Иезекииль 35 глава

Книга пророка Иезекииля
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 И было мне слово ГОСПОДНЕ:
2 «Смертный человек, повернись лицом к гористой стране Сеир1 и изреки о ней пророчество,
3 возвести ей, что говорит Владыка ГОСПОДЬ:

„Знай, Я иду против тебя,
гористая страна Сеир!
Я занесу над тобой руку,
разорю тебя и превращу в пустыню!

4

Разрушу города твои,
и будешь ты разорена
и узнаешь, что Я — ГОСПОДЬ!

5 За извечную вражду твою, за то, что ты пустила под меч сынов Израилевых во время их бедствия, во время окончательного возмездия, что их постигло. 2
6 Жив Я, — клятвенно заверяет Владыка ГОСПОДЬ, — за это Я обреку тебя на кровавую смерть,3 кровь будет преследовать тебя. Не гнушалась ты проливать кровь, вот и будет она тебя преследовать!
7 Разорю гористую страну Сеир и превращу в пустыню, истреблю всех, кто попытается уйти, и тех, кто возвратится!
8 Телами погибших усею горы твои, на холмах, в ущельях и в долинах падут убитые мечом.
9 На вечное разорение обреку тебя, города твои никогда не будут заселены вновь, и узнаешь, что Я — ГОСПОДЬ!
10 Ведь ты говорила: „Оба этих народа, обе эти страны4 будут моими, я ими завладею“, — а там был ГОСПОДЬ!
11 Жив Я, — говорит Владыка ГОСПОДЬ, — Я воздам тебе за твой гнев и зависть, за неуемную твою ненависть к израильтянам и так явлю им Себя, подвергнув тебя суду.
12 И узнаешь, что Я — ГОСПОДЬ. Слышал Я, как ты возводила хулу на горы израильские, когда говорила: „Разорены они! Нам они отданы, чтобы мы их поглотили!“5
13 Ты бахвалилась предо Мною,6 глумилась надо Мной, не щадя слов,7 и Я слышал это».
14 Так говорит Владыка ГОСПОДЬ: «Ликовать будет вся земля, когда Я обращу тебя в пустыню.8
15 Как ликовала ты, что разорены земли9 народа Израилева, так и Я воздам тебе: будешь ты опустошена, гористая страна Сеир вместе со всем Эдомом, и узнают, что Я — ГОСПОДЬ!»

Толкование Далласской семинарии

3. ПРОРОЧЕСТВО О ГИБЕЛИ ВРАГА ЕДОМА) (глава 35)

Возникает закономерный вопрос: почему Иезекииль произнес второе пророчество о Едоме (25:12−14)? И другой: почему оно помещено здесь, посреди раздела о восстановлении Израиля? Но в этом-то, возможно, и следует искать ответа на оба вопроса. До этого момента пророк возвещал о возвращении Израиля в его землю. Но разве утверждению его в ней — не только «географическому», но прежде всего духовному, не воспрепятствуют извечные завистники и ненавистники Божиего народа — его соседи — язычники?

Разве не заявляет Едом, «представляющий» их всех: «Эти два народа (т. е. Израиль и Иуда)… будут мои, и мы завладеем ими, хотя и Господь был там»? (35:10) В краткой, но выразительной главе 35 за противостоянием Едома Израилю и Иудее ясно ощущается противостояние языческого мира Иегове. Надо ли говорить, какая участь ожидает противников Самого Господа!

Иез 35:1−4. Сеир — географическое название Едома; этим именем назывался горный хребет, простиравшийся между Мертвым морем и северо-восточным побережьем Эйлатского залива Красного моря. Эту горную страну и населяли едомляне. Устами Своего пророка Бог возвещает, что сделает эту землю пустою необитаемою.

Иез 35:5−9. Вечная вражда Едома с Израилем началась еще во чреве их матери — Ревекки (Быт 25:21−23). Время несчастия… сынов Израилевых, их окончательной гибели — это время завоевания их халдеями. Надеясь поживиться на гибели «брата», едомляне всячески содействовали ей (Авд 1:10, 13−14; Пс 136:7).

