Даниил 1 глава

Книга пророка Даниила
Подстрочник Винокурова → Толкование Мэтью Генри

Подстрочник Винокурова

1
ἐν В 1722 PREP
ἔτει год 2094 N-DSN
τρίτῳ третий 5154 A-DSN
τῆς   3588 T-GSF
βασιλείας царства 932 N-GSF
Ιωακιμ Иоакима 2488 N-NSM
βασιλέως царя 935 N-GSM
Ιουδα Иуды 2455 N-PRI
ἦλθεν пришёл 2064 V-2AAI-3S
Ναβουχοδονοσορ Навуходоносор   N-NSM
βασιλεὺς царь 935 N-NSM
Βαβυλῶνος Вавилона 897 N-GSF
εἰς в 1519 PREP
Ιερουσαλημ Иерусалим 2419 N-PRI
καὶ и 2532 CONJ
ἐπολιόρκει осадил   V-IAI-3S
αὐτήν его. 846 P-ASF
2
καὶ И 2532 CONJ
ἔδωκεν дал 1325 V-AAI-3S
κύριος Господь 2962 N-NSM
ἐν в 1722 PREP
χειρὶ руку 5495 N-DSF
αὐτοῦ его 846 D-GSM
τὸν   3588 T-ASM
Ιωακιμ Иоакима 2488 N-NSM
βασιλέα царя 935 N-ASM
Ιουδα Иуды 2455 N-PRI
καὶ и 2532 CONJ
ἀπὸ из 575 PREP
μέρους части 3313 N-GSN
τῶν   3588 T-GPN
σκευῶν вещей 4632 N-GPN
οἴκου до́ма 3624 N-GSM
τοῦ   3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
ἤνεγκεν принёс 5342 V-AAI-3S
αὐτὰ их 846 D-APN
εἰς в 1519 PREP
γῆν землю 1093 N-ASF
Σεννααρ Сеннаар   NS
οἶκον дом 3624 N-ASM
τοῦ   3588 T-GSM
θεοῦ бога 2316 N-GSM
αὐτοῦ его 846 D-GSM
καὶ и 2532 CONJ
τὰ   3588 T-APN
σκεύη вещи 4632 N-APN
εἰσήνεγκεν внёс 1533 V-AAI-3S
εἰς в 1519 PREP
τὸν   3588 T-ASM
οἶκον дом 3624 N-ASM
θησαυροῦ сокровищницы 2344 N-GSM
τοῦ   3588 T-GSM
θεοῦ бога 2316 N-GSM
αὐτοῦ его. 846 D-GSM
3
καὶ И 2532 CONJ
εἶπεν сказал 2036 V-2AAI-3S
  3588 T-NSM
βασιλεὺς царь 935 N-NSM
τῷ   3588 T-DSM
Ασφανεζ Асфанезу   N-DSM
τῷ   3588 T-DSM
ἀρχιευνούχῳ старейшине   N-DSM
αὐτοῦ его 846 D-GSM
εἰσαγαγεῖν ввести 1521 V-2AAN
ἀπὸ из 575 PREP
τῶν   3588 T-GPM
υἱῶν сыновей 5207 N-GPM
τῆς   3588 T-GSF
αἰχμαλωσίας плена 161 N-GSF
Ισραηλ Израиля 2474 N-PRI
καὶ и 2532 CONJ
ἀπὸ из 575 PREP
τοῦ   3588 T-GSN
σπέρματος семени 4690 N-GSN
τῆς   3588 T-GSF
βασιλείας царства 932 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
ἀπὸ из 575 PREP
τῶν   3588 T-GP
φορθομμιν князей   N
4
νεανίσκους юношей 3495 N-APM
οἷς которых 3739 R-DPM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔστιν есть 1510 V-PAI-3S
ἐν в 1722 PREP
αὐτοῖς них 846 D-DPM
μῶμος порок 3470 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
καλοὺς хороших 2570 A-APM
τῇ   3588 T-DSF
ὄψει видом 3700 V-FDI-2S-ATT
καὶ и 2532 CONJ
συνιέντας понимающих 4920 V-PAPAP
ἐν во 1722 PREP
πάσῃ всякой 3956 A-DSF
σοφίᾳ мудрости 4678 N-DSF
καὶ и 2532 CONJ
γιγνώσκοντας знающих 1097 V-PAPAP
γνῶσιν знание 1108 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
διανοουμένους размышляющих   V-PMPP-APM
φρόνησιν мысль 5428 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
οἷς которых 3739 R-DPM
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
ἰσχὺς сила 2479 N-NSF
ἐν в 1722 PREP
αὐτοῖς них 846 D-DPM
ἑστάναι стоять 2476 V-RAN
ἐν в 1722 PREP
τῷ   3588 T-DSM
οἴκῳ доме 3624 N-DSM
τοῦ   3588 T-GSM
βασιλέως царя 935 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
