3 Царств 20 глава

Третья книга Царств
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Венадад[107], царь Арама, собрал войско. С ним было тридцать два царя с конями и колесницами. Он выступил, осадил Самарию и повел войну против неё.
2 Он отправил в город к царю Ахаву послов, чтобы сказать:
3 Так говорит Венадад: «Твои серебро и золото — мои, и лучшие из твоих жен и детей — мои».
4 Царь Израиля ответил:
— Как ты и говоришь, господин мой царь, я и всё, что у меня есть, — твое.
5 Послы пришли вновь и сказали:
— Так говорит Венадад: «Я посылал к тебе требовать твоего серебра и золота, твоих жен и детей.
6 Но завтра к этому времени я пошлю слуг обыскать твой дворец и дома твоих приближенных. Они возьмут всё, что тебе понравится, и унесут с собой».
7 Царь Израиля призвал всех старейшин страны и сказал им:
— Смотрите, как этот человек ищет зла! Когда он посылал за моими женами и детьми, моим серебром и золотом, я не отказал ему.
8 Все старейшины и весь народ ответили ему:
— Не слушай его и не уступай ему.
9 Тогда он ответил послам Венадада:
— Скажите господину моему царю: «То, чего ты требовал от твоего слуги в первый раз, я сделаю, а этого сделать не могу».
Они ушли и передали этот ответ Венададу.
10 Тогда Венадад послал сказать Ахаву:
— Пусть боги сурово накажут меня,[108] если от Самарии останется достаточно праха, чтобы дать каждому из моих людей по пригоршне!
11 Царь Израиля ответил:
— Скажите ему: «Воин, надевающий доспехи, не должен хвастать, как тот, кто их снимает после победы».
12 Венадад выслушал это, когда он и цари пили в своих палатках, и приказал своим людям:
— Готовьтесь к бою!
И они приготовились напасть на город.
13 Тем временем к Ахаву, царю Израиля, пришёл пророк и возвестил ему:
— Так говорит Господь: «Видишь это огромное войско? Сегодня Я отдам его в твои руки, и ты узнаешь, что Я — Господь».
14 — Но кто же сделает это? — спросил Ахав.
Пророк ответил:
— Так говорит Господь: «Молодые слуги наместников провинций».
— А кто начнет сражение? — спросил он.
— Ты, — ответил пророк.
15 Тогда Ахав призвал молодых слуг наместников провинций, двести тридцать два человека. Затем он собрал всех остальных израильтян — семь тысяч человек общим счетом.
16 Они вышли в полдень, когда Венадад и тридцать два союзных с ним царя напились в своих шатрах.
17 Молодые слуги наместников провинций вышли первыми.
Венадад выслал лазутчиков, и те доложили ему:
— Из Самарии выходят люди.
18 Он сказал:
— Пришли ли они с миром или с войной, возьмите их живыми.
19 Молодые слуги наместников провинций и израильское войско, которое шло за ними, вышли из города.
20 Каждый сразил своего противника, арамеи бежали, и Израиль преследовал их, но царь Арама Венадад спасся на коне вместе с другими всадниками.
21 Царь Израиля продвинулся вперед, уничтожил коней и колесницы и нанес арамеям тяжелые потери.
22 К царю Израиля пришёл пророк и сказал ему:
— Укрепись и посмотри, что тебе нужно сделать, потому что следующей весной царь Арама нападет на тебя вновь.
23 Тем временем приближенные царя Арама советовали ему:
— Их Бог — это Бог гор. Вот почему они слишком сильны для нас. Но если мы сразимся с ними на равнине, мы непременно окажемся сильнее их.
24 Сделай вот что: убери всех царей с их мест в войске и замени другими военачальниками.
25 Ещё набери такое войско, как то, что ты потерял, — коня вместо коня и колесницу вместо колесницы, чтобы нам сразиться с Израилем на равнине. Тогда мы непременно окажемся сильнее их.
Он согласился с ними и так и сделал.
26 Следующей весной Венадад собрал арамеев и пошел к Афеку, чтобы сразиться с Израилем.
27 Когда израильтяне также были собраны и получили продовольствие, они выступили им навстречу. Израильтяне встали лагерем перед ними, как два маленьких козьих стада, а арамеи заполонили всю округу.
28 Человек Божий пришёл к царю Израиля и сказал ему:
— Так говорит Господь: «Раз арамеи говорят, что Господь — это Бог гор, а не Бог долин, Я отдам это огромное войско в твои руки, и вы узнаете, что Я — Господь».
29 Семь дней стояли они друг напротив друга, и на седьмой день разгорелась битва. Израильтяне нанесли арамеям потери в сто тысяч пеших воинов за один день.
30 Остальные бежали в город Афек, где на двадцать семь тысяч из них рухнула стена. Венадад тоже бежал в город и спрятался во внутренней комнате.
31 Его приближенные сказали ему:
— Послушай, мы слышали, что цари из дома Израиля милостивы. Позволь нам пойти к царю Израиля одетыми в рубище и с веревками на головах. Может быть, он пощадит твою жизнь.
32 И одетые в рубище, с веревками на головах они пришли к царю Израиля и сказали:
— Твой слуга Венадад говорит: «Прошу тебя, оставь мне жизнь».
Царь ответил:
— Разве он ещё жив? Он брат мой.
33 Послы увидели в этом добрый знак и поспешно подхватили его слово:
Да, Венадад твой брат! — сказали они.
— Идите и приведите его, — сказал царь. Когда Венадад вышел к нему, Ахав усадил его в свою колесницу.
34 — Я верну города, которые мой отец взял у твоего отца, — сказал Венадад. — Ты можешь открыть в Дамаске рынки, как мой отец в Самарии.
Ахав ответил:
— На таких условиях я отпущу тебя.
Он заключил с ним договор и отпустил его.
35 По слову Господа один из пророков сказал другому:
— Прошу, побей меня.
Но тот отказался.
36 Тогда пророк сказал:
— Раз ты не послушался Господа, как только ты уйдешь от меня, тебя убьет лев.
И после того как тот человек ушел, лев выскочил ему навстречу и убил его.
37 Пророк нашел другого человека и сказал:
— Прошу, побей меня.
Тот человек изранил его побоями.
38 Тогда пророк пошел и встал у дороги, ожидая царя. Он закрылся, опустив головную накидку на глаза.
39 Когда царь проезжал мимо, он закричал ему:
— Твой слуга был в самой гуще боя, и воин пришёл ко мне с пленником и сказал: «Стереги этого человека. Если он пропадет, твоя жизнь будет за его жизнь, или же ты заплатишь талант[109] серебра».
40 Но пока твой слуга был занят то там, то здесь, пленник скрылся.
— Таков и будет тебе приговор, — сказал царь Израиля. — Ты сам его произнес.
41 Тогда пророк быстро сорвал с глаз головную накидку, и царь Израиля узнал в нём одного из пророков.
42 Он сказал царю:
— Так говорит Господь: «Ты отпустил человека, заклятого[110] Мною. Поэтому твоя жизнь будет за его жизнь, а твой народ — за его народ».
43 Мрачным и разгневанным вернулся царь Израиля в самарийский дворец.

