2 Тимофею 1 глава

Второе послание к Тимофею апостола Павла
Подстрочник Винокурова → Комментарии МакДональда

Подстрочник Винокурова

1
Παῦλος Павел 3972 N-NSM
ἀπόστολος апостол 652 N-NSM
Χριστοῦ Христа 5547 N-GSM
Ἰησοῦ Иисуса 2424 N-GSM
διὰ через 1223 PREP
θελήματος волю 2307 N-GSN
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
κατ᾽ по 2596 PREP
ἐπαγγελίαν обещанию 1860 N-ASF
ζωῆς жизни 2222 N-GSF
τῆς  3588 T-GSF
ἐν в 1722 PREP
Χριστῷ Христе 5547 N-DSM
Ἰησοῦ Иисусе 2424 N-DSM
2
Τιμοθέῳ Тимофею 5095 N-DSM
ἀγαπητῷ любимому 27 A-DSN
τέκνῳ· ребёнку; 5043 N-DSN
χάρις, благодать, 5485 N-NSF
ἔλεος, милость, 1656 N-NSN
εἰρήνη мир 1515 N-NSF
ἀπὸ от 575 PREP
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
πατρὸς Отца 3962 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
Χριστοῦ Христа 5547 N-GSM
Ἰησοῦ Иисуса 2424 N-GSM
τοῦ  3588 T-GSM
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
ἡμῶν. нашего. 2257 P-1GP
3
Χάριν Благодарность 5485 N-ASF
ἔχω имею 2192 V-PAI-1S
τῷ  3588 T-DSM
θεῷ, [к] Богу, 2316 N-DSM
Которому 3739 R-DSM
λατρεύω служу 3000 V-PAI-1S
ἀπὸ от 575 PREP
προγόνων предков 4269 N-GPM
ἐν в 1722 PREP
καθαρᾷ чистой 2513 A-DSF
συνειδήσει, совести, 4893 N-DSF
ὡς как 5613 ADV
ἀδιάλειπτον непрестанное 88 A-ASF
ἔχω имею 2192 V-PAI-1S
τὴν  3588 T-ASF
περὶ о 4012 PREP
σοῦ тебе 4675 P-2GS
μνείαν упоминание 3417 N-ASF
ἐν в 1722 PREP
ταῖς  3588 T-DPF
δεήσεσίν прошениях 1162 N-DPF
μου моих 3450 P-1GS
νυκτὸς ночью 3571 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
ἡμέρας, днём, 2250 N-GSF
4
ἐπιποθῶν жаждущий 1971 V-PAP-NSM
σε тебя 4571 P-2AS
ἰδεῖν, увидеть, 1492 V-2AAN
μεμνημένος помнящий 3415 V-RPP-NSM
σου твои 4675 P-2GS
τῶν  3588 T-GPN
δακρύων, слёзы, 1144 N-GPN
ἵνα чтобы 2443 CONJ
χαρᾶς радостью 5479 N-GSF
πληρωθῶ, я был наполнен, 4137 V-APS-1S
5
ὑπόμνησιν напоминание 5280 N-ASF
λαβὼν принявший 2983 V-2AAP-NSM
τῆς  3588 T-GSF
ἐν в 1722 PREP
σοὶ тебе 4671 P-2DS
ἀνυποκρίτου непритворной 505 A-GSF
πίστεως, веры, 4102 N-GSF
ἥτις той, которая 3748 R-NSF
ἐνῴκησεν поселилась 1774 V-AAI-3S
πρῶτον сначала 4412 ADV-S
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
μάμμῃ бабушке 3125 N-DSF
σου твоей 4675 P-2GS
Λωΐδι Лоис 3090 N-DSF
καὶ и 2532 CONJ
τῇ  3588 T-DSF
μητρί матери 3384 N-DSF
σου твоей 4675 P-2GS
Εὐνίκῃ, Эвнике, 2131 N-DSF
πέπεισμαι я убеждён 3982 V-RPI-1S
δὲ же 1161 CONJ
ὅτι что 3754 CONJ
καὶ и 2532 CONJ
ἐν в 1722 PREP
σοί. тебе. 4671 P-2DS
6
δι᾽ Из-за 1223 PREP
ἣν которой 3739 R-ASF
αἰτίαν причины 156 N-ASF
ἀναμιμνῄσκω напоминаю 363 V-PAI-1S
σε тебе 4571 P-2AS
ἀναζωπυρεῖν разжигать 329 V-PAN
τὸ  3588 T-ASN
χάρισμα дарование 5486 N-ASN
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ, Бога, 2316 N-GSM
которое 3588 R-NSN