διδάξαι научить 1321 V-AAN
αὐτοὺς их 846 P-APM
γράμματα письму 1121 N-APN
καὶ и 2532 CONJ
γλῶσσαν языку 1100 N-ASF
Χαλδαίων халдеев. 5466 N-GPM
5
καὶ И 2532 CONJ
διέταξεν распорядился 1299 V-AAI-3S
αὐτοῖς им 846 D-DPM
  3588 T-NSM
βασιλεὺς царь 935 N-NSM
τὸ   3588 T-ASN
τῆς   3588 T-GSF
ἡμέρας день 2250 N-GSF
καθ᾽ по [отношению к] 2596 PREP
ἡμέραν дню 2250 N-ASF
ἀπὸ от 575 PREP
τῆς   3588 T-GSF
τραπέζης стола 5132 N-GSF
τοῦ   3588 T-GSM
βασιλέως царя 935 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
ἀπὸ от 575 PREP
τοῦ   3588 T-GSM
οἴνου вина́ 3631 N-GSM
τοῦ   3588 T-GSM
πότου питья 4224 N-GSM
αὐτοῦ его 846 D-GSM
καὶ и 2532 CONJ
θρέψαι питать 5142 V-AAN
αὐτοὺς их 846 P-APM
ἔτη года 2094 N-APN
τρία три 5140 A-APN
καὶ и 2532 CONJ
μετὰ после 3326 PREP
ταῦτα этих [лет] 5023 D-APN
στῆναι поставить 2476 V-2AAN
ἐνώπιον перед 1799 ADV
τοῦ   3588 T-GSM
βασιλέως царём. 935 N-GSM
6
καὶ И 2532 CONJ
ἐγένετο случились 1096 V-2ADI-3S
ἐν среди 1722 PREP
αὐτοῖς них 846 D-DPM
ἐκ из 1537 PREP
τῶν   3588 T-GPM
υἱῶν сыновей 5207 N-GPM
Ιουδα Иуды 2455 N-PRI
Δανιηλ Даниил 1158 N-PRI
καὶ и 2532 CONJ
Ανανιας Анания 367 N-PRI
καὶ и 2532 CONJ
Μισαηλ Мисаил   N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
Αζαριας Азария.   N-NSM
7
καὶ И 2532 CONJ
ἐπέθηκεν возложил 2007 V-AAI-3S
αὐτοῖς им 846 D-DPM
  3588 T-NSM
ἀρχιευνοῦχος старейшина   N-NSM
ὀνόματα имена 3686 N-APN
τῷ   3588 T-DSM
Δανιηλ Даниилу 1158 N-PRI
Βαλτασαρ Валтасар   N-ASM
καὶ и 2532 CONJ
τῷ   3588 T-DSM
Ανανια Анании 367 N-PRI
Σεδραχ Седрах   N-ASM
καὶ и 2532 CONJ
τῷ   3588 T-DSM
Μισαηλ Мисаилу   N-NSM
Μισαχ Мисах   N-ASM
καὶ и 2532 CONJ
τῷ   3588 T-DSM
Αζαρια Азарии   N-DSM
Αβδεναγω Авденаго.   N
8
καὶ И 2532 CONJ
ἔθετο положил 5087 V-2AMI-3S
Δανιηλ Даниил 1158 N-PRI
ἐπὶ на 1909 PREP
τὴν   3588 T-ASF
καρδίαν сердце 2588 N-ASF
αὐτοῦ его 846 D-GSM
ὡς чтобы 5613 ADV
οὐ нет 3364 PRT-N
μὴ не 3364 PRT-N
ἀλισγηθῇ оскверниться   V-APS-3S
ἐν в 1722 PREP
τῇ   3588 T-DSF
τραπέζῃ трапезе 5132 N-DSF
τοῦ   3588 T-GSM
βασιλέως царя 935 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
ἐν в 1722 PREP
τῷ   3588 T-DSM
οἴνῳ вине 3631 N-DSM
τοῦ   3588 T-GSM
πότου питья 4224 N-GSM
αὐτοῦ его 846 D-GSM
καὶ и 2532 CONJ
ἠξίωσε просил 515 V-AAI-3S
τὸν   3588 T-ASM
ἀρχιευνοῦχον старейшину   N-ASM
ὡς чтобы 5613 ADV
οὐ нет 3364 PRT-N
μὴ не 3364 PRT-N
ἀλισγηθῇ оскверниться.   V-APS-3S
9
καὶ И 2532 CONJ
ἔδωκεν дал 1325 V-AAI-3S
  3588 T-NSM
θεὸς Бог 2316 N-NSM
τὸν   3588 T-ASM
Δανιηλ Даниила 1158 N-PRI
εἰς в 1519 PREP
ἔλεον милость 1656 N-ASM
καὶ и 2532 CONJ
εἰς в 1519 PREP
οἰκτιρμὸν милосердие 3628 N-ASM
ἐνώπιον перед 1799 ADV
τοῦ   3588 T-GSM
ἀρχιευνούχου старейшиной.   N-GSM
10
καὶ И 2532 CONJ
εἶπεν сказал 2036 V-2AAI-3S
  3588 T-NSM
ἀρχιευνοῦχος старейшина   N-NSM
τῷ   3588 T-DSM
Δανιηλ Даниилу: 1158 N-PRI
φοβοῦμαι Боюсь 5399 V-PNI-1S
ἐγὼ я 1473 P-1NS
τὸν   3588 T-ASM
κύριόν господина 2962 N-ASM
