3 Царств 6 глава

Третья книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 В четыреста восьмидесятый год после исхода израильтян из Египта, в четвертый год правления Соломона в Израиле,1 в месяце зив (втором месяце года), было начато строительство Храма ГОСПОДНЕГО.
2 Храм, воздвигнутый царем Соломоном для ГОСПОДА, был в шестьдесят локтей длиной, в двадцать шириной и в тридцать высотой.2
3 Перед Храмом был притвор во всю ширину Храма,3 выступавший вперед на десять локтей.4
4 В Храме Соломон сделал глухие окна с откосами.5
5 Вокруг всего Храма, включая внутреннее святилище,6 по внешней стене была им сделана пристройка, так что Храм опоясывали ярусы комнат.
6 Нижний ярус пристройки был шириной в пять локтей, средний — в шесть локтей, а третий — в семь локтей.7 Пристройка держалась на наружных опорах, чтобы не встраивать перекрытия внутрь стены Храма.
7 Для постройки Храма брали камни, уже обтесанные в каменоломне, и при строительстве не было слышно молотков, топоров и других железных орудий.
8 Вход на средний ярус пристройки был с южной8 стороны Храма: по лестнице с первого яруса поднимались на средний, а оттуда на третий.
9 Так строился Храм, а когда строительство было закончено, его обшили кедровыми балками и досками.
10 Вокруг Храма сделали пристройку с боковыми комнатами высотой в пять локтей,9 она крепилась к Храму кедровыми балками.
11 И было Соломону слово ГОСПОДНЕ:
12 «Ты строишь Храм — и если ты будешь поступать по Моим заветам и наказам, если на деле будешь соблюдать все заповеди Мои и поступать по ним, то Я исполню при тебе слово Мое, данное отцу твоему Давиду.
13 Я буду обитать среди израильтян и не оставлю народа Своего, Израиля».
14 Так завершил Соломон строительство Храма.
15 Стены его изнутри он обшил кедровыми досками с пола до потолка (до самых стропил), а пол в Храме настелил из кипарисовых досок.
16 В двадцати локтях от дальней стены он построил перегородку из кедра от пола до потолка, чтобы выделить в Храме внутреннее святилище — Святая святых.10
17 Храм, то есть его зал перед внутренним святилищем, был длиной в сорок локтей.11
18 На кедровой обшивке Храма были вырезаны изображения плодов12 и распустившихся цветов. Всюду был только кедр, а камня видно не было.
19 Внутреннее святилище внутри Храма Соломон устроил для того, чтобы поставить там ковчег Завета ГОСПОДНЕГО.
20 Внутреннее святилище было в двадцать локтей длиной, в двадцать шириной и в двадцать высотой.13 Соломон покрыл его чистым золотом, а жертвенник сделал из кедра.14
21 Соломон покрыл Храм чистым золотом, протянул золотые цепи перед внутренним святилищем и покрыл чистым золотом это внутреннее святилище.
22 Весь Храм он полностью покрыл золотом, также покрыл золотом и жертвенник перед внутренним святилищем.
23 Во внутреннем святилище он сделал двух херувимов из масличного дерева, высотой в десять локтей.
24 Одно крыло херувима было длиной пять локтей и второе крыло было пять локтей, так что общая длина от одного конца крыла до другого составляла десять локтей.
25 В десять локтей был размах крыльев и у другого херувима — оба херувима были одного размера и одного вида.
26 Один херувим — высотой в десять локтей и другой херувим тоже.
27 Соломон поставил херувимов с распростертыми крыльями внутри Храма, так что один крылом касался одной стены, а второй — другой стены, и меж собой они тоже соприкасались крыльями внутри, в середине Храма.
28 И херувимов он покрыл золотом.
29 По всем стенам Храма: и внутренним, и наружным — он сделал резные изображения херувимов, пальм и распустившихся цветов.
30 Полы повсюду — внутри Храма и во внешних комнатах — он также покрыл золотом.
31 Для входа во внутреннее святилище он сделал дверные створки из масличного дерева, а косяки были в виде пятигранных столбов.
32 На обеих створках дверей из масличного дерева были сделаны резные изображения херувимов, пальм и распустившихся цветов, и они были покрыты золотом: и херувимы, и пальмы были покрыты золотом.
33 Подобным образом он украсил и вход в Храм, но здесь косяки из масличного дерева были из четырехгранного бруса
34 и с каждой стороны поворачивалось на петлях по две створки двери из кипарисового дерева.
35 На них он тоже вырезал херувимов, пальмы и распустившиеся цветы и поверх резьбы покрыл их золотом.
36 Потом Соломон устроил внутренний двор, окружив его стеной из тесаных камней в три ряда и кедровых бревен в один ряд.
37 В четвертый год царствования Соломона, в месяце зив, Храм был заложен,
38 а в одиннадцатый год, в месяце буль (восьмом месяце года), Храм был закончен в соответствии со всеми замыслами и расчетами. Он строился семь лет.

Новой Женевской Библии

6:1−38 В течение семи лет Соломон строит храм Господень.

6:1 В четыреста восьмидесятом году. Точное указание автором даты начала строительства храма свидетельствует о значительности этого события в глазах израильского народа. Строительство Соломоном дома Господнего явилось кульминационным завершением насыщенного событиями отрезка истории Израиля, начало которому положил исход народа Божиего из Египта.

в четвертый год царствования Соломона. Примерно в 966 г. до Р.Х. Следовательно, исход из Египта приходится на 1446 г. до Р.Х. Некоторые специалисты полагают, однако, что евреи покинули Египет не раньше XIII в. до Р.Х. Часть из них утверждает, что «четыреста восемьдесят» в данном случае — символическое число, представляющее срок жизни двенадцати поколений, из которых на каждое приходится приблизительно по сорок лет. Другие, ссылаясь на особенности древнего ближневосточного летоисчисления, полагают, что число это получено в результате сложения некоторых, зачастую взаимоперекрывающихся, временных отрезков.