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
ἐν в 1722 PREP
σοὶ тебе 4671 P-2DS
διὰ через 1223 PREP
τῆς  3588 T-GSF
ἐπιθέσεως возложение 1936 N-GSF
τῶν  3588 T-GPF
χειρῶν рук 5495 N-GPF
μου· моих; 3450 P-1GS
7
οὐ не 3739 PRT-N
γὰρ ведь 1063 CONJ
ἔδωκεν дал 1325 V-AAI-3S
ἡμῖν нам 2254 P-1DP
 3588 T-NSM
θεὸς Бог 2316 N-NSM
πνεῦμα духа 4151 N-ASN
δειλίας, боязливости, 1167 N-GSF
ἀλλὰ но 235 CONJ
δυνάμεως силы 1411 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
ἀγάπης любви 26 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
σωφρονισμοῦ. благоразумия. 4995 N-GSM
8
μὴ Не 3361 PRT-N
οὖν итак 3767 CONJ
ἐπαισχυνθῇς устыдись 1870 V-AOS-2S
τὸ  3588 T-ASN
μαρτύριον свидетельства 3142 N-ASN
τοῦ  3588 T-GSM
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
ἡμῶν нашего 2257 P-1GP
μηδὲ и не 3366 CONJ-N
ἐμὲ меня 1691 P-1AS
τὸν  3588 T-ASM
δέσμιον узника 1198 N-ASM
αὐτοῦ, Его, 846 P-GSM
ἀλλὰ но 235 CONJ
συγκακοπάθησον пострадай вместе 4777 V-AAM-2S
τῷ  3588 T-DSN
εὐαγγελίῳ [с] благовестием 2098 N-DSN
κατὰ по 2596 PREP
δύναμιν силе 1411 N-ASF
θεοῦ, Бога, 2316 N-GSM
9
τοῦ  3588 T-GSM
σώσαντος спасшего 4982 V-AAP-GSM
ἡμᾶς нас 2248 P-1AP
καὶ и 2532 CONJ
καλέσαντος призвавшего 2564 V-AAP-GSM
κλήσει призывом 2821 N-DSF
ἁγίᾳ, святым, 40 A-DSF
οὐ не 3739 PRT-N
κατὰ по 2596 PREP
τὰ  3588 T-APN
ἔργα делам 2041 N-APN
ἡμῶν нашим 2257 P-1GP
ἀλλὰ но 235 CONJ
κατὰ по 2596 PREP
ἰδίαν собственному 2398 A-ASF
πρόθεσιν предустановлению 4286 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
χάριν, благодати, 5485 N-ASF
τὴν  3588 T-ASF
δοθεῖσαν данной 1325 V-APP-ASF
ἡμῖν нам 2254 P-1DP
ἐν в 1722 PREP
Χριστῷ Христе 5547 N-DSM
Ἰησοῦ Иисусе 2424 N-DSM
πρὸ прежде 4253 PREP
χρόνων времён 5550 N-GPM
αἰωνίων, вечных, 166 A-GPM
10
φανερωθεῖσαν сделанной явной 5319 V-APP-ASF
δὲ же 1161 CONJ
νῦν ныне 3568 ADV
διὰ через 1223 PREP
τῆς  3588 T-GSF
ἐπιφανείας явление 2015 N-GSF
τοῦ  3588 T-GSM
σωτῆρος Спасителя 4990 N-GSM
ἡμῶν нашего 2257 P-1GP
Χριστοῦ Христа 5547 N-GSM
Ἰησοῦ, Иисуса, 2424 N-GSM
καταργήσαντος упразднившего 2673 V-AAP-GSM
μὲν ведь 3303 PRT
τὸν  3588 T-ASM
θάνατον смерть 2288 N-ASM
φωτίσαντος осветившего 5461 V-AAP-GSM
δὲ же 1161 CONJ
ζωὴν жизнь 2222 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
ἀφθαρσίαν нетленность 861 N-ASF
διὰ через 1223 PREP
τοῦ  3588 T-GSN
εὐαγγελίου, благовестие, 2098 N-GSN
11
εἰς на 1519 PREP
которое 3588 R-ASN
ἐτέθην был предложен 5087 V-API-1S
ἐγὼ я 1473 P-1NS
κῆρυξ глашатай 2783 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
ἀπόστολος апостол 652 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
διδάσκαλος. учитель. 1320 N-NSM
12
δι᾽ Через 1223 PREP
ἣν которую 3739 R-ASF
αἰτίαν причину 156 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
ταῦτα это 5023 D-APN
