Ефесянам 3 глава

Послание к Ефесянам апостола Павла
Подстрочник Винокурова → Толкование Мэтью Генри

Подстрочник Винокурова

1
Τούτου Этого 5127 D-GSN
χάριν ради 5485 ADV
ἐγὼ я 1473 P-1NS
Παῦλος Павел 3972 N-NSM
 3588 T-NSM
δέσμιος узник 1198 N-NSM
τοῦ  3588 T-GSM
Χριστοῦ Христа 5547 N-GSM
[Ἰησοῦ] Иисуса 2424 N-GSM
ὑπὲρ ради 5228 PREP
ὑμῶν вас 5216 P-2GP
τῶν  3588 T-GPN
ἐθνῶν-- язычников-- 1484 N-GPN
2
εἴ если 1487 COND
γε конечно 1065 PRT
ἠκούσατε вы услышали 191 V-AAI-2P
τὴν  3588 T-ASF
οἰκονομίαν [об] устроении 3622 N-ASF
τῆς  3588 T-GSF
χάριτος благодати 5485 N-GSF
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
τῆς  3588 T-GSF
δοθείσης данной 1325 V-APP-GSF
μοι мне 3427 P-1DS
εἰς для 1519 PREP
ὑμᾶς, вас, 5209 P-2AP
3
[ὅτι] потому что 3754 CONJ
κατὰ по 2596 PREP
ἀποκάλυψιν открытию 602 N-ASF
ἐγνωρίσθη была сделана познанной 1107 V-API-3S
μοι мне 3427 P-1DS
τὸ  3588 T-ASN
μυστήριον, тайна, 3466 N-ASN
καθὼς как 2531 ADV
προέγραψα я прежде написал 4270 V-AAI-1S
ἐν в 1722 PREP
ὀλίγῳ, немногом, 3641 A-DSM
4
πρὸς по 4314 PREP
которому 3588 R-ASN
δύνασθε можете 1410 V-PNI-2P
ἀναγινώσκοντες читающие 314 V-PAP-NPM
νοῆσαι заметить 3539 V-AAN
τὴν  3588 T-ASF
σύνεσίν понимание 4907 N-ASF
μου моё 3450 P-1GS
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSN
μυστηρίῳ тайне 3466 N-DSN
τοῦ  3588 T-GSM
Χριστοῦ, Христа, 5547 N-GSM
5
которая 3588 R-NSN
ἑτέραις другим 2087 A-DPF
γενεαῖς поколениям 1074 N-DPF
οὐκ не 3756 PRT-N
ἐγνωρίσθη была сделана познана 1107 V-API-3S
τοῖς  3588 T-DPM
υἱοῖς сыновьям 5207 N-DPM
τῶν  3588 T-GPM
ἀνθρώπων людей 444 N-GPM
ὡς как 5613 ADV
νῦν ныне 3568 ADV
ἀπεκαλύφθη было открыто 601 V-API-3S
τοῖς  3588 T-DPM
ἁγίοις святым 40 A-DPM
ἀποστόλοις апостолам 652 N-DPM
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
καὶ и 2532 CONJ
προφήταις пророкам 4396 N-DPM
ἐν в 1722 PREP
πνεύματι, Духе, 4151 N-DSN
6
εἶναι быть 1510 V-PAN
τὰ  3588 T-APN
ἔθνη язычникам 1484 N-APN
συγκληρονόμα сонаследными 4789 A-APN
καὶ и 2532 CONJ
σύσσωμα сотелесными 4954 A-APN
καὶ и 2532 CONJ
συμμέτοχα сопричастными 4830 A-APN
τῆς  3588 T-GSF
ἐπαγγελίας обещанию 1860 N-GSF
ἐν в 1722 PREP
Χριστῷ Христе 5547 N-DSM
Ἰησοῦ Иисусе 2424 N-DSM
διὰ через 1223 PREP
τοῦ  3588 T-GSN
εὐαγγελίου, благовестие, 2098 N-GSN
7
οὗ которого 3739 R-GSN
ἐγενήθην я был сделан 1096 V-AOI-1S
διάκονος слуга 1249 N-NSM
κατὰ по 2596 PREP
τὴν  3588 T-ASF
δωρεὰν дару 1432 N-ASF
τῆς  3588 T-GSF
χάριτος благодати 5485 N-GSF
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
τῆς  3588 T-GSF
δοθείσης данной 1325 V-APP-GSF
μοι мне 3427 P-1DS
κατὰ по 2596 PREP
τὴν  3588 T-ASF
ἐνέργειαν действию 1753 N-ASF
τῆς  3588 T-GSF