в месяц Зиф. Соответствует апрелю-маю.

6:2 Храм. По своему устройству храм напоминал скинию Моисееву, но при этом приблизительно вдвое превосходил ее размерами (Исх 26:15−30; Исх 36:20−34). Как и скиния, он состоял из трех частей: притвора, святилища (основного помещения) и Святого Святых (выделенного внутри святилища). Подобное трехчастное устройство встречается и в языческих храмах ближневосточных народов, однако принципиальное отличие от них израильского храма состоит в том, что в нем не было идолов, а в центре его находился ковчег завета со скрижалями Десяти Заповедей — нравственных установлений Бога, определявших жизнь Израиля (Втор 10:4−5; 3Цар 8:6−9).

6:4 окна решетчатые, глухие с откосами. Широкие изнутри, эти окна постепенно сужались к внешней стороне стен.

6:5 боковые комнаты. Эти комнаты, окружавшие Святое Святых и святилище (но не притвор), использовались для хранения припасов.

6:6 Нижний ярус. Три яруса боковых комнат по высоте были ниже, чем основное здание храма.

6:8 Вход в средний ярус. Т.е. во второй ярус боковых комнат.

6:11 И было слово Господа к Соломону. В данном случае Господь обращает Свое слово к Соломону, не прибегая к посредничеству пророков (3:5, 11−14; 9:2−9; 11:11−13).

6:12 если ты будешь ходить по уставам Моим. Господь вновь повторяет Соломону, что исполнение обетования Давиду (в том, что касается построения храма) зависит от того, будет ли Соломон верен обязательствам, налагаемым на него заветом между Господом и Давидом (см. 2:2−4 и ком.).

6:13 не оставлю народа Моего. Само по себе построение храма отнюдь не гарантирует покровительства Господа Израилю — единственным его условием является соблюдение израильским народом Закона (см. ком. к 2:3; 9:6, 9).

6:16 И устроил в задней стороне храма ... давир для Святаго-Святых. Святое Святых — помещение, представлявшее собой куб со сторонами длиной приблизительно девять метров (ст. 20), — являлось средоточием храма. В нем находился ковчег завета (ст. 19) и два изваяния херувимов (ст. 23). Только первосвященнику было позволено входить в Святое Святых, и то лишь однажды в год, в день Всепрощения (евр. «йом-кипур»; Лев 16; Лев 23:26−32; Чис 29:7−11). В скинии также было Святое Святых (Исх 26:33; ср. Евр 9:12−14).

6:19 ковчег завета Господня. Ковчег завета — главный символ союза израильского народа с Господом. Внутри него находились две «скрижали завета» (Исх 25:21; Втор 9:9).

6:20 он обложил его чистым золотом. Своим величием и красотой эта земная обитель Бога должна была служить символом храма Господнего на небесах (8:36, 39; Евр 9:11).

6:22 жертвенник, который пред давиром. Вероятно, имеется в виду жертвенник для возношения курений (7:48; Исх 30:1, 6; Исх 37:25−28; Евр 9:3−4).

6:23 сделал в давире двух херувимов. Это были две крылатые фигуры с человеческими лицами (см. Быт 3:24; Иез 41:18−19). Херувимы располагались по обе стороны ковчега (8:6−7; 2Пар 3:10−13). Края их распростертых крыльев находились на высоте десяти локтей, достигая, таким образом, ровно половины высоты помещения Святого Святых (ст. 16). В древнем Ханаане цари иногда изображались на троне, поддерживаемом херувимами. В Израиле, однако, делать изображения Господа было строжайше запрещено (Исх 20:4), и херувимы служили напоминанием о незримом присутствии Господа (8:10−13; 1Цар 4:4; 4Цар 19:15; Пс 79:2; Пс 98:1).

6:29 изображения... пальмовых дерев и распускающихся цветов. Эти изображения должны были напоминать о пребывании человека в Едемском саду (Быт 2). Хотя за непокорность Господу он был изгнан из рая (Быт 3:24), однако воссоединение человека с Господом вновь возможно через благодать Божию.

6:36 внутренний двор. Во внутреннем дворе находились большой жертвенник и литое море (7:23−26).

из трех рядов. На каждые три ряда обтесанных камней приходился ряд кедровых брусьев (Езд 6:4).

6:37 В четвертый год. Отсчет идет от воцарения Соломона (ст. 1).

6:38 в месяце Буле. Соответствует октябрю-ноябрю.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Ок. 966 г. до Р.Х.
2  [2] — Локоть — мера длины, ок. 45 см, т. е. размеры Храма: 27×9×13,5 м.
3  [3] — Букв.: длиной в двадцать локтей, во всю ширину Храма.
3  [4] — Т. е. на 4,5 м.
4  [5] — Или: решетчатые окна. Евр. текст неясен.
5  [6] — Евр. давир — внутреннее помещение Храма, точнее, Святая святых (см. ст. 16; 2Пар 5:7).
6  [7] — Т. е. соотв. ок. 2,3 м, 2,7 м и 3,2 м.
8  [8] — Букв.: правой.
10  [9] — Т. е. ок. 2,3 м; то же в ст. 24.
16  [10] — Или: самое святое место (Храма).
17  [11] — Возможно, указанная здесь длина включает также и притвор Храма.
18  [12] — Или: округлые узоры.
20  [13] — Т. е. ок. 9 м.
20  [14] — Перевод по LXX; смысл масоретского текста неясен. Друг. возм. пер.: и жертвенник (из) кедра (также) покрыл (золотом).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.