πάσχω, претерпеваю, 3958 V-PAI-1S
ἀλλ᾽ но 235 CONJ
οὐκ не 3756 PRT-N
ἐπαισχύνομαι, стыжусь, 1870 V-PNI-1S
οἶδα знаю 1492 V-RAI-1S
γὰρ ведь 1063 CONJ
Которому 3739 R-DSM
πεπίστευκα, я поверил, 4100 V-RAI-1S
καὶ и 2532 CONJ
πέπεισμαι я убеждён 3982 V-RPI-1S
ὅτι что 3754 CONJ
δυνατός силён 1415 A-NSM
ἐστιν Он есть 1510 V-PAI-3S
τὴν  3588 T-ASF
παραθήκην вклад 3866 N-ASF
μου мой 3450 P-1GS
φυλάξαι сохранить 5442 V-AAN
εἰς на 1519 PREP
ἐκείνην тот 1565 D-ASF
τὴν  3588 T-ASF
ἡμέραν. день. 2250 N-ASF
13
ὑποτύπωσιν Образец 5296 N-ASF
ἔχε имей 2192 V-PAM-2S
ὑγιαινόντων здравствующих 5198 V-PAP-GPM
λόγων слов 3056 N-GPM
ὧν которые 3739 R-GPM
παρ᾽ от 3844 PREP
ἐμοῦ меня 1700 P-1GS
ἤκουσας ты услышал 191 V-AAI-2S
ἐν в 1722 PREP
πίστει вере 4102 N-DSF
καὶ и 2532 CONJ
ἀγάπῃ любви 26 N-DSF
τῇ  3588 T-DSF
ἐν в 1722 PREP
Χριστῷ Христе 5547 N-DSM
Ἰησοῦ· Иисусе; 2424 N-DSM
14
τὴν  3588 T-ASF
καλὴν хороший 2570 A-ASF
παραθήκην вклад 3866 N-ASF
φύλαξον сохрани 5442 V-AAM-2S
διὰ через 1223 PREP
πνεύματος Духа 4151 N-GSN
ἁγίου Святого 40 A-GSN
τοῦ  3588 T-GSN
ἐνοικοῦντος обитающего 1774 V-PAP-GSN
ἐν в 1722 PREP
ἡμῖν. нас. 2254 P-1DP
15
Οἶδας Знаешь 1492 V-RAI-2S
τοῦτο, это, 5124 D-ASN
ὅτι что 3754 CONJ
ἀπεστράφησάν были отвращены 654 V-2API-3P
με [от] меня 3165 P-1AS
πάντες все 3956 A-NPM
οἱ которые 3588 T-NPM
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
Ἀσίᾳ, Азии, 773 N-DSF
ὧν [из] которых 3739 R-GPM
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
Φύγελος Фигел 5436 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
Ἑρμογένης. Гермоген. 2061 N-NSM
16
δῴη Пусть даст 1325 V-2AAO-3S
ἔλεος милость 1656 N-ASN
 3588 T-NSM
κύριος Господь 2962 N-NSM
τῷ  3588 T-DSM
Ὀνησιφόρου Онисифора 3683 N-GSM
οἴκῳ, дому, 3624 N-DSM
ὅτι потому что 3754 CONJ
πολλάκις часто 4178 ADV
με меня 3165 P-1AS
ἀνέψυξεν он освежал 404 V-AAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
τὴν  3588 T-ASF
ἅλυσίν цепи́ 254 N-ASF
μου моей 3450 P-1GS
οὐκ не 3756 PRT-N
ἐπαισχύνθη, устыдится он, 1870 V-AOI-3S
17
ἀλλὰ но 235 CONJ
γενόμενος сделавшийся 1096 V-2ADP-NSM
ἐν в 1722 PREP
Ῥώμῃ Риме 4516 N-DSF
σπουδαίως поспешно 4709 ADV
ἐζήτησέν он поискал 2212 V-AAI-3S
με меня 3165 P-1AS
καὶ и 2532 CONJ
εὗρεν· нашёл; 2147 V-2AAI-3S
18
δῴη пусть даст 1325 V-2AAO-3S
αὐτῷ ему 846 P-DSM
 3588 T-NSM
κύριος Господь 2962 N-NSM
εὑρεῖν найти 2147 V-2AAN
ἔλεος милость 1656 N-ASN
παρὰ у 3844 PREP
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
ἐν в 1722 PREP
ἐκείνῃ тот 1565 D-DSF
τῇ  3588 T-DSF
ἡμέρᾳ. день. 2250 N-DSF
καὶ И 2532 CONJ
ὅσα сколькое 3745 K-APN
ἐν в 1722 PREP
Ἐφέσῳ Ефесе 2181 N-DSF
διηκόνησεν, он послужил, 1247 V-AAI-3S
βέλτιον очень хорошо 957 ADV-C
σὺ ты 4771 P-2NS
γινώσκεις. знаешь. 1097 V-PAI-2S