δυνάμεως силы 1411 N-GSF
αὐτοῦ. Его. 846 P-GSM
8
ἐμοὶ Мне 1698 P-1DS
τῷ  3588 T-DSM
ἐλαχιστοτέρῳ наимельчайшему 1647 A-DSM-C
πάντων [из] всех 3956 A-GPM
ἁγίων святых 40 A-GPM
ἐδόθη дана 1325 V-API-3S
 1510 T-NSF
χάρις благодать 5485 N-NSF
αὕτη, эта, 846 D-NSF
τοῖς  3588 T-DPN
ἔθνεσιν язычникам 1484 N-DPN
εὐαγγελίσασθαι благовозвестить 2097 V-AMN
τὸ  3588 T-ASN
ἀνεξιχνίαστον неподдающееся исследованию 421 A-ASN
πλοῦτος богатство 4149 N-ASN
τοῦ  3588 T-GSM
Χριστοῦ, Христа, 5547 N-GSM
9
καὶ и 2532 CONJ
φωτίσαι просветить 5461 V-AAN
[πάντας] всех 3956 A-APM
τίς что́ 5100 I-NSM
 1510 T-NSF
οἰκονομία управление 3622 N-NSF
τοῦ  3588 T-GSN
μυστηρίου тайны 3466 N-GSN
τοῦ  3588 T-GSN
ἀποκεκρυμμένου скрытой 613 V-RPP-GSN
ἀπὸ от 575 PREP
τῶν  3588 T-GPM
αἰώνων веков 165 N-GPM
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
θεῷ Боге 2316 N-DSM
τῷ  3588 T-DSM
τὰ  3588 T-APN
πάντα всё 3956 A-APN
κτίσαντι, создавшем, 2936 V-AAP-DSM
10
ἵνα чтобы 2443 CONJ
γνωρισθῇ была сделана познана 1107 V-APS-3S
νῦν ныне 3568 ADV
ταῖς  3588 T-DPF
ἀρχαῖς начальствам 746 N-DPF
καὶ и 2532 CONJ
ταῖς  3588 T-DPF
ἐξουσίαις властям 1849 N-DPF
ἐν в 1722 PREP
τοῖς  3588 T-DPN
ἐπουρανίοις небесном 2032 A-DPN
διὰ через 1223 PREP
τῆς  3588 T-GSF
ἐκκλησίας Церковь 1577 N-GSF
 1510 T-NSF
πολυποίκιλος многоразличная 4182 A-NSF
σοφία мудрость 4678 N-NSF
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ, Бога, 2316 N-GSM
11
κατὰ по 2596 PREP
πρόθεσιν предустановлению 4286 N-ASF
τῶν  3588 T-GPM
αἰώνων веков 165 N-GPM
ἣν которое 3739 R-ASF
ἐποίησεν Он сделал 4160 V-AAI-3S
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSM
Χριστῷ Христе 5547 N-DSM
Ἰησοῦ Иисусе 2424 N-DSM
τῷ  3588 T-DSM
κυρίῳ Господе 2962 N-DSM
ἡμῶν, нашем, 2257 P-1GP
12
ἐν в 1722 PREP
Котором 3739 R-DSM
ἔχομεν имеем 2192 V-PAI-1P
τὴν  3588 T-ASF
παρρησίαν право 3954 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
προσαγωγὴν доступ 4318 N-ASF
ἐν в 1722 PREP
πεποιθήσει убеждённости 4006 N-DSF
διὰ через 1223 PREP
τῆς  3588 T-GSF
πίστεως веру 4102 N-GSF
αὐτοῦ. Его. 846 P-GSM
13
διὸ Потому 1352 CONJ
αἰτοῦμαι прошу 154 V-PMI-1S
μὴ не 3361 PRT-N
ἐγκακεῖν унывать 1573 V-PAN
ἐν в 1722 PREP
ταῖς  3588 T-DPF
θλίψεσίν тяготах 2347 N-DPF
μου моих 3450 P-1GS
ὑπὲρ ради 5228 PREP
ὑμῶν, вас, 5216 P-2GP
ἥτις тех, которые 3748 R-NSF
ἐστὶν есть 1510 V-PAI-3S
δόξα слава 1391 N-NSF
ὑμῶν. ваша. 5216 P-2GP
14
Τούτου Этого 5127 D-GSN
χάριν ради 5485 ADV
κάμπτω сгибаю 2578 V-PAI-1S
τὰ  3588 T-APN
γόνατά колени 1119 N-APN
μου мои 3450 P-1GS
πρὸς к 4314 PREP
τὸν  3588 T-ASM
πατέρα, Отцу, 3962 N-ASM
15
ἐξ из 1537 PREP
οὗ Которого 3739 R-GSM
πᾶσα всякое 3956 A-NSF