μου моего 3450 P-1GS
τὸν   3588 T-ASM
βασιλέα царя 935 N-ASM
τὸν   3588 T-ASM
ἐκτάξαντα распорядившегося [давать]   V-AAP-ASM
τὴν   3588 T-ASF
βρῶσιν пищу 1035 N-ASF
ὑμῶν вашу 5216 P-2GP
καὶ и 2532 CONJ
τὴν   3588 T-ASF
πόσιν питьё 4228 N-ASF
ὑμῶν ваше 5216 P-2GP
μήποτε не когда-либо 3379 ADV-N
ἴδῃ он увидел 1492 V-2AAS-3S
τὰ   3588 T-APN
πρόσωπα ли́ца 4383 N-APN
ὑμῶν ваши 5216 P-2GP
σκυθρωπὰ мрачные 4659 A-APN
παρὰ против 3844 PREP
τὰ   3588 T-APN
παιδάρια отроков 3808 N-APN
τὰ которые 3588 T-APN
συνήλικα сверстники   A-NAPN
ὑμῶν ваши 5216 P-2GP
καὶ и 2532 CONJ
καταδικάσητε обвините 2613 V-AAS-2P
τὴν   3588 T-ASF
κεφαλήν голову 2776 N-ASF
μου мою 3450 P-1GS
τῷ   3588 T-DSM
βασιλεῖ царю. 935 N-DSM
11
καὶ И 2532 CONJ
εἶπεν сказал 2036 V-2AAI-3S
Δανιηλ Даниил 1158 N-PRI
πρὸς к 4314 PREP
Αμελσαδ Амелсаду   N-ASM
ὃν которого 3739 R-ASM
κατέστησεν поставил 2525 V-AAI-3S
  3588 T-NSM
ἀρχιευνοῦχος старейшина   N-NSM
ἐπὶ при 1909 PREP
Δανιηλ Данииле, 1158 N-PRI
Ανανιαν Анании, 367 N-PRI
Μισαηλ Мисаиле,   N-NSM
Αζαριαν Азарии:   N-ASM
12
πείρασον Испытай 3985 V-AAD-2S
δὴ поэтому 1211 PRT
τοὺς   3588 T-APM
παῖδάς рабов 3816 N-APM
σου твоих 4675 P-2GS
ἡμέρας дней 2250 N-APF
δέκα десять 1176 A-NUI
καὶ и 2532 CONJ
δότωσαν дадут 1325 V-AAD-3P
ἡμῖν нам 2254 P-1DP
ἀπὸ из 575 PREP
τῶν   3588 T-GPN
σπερμάτων семян 4690 N-GPN
καὶ и 2532 CONJ
φαγόμεθα будем есть 2068 V-FMI-1P
καὶ и 2532 CONJ
ὕδωρ воду 5204 N-ASN
πιόμεθα попьём 4095 V-FMI-1P
13
καὶ и 2532 CONJ
ὀφθήτωσαν [да] явятся 3708 V-APD-3P
ἐνώπιόν перед 1799 ADV
σου тобой 4675 P-2GS
αἱ   3588 T-NPF
ἰδέαι ли́ца 2397 N-NPF
ἡμῶν наши 2257 P-1GP
καὶ и 2532 CONJ
αἱ   3588 T-NPF
ἰδέαι ли́ца 2397 N-NPF
τῶν   3588 T-GPN
παιδαρίων отроков 3808 N-GPN
τῶν   3588 T-GPN
ἐσθιόντων едящих 2068 V-PAP-GPM
τὴν   3588 T-ASF
τράπεζαν трапезу 5132 N-ASF
τοῦ   3588 T-GSM
βασιλέως царя 935 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
καθὼς как 2531 ADV
ἂν если 302 PRT
ἴδῃς увидишь 1492 V-2AAS-2S
ποίησον сделай 4160 V-AAM-2S
μετὰ со 3326 PREP
τῶν   3588 T-GPM
παίδων слугами 3816 N-GPM
σου твоими. 4675 P-2GS
14
καὶ И 2532 CONJ
εἰσήκουσεν послушал 1522 V-AAI-3S
αὐτῶν их 846 D-GPM
καὶ и 2532 CONJ
ἐπείρασεν испытал 3985 V-AAI-3S
αὐτοὺς их 846 P-APM
ἡμέρας дней 2250 N-APF
δέκα десять. 1176 A-NUI
15
καὶ И 2532 CONJ
μετὰ после 3326 PREP
τὸ   3588 T-ASN
τέλος завершения 5056 N-ASN
τῶν   3588 T-GPF
δέκα десяти 1176 A-NUI
ἡμερῶν дней 2250 N-GPF
ὡράθησαν явились 3708 V-API-3P
αἱ   3588 T-NPF
ἰδέαι ли́ца 2397 N-NPF
αὐτῶν их 846 D-GPM
ἀγαθαὶ хорошие 18 A-NPF
καὶ и 2532 CONJ
ἰσχυραὶ сильные 2478 A-NPF
ταῖς   3588 T-DPF
σαρξὶν телами 4561 N-DPF
ὑπὲρ более 5228 PREP
τὰ   3588 T-APN
παιδάρια отроков 3808 N-APN
τὰ   3588 T-APN
ἐσθίοντα едящих 2068 V-PAP-ASM
τὴν   3588 T-ASF
τράπεζαν трапезу 5132 N-ASF
τοῦ   3588 T-GSM
βασιλέως царя. 935 N-GSM
16
καὶ И 2532 CONJ
ἐγένετο сделалось 1096 V-2ADI-3S
Αμελσαδ Амелсад   N-ASM
