Иезекииль 17 глава

Книга пророка Иезекииля
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Было мне слово ГОСПОДНЕ:
2 «Смертный, загадай загадку, расскажи притчу о народе1 Израилевом,
3 передай такие слова Владыки ГОСПОДА:

„Большой орел,
с огромными крыльями,
с длинными перьями,
с опереньем разноцветным и густым,
прилетел на Ливан,2
опустился на верхушку кедра
и сломал3 ее.

4

Сорвав верхний молодой побег,
он принес его в землю ханаанскую4
и посадил в торговом городе.

5

Взял он и семя из этой страны
и посадил его на поле плодородном,
у великих вод,
посадил, словно иву.

6

Взошло оно
и стало лозой виноградной,
пышной, но невысокой:
побеги ее к орлу устремлялись,
а корни уходили вглубь.
Виноградная лоза выросла,
ветви ее разрослись,
пустила она побеги.

7

Но был еще и другой большой орел
с огромными крыльями
и густым опереньем.
И потянулась к нему лоза,
что в поле была посажена,
корни и ветви свои к нему простерла,
чтобы он поливал ее.

8

А ведь пересажена она была
на поле плодородное,
у великих вод,
чтобы она пустила побеги
и могла приносить плоды,
стала лозой великолепной“.

9 Возвести такие слова Владыки ГОСПОДА:

„Будет ли процветать она?
Ведь оторвут ее от корней,
плоды ее оборвут,
засохнет она,
засохнут и молодые побеги ее!
Не потребуется ни силы великой,
ни народа многочисленного,
чтобы оторвать ее от корней!

10

Вот пересажена лоза,
но сможет ли она процветать?
Не засохнет ли
при первом же порыве восточного ветра,
не увянет ли она на том самом месте,
где прижилась?“»

11 Было мне слово ГОСПОДНЕ:
12 «Вот что скажи этому мятежному поколению:5 „Разве вам непонятно, что это означает? Пришел вавилонский царь в Иерусалим, пленил царя и всю знать Иерусалима и увел их к себе в Вавилон.
13 И взял он другого человека из царского рода, заключил с ним союз, скрепив его клятвой, а всех сильных людей страны увел с собою,
14 чтобы царство это стало покорным, чтобы оно более не возносилось и, чтобы не быть уничтоженным, строго соблюдало союз.
15 Но этот человек восстал против вавилонского царя, отправил послов в Египет, попросил там в помощь конницу и большое войско. А теперь будет ли он процветать? Уцелеет ли тот, кто так поступает? Он нарушил союз — избежит ли он гибели?
16 Жив Я, — клятвенно заверяет Владыка ГОСПОДЬ, — он умрет в городе того царя, который поставил его на царство, которому он клялся, но преступил клятву, союз с которым нарушил. В Вавилоне умрет он!
17 И фараон, обладая могучим войском и несметными полчищами, не поможет ему в этой войне; когда будет насыпан вал и построена осадная башня, многие погибнут.
18 Он преступил клятву, нарушил союз, он обещал быть верным,6 а потом совершил всё это! Не уцелеть ему теперь!“
19 Потому так говорит Владыка ГОСПОДЬ: „Жив Я! Клятву Моим именем, которую он презрел, союз, скрепленный передо Мной, который он нарушил, Я обрушу на его голову!
20 Я накину на него Мою сеть, поймаю его в западню, приведу его в Вавилон и буду там судить его за вероломство против Меня.
21 И все лучшие воины из всего его войска7 падут от меча, а те, кто уцелеет, будут рассеяны на все четыре стороны,8 и тогда узнаете, что это Я, ГОСПОДЬ, сказал это“».
22 Так говорит Владыка ГОСПОДЬ:

«Я возьму верхушку высокого кедра
и пересажу ее.
Нежный побег из его кроны
Я оторву и посажу его
на высокой, величественной горе.

23

Посажу его на высокой горе израильской —
и раскинет он ветви,
приносить будет плоды,
станет великолепным кедром.
Поселятся на нем
всякие птицы крылатые,
в тени ветвей его будут жить.