Комментарии МакДональда

I. ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ПРИВЕТСТВИЯ ТИМОФЕЮ (1:1−5)

1:1 В первых же строках письма Павел представляется как апостол Иисуса Христа. Прославленный Господь поручил ему особое служение. Свое назначение Павел получил не от людей и не через людей, но непосредственно через волю Божью. Далее Павел говорит, что его апостольство по обетованию жизни во Христе Иисусе. Бог обещал, что всякий, кто уверует в Христа Иисуса, получит жизнь вечную. Призвание Павла к апостольскому служению созвучно этому обещанию. Не будь этого обещания, не было бы нужды и в таком апостоле, как Павел. По словам Вайна, «в намерение Бога входило, чтобы жизнь, пребывавшая во Христе Иисусе в вечном прошлом, была дана нам. Логическим следствием этой цели было то, что Павел должен был стать апостолом». (W. E. Vine, Exposition of the Epistles to Timothy, рр. 60−61.) Пять упоминаний понятия «жизнь» в этом послании В. Пауль Флинт истолковывает как: 1:1 — обетование жизни; 1:10 — явление жизни; 2:11 — участие в жизни; 3:12 — образец жизни; 4:1 — цель жизни.

1:2 К Тимофею Павел обращается как к возлюбленному сыну. Нет никаких доказательств, что Тимофей был обращен непосредственно через служение Павла. Их первая записанная встреча состоялась в Листре (Деян 16:1), причем Тимофей уже был учеником, когда туда пришел Павел. Как бы то ни было, для апостола он был возлюбленным сыном в христианской вере.

Как и в 1 Тимофею, приветствие Павла включает пожелания благодати, милости и мира. В комментарии к 1 Тимофею уже указывалось, что пожелание благодати и мира было характерной чертой писем Павла церквам. В письме Тимофею он добавляет слово «милость». Гай Кинг высказал предположение, что благодать необходима для всякого служения, милость — для всякой неудачи, мир — для всех жизненных обстоятельств. Кто-то сказал: «Благодать — бесполезным, милость — беспомощным, мир — беспокойным». Хиберт определяет милость как «исходящую из самопобуждения, спонтанную, нежную доброту Бога, побуждающую Его мягко и сочувственно обходиться с несчастными и страдающими». (D. Edmond Hiebert, Second Timothy, р. 26.) Эти благословения исходят от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего.

Это еще один пример того, что Павел считает Сына равным Отцу.

1:3 После этого Павел в характерном для него стиле изливает душу в благодарственном гимне. Читая эти слова, следует помнить, что писал он их из римской темницы. Бросили его туда за проповедь Евангелия и обращались с ним, как с обычным преступником. Римское правительство всячески подавляло христианскую веру, и уже немало верующих лишилось жизни. Несмотря на эти неблагоприятные обстоятельства, Павел мог начать письмо Тимофею словами: «Благодарю Бога».

Апостол служил Богу с чистой совестью, как это делали и его прародители иудеи. Хотя его предки и не были христианами, они веровали в живого Бога. Они поклонялись Ему и стремились Ему служить. Они ожидали воскресения мертвых, как указывал Павел в Деяниях (23:6). Вот почему позже он мог сказать: «И ныне я стою перед судом за надежду на обетование [воскресения], данное от Бога нашим отцам, которого исполнение надеются увидеть наши двенадцать колен, усердно служа Богу день и ночь» (Деян 26:6−7).

Таким образом, свое служение Господу Павел мог рассматривать как совершаемое по примеру предков. Слово, использованное апостолом для обозначения служения, указывает на его верность и преданность. Он исповедовал истинного Бога. (Греческое слово «latreuo» родственно «latreia» — «поклонение».)

Далее Павел говорит о том, что непрестанно вспоминает о Тимофее в своих молитвах днем и ночью. Когда бы великий апостол ни обращался к Господу в молитве, он всегда вспоминал о своем возлюбленном молодом сотруднике и приносил его имя к престолу Благодати. Павел знал, что время его служения приближается к концу. Он знал, что с человеческой точки зрения Тимофею придется продолжать свидетельствовать о Христе в одиночку. Он знал и о тех трудностях, с которыми Тимофей сталкивается, поэтому непрестанно молился об этом молодом воине веры.

1:4 Как тронут был Тимофей, читая эти слова! Апостол Павел имел, как назвал это Моуль, «ностальгическое страстное желание» видеть его. Это, конечно же, свидетельствует об особой любви и уважении и красноречиво говорит о доброте, нежности и человечности Павла.