Новой Женевской Библии

20:1 Венадад, царь Сирийский. По-видимому, имеется в виду царь Венадад II, внук Венадада I (15:18−20).

20:4 господин мой царь. Ахав обращается к Венададу как низший к высшему.

я и все мое — твое. Т.е. фактически Ахав безоговорочно сдается на милость Венадада.

20:10 пусть то и то сделают мне боги. Венадад призывает богов жестоко покарать его, если его воины не сравняют Самарию с землей (см. ком. к 1:17).

20:11 пусть не хвалится подпоясывающийся, как распоясывающийся. Ахав отвечает Венададу пословицей, суть которой в том, что нельзя праздновать победу, не окончив сражения.

20:13 Я сегодня предам его в руку твою. Подобные слова Господь часто обращал к Своему народу перед войнами, в которых Он желал дать ему победу над врагом (Нав 6:1, 15; Нав 8:1, 18; Суд 7:2; Суд 18:10; 2Пар 13:16; 2Пар 16:8; 2Пар 18:5, 11, 14). Дарование Господом военной победы Израилю в Библии описано неоднократно (Исх 15:1−21; Суд 5:1−31; Авв 3:3−19; Откр 18:1−24). В данной ситуации эти переданные через пророка слова указывают на то, что победа над сирийцами была не заслугой Ахава, а Божиим даром.

20:15 Ахав счел слуг областных начальников. Оказавшись в затруднительном положении, Ахав в точности следует указаниям пророка.