За то, что они «не возненавидели» кровопролития (крови,), учиненного халдеями в Иудее, прольется их собственная кровь (стих 6). На многолюдных (в дни Езекииля) дорогах Едома прекратится всякое движение — таков смысл последней фразы в стихе 7. Примечательно, что угрозу превращения в «вечную пустыню» пророки никогда не произносили в адрес Иудеи, а из языческих народов — лишь в адрес Идумеи (Едома).

Иез 35:10−15. О «словах» Едома в стихе 10 во вступлении к толкованиям на эту главу. Две земли — это земли Северного и Южного царств; фраза эти два народа… будут мои означает, что и после изгнания евреев сначала в Ассирию, а потом в Вавилон часть народа на них все-таки оставалась. Заключительная фраза стиха 10: хотя и Господь был там — должна была звучать в устах идумеев откровенно кощунственно, ибо она свидетельствует, что они притязали на овладение территорией евреев и ими самими — по праву того, кто пережил своего брата (напомним, что идумеи происходили от Исава, старшего брата Иакова), хотя и знали, что Богу ни праотец их Исав, несмотря на его «старшинство», ни они, его потомки, в качестве наследников удела Его неугодны.

В праведном суде над Едомом Господь явит Свои верность и милость Израилю (стих 11). Ненавидя народ Божий и борясь против него, Едом в сущности «заявляет» о ненависти своей к Господу и борется с Ним — это явствует из стиха 13. В наказание Идумея, радовавшаяся опустошению дома Израилева, сама будет опустошена.

В осуждении Едома Богом заключен урок для каждого из народов в прошлом, настоящем и будущем. Когда Господь, возвратившись на землю, восстановит Израиль, то другие народы мира Он будет судить и на основании («с учетом») их отношения к евреям. Некоторые прямой намек на это видят и в словах Иисуса Христа об «отношении» к «братьям Его меньшим», которые записаны Матфеем (Мф 25:40, 45).

4. О БЛАГОСЛОВЕНИЯХ, ГРЯДУЩИХ НА ИЗРАИЛЬ (глава 36)

Как и в предыдущей главе, «горы» образно представляют населяющие их народы. Если в 35:1−3, 8 «горам» врагов Израилевых возвещен суд, то в 36:1, 8−9 (сравнитес 35:12) самим «горам Израилевым» Богом обещаны благословения и процветание. Едом (Идумея) снова предстает олицетворением всех врагов народа Божиего (стих 5, 7). Нынешнему униженному состоянию Израиля пророк противопоставляет его процветание в будущем. Оно явится вознаграждением ему от Господа за позор, претерпеваемый им сегодня.

Пророк особо оговаривает, однако, что восстановление земли обетованной и ее народа совершено будет Иеговой ради Его собственной славы. Следует заметить, что послепленный Израиль действительно достиг (вернувшись в землю Палестины) немалого процветания. Но вполне пророчеству, заключенному в этой главе, которое, несомненно, предполагало духовное преобразование Израиля, суждено осуществиться во второе пришествие Христа.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Сеир здесь соотносится с Эдомом (ст. 15) как местом жительства потомков Исава (Быт 25:21−30, см. также примеч. к Быт 25:26).
5  [2] — Друг. возм. пер.: в то время, (когда постигла) их кара (за) беззакония, (которые достигли) предела.
6  [3] — Точный смысл евр. текста неясен.
10  [4] — Т. е. Израиль и Иудея.
12  [5] — Букв.: в пищу.
13  [6] — Букв.: возвышались надо Мной своим ртом. Ср. Авд 12, где использовано похожее выражение.
13  [7] — Букв.: ты умножала свои слова против Меня.
14  [8] — Друг. возм. пер.: когда вся земля будет ликовать, Я обращу тебя в пустыню.
15  [9] — Букв.: владения / имущество.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.