ἀναιρούμενος брал 337 V-PMPNS
τὸ   3588 T-ASN
δεῖπνον обед 1173 N-ASN
αὐτῶν их 846 D-GPM
καὶ и 2532 CONJ
τὸν   3588 T-ASM
οἶνον вино 3631 N-ASM
τοῦ   3588 T-GSN
πόματος питья 4188 N-GSN
αὐτῶν их 846 D-GPM
καὶ и 2532 CONJ
ἐδίδου давал 1325 V-IAI-3S
αὐτοῖς им 846 D-DPM
σπέρματα семена 4690 N-APN
17
καὶ и 2532 CONJ
τὰ   3588 T-NPN
παιδάρια отрокам 3808 N-NPN
ταῦτα этим 5023 D-NPN
οἱ   3588 T-NPM
τέσσαρες четырём 5064 A-NPM
αὐτοί самим 846 P-NPM
ἔδωκεν дал 1325 V-AAI-3S
αὐτοῖς им 846 D-DPM
  3588 T-NSM
θεὸς Бог 2316 N-NSM
σύνεσιν понимание 4907 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
φρόνησιν рассудительность 5428 N-ASF
ἐν во 1722 PREP
πάσῃ всякой 3956 A-DSF
γραμματικῇ грамоте   A-DSF
καὶ и 2532 CONJ
σοφίᾳ мудрости 4678 N-DSF
καὶ и 2532 CONJ
Δανιηλ Даниил 1158 N-PRI
συνῆκεν понимал 4920 V-AAI-3S
ἐν во 1722 PREP
πάσῃ всяком 3956 A-DSF
ὁράσει виде́нии 3706 N-DSF
καὶ и 2532 CONJ
ἐνυπνίοις сновидениях. 1798 N-DPN
18
καὶ И 2532 CONJ
μετὰ после 3326 PREP
τὸ   3588 T-ASN
τέλος завершения 5056 N-ASN
τῶν   3588 T-GPF
ἡμερῶν дней 2250 N-GPF
ὧν [о] которых 3739 R-GPF
εἶπεν сказал 2036 V-2AAI-3S
  3588 T-NSM
βασιλεὺς царь 935 N-NSM
εἰσαγαγεῖν ввести 1521 V-2AAN
αὐτούς их 846 P-APM
καὶ и 2532 CONJ
εἰσήγαγεν ввёл 1521 V-2AAI-3S
αὐτοὺς их 846 P-APM
  3588 T-NSM
ἀρχιευνοῦχος старейшина   N-NSM
ἐναντίον перед 1726 PREP
Ναβουχοδονοσορ Навуходоносором   N-NSM
19
καὶ и 2532 CONJ
ἐλάλησεν говорил 2980 V-AAI-3S
μετ᾽ с 3326 PREP
αὐτῶν ними 846 D-GPM
  3588 T-NSM
βασιλεύς царь 935 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
οὐχ не 3756 PRT-N
εὑρέθησαν были найдены 2147 V-API-3P
ἐκ из 1537 PREP
πάντων всех 3956 A-GPM
αὐτῶν них 846 D-GPM
ὅμοιοι подобных 3664 A-NPM
Δανιηλ Даниилу 1158 N-PRI
καὶ и 2532 CONJ
Ανανια Анании 367 N-PRI
καὶ и 2532 CONJ
Μισαηλ Мисаилу   N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
Αζαρια Азарии   N-DSM
καὶ и 2532 CONJ
ἔστησαν они стали 2476 V-AAI-3P
ἐνώπιον перед 1799 ADV
τοῦ   3588 T-GSM
βασιλέως царём. 935 N-GSM
20
καὶ И 2532 CONJ
ἐν во 1722 PREP
παντὶ всяком 3956 A-DSN
ῥήματι слове 4487 N-DSN
σοφίας мудрости 4678 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
ἐπιστήμης знания 1989 N-GSF
ὧν которые 3739 R-GPN
ἐζήτησεν искал 2212 V-AAI-3S
παρ᾽ у 3844 PREP
αὐτῶν них 846 D-GPM
  3588 T-NSM
βασιλεύς царь 935 N-NSM
εὗρεν нашёл 2147 V-2AAI-3S
αὐτοὺς их 846 P-APM
δεκαπλασίονας в десять раз   A-APM
παρὰ сверх 3844 PREP
πάντας всех 3956 A-APM
τοὺς   3588 T-APM
ἐπαοιδοὺς волхвов   N-APM
καὶ и 2532 CONJ
τοὺς   3588 T-APM
μάγους магов 3097 N-APM
τοὺς   3588 T-APM
ὄντας находящихся 1510 V-PAP-APM
ἐν во 1722 PREP
πάσῃ всём 3956 A-DSF
τῇ   3588 T-DSF
βασιλείᾳ царстве 932 N-DSF
αὐτοῦ его. 846 D-GSM
21
καὶ И 2532 CONJ
ἐγένετο сделался 1096 V-2ADI-3S
Δανιηλ Даниил 1158 N-PRI
ἕως до 2193 ADV
ἔτους года 2094 N-GSN
ἑνὸς первого 1520 A-GSN
Κύρου Кира 2962 N-GSM
τοῦ   3588 T-GSM
βασιλέως царя. 935 N-GSM