πατριὰ отцовство 3965 N-NSF
ἐν в 1722 PREP
οὐρανοῖς небесах 3772 N-DPM
καὶ и 2532 CONJ
ἐπὶ на 1909 PREP
γῆς земле 1093 N-GSF
ὀνομάζεται, называется, 3687 V-PPI-3S
16
ἵνα чтобы 2443 CONJ
δῷ Он дал 1325 V-2AAS-3S
ὑμῖν вам 5213 P-2DP
κατὰ по 2596 PREP
τὸ  3588 T-ASN
πλοῦτος богатству 4149 N-ASN
τῆς  3588 T-GSF
δόξης славы 1391 N-GSF
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
δυνάμει силой 1411 N-DSF
κραταιωθῆναι быть укреплёнными 2901 V-APN
διὰ через 1223 PREP
τοῦ  3588 T-GSN
πνεύματος Духа 4151 N-GSN
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
εἰς в 1519 PREP
τὸν  3588 T-ASM
ἔσω внутри 2080 ADV
ἄνθρωπον, человека, 444 N-ASM
17
κατοικῆσαι [чтобы] поселиться 2730 V-AAN
τὸν  3588 T-ASM
Χριστὸν Христу 5547 N-ASM
διὰ через 1223 PREP
τῆς  3588 T-GSF
πίστεως веру 4102 N-GSF
ἐν в 1722 PREP
ταῖς  3588 T-DPF
καρδίαις сердцах 2588 N-DPF
ὑμῶν, ваших, 5216 P-2GP
ἐν в 1722 PREP
ἀγάπῃ любви 26 N-DSF
ἐρριζωμένοι укоренившиеся 4492 V-RPP-NPM
καὶ и 2532 CONJ
τεθεμελιωμένοι, основавшиеся, 2311 V-RPP-NPM
18
ἵνα чтобы 2443 CONJ
ἐξισχύσητε вы смогли 1840 V-AAS-2P
καταλαβέσθαι воспринять 2638 V-2AMN
σὺν со 4862 PREP
πᾶσιν всеми 3956 A-DPM
τοῖς  3588 T-DPM
ἁγίοις святыми 40 A-DPM
τί что́ 5100 I-NSN
τὸ  3588 T-NSN
πλάτος ширина 4114 N-NSN
καὶ и 2532 CONJ
μῆκος длина 3372 N-NSN
καὶ и 2532 CONJ
ὕψος высота 5311 N-NSN
καὶ и 2532 CONJ
βάθος, глубина, 899 N-NSN
19
γνῶναί познать 1097 V-2AAN
τε  5037 PRT
τὴν  3588 T-ASF
ὑπερβάλλουσαν преобладающую 5235 V-PAP-ASF
τῆς  3588 T-GSF
γνώσεως [над] знанием 1108 N-GSF
ἀγάπην любовь 26 N-ASF
τοῦ  3588 T-GSM
Χριστοῦ, Христа, 5547 N-GSM
ἵνα чтобы 2443 CONJ
πληρωθῆτε вы были наполнены 4137 V-APS-2P
εἰς во 1519 PREP
πᾶν всей 3956 A-ASN
τὸ  3588 T-ASN
πλήρωμα полноте 4138 N-ASN
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ. Бога. 2316 N-GSM
20
Τῷ  3588 T-DSM
δὲ Же 1161 CONJ
δυναμένῳ Могущему 1410 V-PNP-DSM
ὑπὲρ сверх 5228 PREP
πάντα всего 3956 A-APN
ποιῆσαι сделать 4160 V-AAN
ὑπερεκπερισσοῦ сверхчрезвычайно 4053 ADV
ὧν [в] Котором 3739 R-GPN
αἰτούμεθα просим 154 V-PMI-1P
или 1510 PRT
νοοῦμεν понимаем 3539 V-PAI-1P
κατὰ по 2596 PREP
τὴν  3588 T-ASF
δύναμιν силе 1411 N-ASF
τὴν  3588 T-ASF
ἐνεργουμένην действующей 1754 V-PMP-ASF
ἐν в 1722 PREP
ἡμῖν, нас, 2254 P-1DP
21
αὐτῷ Ему 846 P-DSM
 1510 T-NSF
δόξα слава 1391 N-NSF
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
ἐκκλησίᾳ Церкви 1577 N-DSF
καὶ и 2532 CONJ
ἐν в 1722 PREP
Χριστῷ Христе 5547 N-DSM
Ἰησοῦ Иисусе 2424 N-DSM
εἰς во 1519 PREP
πάσας все 3956 A-APF
τὰς  3588 T-APF
γενεὰς поколения 1074 N-APF
τοῦ  3588 T-GSM
αἰῶνος ве́ка 165 N-GSM
τῶν  3588 T-GPM
αἰώνων· веков; 165 N-GPM
ἀμήν. аминь. 281 HEB