24

И узнают все деревья полевые,
что Я — ГОСПОДЬ,
что высокое дерево
Я повергаю на землю
и взращиваю малое,
иссушаю дерево зеленеющее,
а высохшее делаю цветущим.
Я, ГОСПОДЬ, изрек это и исполню».

Толкование Далласской семинарии

Иез 17:1−4, 11−12. Загадку… и притчу, которые Иезекииль, по слову от Господа, предлагает дому Израилеву в стихах 3−10, он сам же объясняет и раскрывает в стихах 11−12. Если в главе 16 автором прослеживаются духовные корни наступающего бедствия, то в этой главе он в иносказательной форме анализирует политические и военные причины его (неразрывно, впрочем, с «духовными корнями» связанные).

Историческая обстановка того времени была такова, что сохранить независимость в условиях все возраставшего могущества Вавилонской «сверхдержавы» Иудея не могла бы. Колониальное иго халдеев не было, с другой стороны, изнурительным, что, в частности, следует из иносказания Иезекииля. Бог, хранивший Свой народ, хотел, чтобы он смирился с этим игом. Но царь Седекия, слабовольный правитель и недальновидный политик, предпочел ему ненадежный союз с фараоном Офрой. Обо всем этом и повествуется в первой части притчи. Первый орел символизирует царя Навуходоносора (стих 12).

Каждая из «деталей», перечисленных в стихе 3, «работает» на представление о его великолепии и несет при этом смысловую нагрузку; пестрота его оперения, в частности, вероятно, ассоциировалась с пестрыми одеждами восточной знати. Почему он прилетел на Ливан, если речь идет об Иудее? Ливан, как известно, славился своими кедрами, а кедр (возможно, по ассоциации с «кедровым домом», построенным царем Соломоном) здесь, вероятно, символизирует Иудею.

Верхушка, снятая с кедра орлом, — это знать Иерусалима и вообще лучшая часть его населения, которая в 597 году, вместе с царем Иехонией («сорванный верхний побег» в стихе 4), была переселена Навуходоносором в Вавилон. Носившая то же имя столица его названа здесь городом торговцев, а Вавилония в целом — «землей Ханаанской» по одной и той же причине: торговля в державе Навуходоносора процветала, она в этом плане «вытеснила» из восточного мира славившуюся своими мореходами и торговцами Финикию (финикийцы же были одним из ханаанских племен). «Верхний побег кедра» Навуходоносор не положил, а пересадил в свою землю.

Иез 17:5−8, 13−15. «Семенем этой (иудейской) земли» в стихе 5 назван Седекия, младший сын царя Иосии; Навуходоносор сделал его (а не какого-нибудь чужеземца) царем Иудеи. Об этом речь в стихах 13−14. Посадил на земле семени… у больших вод значит «посадил» на земле благоприятной для роста (и процветания); это как раз и есть иносказание «попечительного» характера завоевательной политики Навуходоносора.

Образ виноградной лозы, разросшейся, но низкой ростом (стих 6) выражает мысль об известной «приниженности» Иудеи (однако и о полном благополучии ее) «под» Навуходоносором. При сопоставлении метафор в стихе 6 и 7 («клонящиеся» в стихе 6 и «тянущиеся», «простирающиеся» в стихе 7 ветви… и корни лозы (напрашивается вывод, что несмотря на слова к ней в стихе 6, речь и в том и в другом случае о «тяготении» лозы (т. е. Иудеи в лице царя Седекии) сначала к первому «орлу» (Навуходоносору), а потом — ко второму (к фараону Офре).

Обращает на себя внимание более скромная характеристика второго «орла». В окончании стиха 7 видят намек на оросительные каналы Египта. Но «лоза», посаженная Навуходоносором у больших вод, чтобы сделаться лозою великолепною, вовсе не нуждалась в том, чтобы ее поливал из своих «оросительных сооружений» египетский фараон.

Злосчастный Седекия нарушит вассальную клятву, данную им вавилонскому царю. Но уцелеет ли тот, кто… нарушил союз? — восклицает пророк. В стих 15 читаем о конях, которых иудеям всегда не хватало, а покупать их они могли только в Египте (3Цар 10:28), и это служило для них вечным предметом искушения.