Толкование Мэтью Генри

Эта глава более детально описывает начало жизни Даниила, его происхождение и образование, чем другие главы повествуют о других пророках. Исаия, Иеремия и Иезекииль начали сразу с божественных видений, а Даниил начал с изучения социальных наук и только затем был почтен божественными видениями — такие различные методы использует Бог, воспитывая мужей для служения в Своей Церкви. В данной главе описывается:

(I) Первое пленение Иоакима (ст. 1−2), когда вместе с другими потомками царской семьи был уведен в плен и Даниил.

(II) Выбор, сделанный Даниилом и некоторыми другими юношами, изучить халдейские книги, чтобы стать пригодными для служения правительству, и обеспечение их всем необходимым (ст. 3−7).

(III) Их благочестивый отказ есть царскую пищу и решение жить, питаясь овощами и водой; после испытания начальник евнухов позволил им так питаться, увидев, что эта пища им очень полезна (ст. 8−16).

(IV) Их поразительное превосходство над всеми остальными юношами в мудрости и знаниях (ст. 17−21).

Стихи 1−7. I. О первом нападении Навуходоносора, царя Вавилонского, совершенном в первый год его царствования на Иудею и Иерусалим в третий год царствования Иоакима, и о сопутствовавшем этому мероприятию успехе (ст. 1−2): он осадил Иерусалим и скоро стал его хозяином; он захватил царя, взял всех, кто ему нравился и что ему нравилось, и увел с собой. Затем он оставил Иоакима царствовать в качестве подданного, обязанного платить дань, что он и делал на протяжении восьми лет, но потом восстал и отказался платить дань, что и привело его к гибели. Большинство толкователей полагают, что именно от этой даты первого пленения нужно отсчитывать семьдесят лет, хотя Иерусалим был разрушен, а оставшиеся уведены в плен только девятнадцать лет спустя. В этот первый год Даниил был уведен в Вавилон и там оставался в течение семидесяти лет (см. ст. 21); на протяжении этого времени все народы должны были служить Навуходоносору, его сыну и сыну его сына (Иер 25:11). Поэтому пророк на протяжении своей жизни смог увидеть возрастание, царствование и гибель этой монархии; это было res unius aetatis — дело одной человеческой жизни: такая короткая жизнь у земных царств, в то время как царство небесное вечно. Праведник, видевший, как они укореняются, увидит падение их (Иов 5:3; Притч 29:16). Г-н Бругтон обращает внимание на соотношение времен в Божьем правлении с момента выхода из Египта: прошло сорок лет, пока они вошли в Ханаан, затем семь лет, пока земля была разделена; затем семь юбилеев до первого года, когда судьей стал Самуил, с которого начались пророчества; затем до нынешнего первого года пленения — семь раз по семьдесят лет (всего 490 лет — десять юбилеев); затем семьдесят лет до возвращения из плена, и с того момента до смерти Христа — еще семь раз по семьдесят лет; и затем сорок лет до разрушения Иерусалимского храма.

II. Как Он использовал свой успех. Он не разрушил город или царство, а сделал лишь то, что должен был сделать, чтобы исполнить угрозу о зле, которое должен причинить Вавилон. Она была объявлена Езекии за то, что он показал свои сокровища посланникам царя Вавилонского (Ис 39:6−7), и гласила, что богатства и дети будут уведены в плен, и если они благодаря этому смирятся и изменят свой образ жизни, то сила царя Вавилонского иссякнет и успех перестанет ему сопутствовать. Если незначительные суды достигают своей цели, то Бог не посылает более суровые, а если нет, то Он разожжет печь в семь раз сильнее. Давайте посмотрим, что было совершено в этот раз.

I. Сосуды святилища были унесены их часть (ст. 2) Они наивно верили, что храм защитит их даже если они будут продолжать грешить. И теперь, чтобы показать им тщетность этого упования, храм был разграблен первым. Многие святые сосуды, которые использовались во время богослужения, были унесены царем Вавилонским, а менее значительные принесены в качестве трофеев победы в дом его бога, которого со слепой преданностью он прославил за свой успех; и, предназначив эти сосуды в знак благодарности своему богу, он внес их в сокровищницу его храма. Обратите внимание на праведность gore: Его народ принес истуканов иных богов в Его храм, а теперь Он допустил, чтобы сосуды храма были унесены в сокровищницы иных богов. Отметьте: когда люди оскверняют сосуды святилища своими грехами, то Бог поступает справедливо, оскверняя их своими судами. Возможно, сокровища царского дома также подверглись ограблению, как было предсказано, но особо отмечается, что были унесены сосуды святилища, ибо впоследствии мы увидим, что именно их осквернение наполнило меру беззаконий халдеев (Дан 5:3). Но обратите внимание, что тогда была унесена только их часть; некоторые были оставлены для испытания, чтобы увидеть, последует ли народ правильным путем ради предотвращения вывоза оставшихся (см. Иер 27:18).

2. Дети и юноши, особенно имевшие благородное или царское происхождение, красивые и подающие большие надежды, были уведены в плен. Так дети были наказаны за беззакония отцов. Навуходоносор увел их (1) как трофеи, чтобы продемонстрировать в качестве доказательств и для возвеличивания своих успехов.

(2) Как заложников преданности их родителей, оставшихся на родине, которые должны были стараться вести себя хорошо, чтобы с их детьми в плену хорошо обращались.

(3) Как потомство, которое будет служить ему. Он увел их, чтобы обучить и сделать пригодными для служения под его руководством или под воздействием непонятной привязанности, которую часто испытывают великие люди по отношению к иностранцам, а не к соотечественникам, или так как знал, что среди халдеев не было так много умных, энергичных и изобретательных молодых людей, как среди юношей Израиля. Если так, то это прославляло евреев как народ, одаренный более других народов, и плод благословения. Но стыдно, что такой умный народ имел так мало мудрости и благодати.

Обратите внимание [1] на указы, которые дал Царь Вавилонский для отбора этих юношей (ст. 4). Халдеи не должны были отбирать юношей, имевших телесный дефект, а только внешне приятых молодых людей, чей вид свидетельствовал об изобретательности и хорошем нраве. Но этого было недостаточно: они должны быть понятливы для всякой науки, разумеющие науки и смышленые — те, которые имели быстрый и острый ум, могли разумно рассказать о своей стране и науках, которым были уже научены. Он выбирал юношей, так как они более податливы и покорны, смогут забыть свой народ и смешаться с халдеями. Он имел для них определенные планы; они должны обладать такими качествами, которые позволили бы им служить в чертогах царских: не только сопровождать представителя царской семьи, но и руководить его делами. Это был пример мудрой политики развивающейся монархии в самом начале его царствования и хорошим знамением его процветания, ибо он заботился, чтобы воспитать последователей, годных для государственного служения. Он не был похож на Ахашвероша, повелевшего выбрать ему молодых девиц для служения в своем правительстве. Правителям выгодно иметь мудрых мужей, служащих им, и поэтому они поступят мудро, если постараются найти и обучить таковых. Беда нашего мира заключается в том, что многие мужья, годные для государственной службы, погребены в безвестности, а много негодных продвинулось в ней.

