойдутся они в долине Иосафата!
Там Я стану судить их, живших повсюду.

13

Велико их нечестие,
а посему пустите в дело серпы:
жатва созрела!
Ступайте, виноград топчите:
давильни полны,
чаны все переполнились!»

14

Несметно скопление людей в Долине,
где решение об участи их исполнено будет.
Близок День ГОСПОДЕНЬ,
в той Долине решения они и встретят его!

15

Солнце и луна меркнут,
гаснет свет звезд.

16

В раскатах грома являет Себя ГОСПОДЬ с Сиона,
доносится из Иерусалима глас Его,
небеса и земля содрогаются.
Но ГОСПОДЬ — прибежище для народа Своего,
твердыня для сынов Израилевых.

17

«Вот когда вы окончательно убедитесь в том,
что Я — ГОСПОДЬ, Бог ваш, на Сионе обитающий,
на святой горе Моей;
а Иерусалим святыней станет тогда,
и впредь никакие чужеземцы в град сей
не вторгнутся.

18

Когда день тот придет,
вином молодым начнут горы сочиться,
с холмов потечет молоко;
в Иудее вновь водою наполнятся русла иссохшие,
а из Дома ГОСПОДНЕГО забьет источник воды
и напоит Долину акаций.10

19

Египет тогда превратится в пустыню,
голой степью станет Эдом —
за жестокие расправы над сынами Иудеи,
за невинную кровь, на земле их пролитую.

20

[20-21] Я отомщу за их кровь,
за кровь, еще не отомщенную.11
Иудея же будет всегда населенной
и Иерусалим — из поколения в поколение;
а ГОСПОДЬ на Сионе обитать будет!»

Новой Женевской Библии

3:1−21 В этой главе Иоиль пророчествует о дне Господнем, когда Бог совершит Свой последний суд над врагами Своего народа и превратит Сион в источник вечного благословения.

3:1 в те дни и в то... время. Раздел начинается обетованиями Господа Своему народу (ср. Иер 33:15; Иер 50:4, 20).

возвращу плен Иуды и Иерусалима. Иначе: «возвращу благополучие, счастье».

3:2 Восстановление будет связано с совершением суда над всеми врагами народа Божия за совершенные ими злодеяния.

в долину Иосафата. Речь идет о «долине суда» (см. 14). Названия эти символические и местоположение долины неизвестно.

рассеяли... разделили. После увода в плен населения страна была поделена между завоевателями. С равным основанием могут подразумеваться депортации 722, 701, 598, 586 гг. до Р.Х. или даже какие-то мелкие пограничные конфликты (напр., Ам 1:9−10).

3:3 Участь взрослых пленников решалась при помощи жребия (Авд 1:11; Наум 3:10), а детей распродавали или отдавали на поругание солдатам (Ам 2:6).

3:4 что вы Мне..? Здесь возводятся обвинения против Тира и Сидона (прибрежных городов Финикии) и «округов Филистимских» (прибрежных районов Палестины, ср. Нав 13:2−3) за то, что их обитатели занимались работорговлей. Пленников из Израиля продавали грекам (ст. 6) и идумеям (Ам 1:6, 9).

3:5 серебро Мое и золото Мое. Все принадлежит Господу (Агг 2:8).

3:6 Иудеев продавали грекам в столь отдаленные земли, что у них уже не оставалось никакой надежды на возвращение на родину.

3:7 Возрожденный народ Божий свершит правосудие над Тиром, Сидоном и Филистией.

3:8 продадут их Савеям. Т.е. купцам и работорговцам из далекой Савы (3Цар 10:1−13; Иер 6:20).

3:9−12 Иоиль призывает приготовиться к битве «всех ратоборцев», заведомо зная, что они обречены, ибо противостоит им Сам Господь.

3:10 Перекуйте орала ваши на мечи и серпы ваши на копья. Ср. Ис 2:4; Мих 4:3.

3:11 туда. Т.е. на поле великого сражения, в долину Иосафатову.

3:13 Как хлебные колосья созрели для серпа (Ис 17:5), а виноградные гроздья — для точила (Ис 63:3), так нечестивые народы готовы для «жатвы» (ср. Откр 14:15, 18, 20), т.е. суда Божия.

точило полно и подточилия переливаются. Уподобление переполненных виноградным соком или молодым вином давильных прессов и чанов с преисполненными нечестием народами, собранными в долине суда.

3:14 в долине суда. Долина Иосафатова отождествляется с той долиной, где Господь совершит Свой суд над народами.

близок. Указание на неотвратимость дня Господня — суда над нечестивыми (1:15; 2:1, 31).

3:15 Солнце и луна... звезды. Вся вселенная отзовется на пришествие дня Господня (2:10, 31; Ам 5:18).

3:16 возгремит Господь... и даст глас Свой. Небо и земля содрогнутся от гласа Господня (Пс 28:3−9; Иер 25:30; Ам 1:2).

защитою... и обороною. Гнев Господень повергнет в прах нечестивых, но сохранен и благословен будет народ завета (Ис 25:4; Пс 45:2).

3:17 Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе. Основа уверенности Иудеи в покровительстве Господа в том, что народ знает о присутствии Самого Бога среди него, на Сионе (Пс 45:5−6; Ис 8:18; Ис 52:1−2; Зах 2:10; Откр 21:3). Ср. 2:27.

3:18 Завершается описание грядущих событий обетованием изобилия и блаженства (ср. 2:19−26).

из дома Господня выйдет источник. Храм иерусалимский станет истоком некоего животворного потока (Иез 37:1−12; Пс 45:5; Откр 22:1, 2), который напитает даже бесплодную долину Ситтим.

3:19 Египет... Едом. Т.е. враги Израиля (3Цар 14:25−26; 4Цар 23:29; Авд 1:9−14), которые будут уничтожены в день Господень.

3:20 жить вечно и... в роды родов. В противоположность своим врагам Иудея и Иерусалим получат благословение и всегда будут заселены народом Божиим, возродившимся и укрепившимся (Иер 17:25; Зах 12:6).

3:21 смою кровь... Господь будет обитать. Напоминание о вечной суверенной власти Божией звучит как обетование спасения.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: верну пленных в Иудею и Иерусалим.
2  [2] — Иосафат (евр. Ехошафат) означает «ГОСПОДЬ судил». Исследователи долгое время предполагали, что речь идет о долине потока Кедрон под Иерусалимом, но, скорее всего, так здесь названа «Долина судных решений».
5  [3] — Или: дворцы.
7  [4] — Букв.: подниму.
8  [5] — Сабеяне (или: сабейцы) жили на юге Аравийского полуострова.
9  [6] — Букв.: освятите войну. В древности перед началом войны в каждом народе совершались определенные религиозные церемонии.
10  [7] — Лемех — металлическая часть деревянного плуга, подрезающая пласт земли снизу.
10  [8] — Букв.: сильный.
11  [9] — Или: собирайтесь.
18  [10] — Евр.: Шиттим. Речь идет о вади — долинах сезонно пересыхающих рек, где могут расти одни акации, т. е. воды, текущей из Храма Божьего, будет достаточно, чтобы оросить и самые засушливые места.
20  [11] — Один из возможных переводов этих двух строк, смысл которых неоднозначен в евр. тексте. Друг. возм. пер.: Я прощу им непрощенную вину их.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.