3 Царств 21 глава

Третья книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Спустя некоторое время случилось вот что. У Навота из Изреэля был виноградник в Изреэле, рядом с дворцом Ахава, царя Самарии.
2 Ахав обратился к Навоту с просьбой: «Отдай мне свой виноградник, и будет у меня рядом с домом огород. Я дам тебе взамен виноградник лучше прежнего, а если пожелаешь, то заплачу за него серебром».
3 Но Навот ответил Ахаву: «Упаси меня ГОСПОДЬ отдать тебе наследие моих предков!»
4 Ахав отправился домой мрачный и раздраженный из-за того, что Навот из Изреэля отказался отдать ему наследие своих предков. Он лежал на постели, отвернувшись к стене, и ничего не ел.
5 Вошла к нему жена его Иезавель и заговорила с ним: «Отчего ты мрачен и ничего не ешь?»
6 «Я разговаривал с Навотом из Изреэля, — ответил он ей, — просил его продать мне свой виноградник за серебро или, если пожелает, поменять на другой — а он отказался отдать мне свой виноградник».
7 Отвечала жена его Иезавель: «Разве ты не царь израильский? Встань, поешь и ободрись! А я добуду тебе виноградник Навота из Изреэля».
8 Она написала письма от имени Ахава, запечатала их его печатью и разослала старейшинам и знати того города, где жил Навот.
9 Вот что она написала в письмах: «Объявите пост, посадите Навота в собрании перед всем народом
10 и посадите против него двух негодных людей, чтобы они произнесли свидетельство против него: „Ты хулил1 Бога и царя!“ А потом выведите его на казнь и забейте камнями».
11 Жители города: старейшины и знать — сделали, как требовала от них Иезавель, как предписывала она в посланных письмах.
12 Они объявили пост и посадили Навота в собрании перед всем народом.
13 Пришли два негодных человека, сели против него и стали свидетельствовать против Навота перед народом: «Навот хулил Бога и царя!» Тогда его вывели за город и казнили, забив камнями.
14 А потом передали Иезавели: «Навота казнили, забив камнями!»
15 Когда Иезавель услышала, что Навота казнили, забив камнями, она сказала Ахаву: «Иди и забери себе виноградник Навота из Изреэля! Он отказался продать его тебе за серебро, а теперь Навота нет в живых, он умер».
16 Как только Ахав услышал, что Навот из Изреэля умер, он отправился в его виноградник, чтобы завладеть им.
17 И было слово ГОСПОДНЕ Илии из Тишбы:
18 «Выйди навстречу Ахаву, царю израильскому, правителю Самарии. Он пошел в виноградник Навота из Изреэля, чтобы завладеть им!
19 Передай ему, что говорит ГОСПОДЬ: ты убил Навота — и сам же наследуешь его виноградник? Передай ему, что говорит ГОСПОДЬ: на том самом месте, где псы лизали кровь Навота, будут псы лизать и твою кровь!»
20 Ахав сказал Илии: «Нашел ты меня, враг мой!» Тот ответил: «Нашел, потому что ты предался делам, ненавистным ГОСПОДУ.2
21 Он говорит: „Наведу Я на тебя беду, низвергну тебя, истреблю у тебя, Ахав, в Израиле всех мужчин3 — от слуги до господина,4
22 поступлю с твоим родом так же, как с родом Иеровоама, сына Невата, и с родом Ваасы, сына Ахии, — за то, что ты вовлек Израиль во грех и тем вызвал гнев Мой“.
23 И об Иезавели тоже сказал ГОСПОДЬ: „Псы съедят труп Иезавели у стен Изреэля.
24 И кто из рода Ахава умрет в городе, того псы съедят, а кто умрет в поле, тем поживятся птицы небесные“.
25 Не бывало еще в Израиле такого царя, кто настолько бы предавался злодеяниям пред ГОСПОДОМ, как Ахав, подстрекаемый женой его Иезавелью.
26 Что за мерзости он творил, служа идолам, — в точности, как амореи, которых изгнал ГОСПОДЬ на виду у израильтян».
27 Когда Ахав услышал эти слова, то разодрал одежды, облачился в рубище и стал поститься. В рубище он даже спал и совсем присмирел.
28 И было Илии из Тишбы такое слово ГОСПОДНЕ:
29 «Видишь, как смирился Ахав предо Мной? За это его смирение предо Мной Я не наведу беды в его дни; нагрянет беда на род его при жизни его сына».

Новой Женевской Библии

21:1 в Изреели. Город в тридцати четырех километрах к северу от Самарии. В нем у Ахава, так же как и в Самарии, был дворец (18:45).