Может быть, при последнем их расставании Тимофей потерял самообладание. Слезы юноши произвели глубокое впечатление на старшего соратника. Хиберт предполагает, что это произошло, когда римские воины «оторвали» от него Павла. (Hiebert, Second Timothy, p. 31.) Апостол не мог забыть это и теперь страстно желает быть рядом с Тимофеем, дабы исполниться радости. Он не укоряет Тимофея за слезы, как если бы они были недостойны мужчины или как если бы в христианстве не было места эмоциям. Дж. Х. Джоветт часто повторял: «Сердца, не знающие слез, не могут быть глашатаями страданий. Когда боль сострадания утрачивает свою остроту, мы уже не в состоянии быть слугами Страдавшего».

1:5 Так или иначе, Павлу постоянно приходила на память нелицемерная вера Тимофея. Его вера была искренней, истинной, а не лицемерной маской. (Изначально «лицемер» — это актер, отвечавший из-под маски.) Но в своей семье Тимофей был отнюдь не первым, кто обрел спасение.

Очевидно, его бабка, еврейка Лоида, еще раньше услышала Благую Весть спасения и уверовала в Господа Иисуса как Мессию. Стала христианкой и ее дочь Евника, тоже еврейка (Деян 16:1). Таким образом, Тимофей познал великие истины христианской веры и был представителем третьего поколения в семье, которая уверовала в Спасителя. В Писании нет ни слова о том, обратился ли в христианство отец Тимофея.

Хотя спасение нельзя унаследовать от верующих родителей, не подлежит сомнению, что в Писании прослеживается принцип «он и весь дом его». Создается впечатление, что Бог любит спасать целые семьи. Он не хочет, чтобы в них хоть кого-то недосчитались.

Обратите внимание: сказано, что вера обитала в Лоиде и Евнике. Она была не редким посетителем, а постоянно пребывала с ними. Павел был уверен, что с Тимофеем все обстояло точно так же. Свою искреннюю веру Тимофей будет сохранять, несмотря на все те беды, которые могут выпасть на его долю за эту веру.

II. УВЕЩАНИЯ ТИМОФЕЮ (1:6 — 2:13)

А. Быть верным (1:6−18)

1:6 Благочестивая атмосфера в семье, а также собственная вера Тимофея побудили Павла призвать его возгревать дар Божий, который в нем. Нам не сказано, что это за дар Божий. Некоторые считают, что речь идет о Святом Духе. Другие видят в нем какие-то конкретные способности, которые Тимофей получил от Господа для определенного христианского служения, например, дар евангелиста, пресвитера или учителя. Ясно одно: Тимофей был призван на христианское служение и наделен особыми способностями. Здесь же Павел побуждает его разжечь этот дар в живое пламя. Ему не следует падать духом из-за царящего вокруг вероотступничества. Нельзя ему и превращаться в своем служении Господу в холодного профессионала, скатываться к спокойной рутине. Вместо этого он должен стараться использовать свой дар все чаще по мере того, как дни становятся все мрачнее.

Этот дар пребывал в Тимофее через рукоположение апостола. Это не стоит путать с церемонией рукоположения в духовный сан, принятой сегодня в клерикальных кругах. Слова апостола следует понимать буквально: дар фактически был дан Тимофею в момент, когда Павел возложил на него руки.

Апостол стал тем каналом, через который был получен дар.

Сразу же возникает вопрос: «Происходит ли подобное сегодня?» Ответ — «нет». Власть наделять кого-то даром через возложение рук была дана Павлу, как апостолу Иисуса Христа. Так как сегодня нет апостолов в том смысле, что тогда, то и власти совершать апостольские чудеса у нас тоже нет.

Этот стих необходимо рассматривать вместе с 1 Тимофею 1:18 и 4:14.

Соединив их вместе, мы увидим следующую последовательность событий, сформулированную Вайном. (Vine, Exposition, текст к данным стихам.) Сообразно пророческому предсказанию, Павел был направлен к Тимофею, как к христианину, призванному на особое служение. Через формальный со стороны апостола акт Господь наделил Тимофея даром. Пресвитеры признали совершенное Господом через возложение рук. Последнее не было актом рукоположения в духовный сан, присвоения дара или священнического положения.

Или же, как подвел итог Сток, «дар пришел через руки Павла, но с руками пресвитеров».

1:7 В преддверии мученической смерти Павел находит время напомнить Тимофею, что Бог дал им духа не боязни, или не трусости. Ни на робость, ни на застенчивость времени нет.

Но Бог дал нам дух силы. В нашем распоряжении не знающая границ мощь. Благодаря силе, дарованной ему Святым Духом, верующий в состоянии служить доблестно, выносить все терпеливо, страдать с радостью и, если надо, умереть славно.