семь тысяч. См. ком. к 19:18.

20:23 Бог их есть Бог гор. И Самария, и Иерусалим располагались в центральной гористой области страны. В соответствии же с ближневосточными политеистическими верованиями каждое божество имело свою четко ограниченную сферу полномочий. Исходя из этого, советники Венадада считали, что существует неразрывная связь между Богом, властвующим над израильтянами, и территорией, на которой они жили.

сразимся с ними на равнине. Веря, что исход любой битвы зависит не только от воинов, но и от помогающих каждой стороне богов, сирийцы хотели сражаться в том месте, где, по их мнению, Бог израильтян не сможет им помочь.

20:26 к Афеку. Афек располагался приблизительно в пяти километрах к востоку от Галилейского моря.

20:30 упала стена на остальных двадцать семь тысяч. Это довершило и без того сокрушительный разгром сирийского войска.

20:31 цари дома Израилева цари милостивые. Многие ближневосточные народы, в частности сирийцы, проявляли в отношении побежденных исключительную жестокость.

20:32 раб твой Венадад говорит. Прежде Ахав обращался к Венададу как низший к высшему (ст. 4 и ком.); теперь положение дел в корне переменилось.

он брат мой. Неожиданно для всех Ахав признает Венадада равным себе, имея в виду, вероятно, старый союзнический договор между Израилем и Сирией (9:13). Вожди сирийцев немедленно стремятся воспользоваться этим (ст. 33).

20:34 площади ты можешь иметь для себя в Дамаске. Венадад имеет в виду, что он гарантирует Ахаву право торговли в своей столице, что сулило подъем благосостояния Израиля и израильских купцов.

заключив с ним договор. Взаимные устные обещания царей были в итоге зафиксированы в форме союзнического договора.

20:35 из сынов пророческих. Слово «сын» в данном контексте не следует воспринимать в его основном значении, поскольку здесь оно использовано в переносном смысле и обозначает членов объединения или группы пророков (4Цар 2:3, 5, 7, 15; 4Цар 4:1, 38; 4Цар 6:1; 4Цар 9:1). Илия и Елисей, по всей видимости, являлись духовными лидерами таких пророческих сообществ.

20:36 за то, что ты не слушаешь гласа Господня. Этот эпизод следует понимать в связи с предшествующим ему описанием войны израильтян с Сирией. Пощадив Венадада и заключив с ним союз, Ахав нарушил волю Божию. Своеобразная драматическая притча пророка предрекает участь царя, который не слушает, что «говорит Господь» (ст. 28; Втор 20).

лев... убил его. Через старца-пророка из Вефиля такое же наказание за непослушание слову Господа было предсказано человеку Божиему из Иудеи (13:20−25).

20:39 должен будешь отвесить талант серебра. Талант серебра — сумма немыслимая для простого воина, и следовательно, тот отвечал за выполнение приказа своей жизнью.

20:40 таков тебе и приговор. Ахав выносит суровый приговор и таким образом определяет наказание самому себе (ст. 42; 2Цар 12:7).

20:42 ты выпустил из рук своих человека, заклятого Мною. См. Лев 27:28; Втор 7:2; Втор 20:16; Нав 6:17; Нав 7:1, 20−26. Войны народа Божиего всегда были войнами Господа, в которых Он лишь использовал царей и войско Израиля в качестве исполнителей Своей воли. Участвуя в этих священных войнах, Израиль должен был в точности соблюдать все предписания, данные ему Господом. На всем протяжении войны с сирийцами Ахав в общем следовал Божией воле, однако, одержав победу, он грубо нарушил одно из предписаний — то, в соответствии с которым Израилю строжайше воспрещалось вступать в союз с иноземными державами (Втор 7:1−6; Втор 20:16−18).

душа твоя будет вместо его души, народ твой вместо его народа. Каждый человек лично отвечает за свои поступки перед Богом, но, в то же время, поведение одного человека неизбежно сказывается на судьбе многих людей.

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [107] — Это Венадад II, сын или внук Венадада I (см. 15:18), правил примерно в 860-841 гг. до н. э.
10 [108] — Букв.: « Пусть так сделают мне боги и так добавят…»
39 [109] — Около 34 кг.
42 [110] — См. Исх 22:20 и сноску к нему.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.