[2] На проявленную о них заботу. Во-первых, об их образовании. Он повелел, чтобы их научили книгам и языку халдейскому. Предполагалось, что они уже были мудрыми и образованными, но должны были учиться дальше. Дай наставление мудрому, и он приумножит знание. Отметьте: кто хочет делать добро в мире, когда вырастет, тот должен учиться, пока молод. Это возраст, подходящий для учения; если это время будет утеряно, то его трудно будет искупить. Из этого не следует, что Навуходоносор хотел научить их противозаконным методам, используемым среди халдеев, магии и ворожбе; если бы он стремился к этому, то Даниил и его друзья не осквернили бы себя этим. Более того, мы не находим, чтобы он повелел обучить их религии халдеев, из чего следует, что в то время он не был религиозным фанатиком; если юноши были сообразительными и верными, годными для бизнеса, то ему неважно, какой религии они придерживались, главное — чтобы они хоть немного были религиозными. Они должны были изучить язык и законы страны, историю, философию, математику и искусство земледелия, научиться ведению войны, мореходству и тем наукам, которые сделали бы их пригодными для служения своему поколению. Отметьте: кто обеспечивает хорошим образованием молодежь, тот совершает важное служение для государства. Во-вторых, об их обеспечении. Он обеспечил их на три года не только необходимым, но и лакомствами для ободрения их в учебе. Они имели ежедневную пищу с царского стола и вино, которое он сам пил (ст. 5). Это говорило о его щедрости и человечности; хотя они были пленниками, но он учитывал их происхождение и качества, их дух и одаренность и почтительно обращался с ними; он старался сделать плен необременительным для них. Когда люди знатного происхождения и хорошо воспитанные попадают в беду, то им нужно оказывать должное уважение. Прогрессивное образование требует хорошего содержания.

III. О Данииле и его друзьях. Они были из сыновей Иудиных, из царского колена, и, возможно, из дома Давидова, который воспитал многочисленную семью; и Бог сказал Езекии, что из сыновей, которые произойдут от него, некоторые будут евнухами или управляющими во дворце царя Вавилонского. Начальник евнухов изменил имена Даниила и его друзей частично, чтобы показать свою власть над ними и их покорность ему, частично в доказательство того, что они приняли гражданство и стали халдеями. Их иудейские имена, которые они получили при обрезании, имели в себе частичку Божьего имени — Jah: имя Даниил означало Бог — мой Судья, Анания — благодать Господа, Мисаил — Бог крепкий, Азария — Бог помощь. Чтобы они забыли Бога своих отцов, водителя их юности, им дали имена, имеющие черты халдейского идолопоклонства. Имя Валтасар означает хранитель сокровищ Вила; Седрах — вдохновение солнца, которому поклонялись халдеи; Мисах — принадлежащий божеству Сах, под именем которого поклонялись Венере; Авденаго — слуга сияющего огня, которому также поклонялись халдеи. Так, хотя юношей не принуждали отказаться от религии своих отцов и принять религию завоевателей, тем не менее сделали все возможное, используя доступные средства, чтобы они постепенно забыли прошлое и приспособились к нынешнему положению дел. Обратите внимание, как хорошо о них заботились; хотя они страдали за грехи своих отцов, но были выделены и продвинуты благодаря собственным заслугам, а страна где они оказались в плену, была к ним более доброжелательна в то время, чем их родина.

Стихи 8−16. В данных стихах для нашего удовлетворения мы можем обратить внимание:

I. Что Даниил стал любимцем начальника евнухов (ст. 9), как Иосиф стал любимцем начальника тюрьмы; он обрел его благорасположение. Несомненно, Даниил заслужил его; к нему хорошо относились благодаря его изобретательности и доброму нраву (он был мужем желаний, Дан 9:23); но здесь говорится, что именно Бог даровал ему благорасположение начальника евнухов, ибо не с каждым обращаются соответственно его заслугам. Отметьте: мы должны признавать, что заинтересованность в нас, которую, как нам кажется, мы обрели благодаря себе, — это дар Бога, и Ему воздавать славу за это. Кто бы ни был любимцем, но именно Бог даровал ему благорасположение; именно благодаря Ему он обрел благоволение. Тем самым было подтверждено, что именно Он возбуждал к ним сострадание во всех, пленявших их (Пс 115:46). Пусть молодые познают, что способ обрести благоволение — быть покорным и исполнительным.

II. Что Даниил оставался верным своей религии. Халдеи изменили его имя, но не могли изменить его природы. Как бы им ни нравилось называть его, но он смог сохранить в себе дух израильтянина. Он так же старательно, как и другие, изучал свои книги и прилагал усилия, чтобы овладеть науками и языком халдейским, но при этом принял решение не оскверняться яствами со стола царского: не есть пищу и не пить вино, какое пьет царь (ст. 8). А как только он сообщил свою цель и привел для нее основание своим друзьям, они пришли к такому же решению, что следует из ст. 11. Они сделали это не из-за недовольства или сварливости или чувства противоречия, а под воздействием совести. Возможно, питаться с царского стола и пить его вино само по себе не было противозаконно, но (1) они очень тщательно следили, чтобы в пище не оказалось что-нибудь греховное. Им могли преподнести пищу, которая четко запрещалась их законом, как, например, мясо свиньи, или они боялись, чтобы она не была принесена в жертву идолу или благословлена во имя идола. Евреи очень сильно отличались от других народов своей пищей (Лев 11:45−46); эти благочестивые юноши, находясь в чужой стране, считали себя обязанными поддерживать славу своего народа как избранного. Хотя они не могли поддерживать свое достоинство как князья, но не хотели терять его как израильтяне, ибо именно эту характеристику считали самой ценной. Отметьте: когда народ Божий оказался в Вавилоне, то ему нужно было прилагать особые усилия, чтобы не участвовать в его грехах. Похоже, само провидение поставило перед ними эту пищу; как пленникам, им приходилось есть ту пищу, которую им давали, и они должны были быть покорны своим хозяевам; но если это противоречило заповеди, то они должны были дополнять ее. Хотя провидение говорило: «Заколи и ешь», но совесть говорила: «Нет, Господи, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои».