Бог дал нам также дух любви. Именно наша любовь к Богу изгоняет страх и пробуждает в нас готовность посвятить себя Христу, чего бы это нам ни стоило. Именно любовь к людям пробуждает в нас готовность сносить все притеснения и платить за них добром.

Наконец, Бог дал нам дух целомудрия, или же дисциплины. Бог дал нам дух самоконтроля, самообладания. Мы должны поступать благоразумно, избегать поспешных, необдуманных или же глупых поступков. Какими бы неблагоприятными ни были наши обстоятельства, мы должны сохранять уравновешенность в суждениях и поступать трезво.

1:8 Павел говорит Тимофею, что он не должен стыдиться. В стихе 12 апостол заявляет о себе, что не стыдится. Наконец, в стихе 16 читаем, что Онисифор не стыдился.

Это было время, когда проповедь Евангелия считалась преступлением.

Тех, кто публично свидетельствовал о своем Господе и Спасителе, преследовали. Но это не должно смущать Тимофея. Он не должен стыдиться Евангелия, даже если оно влекло за собой страдания. Не должен он стыдиться и апостола Павла, заключенного в тюрьму. Некоторые христиане уже отвернулись от него. Они, конечно, боялись, что, проявив солидарность с ним, навлекут на себя страдания и, возможно, смерть.

Он увещевал Тимофея принять свою долю страданий, сопутствующих Евангелию, и нести ее силою Бога. Ему не стоило пытаться избежать «бесчестия», которое могло быть связано с Евангелием, но, как и Павел, терпеливо переносить этот позор.

1:9 Апостол поощрял Тимофея к рвению (ст. 6−7) и мужеству (ст. 8).

Теперь Павел объясняет, почему такое отношение единственно разумное: оно — составная часть действующей в нас благодати Божьей. Прежде всего, Он нас спас. Это означает, что Он избавил нас от наказания за грех. Также Он постоянно избавляет нас от власти греха, и придет день, когда Он избавит нас от самого присутствия греха. Он также освободил нас от мира и от сатаны.

Далее, Бог призвал нас званием святым. Он не только избавил нас от зла, но и наградил всеми духовными благословениями на небесах во Христе Иисусе. Более подробно святое призвание христианина описано в Ефесянам 1−3 и особенно в главе 1. Здесь мы узнаем, что избраны, предопределены, усыновлены, приняты в Возлюбленном, искуплены Его Кровью, прощены, запечатлены Святым Духом и получили залог нашего наследия. В дополнение к этому святому призванию у нас есть вышнее звание (Флп 3:14) и небесное звание (Евр 3:1).

Спасение и призвание даровано нам не по делам нашим. Другими словами, они даны нам по благодати Божьей. Это означает, что мы не только их не заслужили, но заслужили прямо противоположное. Мы не могли их заработать; мы их даже не искали. Но Бог незаслуженно наградил нас ими, не ставя никаких условий, не запрашивая никакой цены.

Эта мысль разъясняется дальше в словах «по Своему изволению и благодати». Для чего Бог так полюбил развратных грешников, что был готов послать Своего Сына умереть за них? Почему Он был готов заплатить такую цену, чтобы спасти их от ада и привести на небеса, где они всю вечность смогут быть с Ним? Единственно возможный ответ: «по Своему изволению и благодати». Причина Его действий не в нас, а в Его собственном любящем сердце. Он любит нас потому, что любит нас! Его благосклонность была дана нам во Христе Иисусе прежде вековых времен. Это означает, что еще от вечности Бог решил осуществить этот чудесный план спасения. Он решил спасти виновных грешников посредством заместительного труда Своего дорогого Сына. Он решил предложить вечную жизнь всем, кто примет Иисуса Христа как Господа и Спасителя. Способ, каким мы могли обрести спасение, был запланирован Богом не только задолго до нашего рождения, но даже прежде вековых времен.

1:10 То же самое Евангелие, предопределенное от вечности, было открыто во времени. Оно было открыто явлением Спасителя нашего Иисуса Христа. Находясь на земле, Он во всеуслышание провозглашал Благую Весть спасения. Он учил людей, что должен умереть, быть погребенным и воскреснуть из мертвых для того, чтобы справедливый Бог мог спасти развращенных грешников.

Он разрушил смерть. Но так ли это, если мы знаем, что сталкиваемся со смертью на каждом шагу? Здесь имеется в виду, что Он отменил смерть или же лишил ее всяких полномочий. До воскресения Христа смерть царила над миром людей подобно жестокому тирану. Она была врагом, на всех наводившим ужас. Страх смерти держал человека в рабстве. Но воскресение Господа Иисуса — залог того, что все уверовавшие в Него восстанут из мертвых, чтобы больше никогда не умирать. В этом смысле Он и упразднил смерть. Он лишил ее жала. Теперь смерть — посланница Бога, приводящая душу верующего на небеса. Она уже не хозяйка, а наша служанка.