Толкование Мэтью Генри

Эта глава состоит из двух частей.

I. Отчета Павла ефесянам о самом себе, о том, как Бог назначил его быть апостолом язычников, ст. 1−13.

II. Его искренней и горячей молитвы к Богу о ефесянах, ст. 14−21. Мы можем заметить, что для этого апостола было обычным сопровождать свои наставления и советы ходатайствами и молитвами к Богу за тех, кому он писал, так как он знал, что все его наставления и поучения будут бесполезны, если Бог не будет содействовать им и не сделает их эффективными. Этому примеру должны следовать все служители Христовы, усердно молясь о том, чтобы могущественное содействие Духа Святого сопровождало их служение и увенчало его успехом.

Стихи 1−13. В этом отрывке апостол рассказывает о себе, о том, каким образом он был поставлен Богом на апостольское служение среди язычников.

I. Он говорит им о тех бедствиях и испытаниях, какие ему пришлось претерпеть, исполняя свое служение, ст. 1. Первые слова этого стиха относятся к предыдущей главе и могут иметь одно из двух значений:

1. «За сие-то; за проповедь учения, изложенного в предыдущей главе, за утверждение, что великие евангельские привилегии принадлежат не только иудеям, но также и уверовавшим язычникам, хотя они и не обрезаны, — вот за что я сделался узником, но узником Иисуса Христа, так как страдаю за Его дело и ради Него, остаюсь Его верным слугой и пользуюсь Его особой защитой и попечением в своих страданиях за Него». Заметьте: если служители Христа становятся узниками, то они — Его узники, и Он не пренебрегает узниками Своими. Павел оставался верным Христу, и Христос признавал его Своим, когда тот был в узах. За вас язычников. Иудеи преследовали Павла и заключили его в темницу, за то что он был апостолом язычников и проповедовал им Евангелие. Это учит нас тому, что верные служители Христа должны распространять Его святые истины, как бы ни было это кому-то неугодно и каким бы испытаниям они сами при этом ни подвергались.

2. Эти слова могут быть поняты и таким образом: «Для сего-то: так как вы уже не чужие и не пришельцы (2:19), но составляете одно со Христом и приняты в Его церковь, я Павел... узник Иисуса Христа, молюсь, чтобы вы могли поступать так, как подобает людям, удостоившимся такого благоволения Божьего и таких великих привилегий». В таком смысле он выражается в ст. 14, где, после отступления, включающего все промежуточные стихи, он продолжает тему, начатую в первых стихах этой главы. Заметьте: получившие благодать и особое благоволение Божие нуждаются в молитве, чтобы они могли утвердиться и простираться вперед, продолжая поступать подобающим образом. Видя, как Павел, находясь в узах, молился о ефесянах, мы тоже должны стремиться к тому, чтобы наши собственные страдания не заставили нас забывать о нуждах других в молитвах к Богу. В ст. 13 он снова говорит о своих страданиях: Посему прошу (вас) не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава. Находясь в узах, Павел очень много страдал, и хотя страдал он из-за них, однако не хотел, чтобы они тревожились и унывали по этому поводу, но утешались тем, как много Бог сделал для них через его служение. Как нежно он заботился о ефесянах! Кажется, он больше тревожился о том, чтобы они не унывали и не ослабевали из-за его скорбей, чем о себе, страдающем в узах. Ободряя их, Павел говорит, что его скорби — это их слава, и, при их правильном отношении к ним, они должны не только не впадать в уныние, но хвалиться ими и радоваться о них, так как они свидетельствуют о великой заботе и внимании, какое оказывает им Бог, посылая Своих апостолов не только благовествовать им Евангелие, но и страдать за них, чтобы таким образом подтвердить проповедуемую ими истину. Заметьте: не только сами служители, но и все христиане имеют причину хвалиться и радоваться, когда те страдают за распространение Евангелия.