Иезекииль произнес это пророчество еще до последнего мятежа Седекии против Навуходоносора. Если исходить из того, что книга составлена по хронологическому принципу, то эта провидческая притча была им сказана (написана) где-то между 592 (8:7) и 591 (20:1) годами до Р. Х. Последнюю попытку «освободиться» от Навуходоносора царь Седекия предпринял в 588 году и, следовательно, пророк предсказал ее года за три до того, как это случилось.

Иез 17:9−10, 16−21. Во второй фразе стиха 9 — образ избиения иерусалимлян и уничтожения города («лозы», чьи корни будут вырваны); молодые ветви… от нее, которые засохнут, — это прочие города и селения Иудеи. Карающая акция Навуходоносора против мятежных вассалов уподоблена действию жгучего сирокко («восточного ветра»; стих 10).

Грех Седекии, нарушившего данную им клятву, в глазах пророка не столь страшен с нравственной точки зрения (ибо это было изменой врагу, языческому царю), сколько с точки зрения религиозной, духовной — ведь через Своих пророков (Иер 27) Бог неоднократно давал понять еврейским царям, что их пребывание под «ярмом халдеев» угодно Ему. Поэтому последний царь Иудеи в сущности нарушил… презрел… клятву, данную Богу (она и давалась вассалом его сюзерену во имя Божие), и за это Господь обратит эту клятву (союз) на голову Седекии (стих 19).

Он клянется (стих 16), что Седекия умрет… в Вавилоне (в местопребывании царя, который поставил его царем). (Для иудея не было горшей участи чем умереть в чужой, нечистой для него, земле.) Именно это и произошло с Седекией. Со всем своим воинством фараон не поможет ему (стих 17). Тенета, в которые он будет пойман халдеями (как дичь охотниками), будут «тенетами» Господа, Который и приведет его в Вавилон, чтобы там… судиться с ним за вероломство его против Него (стих 20). И воины Седекии, которые не падут от меча, разбегутся во все стороны. И тогда станет иудеям ясно, что сделавший все это — Господь (стих 21).

Иез 17:22−24. Дабы не оставить народ в беспредельном унынии относительно грядущего суда Божия, Иезекииль завершает это пророчество словами утешения.

Бог не назван здесь «орлом», но в плане продолжающегося иносказания образ Его ассоциируется с «орлами» из первых стихов главы. То, что не удалось тем — царям вавилонскому и египетскому (дать Израилю истинные безопасность, мир, процветание), «удастся» Ему. Некогда «низкорослая виноградная лоза», он станет величественным кедром, посаженным Самим Богом на высокой… горе (Сионе). «Верхним из молодых побегов» назван в стихе 4-Царь Иехония, и в стихе 22 тоже подразумевается он: линия Давида будет восстановлена через потомков Иехонии, обещает Господь (с верхних побегов «кедра» оторву нежную отрасль и посажу ее.

Иисус Христос действительно происходил по прямой линии от Иехонии (Мф 1:11). Всякие птицы, которые будут обитать в тени ветвей кедра (стих 23), — это метафора разных народов и выдающегося положения среди них Израиля, который как бы будет играть роль катализатора в обращении их к Господу. Иносказание народов в стихе 24 — это дерева полевые; судьбы каждого из них — в руках Господа.

Последняя часть этого пророчества Иезекииля не исполнилась с возвращением Израиля из вавилонского плена. Ему предстоит осуществиться в том Израиле, который будет восстановлен Богом для Тысячелетнего царства и управлять которым станет Мессия (Дан 2:44−45; Зах 14:3−9, 16−17).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: о доме.
3  [2] — Ливан — горный хребет на западе Палестины.
3  [3] — Букв.: взял.
4  [4] — Или: в землю торговцев.
12  [5] — Букв.: дому.
18  [6] — Букв.: он подал свою руку.
21  [7] — Так в некот. рукописях. Масоретский текст: беглецы из его войска.
21  [8] — Букв.: по всем ветрам.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.