Господь Иисус не только разрушил смерть, Он явил жизнь и нетление через благовестие. Во времена ВЗ большинство людей имело очень расплывчатое и туманное представление о жизни после смерти. Об ушедших любимых говорили, что они в шеоле, подразумевая просто состояние невидимости покинувшего тело духа. Хотя им и была дана надежда на небеса, все же большей частью они понимали ее не очень-то ясно.

Со времени прихода Христа этот вопрос прояснился гораздо больше.

Так, например, мы знаем, что когда верующий умирает, его дух оставляет тело, чтобы быть с Христом, что намного лучше. Его нет в теле, он дома, с Господом. Он вступает в вечную жизнь во всей ее полноте.

Христос явил не только жизнь, но и нетление. Нетление здесь относится к воскресению тела. Читая в 1 Коринфянам 15:53 о том, что «тленному сему надлежит облечься в нетление», мы знаем, что хотя тело положено в могилу и превратится в прах, тем не менее, при возвращении Христа это же самое тело восстанет из могилы и обретет вид прославленного тела, такого же, как у самого Господа Иисуса. Святые ВЗ не обладали этим знанием. Оно открыто нам явлением Спасителя нашего Иисуса Христа.

1:11 Именно для провозглашения этого Евангелия Павел и был поставлен проповедником и апостолом и учителем язычников. (В критическом тексте слово «язычников» отсутствует.)

Проповедник — это глашатай, в обязанности которого входит публично провозглашать о чемлибо. Апостол — тот, кого Бог послал, снарядил и кому дал силу. Учитель — тот, в чьи обязанности входит обучать других; он доходчиво объясняет истину, чтобы другие ответили на нее верой и послушанием. Слово «язычников» указывает на особую миссию Павла среди нееврейских народов.

1:12 Именно из-за того, что он верно исполнял свой долг, Павел и страдал теперь от тюремного заключения и одиночества. Он без колебаний провозглашал истину Божью. Никакой страх за личную безопасность не мог заставить его замолчать. Даже и теперь, арестованный и брошенный в тюрьму, он ни о чем не жалел. Он не стыдился; не следовало стыдиться и Тимофею. Хотя у Павла не было никакой уверенности в собственной безопасности, он был абсолютно уверен в Том, в Кого уверовал. Хотя Рим и мог лишить апостола жизни, причинить вред его Господу люди были не в силах.

Павел знал, что Тот, в Кого он уверовал, силен. Силен сделать что? Силен сохранить залог мой на оный день. Богословы расходятся во мнении относительно того, что Павел имел здесь в виду. Некоторые считают, что речь идет о спасении его души. Другие видят в этом указание на Евангелие. Другими словами, хотя люди и могли казнить апостола Павла, помешать Евангелию они были не в состоянии. Чем ожесточеннее будут попытки ему противостать, тем больше оно будет процветать.

Вероятно, эту фразу лучше всего рассматривать в самом широком смысле. Павел был убежден, что его дело в самых надежных руках. Мрачные предчувствия не терзали его даже тогда, когда он стоял лицом к лицу со смертью. Иисус Христос — его всемогущий Господь, и с Ним не могло быть ни поражения, ни провала. Волноваться было не о чем. Он нисколько не сомневался в своем спасении, впрочем, как и в конечном успехе своего служения для Христа здесь, на земле.

«Оный день» — одно из любимых выражений Павла. Оно относится к приходу Господа Иисуса Христа и конкретно к судилищу Христову, когда будет произведен обзор служения Ему и Бог по Своей милости вознаградит верность людей.

1:13 Этот стих можно истолковать двояко. Прежде всего, Павел поощряет Тимофея держаться образца здравого учения. От него требуется не только быть верным истине Божьего слова, но и крепко держаться за сами слова, которыми истина сформулирована.

Пояснить это можно на таком примере. В наши дни то и дело слышится предложение отказаться от таких старомодных выражений, как «родиться свыше» или «Кровь Иисуса». Люди хотят пользоваться более современным языком. Но здесь кроется опасность. Отказываясь от оборотов речи, присущих Писанию, люди зачастую оставляют и те истины, которые этими выражениями передавались. Поэтому Тимофей должен был держаться самого образца здравого учения.

Но этот стих можно истолковать и так, что Тимофею в качестве образца должны были служить слова Павла.

Все, чему впоследствии будет учить Тимофей, должно полностью согласовываться с данной ему схемой. Нести это служение Тимофей должен был с верой и любовью во Христе Иисусе. Вера — это не только доверие, но и зависимость. Любовь включает в себя не только любовь к Богу, но и любовь к другим верующим и к погибающему вокруг нас миру.