II. Апостол сообщает им о Божием назначении его на это служение и о том, что Он Сам подготовил его к нему путем особого откровения.

1. Сам Бог поставил его на это служение: Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас, ст. 2. Павел называет здесь Евангелие благодатью Божией, потому что оно — дар божественной благодати грешникам, и все его великодушные призывы, с какими оно обращается к ним, и радостные вести, содержащиеся в нем, исходят от богатства благодати Его. Оно является также чудесным инструментом в руках Святого Духа, посредством которого Он осуществляет дело благодати в человеческих душах. Говоря о домостроительстве благодати, данной ему, Павел имеет в виду то, что он был уполномочен Самим Богом распространять евангельское учение и, главным образом, среди язычников: ...для вас. И ниже, говоря о Евангелии, заявляет: Которого служителем сделался я... ст. 7. Здесь он снова отстаивает свои полномочия. Он был сделан служителем, не сам сделался им, но по дару благодати Божией, данной ему. Бог подготовил его для этого служения, наделив всеми необходимыми дарами, естественными и сверхъестественными, а также действием силы Его; это проявлялось, во-первых, в нем самом, а затем и во всех тех, кому он проповедовал, благодаря чему его труд среди язычников был успешен. Заметьте: к чему Бог призывает человека, к тому Он и готовит его, и делает это Своей всемогущей силой. Дары божественной благодати сопровождаются эффективным содействием божественной силы.

2. Бог, определивший Павла на это служение, соответствующим образом подготовил его к нему, дав ему особое откровение. Он упоминает как о самой тайне, что была открыта ему, так и о ее откровении.

(1) Тайна, открытая ему, состоит в том, чтоб и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования (ст. 6), то есть чтобы и им, вместе с верующими иудеями, стать сонаследниками в небесном наследстве и членами одного и того же мистического тела, быть принятыми в церковь Христа и стать сопричастниками евангельских обетований наравне с иудеями, в частности великого обетования о Духе Святом. И все это во Христе, через единство со Христом, в Ком все обетования — «да» и «аминь», и посредством благовествования, то есть посредством проповеди Евангелия, представляющего собой орудие и средство, которым Бог производит веру во Христа. В этом и состояла великая тайна, открытая апостолам, а именно: что Бог призвал язычников к спасению через веру во Христа, причем, без дел закона.

(2) Об откровении этой истины Павел говорит в ст. 35. Объединение язычников и иудеев в одну евангельскую церковь было тайной, великой тайной, которая была в планах Божиих прежде основания мира, но не могла быть полностью понятой в течение многих веков, пока пророчества о ней не исполнились. Она названа тайной, потому что некоторые обстоятельства и детали ее (такие как время и методы и средства ее исполнения) были сокрыты в Самом Боге и хранились в тайне от всех, пока Он не возвестил ее Своим рабам через откровение. См. Деян 26:16−18. Она названа тайной Христа, поскольку была открыта Им и касалась Его, в основном, Гал 1:12. Апостол вкратце уже писал об этом выше, то есть в предыдущих главах. То вы, читая, или, как еще можно перевести эти слова, будучи внимательны (недостаточно просто читать Писание, его следует читать внимательно), можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, то есть увидеть, как Бог подготовил его к апостольскому служению среди язычников, что может послужить для них ясным доказательством его божественного авторитета. Апостол говорит, что эта тайна не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом (ст. 5), то есть: «Она не была так полно и ясно открыта во времена, предшествующие пришествию Христа, как открыта сейчас пророкам Нового завета, которые вдохновляются и научаются непосредственно Святым Духом». Обратим внимание на то, что обращение языческого мира к Христу было тайной, достойной благоговейного восторга, и мы должны благословлять Бога за нее. Кто бы мог представить, что так долго находившиеся во тьме и так далеко отстоявшие от Бога будут просвещены дивным светом и станут близки к Богу? Пусть это научит нас не презирать самого плохого человека и самую наихудшую нацию. Нет ничего невозможного для Божией благодати; нет настолько плохого человека, чтобы Бог не захотел даровать ему Свою благодать. И мы сами так много получили от исполнения этой тайны, и не только в том смысле, что живем во время, когда эта тайна открылась, но особенно в том, что мы принадлежим к народам, которые были некогда чужими и пришельцами, жили в страшном идолопоклонстве, а ныне просвещены вечным Евангелием и стали сопричастниками его обетований.