21:2 отдай мне свой виноградник. У народов, населявших ханаанскую землю до прихода израильтян, считалось, что владельцем любой собственности в стране является царская семья, лишь передающая эту собственность в пользование своим подданным. Царь естественным образом обладал правом отобрать у любого из подданных все, что ему заблагорассудится. У израильтян понятия о собственности были иными. В частности, хозяином земли для них был Бог (Исх 19:3−8; Лев 25:23), и Он лишь вверял ее в пользование и управление Своему народу (Чис 14:8; Чис 35:33; Втор 1:8; Втор 8:7; Втор 34:1). Таким образом, израильские цари могли распоряжаться собственностью, в том числе земельной, своих подданных с гораздо меньшей свободой, нежели цари языческих народов Ханаана (Втор 17:14−20; 1Цар 8:9−17; 1Цар 10:25). Поэтому Ахав не отбирает силой понравившийся ему виноградник Навуфея, а сначала предпринимает попытку сторговаться с его владельцем (ср. 16:24).

21:3 сохрани меня Господь, чтоб я отдал тебе наследство отцов моих! Когда земля обетованная была поделена между коленами Израиля (Нав 13:6 — 21:45), каждая семья получила свой надел, считавшийся с тех пор даром Божиим. Поскольку виноградник являлся долей Навуфея в наделе его семьи, продать или обменять его значило бы для Навуфея лишить своих потомков доли в наследии предков (Лев 25:23; Чис 27:1−11; Чис 36:1−12).

21:8 написала ... письма к старейшинам и знатным ... живущим с Навуфеем. Иезавель предпринимает попытку привлечь на свою сторону тех, кто вершил правосудие в Изрееле.

21:9 объявите пост. Предлагая жителям Изрееля объявить пост, Иезавель совместно с Ахавом стремится внушить им мрачные предчувствия, ибо пост часто связан с наступлением периода испытаний или с чьим-либо тяжким грехом (Суд 20:26; 1Цар 7:5−6; 1Цар 14:24; 2Пар 20:3; Иона 3:5, 7−9).

21:10 против него посадите двух негодных людей. По израильскому законодательству обвинение в тяжком преступлении должно было быть поддержано показаниями сразу двух свидетелей (Чис 35:30; Втор 17:5−6; Втор 19:15).

которые... бы ... сказали: «ты хулил Бога и царя». Таким образом, двое «негодных людей» обрекли бы ничего не подозревающего Навуфея на смерть, поскольку по израильским законам именно смертью каралась хула на Бога (Исх 22:28; Лев 24:10−16).

21:13 И вывели его за город, и побили его камнями. См. Лев 24:14; Чис 15:35−36. В 4Цар 9:26 сообщается, что убиты были также и сыновья Навуфея, и, таким образом, уже никто не мог в законном порядке претендовать на его виноградник.

21:22 поступлю с домом твоим так, как поступил с домом Иеровоама. См. 14:10; 15:29.

и с домом Ваасы. См. 16:1−4, 11−13.

21:24 того съедят псы... того расклюют птицы. См. ком. к 14:11.

21:25 не было еще такого, как Ахав. См. ком. к 16:30−33.

21:26 Аморреи. В данном случае этим словом обозначены все народы, населявшие Ханаан до прихода туда израильтян (см. Быт 15:16; Втор 1:7; 2Цар 21:2).

21:27 разодрал одежды свои, возложил на тело свое вретище. Переданный через Илию суд Божий возымел должное воздействие на Ахава. Разрывание одежд и ношение вретища были в Израиле знаками скорби и раскаяния (Быт 37:34; 2Цар 3:31; 4Цар 6:30; Плач 2:10; Иоиль 1:13).

21:29 Я не наведу бед в его дни. Господь не отменяет наказания Ахаву и его дому, о котором говорится в ст. 21−24, но лишь откладывает его исполнение. во дни сына его. Т.е. Иорама (4Цар 9:25−26). Хотя Ахаву и не суждено было стать свидетелем гибели своего дома, его самого и Иезавель ожидала бесславная смерть (22:37−38; 4Цар 9:10, 34−37).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
10  [1] — Букв.: благословлял — это слово употреблено здесь как ирония, в значении, противоположном буквальному; то же в ст. 13.
20  [2] — Букв.: делам, которые были злом в глазах Господа.
21  [3] — Букв.: всех мочащихся к стене.
21  [4] — Или: будь то малый, будь то слабый; или: от мала до велика.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.