1:14 Добрый залог — это Евангелие.

Тимофею была доверена весть об искупительной любви. К ней не надо ничего добавлять или как-то ее улучшать. Его обязанность — хранить ее Духом Святым, живущим в нас. Когда Павел писал это послание, он знал об угрожающем церкви широко распространившемся отступлении от веры.

Нападать на христианскую веру будут отовсюду. Павел увещевал Тимофея оставаться верным Слову Божьему. В этом ему не придется полагаться лишь на свои силы. Святой Дух, живущий в нем, даст ему все, что для этого нужно.

1:15 Думая о грозовых тучах, собирающихся над церковью, апостол вспоминает и о том, как его оставили христиане из Асии. Поскольку в момент написания послания Тимофей, по всей вероятности, находился в Ефесе, он прекрасно знал, кого конкретно имел в виду апостол.

Вполне вероятно, что христиане из Асии порвали отношения с Павлом, когда узнали, что он арестован и брошен в тюрьму. Они оставили его в тот момент, когда он больше всего в них нуждался. Может быть, это произошло потому, что они боялись за личную безопасность. Римское правительство настороженно относилось ко всем, кто распространял христианскую веру.

Апостол Павел был одним из самых известных представителей христианства. Всякий осмелившийся поддерживать с ним контакт был бы заклеймен, как сочувствующий его делу.

Павел не утверждает и не подразумевает, что эти христиане оставили Господа или церковь. Тем не менее покинуть Павла в такой критический момент — поступок трусливый и предательский.

Может быть, Фигелл и Ермоген стояли во главе движения, стремившегося отмежеваться от Павла. В любом случае они навлекли на себя вечный позор и презрение, отказавшись нести поругание Христа вместе с Его слугой.

Гай Кинг заметил по этому поводу, что они «уже не могли стереть грязь со своего имени, но могли стереть ее со своего характера».

1:16 Что касается Онисифора, здесь мнения богословов разделились. Одни считают, что он тоже покинул Павла и поэтому апостол молится, чтобы Господь дал ему милость. Другие же полагают, что он упомянут как счастливое исключение из числа описанных выше. На наш взгляд, правы вторые.

Павел просит, чтобы Господь дал милость дому Онисифора. Милость — награда тем, кто был милостив (Мф

5:7). Мы не знаем, как конкретно покоил Онисифор Павла. Может быть, он приносил еду и одежду в сырую и темную римскую темницу. Как бы то ни было, он не стыдился посещать Павла в темнице. Никакие опасения за собственное благополучие не могли помешать ему помочь другу в тяжелые для того времена. Эту мысль очень красиво изложил Джоветт: «Фразой «не стыдился уз моих» апостол тонко описал характер Онисифора. Цепи, сковывающие человека, сужают круг его друзей. Цепи бедности многих заставляют держаться в отдалении, так же и цели непопулярности. Когда человек пользуется всеобщим уважением, у него много друзей. Когда же он начинает носить цепи, друзья зачастую покидают его. Но служители утренней зари любят приходить во мраке ночи. Они рады послужить там, где царят уныние и отчаяние, где узы тяжелее всего давят на душу. «Он не стыдился уз моих». Эти узы обладали притягательной силой. Они придавали скорость ногам Онисифора и неотложность его служению». (J. H. Jowett, Things that Matter Most, p. 161.)

Иногда в этом стихе усматривают поощрение к молитвам за умерших. В таком случае говорят, что к тому времени, когда Павел писал это письмо, Онисифор уже умер и теперь Павел просит Бога явить ему милость. Но нигде нет ни малейшего намека на то, что Онисифор был мертв. Защитники этого взгляда — пустословы, в поисках основания для небиблейской практики хватающиеся за соломинку.

1:17 Когда Онисифор был в Риме, у него имелось по крайней мере три возможности. Во-первых, он мог избегать всякого контакта с христианами. Вовторых, он мог встречаться с верующими тайно. И наконец, он мог, подвергая себя опасности, посещать Павла в тюрьме. Это могло привести его в непосредственное соприкосновение с римскими властями. К его непреходящей чести, он избрал третий вариант.

Он искал Павла с великим тщанием и нашел его.

1:18 Апостол молится, чтобы этот верный друг обрел милость у Господа в оный день. Слово «милость» используется здесь в значении «награда». «Оный день», как уже говорилось, это время, когда эти награды будут раздаваемы, а именно — судилище Христово.

В заключение этой главы апостол Павел напоминает Тимофею, как много Онисифор служил Павлу в Ефесе.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.