3 Царств 19 глава

Третья книга Царств
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Ахав рассказал Иезавели обо всем, что сделал Илия, и о том, как он перебил всех пророков Баала мечом.
2 Иезавель послала к Илии вестника, чтобы сказать:
— Пусть боги сурово накажут меня,[102] если завтра к этому времени я не сделаю с тобой того же, что ты сделал с пророками.
3 Он испугался и[103] бежал, спасая свою жизнь. Добравшись до Вирсавии, что в Иудее, он оставил там слугу,
4 а сам ушел в пустыню на расстояние в день пути. Он пришёл, сел под одиноким дроковым кустом и молился о смерти.
— Довольно уже, Господи, — говорил он, — забери мою жизнь, ведь я не лучше своих предков.
5 Затем он лег под дроковым кустом и уснул.
Внезапно ангел коснулся его и сказал:
— Встань и поешь.
6 Он огляделся — и вот, у его головы лепешка, испеченная на горячих углях, и кувшин воды. Он поел, попил и лег снова.
7 Ангел Господень пришёл во второй раз, коснулся его и сказал:
— Встань и поешь, иначе дорога будет для тебя слишком тяжела.
8 Он встал, поел и попил. Подкрепившись той пищей, он шёл сорок дней и сорок ночей, пока не достиг Хорива, Божьей горы.
9 Там он вошел в пещеру и заночевал в ней.
И вот к нему было слово Господа:
— Что ты здесь делаешь, Илия?
10 Он ответил:
— Я ревностно служил Господу, Богу Сил[104]. Израильтяне отвергли завет с Тобой, разрушили Твои жертвенники, а Твоих пророков убили мечом. Остался лишь я один, и они пытаются убить и меня.
11 Господь сказал:
— Выйди и встань на горе перед Господом. Господь пройдет мимо!
И вот страшный, могучий ветер расколол горы и раздробил перед Господом скалы, но в ветре Господа не было. После ветра было землетрясение, но в землетрясении Господа не было.
12 После землетрясения прошёл огонь, но в огне Господа не было. После огня раздался мягкий шепот.[105]
13 Услышав его, Илия закрыл лицо плащом, вышел и встал у входа в пещеру.
И был к нему голос, который сказал ему:
— Что ты здесь делаешь, Илия?
14 Он ответил:
— Я ревностно служил Господу, Богу Сил. Израильтяне отвергли завет с Тобой, разрушили Твои жертвенники, а Твоих пророков убили мечом. Остался лишь я один, и они пытаются убить и меня.
15 Господь сказал ему:
— Возвращайся дорогой, которой пришёл, и иди в пустыню Дамаска. Придя туда, помажь Хазаила в цари над Арамом.
16 Ещё помажь Ииуя, сына Нимши, в цари Израиля, а Елисея, сына Шафата, из Авел-Мехолы, в пророки вместо себя.
17 Ииуй предаст смерти всякого, кто уйдет живым от меча Хазаила, а Елисей предаст смерти всякого, кто уйдет живым от меча Ииуя.[106]
18 Но Я сохранил в Израиле семь тысяч человек, которые не преклонили своих колен перед Баалом и не целовали его статуи.
19 Илия ушел оттуда и нашел Елисея, сына Шафата. Он пахал на упряжи из двенадцати пар волов и сам шёл за двенадцатой парой. Илия прошёл мимо и набросил на него плащ.
20 Тогда Елисей оставил волов и побежал за Илией.
— Позволь мне поцеловать на прощание отца и мать, — сказал он. — После этого я пойду с тобой.
— Иди, возвращайся. Я тебя не удерживаю, — ответил Илия.
21 Тогда Елисей вернулся, взял пару волов и зарезал их. Он сжег плуг, чтобы приготовить мясо, раздал его людям, и они ели. После этого он отправился в путь, чтобы следовать за Илией, и стал его слугой.

Новой Женевской Библии

19:1 пересказал Ахав Иезавели все, что сделал Илия. Иезавель активно участвовала в управлении царством (см. ком. к 16:25; 18:4). Совместно с Ахавом она делает все, чтобы наказать Илию за истребление пророков Ваала (ст. 2).

19:3 в Вирсавию. Вирсавия находилась на самом юге Иудеи. Как и в предыдущий раз, Илия бежит от преследования за пределы владений израильских царей (17:3−6.9).

19:4 довольно уже, Господи. Илия, благодаря Божиему вмешательству победивший пророков Ваала, ощущает теперь разочарование и угнетенность. Хотя Господь показал Свое могущество в победе над Ваалом, Илия, пророк Его, тем не менее вынужден скрываться от Ахава и Иезавели, которые все еще имеют власть. Вопиющее несоответствие между зримым (т.е., господством в Израиле приверженцев Ваала) и незримым (всевышним господством Иеговы) повергает пророка в рыдания и заставляет его искать смерти.