III. Апостол говорит им о том, как он был употребляем в этом служении для язычников и всех людей вообще.

1. Для язычников: он благовествовал им неисследимое богатство Христово, ст. 8. Заметьте в этом стихе, с каким смирением Павел говорит о себе и как превозносит Иисуса Христа.

(1) Себя он умаляет: Мне, наименьшему из всех святых... ст. 8. Святой Павел, бывший главным среди апостолов, называет себя наименьшим из всех святых потому что некогда был гонителем последователей Христа. По его собственной оценке, меньше его не могло быть человека. Что может быть меньше наименьшего? Заметьте: кого Бог возвышает до почетного употребления, тех Он смиряет и унижает в их собственных глазах; а кому дает благодать смирения, тому дает и всю остальную благодать. Вы можете также заметить, как по-разному он говорит о себе и о своем служении. Возвеличивая свое служение, он унижает самого себя. Заметьте далее: верный служитель Христов может быть очень смиренным и иметь о себе не слишком высокое мнение даже тогда, когда думает и говорит о своем служении как о в высшей степени почетном и высоком.

(2) Как он возвеличивает Христа: ...неисследимое богатство Христово. Во Христе Иисусе сокрыто огромное богатство милости, благодати и любви как для иудеев, так и для язычников. Вероятно, здесь говорится о богатстве Евангелия как о богатстве Христовом, какое Он приобрел и даровал всем верующим в Него. Это неисследимое богатство невозможно измерить, его никогда не сможет постигнуть человеческий ум, так как оно познается только через откровение свыше. Итак, делом апостола было благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово, и он смотрел на это как на благоволение, чрезвычайно высоко ценимое им, и как на невыразимую честь для него. «Мне дана благодать сия: это особое благоволение Бог оказал такому недостойному творению, как я». Это было также неизреченным благоволением к языческому миру, что им проповедовалось неисследимое богатство Христово. Хотя многие остаются нищими и не обогатились этим богатством, однако уже то, что оно проповедовалось среди нас и предлагалось нам, является великим благоволением к нам, и если мы не обогатились им, то это наша вина.

2. Для всех людей вообще, ст. 9. Задача Павла состояла в том, чтобы: Открыть всем (объявить всему миру), в чем состоит домостроительство тайны (что язычникам, бывшим до этого чужими для церкви, теперь открыт доступ в нее), сокрывавшейся от вечности в Боге (сохранявшем в тайне Свои цели), создавшем все Иисусом Христом, как сказано в Ин 1:3: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. Нет ничего удивительного в том, что Бог спасает язычников, так же как и иудеев, ибо Он — Творец и тех и других и силен совершить дело искупления их, как совершил великое дело творения. Несомненно, что и первое творение, когда Бог все создал из ничего, и новое творение, когда грешник через возрождающую благодать становится новой тварью, все создано Богом чрез Иисуса Христа. Апостол добавляет (ст. 10):

Дабы ныне соделалась известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия. Одно из намерений Бога, какое Он имел при откровении этой тайны, заключалось в том, чтобы добрые ангелы, занимающие выдающееся положение в управлении царствами мира и наделенные властью исполнять волю Божию на земле (хотя их местопребывание на небе), могли узнать через церковь, через совершающееся в ней и через нее, о многоразличной премудрости Божией, о том огромном разнообразии, с каким Бог мудро управляет всем, или о том многообразии способов, какие Он использовал при устройстве церкви на протяжении многих веков, а особенно при принятии в нее язычников. Святые ангелы, старающиеся проникнуть в тайну нашего искупления Иисусом Христом, не могли не заметить того, что среди язычников проповедуется неисследимое богатство Христово. Это осуществляется по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем (ст. 11), то есть все, что было сделано для искупления человечества, является исполнением предвечного определения, которое Бог намеревался осуществить во Христе и через Христа. Упомянув об Иисусе Христе, апостол добавляет: В Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ чрез веру в Него (ст. 12), то есть: «Через веру в Него как нашего Посредника и Ходатая мы можем свободно открывать наши сердца Богу как Отцу и быть уверенными в том, что Он примет и выслушает нас». Мы можем со смиренным дерзновением приходить к Богу, зная, что не услышим ужасного проклятия, и надеясь услышать от Него добрые слова утешения. Мы можем с уверенностью обращаться к Богу, имея такого Посредника между Богом и нами и такого Ходатая перед Отцом.