(2) Они были требовательны к себе и следили, чтобы то, что само по себе не имело греха, для них не оказалось поводом для греха, чтобы, потакая этими лакомствами своему аппетиту, они не стали греховными, сластолюбивыми и не полюбили удовольствия Вавилона. Они выучили молитву Давида: «Да не вкушу я от сластей их» (Пс 140:4) и заповедь Соломона: «Не прельщайся лакомыми яствами его; это — обманчивая пища» (Притч 23:3), и соответственно им пришли к данному решению. Отметьте: величайшей похвалы заслуживают те (особенно молодые люди), кто мертв к чувственным наслаждениям, кто не жаждет их, не наслаждается ими, а смотрит на них с безразличием. Кто хочет превосходить в мудрости и благочестии, тот должен своевременно научиться усмирять и порабощать тело свое.

(3) Как бы там ни было, но они считали это неуместным именно сейчас, когда Иерусалим оказался в беде, а они сами — в плену. В их сердце не было желания пить из чаш вино, тем более они скорбели о бедствии Иосифа. Хотя в их венах текла царская кровь, но они считали неуместным иметь во рту царские лакомства, когда сами были так значительно унижены. Отметьте: нам приличествует смиряться, когда нас касаются смиряющие провидения. Не называйте меня Ноеминью, а называйте меня Марою. Посмотрите, какую пользу приносят страдания; если судить по тому, как Иеремия описывал князей и вельмож в то время в Иерусалиме, то видно, что они очень порочны и нечестивы, оскверняли себя пищей, приносимой в жертву идолам, в то время как эти благородные юноши, находившиеся в плену, не осквернялись яствами со стола Царского. Насколько лучше обстоят дела у тех, кто сохранил свою непорочность, находясь в беде, чем у тех, кто сохранил свою порочность, находясь на вершине процветания! Обратите внимание: самое главное — Даниил избежал осквернения грехом; именно этого мы должны бояться больше, чем любой внешней беды. Приняв решение, Даниил просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему: не только, чтобы его не принуждали к этому, а и не искушали к этому, чтобы наживка не была положена перед ним и он не видел царской пищи, предназначенной ему, и вина, когда оно искрилось. Легче устоять перед искушением, находясь от него на расстоянии, чем позволить ему приблизиться и быть вынужденным поставить преграду в гортани своей. Отметьте: наилучшим образом мы используем тех, в ком обрели благоволение, если они помогают нам воздерживаться от греха.

III. Что Бог чудесным образом помог ему в этом. Когда Даниил попросил, чтобы ему не предлагали царскую пищу и не ставили вина, то начальник евнухов возразил, что если он и его друзья не будут выглядеть так же хорошо, как другие, то это может навлечь гнев царя и он потеряет голову (ст. 10). Даниил, чтобы убедить его в том, что нет опасности иметь плохие последствия, предлагает сделать опыт. Далее он обращается к низшему по званию офицеру Амелсару или управляющему: «Сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней, в течение этого времени давай нам в пищу только овощи — только травы и фрукты, поджаренные бобы или чечевицу и воду для питья; ты посмотришь, сможем ли мы обойтись этим, и сделаешь соответствующий вывод» (ст. 13). Люди не поверят в полезность воздержанности и щадящей диеты, равно как и тому, что это улучшает здоровье тела, пока не испытают ее. Испытание было проведено. Даниил и его друзья на протяжении десяти дней питались овощами и водой; это была суровая диета для юношей благородного воспитания и образования, и можно было скорее ожидать, что они воспротивятся, а не будут просить о ней. По истечении же десяти дней их сравнили с другими отроками, и было обнаружено, что они красивее и телом полнее — имеют более здоровый вид и цвет лица, чем отроки, которые питались царскими яствами (ст. 15). Частично это было естественным результатом их воздержанности, но должно приписываться особому благословению Бога, Который может сделать незначительное важным: блюдо из зелени лучше откормленного быка. Из этого следует, что не хлебом одним живет человек; овощи и вода будут самой питательной пищей, если Бог скажет слово. Посмотрите, что значит воздерживаться от осквернений греха: это возможность иметь утешение и удовлетворение, которое будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих, в то время как греховные удовольствия — это гниль для костей.

IV. Что его начальник благоволил к нему. Управляющий не заставлял его питаться вопреки убеждениям совести, а, как они того желали, давал им овощи и воду (ст. 16) — те удовольствия, которым они радовались; и у нас есть основания полагать, что их радости не завидовали. Это является великим примером воздержания и удовлетворенности ничтожными вещами; и (как говорил Эпикур), «кто живет, равняясь на природу, тот никогда не будет бедным, а кто живет, равняясь на мнение, тот никогда не будет богатым». Эта чудесная воздержанность в юношах во дни их юности внесла значительный вклад в их подготовку (1) для выдающегося служения. Тем самым они поддерживали свой разум чистым и безоблачным, годным для размышлений, сохраняли значительное количество времени и направляли мысли на наилучшие занятия; тем самым они предотвратили те болезни, которые лишают возможности людей в зрелом возрасте заниматься делом из-за невоздержанности в юности.