19:7 дальняя дорога пред тобою. Илии предстояло направиться к горе Хорив (называемой также горой Синай), на которой Бог явился Моисею. Местоположение этой горы не установлено (Исх 3:1; Исх 17:6; Исх 33:6; Втор 1:2, 6, 19; Втор 4:10, 15).

19:11 Господь пройдет. Бог подготавливает Илию к Своему явлению так же, как Он прежде подготавливал Моисея (Исх 33:21−23; Исх 34:2).

19:11−12 не в ветре Господь... не в землетрясении... не в огне. Этими грандиозными явлениями сопровождалось явление Господа Моисею на горе Синай (Исх 19:9; Исх 20:18−19; Исх 24:17; Втор 4:11−12; Втор 5:23−25).

19:12 веяние тихого ветра. Господь ответил на молитву Илии, но не так, как ожидал пророк. Бог пребывает с Илией в безмолвии, но безмолвие это отнюдь не означает молчания и бездействия Божия. Что же касается ветра, землетрясения и огня, то они символически соответствуют Азаилу (ст. 15), Ииую (ст. 17) и Елисею (ст. 17), а «веяние тихого ветра» — семи тысячам, сохранившим верность Господу (ст. 18).

19:13 закрыл лице свое милотью своею. Точно так же, как Моисей не мог, увидев Бога, остаться в живых и потому при приближении Господа был «покрыт рукою» Его (Исх 33:20−23), Илия при словах о «тихом ветре» скрывает свое лицо в ожидании откровения.

19:15 пойди... чрез пустыню в Дамаск... помажь Азаила в царя над Сириею. Хотя для пророков было вполне обычным помазать на царство, совершенно необычным было для них помазать кого-либо в иностранном государстве. Таким образом, по замыслу Божиему именно Азаил должен стать исполнителем суда над домом Ахава (4Цар 8:7−15, 28−29; 4Цар 10:32−33; 4Цар 12:17−18; 4Цар 13:3, 22).

19:16 Ииуя... помажь в царя над Израилем. Ииуй был военачальником у Ахава, а затем у его сына Иорама (4Цар 9:5−6). По повелению Елисея Ииую предстояло довершить истребление дома Ахава (4Цар 9:1−10, 17).

Елисея... сына Сафатова. Имя этого пророка переводится с древнееврейского как «Бог есть спасение» или «Бог спасает». Пророческое служение Елисея имеет много общего со служением Илии: оба пророка отстаивали верность закону Моисееву (18:17−46; 4Цар 3:13); они оба вовлекали в сферу своей деятельности не только царей и народ Израиля, но и иноплеменников (17:17−24; 4Цар 5:1−10); подвергаясь преследованиям со стороны царей, ни тот ни другой пророк не перестали обличать их (21:19−22; 4Цар 9:1−10).

19:17 кто убежит от меча Азаилова. Дом Ахава будет истреблен не единовременно — те из его представителей, которые останутся в живых после Азаила, будут убиты Ииуем (4Цар 9:24). Если же кто-либо из них избежит гибели от руки Ииуя, то он неминуемо будет предан смерти Елисеем. Господь, таким образом, предусматривает полное и окончательное истребление дома царя-отступника.

19:18 Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч. Это число условно — оно не обозначает точного количества израильтян, сохранивших верность Господу, а несет в себе значение завершенности.

всех сих уста не лобызали его. Обряд поклонения Ваалу включал в себя целование его участниками изваяния этого божества (Ос 13:2).

Илия и Елисей.

19:20 что сделал я тебе? Илия велит Елисею, исполнив свои домашние обязанности, непременно придти к нему, поскольку, набросив на Елисея свою милоть, Илия действительно «сделал» ему нечто в высшей степени важное — посвятил на пророческое служение. См. ком. к 4Цар 2:13.

19:21 заколол их. Елисей демонстрирует полную готовность порвать с прежним образом жизни во имя следования новому призванию. Такого же самоотречения требовал Иисус от своих учеников (Мк 1:16−20; Мк 2:14) и последователей (Мк 8:34−38).

стал служить ему. Елисей не становится сразу равным Илии, первое время оставаясь при нем учеником и помощником. Моисей имел такого же «служителя» (Иисус Навин), которого готовил себе в преемники (Исх 24:13; Исх 33:11).

Примечания:

 
Новый русский перевод
2 [102] — Букв.: « Пусть так сделают боги и так добавят…»
3 [103] — Или: « Увидев это, он…»
10 [104] — Евр. Элохе́й Цевао́т. Также в ст. 14.
12 [105] — Или: « После огня повеял тихий ветерок».
15 [106] — Об исполнении этих пророчеств см. 4Цар 8:7−15; 4Цар 9:1-37; 2Пар 22:5-9.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.