Стихи 14−21. Теперь мы подошли ко второй части главы, включающей в себя сердечную молитву Павла о его возлюбленных ефесянах. Для сего. Эти слова могут быть отнесены к предыдущему стиху (прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях), но, вероятнее всего, апостол возвращается здесь к мысли, начатой в первом стихе, от которой он отклонился в промежуточных стихах. Заметьте:

I. К кому обращается Павел — к Богу Отцу Господа нашего Иисуса Христа, ср. с 1:3.

II. Какова его поза во время молитвы. Она была выражением смирения и благоговения: ...преклоняю колена мои... Приближаясь к Богу, мы должны благоговеть перед Ним в сердце своем и выражать это благоговение соответствующими поведением и позой. Упомянув имя Иисуса Христа, апостол не может удержаться от восхваления Его любви, ст. 15. Вселенская церковь зависима от Господа Иисуса Христа: От Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле. Иудеи обычно хвалились Авраамом, как своим отцом, но ныне и язычники и иудеи называются именем Христа (так понимают некоторые). Другие же считают, что это относится к святым на небе, уже увенчанным венцами славы, и к святым на земле, еще продолжающим совершать труд благодати. И те и другие составляют одну семью и называются по имени Христа христианами, признавая свою полную зависимость от Него и свое родство с Ним.

III. О чем апостол просит у Бога для своих друзей — о духовных благословениях; они являются наилучшими благословениями, и мы должны более всего просить о них как для себя, так и для других.

1. О духовной силе для труда и исполнения обязанностей, к которым они призваны: Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке. Внутренний человек-это душа, или сердце. Крепко утвердиться — это значит стать более утвержденными, чем они были сейчас, наделенными более высокой степенью благодати и силы для исполнения их долга, для сопротивления искушениям, для перенесения преследований. Апостол просит Бога о том, чтобы это было совершено по богатству славы Его — соответственно великому изобилию благодати, милости и силы, обитающим в Боге и составляющим Его славу, — и Духом Его, Кто непосредственно трудится в сердцах детей Божиих. Заметьте: сила, исходящая от Духа Божьего во внутреннем человеке, — это самая превосходная и самая желанная сила, сила духа, сила веры и других даров благодати, сила служить Богу, исполнять свой долг и совершать свое христианское поприще бодро и радостно. Далее отметим, что труд благодати в душах наших как начинается, так и продолжается и завершается благословенным Духом Божиим.

2. О пребывании Христа в их сердцах, ст. 17. О Христе говорится, что Он обитает в Своих детях, Он всегда присутствует с ними, оказывая на них Свое благодатное влияние и воздействие. Как хорошо иметь Христа в своем сердце! Если в сердце записан закон Христов и любовь Христова обильно излилась в него, значит, Христос обитает в нем. Христос обитает в душе каждого искреннего христианина. Где обитает Его Дух, там обитает и Он. Он обитает в сердце верою, посредством постоянного упражнения в доверии Ему. Вера открывает двери души, чтобы принять Христа; принимая Христа, она покоряется Ему. Верою мы соединяемся со Христом и становимся сопричастниками Его естества.

3. Об укоренении в благочестивой любви: Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, были постоянны в своей любви к Богу, Отцу нашего Господа Иисуса Христа, и ко всем святым, возлюбленным нашего Господа Иисуса Христа. Многие имеют некоторую любовь к Богу и к Его рабам, но она подобна вспышке, треску терновника под котлом, что громко трещит, но скоро потухает. Мы должны усердно стремиться к тому, чтобы в нас постоянно пребывала искренняя любовь, чтобы мы могли укорениться и утвердиться в ней. Некоторые понимают под этим нашу уверенность и утвержденность в сознании Божией любви к нам, которая должна побуждать нас более горячо любить Бога и друг друга. Как прекрасно жить с постоянным сознанием Божией и Христовой любви к нам, чтобы всегда можно было вместе с апостолом сказать: Он возлюбил меня! Самый лучший путь достижения этого — заботиться о том, чтобы сохранить в своей душе неизменную любовь к Богу, и это будет доказательством Божией любви к нам. Мы любим Его, потому что Он прежде возлюбил нас.