(2) К значительным страданиям. Кто подобным образом привыкает к трудностям и ведет жизнь самоотречения и умерщвления, тому легче осмелиться войти в раскаленную печь и яму со львами, чем согрешить перед Богом.

Стихи 17−21. О Данииле и его друзьях в данных стихах говорится следующее.

I. Они достигли выдающихся достижений в обучении (ст. 17). Они были трезвы и прилежны, много учились, и мы можем предположить, что их учителя, убедившись в их необычных способностях, много работали с ними; но прежде всего мы должны приписать все их успехи Богу. Именно Он даровал им знание и разумение всякой книги и мудрости, ибо всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов. Именно Господь наш Бог дает человеку силу обрести богатство; разум обеспечивает всем необходимым Тот, Кто образовал его. Выдающиеся способности, которыми Бог одарил этих четырех отроков, были (1) компенсацией за их потери. За беззакония их отцов они были лишены почестей и удовольствий, которые сопутствовали бы их благородному происхождению, и, чтобы возместить это, Бог, давая способность к обучению, дал им лучшие почести и удовольствия, чем те, которых они лишились (2) Наградой за их непорочность. Они держались своей религии в самые трудные моменты и не осквернялись царской пищей или вином, фактически оставаясь назореями; и теперь за это Бог наградил их выдающимися способностями к обучению, ибо Бог дает человеку, который добр пред лицем Его, мудрость и знание и радость (Еккл 2:26). Даниилу Он дал двойную часть — разуметь всякие видения и сны. Он умел истолковывать сны, как Иосиф, но не согласно правилам этого искусства, которыми пользовались волхвы, а благодаря божественной проницательности и мудрости, данной ему Богом. Более того он был наделен духом пророчества, благодаря которому мог общаться с Богом и принимать во снах и видениях знания о божественных истинах (Чис 12:6). И поэтому, соответственно полученному им дару (мы читаем в этой книге), Даниил постоянно имел дело со снами и видениями, истолковывая или получая их, ибо каждый тем даром, какой получил, должен служить друг другу и иметь расположенное к этому сердце, как только представится возможность (1Пет 4:10).

II. Царь был очень доволен ими. По прошествии трех лет, посвященных обучению (похоже, приступая к учебе, они уже были взрослыми, возможно, лет двадцати), они были представлены царю вместе с остальными учениками (ст. 18). Сам царь опрашивал и говорил с ними (ст. 19). Он мог делать это, так как был образованным человеком, в противном случае он не смог бы стать такой выдающейся личностью. Он захотел лично поговорить с ними, ибо мудро поступают те правители, которые при выборе людей, которые будут служить им, лично встречаются с ними и испытывают их способности, а не полагаются на мнения других. Царь экзаменовал их не столько в знаниях языков, правилах ораторства или поэзии, сколько во всяком деле мудрого уразумения, принципах благоразумия и справедливого управления: он интересовался их мнением о моральных принципах человеческой жизни и государственных дел; его интересовал не столько вопрос «Умны ли они?», сколько — «Мудры ли они?» И он обнаружил, что они превосходили не только молодых кандидатов, обучавшихся вместе с ними, но и стали сведущими более старцев и своих учителей (Пс 118:99−100). Царь был настолько нелицеприятен к своим соотечественникам, старейшинам, приверженцам своей религии и людям утвердившейся хорошей репутации, что после проведения испытания с легкостью признал, что эти бедные пленные еврейские юноши были в десять раз мудрее и выше всех тайноведцев, какие были во всем царстве его (ст. 20), Он очень скоро осознал, что в этих юношах было что-то исключительное, и очень скоро убедился (что удивило и обрадовало его), что лучше предпочесть незначительные познания в истинной божественности, чем иметь значительные познания в ворожбе, которыми он раньше пользовался. Что общего у мякины с чистым зерном? Что значат жезлы волхвов по сравнению с жезлом Аарона? Их невозможно сравнить, Эти четверо юношей были лучше, были в десять раз выше всех старых профессионалов вместе взятых, какие были во всем царстве его, а мы можем быть уверены, что их было немало. Такое презрение Бог излил на гордость халдеев и такое почтение оказал Своему народу, оказавшемуся в униженном положении; и так Он поступил не только с этими людьми, но и с остатками их народа ради их же блага: им было оказано большее уважение в стране, где они оказались в плену. И наконец, в их адрес было принято решение, чтобы они служили пред царем (ст. 19); они должны были служить в приемном зале, более того, участвовать в заседаниях государственного совета, ибо привилегию видеть лицо царя имели только тайные советники (Есф 1:14). Это подтверждает наблюдение Соломона: «Видел ли ты человека проворного в своем деле, благоразумного и смиренного? Он будет стоять перед царями, он не будет стоять перед простыми». Трудолюбие — способ продвижения. Нам не говорится, как долго остальные три юноши служили при дворе, но Даниил был там до первого года царя Кира (ст. 21), хотя не всегда к нему благоволили и хорошо отзывались о нем. Он жил и пророчествовал год спустя после воцарения Кира, но это упомянуто для того, чтобы обратить внимание, что он дожил, чтобы увидеть освобождение своего народа из плена и его возвращение на родину. Отметьте: иногда Бог оказывает благоволение Своим рабам, которые скорбели о Сионе и постигшем его бедствии, позволяя им дожить и увидеть лучшие времена Церкви, чем те, которые были в начале их жизни, и разделить с ней ее радость.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.