4. О познании любви Христовой на личном опыте. Чем лучше мы познали любовь Христову к нам, тем больше мы будем любить Его и Его рабов ради Него: Чтобы вы... могли постигнуть со всеми святыми (ст. 18−19), то есть достичь более ясного понимания любви Христа и более твердо верить в нее. Христиане должны не стремиться превзойти в познании всех святых, но довольствоваться тем, что Бог относится к ним так же, как и ко всем тем, кто любит Его и благоговеет перед именем Его; Мы должны стремиться постигнуть со всеми святыми то, что позволено познать святым в этом мире. Мы можем стремиться сравняться с первыми тремя, но не должны стараться превысить меру возраста других святых. Достойно замечания то, как возвышенно говорит апостол о любви Христа. Размеры искупительной любви поразительны: ...широта и долгота, и глубина и высота. Перечисляя эти измерения, апостол хочет показать неизмеримое величие любви Христа, неисследимое богатство Его любви, которая превыше небес... глубже преисподней... длиннее земли... шире моря... Иов 11:8−9. Некоторые конкретизируют ее размеры таким образом: под шириной понимают распространение Христовой любви на все века и на все народы, на все сословия; под длиной — ее постоянство, она от века и до века; под глубиной — снисхождение до самого низкого положения, чтобы спасти тех, кто погрузился в пучину греха и зла; под высотой то, что она дает нам право на небесное блаженство и славу и возвышает нас до этого положения. Мы должны стремиться постигнуть эту любовь. Желание постичь Христову любовь присуще каждому святому, ибо все они уверены в Его любви: И уразуметь превосходящую разумение любовь Христову... ст. 19. Если она превосходит наше разумение, то как мы можем уразуметь ее? Мы должны молиться об этом и стремиться хотя бы сколько-нибудь познать ее, и хотя никто не может познать ее в полной мере, тем не менее надо жаждать познания ее все более и более; в своем полном объеме она превосходит разумение.

5. Павел просит, чтобы они исполнились всею полнотою Божиею. Это превосходное выражение, и нам не следует пренебрегать им, из-за того что мы не находим его в Писании. Оно подобно таким выражениям, как: стать причастниками Божеского естества, и будьте совершенны, как совершен Отец наш Небесный. Под этими словами не следует понимать ту Божию полноту, какую Он имеет в Самом Себе, но ту, которую Он имеет как Бог, состоящий в завете с нами, с Его народом; ту, что Бог готов даровать нам. Он хочет наполнить нас до предела всеми теми дарами и милостями, в каких мы нуждаемся. О том, кто принимает благодать на благодать от полноты Христовой, можно сказать: он исполнен всею полнотою Божией, соответственно его способностям, всею полнотою, какая необходима ему для достижения самой высокой степени познания Бога и уподобления Ему. Апостол заканчивает эту главу доксологией, ст. 20−21. Мы также должны заканчивать свои молитвы восхвалением Бога. Заметьте: каким он представляет Бога и как прославляет Его. Он описывает Его как Бога, могущего сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем. В Боге заключена неистощимая полнота благодати и милости, которую не могут истощить молитвы всех святых. Что бы мы ни просили или ни думали просить у Бога, Он может дать нам несравненно больше того. Обращаясь к Богу, мы должны ободрять свою веру размышлениями о Его всемогуществе и власти. Действующего в нас силою. Павел как бы хочет сказать: Мы уже имеем доказательство этой силы Божией в том, что Он совершил в нас и для нас, оживотворив нас Своей благодатью и обратив наши сердца к Себе. Сила, которая прежде действовала в святых, продолжает и сейчас действовать в них. Каждому, кому Бог дает от Своей полноты, он дает познать Его силу. Описав таким образом Бога, Павел приписывает Ему славу. Заметьте: Приходя к Богу со своими прошениями, мы должны воздавать ему славу. Тому слава в Церкви во Христе Иисусе... Воздавая славу Богу, мы приписываем Ему все совершенства и превосходства, ибо слава — это их сияние. Та незначительная дань хвалы, какую Бог получает от нашего мира, исходит от церкви, от каждого отдельного ее члена, иудея или язычника, объединенных совместным служением хвалы. Посредником наших хвалений является Иисус Христос. Все Божии дары получаются нами из рук Христа и все наши хваления передаются Богу через те же руки. Бог должен прославляться и будет прославляем таким образом во все роды, от века до века, ибо Бог всегда будет иметь церковь, прославляющую Его. Аминь. Да будет так, и так, конечно, будет.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.